Автор: Дагаева Ирина Львовна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО «ДШИ №1»
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Музыкально–поэтическая импровизация по творчеству П.И. Чайковского «С любовью и признанием»
Тема: Художественное восприятие музыки через поэзию
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования «Детская школа №1»
Преподаватель по классу фортепиано
Дагаева Ирина Львовна
Сценарий к музыкально-поэтической импровизации
по творчеству П.И. Чайковского
«С любовью и признанием»
(текст читают двое ведущих)
2018 г.
Эпиграф
Нам история помнится в лицах
И великие пишут ее.
Хорошо, что нам есть,
Кем гордиться,
Хорошо, что у нас
Есть свое.
Нам Чайковский, как яркое пламя
Мы храним это имя в умах,
И оно все ценнее с годами,
Его музыка в наших сердцах.
2
1 ведущий:
Звучат аккорды,
Выстроившись в ряд,
Нам воспевая Русь,
«Июнь» сыграем,
Мы сейчас для Вас,
С него начнется
О Чайковском наш рассказ!
2 ведущий:
Чайковский – его имя
Восхищает целый мир.
Он – наш любимый гений и кумир.
Отправимся мы с Вами
В дальний путь,
Чтоб звуков красоту понять,
В себя вдохнуть.
(звучит «Июнь» Баркаролла)
1 ведущий:
Родился в Воткинске,
Далекой стороне,
Любившей музыку
И общество семье.
Под пенье матери
И звуки оркестрины
Пришла к нему любовь
Навечно и незримо
К Эвтерпе славной,
Многоликой, чтоб стать
3
Поистине великой
В руках, тогда столь
Юного творца,
Прославившего Родину,
Семью свою, отца…
(звучит «Вальс» из балета «Спящая красавица»)
2 ведущий:
Он был способный,
Умный мальчик,
А не лентяй и неудачник.
Учился музыке
Он очень хорошо
И с увлечением,
Старательно, легко.
1 ведущий:
Рос в окружении
И большом внимании
Родных и гувернантки Фанни.
Был впечатлителен,
Раним,
Обласкан ими и любим.
(звучит «Мой Лизочек»)
2 ведущий:
Представим дом,
Весенний сад.
Где яблони в цвету стоят,
В ночной тиши сияют звезды
И, не считаясь, рано или поздно,
4
Выводит трели соловей,
Все для соловушки своей.
( звучит «Растворил я окно»)
1 ведущий:
Шли годы. Воткинска
Замкнулся круг.
Приехав с мамой в Петербург,
В училище он поступил,
Где правоведенье учил.
В нем много приобрел друзей,
И увлечений, и идей.
Но музыку не оставлял,
Часами в зале он играл.
(звучит «Грустная песенка»)
2 ведущий:
Учился увлеченно, быстро,
Мог стать отличным пианистом,
Но сам хотел лишь сочинять,
А не на сцене выступать.
1 ведущий:
И, получив диплом юриста,
В консерваторию учиться
Наш Петр Ильич вдруг поступил.
Друзей чем светских удивил.
2 ведущий:
Нет больше праздных наслаждений,
Пустых, ненужных увлечений,
Есть композиции урок
5
И новый жизненный виток.
(звучит «Средь шумного бала»)
1 ведущий:
Он приобрел большие знания,
Пришел успех, пришло признание,
Товарищей, учителей,
Хвалил его сам Рубинштейн.
2 ведущий:
О биографии творца
Рассказам нашим нет конца,
Поэтому пора играть,
Его нам дальше прославлять.
(звучит «Русская пляска» из балета «Лебединое озеро»)
1 ведущий:
Теперь послушайте: «Бом-Бом»,
Открылся «Детский» наш альбом:
Он много-много лет подряд
Любимый сборник у ребят.
2 ведущий:
В нем он собрал воспоминанья
О милой матушке своей.
И о молитве утром ранним.
Ее читали дети с ней.
(звучат «Мама», «Утреннее развлечение»)
1 ведущий:
Вот детский уголок. Игрушки.
Полк замечательных солдат,
Лошадки, пушки и хлопушки,
6
Нарядных кукол целый ряд.
(звучат «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны
куклы», «Новая кукла»)
2 ведущий:
Что же, пора! Уроки танцев!
