Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Григорьева Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка – детский сад № 134 "Жемчужинка"
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Григорьева М. В.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним

из

ведущих

приоритетов

образования

является

создание

условий

для

эмоционально-нравственного

воспитания

детей.

Развитие

личности,

способной

к

сочувствию,

сопереживанию,

восприятию

эмоциональных

проявлений

других

людей

обеспечивает

успешную

ее

адаптацию

в

современном

социокультурном

пространстве.

Современная

теория и практика уделяет большое внимание воспитанию межличностных

отношений,

развитию

способности

ребенка

управлять

своими

чувствами,

переживаниями.

В научной литературе существуют различные подходы к определению

эмпатии как свойства личности (Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М.

Юсупов, К. Роджерс) как процесса (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл),

выделяют уровни ее развития (Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Э. Штейнмец, И. М.

Юсупов), механизмы формирования (И. Г. Осухова и др.). В настоящее время

единой точки зрения для выделения критериев определения эмпатии остается

нерешенной

и

проблема

определения

эффективного

развития

эмпатии

у

ребёнка , в которой были бы достаточно полно представлены конкретные

методы и технологии.

Изучением развития эмпатии в дошкольном детстве занимались многие

отечественные

психологи:

В.

В.

Абраменкова,

Т.

П.

Гаврилова,

А.

В.

Запорожец, А. Б. Николаева, А. А. Рояк, Л. П. Стрелкова, и др. Исследования

показали, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы

эмоционально-нравственной культуры личности, в которой эмпатия занимает

ведущее место.

В

современных

исследованиях

эмпатия

изучается

в

контексте

социально-нравственного

развития

ребенка,

воспитания

у

детей

чувства

гуманности и коллективизма, и принимает формы: дружбы (А. А. Аржанова),

доброжелательности (Т. И. Бабаева), положительных взаимоотношений (В. П.

Залогина,

И.

М.

Поспехов),

отзывчивости

(Л.

А.

Пеньевская).

Анализ

образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений

показывает, что подобные задачи развития ребенка рассматриваются в русле

социализации как значимые, существует потребность практики в разработке

необходимых инструментов в деятельности воспитателей и специалистов

дошкольного образования по развитию эмпатии дошкольников.

Необходимо выявить особенности развития эмпатии у детей 6-7 лет,

что и послужило целью нашего исследования.

Реализация обозначенной цели осуществлялась на базе МБДОУ «ЦРР –

детский

сад

№134»

г.

Чебоксары.

В

исследовании

приняло

участие

50

человек, которые были распределены на две группы: контрольную (25 детей)

и экспериментальную (25 детей).

Для решения поставленных задач и определения исходного уровня

сформированности

эмпатии

мы

использовали

следующие

методики:

«Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»

(A. M. Щетинина) и «Неоконченные рассказы» Т. П. Гавриловой.

Целью экспериментального исследования явилось выявление уровня

развития эмпатии у детей подготовительной группы.

Уровень развития эмпатии оценивался по следующим критериям:

Высокому

уровню

развития

эмпатии

соответствует

24

балла

(гуманистический тип эмпатии). На данном уровне дети проявляют интерес к

состоянию

другого,

ярко

эмоционально

на

него

реагируют

и

идентифицируются

с

ним,

активно

включаются

в

ситуацию,

пытаются

помочь, успокоить другого.

Среднему

уровню

(эгоцентрическая

эмпатия)

соответствует

16-19

баллов. Дети пытаются отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально

реагируют на переживания другого, но при этом говорят: «А я не плачу

никогда...» и т.п. Ребенок, стремясь получить похвалу, одобрение взрослого,

лишь изображает сочувствие, сопереживание другому.

Низкий уровень проявления эмпатии по группе от 1 до 8 баллов. На

данном уровне дети не проявляют интереса к эмоциональному состоянию

других, слабо реагируют на их переживания и часто совершают эмпатийные

действия лишь по побуждению взрослого.