Объявляем детям мать
Первый в зал спешит Петруша –
Очень любит танцевать.
(звучат «Вальс», «Мазурка», «Полька»)
1 ведущий:
Он путешествовал по странам,
Но в сердце Русь всегда жила.
2 ведущий:
В них песен записал немало,
Гуляя, бросив все дела.
1 ведущий:
Италии веселой песни,
Печальной Франции мотив.
2 ведущий:
Германии есть тоже песня
1 ведущий:
В альбоме все их разместив,
Рассказами, игрой и пеньем,
Он интерес к ним пробудил,
И детское воображенье,
Конечно, мастерски развил.
(звучат «Итальянская песня», «Старинная французская песня», Немецкая
песенка «Шарманщик поет»)
7
2 ведущий:
Общение в Каменке с родными,
Племянниками дорогими,
Напоминало отчий дом.
Все собирались за столом
И пили чай, ну, а потом
Шли в поле радостно гулять
И вольным воздухом дышать.
Залечь в траву в немом томленье
И слушать жаворонка пенье.
(Звучит «Песенка жаворонка»)
1 ведущий:
В делах день прожит и в заботах,
Ну, как тут детям не устать?
И месяц за окном кивает:
«Пора бы сказку рассказать!»
И вот под сказку засыпая
И глазки тихо закрывая,
Все погружаются вдруг в сон,
Грезы им приносит он.
(звучат «Нянина сказка», «Сладкие грезы»)
2 ведущий:
В Каменке так ярки звезды,
Так прекрасен небосвод,
Кажется сама природа
Нас к молитве всех зовет.
«Господи! Услышь ты нас!
Ранним утром, в поздний час,
8
Нас от бед ты огради,
Разуменьем награди!»
(звучит «Хор»)
1 ведущий:
В Петербурге, вместе с мамой,
Оперу он посетил.
Глинка музыкой своею
Интерес к ней пробудил.
2 ведущий:
Восхитился и не зря,
Его «Жизнью за царя»
1 ведущий:
Повзрослев, став музыкантом,
Тоже стал он сочинять,
Пьесы, оперы, концерты,
И балеты создавать.
(звучат «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»)
2 ведущий:
Популярной в мире стала
Его пиковая дама.
Герман, Лиза и графиня
Вспоминаем Пушкина мы имя,
1 ведущий:
И из оперы дуэт,
Ничего прелестней нет!
(звучит Дуэт Лизы и Полины «Уж вечер…»)
2 ведущий:
И другой есть фолиант,
9
Драгоценнейший бриллиант.
1 ведущий:
Кто ж «Онегина» не знает?
Он Россию прославляет
И в Милане, и в Париже
2 ведущий:
И в Нью-йорке!
Есть и ближе: в Петербурге
И Москве… Знают музыку везде!
(звучит дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль, вы…»)
1 ведущий:
Время! Время наш попутчикк
От рожденья до заката.
Время лечит, время мучит
Время нас влечет куда-то.
2 ведущий:
Временным богатым циклом
Наградила природа.
1 ведущий:
Им, конечно, управляет
Переменная погода.
2 ведущий:
Зимний снег, осенний ветер,
Летний ливень и жара.
1 ведущий:
А весною, звон капели
Слышен с раннего утра.
10
2 ведущий:
В музыке свое Чайковский
Это все отобразил.
Как Антонио Вивальди
«Времена года» сочинил.
1 ведущий:
Зима, снег лежит в полях,
Зайцы прячутся в кустах,
В коврах барские возки
Мчат невест в Москву они.
В декабре, и стар, и мал,
Все хотят попасть на бал.
2 ведущий:
Святки празднует страна,
Что же ты стоишь одна?
(звучит «Декабрь. Святки.» цикл «Времена года»)
1 ведущий:
Метель, вьюга в феврале,
Масленица на дворе,
Дружно все ее встречают,
В костре чучело сжигают.
1 ведущий:
На реке – веселье гам,
Бой идет кулачный там,
Мчатся сани вдалеке
С ямщиком на облучке.
(звучит «Февраль. Масленица»)
11
2 ведущий:
Птиц веселых голоса
Говорят: «Пришла весна!» –
На проталинке лесной
Погуляем мы с тобой.
1 ведущий:
И подснежники найдем,
Милой маме принесем!
(звучит «Апрель. Подснежник»)
2 ведущий:
Летний зной. Июль. Жара.
Да косить пришла пора,
На лугах трава сочна
И крестьянам не до сна.
(звучит «Июль. Песнь косаря»)
1 ведущий:
Осень. К нам пришел сентябрь.
2 ведущий:
А потом – октябрь, ноябрь.
1 ведущий:
В октябре дни так скучны,
Льдинки в лужицах видны.
После заморозков, днем.
2 ведущий:
Ох, как холодно в ночном!
Ветры гонят листопад
Так внезапно, невпопад…
12
1 ведущий:
Сразу хочется бежать,
Дождик в доме переждать.
(звучит «Октябрь. Осенняя песня»)
2 ведущий:
В ноябре туман и мгла,
То ли осень, толь зима?
Эй, хозяин, не скучай,
Лучше тройку запрягай,
Ранним утром, с ветерком
Кучер всех доставит в дом,
Где тепло, светло, уют,
Где давно Вас в гости ждут.
(звучит «Ноябрь. На тройке»)
1 ведущий:
Мы сегодня о Чайковском
Завершили свой рассказ!
Благодарно и с любовью
Шлем земной поклон от нас.
1 ведущий:
Сколько чувству и сколько красок
В звуках передано нам.
Вы – художник, композитор
И творец! Спасибо вам!
13
Комментарии автора
К творчеству Петра Ильича Чайковского фортепианный отдел нашей
школы обращался не один раз, проводя городские и областные семинары.
Мною был написан музыкально-поэтический сценарий к сборнику
«Детский альбом» и к его балету «Щелкунчик».
Этот сценарий вмещает в себя более широкий обзор музыкального
творчества композитора: «Детский альбом», цикл «Времена года», музыку
из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,
романс, детская песня «Мой Лизочек», дуэты из опер «Пиковая Дама» и
«Евгений Онегин».
В концерте, в этой композиции принимают участие дети младших, средних
и старших классов, педагоги-иллюстраторы и ведущие концерта.
Главной целью создания этого сценария является мысль о неразрывной
связи музыки и слова. Простой текст стихов дает возможность ученику
настроится на исполнение произведения, в какой-то степени понять
художественно-исполнительский замысел композитора и кратко, доступно
знакомит ученика и слушателя с биографией Чайковского, вводит в быт и
атмосферу его эпохи.
Стихи, на мой взгляд, являются хорошей ритмической связкой для
исполнения музыкальных произведений, помогают выстроить единую
сюжетную линию, которая еще больше раскрывает особенности творчества
П. И. Чайковского.
Ведущие, читающие этот текст, способствуют этому.
Внедряя в нашу школьную работу этот опыт сценарно-поэтических
композиций, мы убедились, что эта форма работы очень помогает ребенку-
исполнителю в выступлениях. Освобождает физически, настраивает
психологически, дает возможность почувствовать себя артистом.
Сценарий требует репетиций, прогонов текста и музыки. Такая работа
воспитывает дисциплину, внимание, чувства единства в ансамблевой и
коллективной игре. Стимулирует качественное выступление, дабы не
провалить общее дело.
Такие репетиции требуют точной организации процесса, расчета времени
выхода на сцену, чтобы не образовались пустоты. Чтобы все шло в
непрерывном движении.
14
Это очень трудоемкая работа, требующая дополнительного времени в
занятиях со стороны педагогов, учащихся и их родителей, если они водят
их в школу.
Такая форма работы, при всем выше сказанном, нравится детям и
родителям. Она придает живость и образность выступлениям, с
эстетической точки зрения, умение носить костюм и платья, подражая
эпохе композитора, расширяет музыкальным кругозор у детей-участников.
Слушая по несколько раз произведения, они их запоминают, пополняя свои
знания о творчестве великого композитора П. И. Чайковского. В подобных
концертах возникает хорошая эмоциональная связь между выступающими
и зрителями в зале. Я думаю, что это происходит не только благодаря
музыке, но и тексту, оформляющему концерт.
Вот, пожалуй, и все, что я смогла рассказать об этой форме работы –
«Музыкально-поэтическая импровизация».
15