Полученные

на

констатирующем

этапе

эксперименте

данные,

позволили установить ряд особенностей развития эмпатии у детей старшего

дошкольного возраста:

Уровень проявления эмпатии преимущественно низкий;

48% детей пытаются отвлечь внимание взрослого с других на себя;

Стремясь

получить

похвалу,

одобрение

взрослого,

дети

изображают сочувствие, переживание другим;

40% не проявляют интереса к эмоциональному состоянию других;

Слабо реагируют на чужие переживания, совершая эмпатийные

действия только по побуждению взрослого;

Большинству

детей

свойственен

эгоцентрический

характер

эмпатии, где характерны переживания не за другого, а за себя. Страдания

другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя;

28%

проявляют

гуманистический

эмоциональный

отклик

на

неблагополучие

или

благополучие

другого

(сорадование,

сострадание,

сочувствие, жалость).

Наблюдаемое желание детей на вербальном уровне помогать, проявлять

сочувствие дает нам основание предполагать, что использование специально

разработанной системы средств, основу которых составит комплекс сюжетно-

ролевых

игр,

позволит

им

в

дальнейшем

проявлять

эмпатию

к

людям

в

реальных ситуациях, так как это обусловлено наличием сенситивного периода,

произвольностью психических процессов, стремлением детей к совместности,

взаимодействию, принятию позиции другого.

В

связи

с

этим,

по

нашему

мнению,

необходимо

научить

ребенка

осознанно

относиться

к

чувствам

другого,

к

своему

внутреннему

миру

и

внутреннему

миру

других,

развивать

стремление

к

оказанию

действенной

помощи другим детям.

Практическая реализация этих проблем сводится к созданию комплекса

сюжетно-ролевых игр, способствующих повышению уровня развития эмпатии

у детей 6-7 лет.

Результаты,

полученные

по

двум

методикам,

позволяют

судить

о

недостаточном развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Таким

образом,

нужно

разработать

и

реализовать

систему

мероприятий,

направленные на формирование эмпатии у детей 6-7 лет.

Список литературы

1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений

ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. – М. :Просвещение, 2000.

– 147 с.

2. Акулова, О. В. Театрализованные игры / О. В. Акулова // Дошкольное

воспитание. – 2005. – №4. – С. 18-21.

3. Балакирева, Т. Эмоции и дети / Т. Балакирева // Дошкольное воспитание. -

2005. – №1. – С. 12-14.

4. Березина, Т. А., Комкина, Н. Ю. Развитие эмпатии у дошкольников

средствами игровой деятельности / Т. А. Березина, Н. Ю. Комкина //

Воспитываем дошкольников самостоятельными. – СПб.: Российский

государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Кафедра

дошкольной педагогики. – 2000. – С. 45- 48.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.

Божович. – М.: Просвещение, 2009. – 234 с.

6. Бреслов, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслов – М.: Академия, 2004. –

256 с.

7. Вайнер, М. Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков

эмоционального развития дошкольников / М. Э. Вайнер. М.: Речь, 2006. – 145

с.

8. Венгер, Л. А., Мухина, В. С. Психология / Л. А. Вегнер, В. С. Мухина. –

М., Просвещение, 2001. – 305 с.

9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб.:

Союз, 2004. – 236 с.

10. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего

и среднего школьного возраста. / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. –

2004. - №2. –С. 12-14.

11. Гайворонская, Т. А., Деркунская, В. А. Развитие эмпатии у старших

дошкольников в театрализованной деятельности / Т. А. Гайворонская, В. А.

Деркунская. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг – 2003. –

237 с.

12. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и

методические рекомендации / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

-125 с.

13. Ежкова, Н. Эмоциональный компонент образования: процесс

реализации / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. -2006. -№6. – С. 12-14.

14. Жичкина, А. Е. Значимость игры в развитии человека / А. Е. Жичкина //

Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – С. 21-23.

15. Зурабова К. Тайны эмпатии / К. Зурабова // Дошкольное воспитание.

-2006. -№7. – С.14-16.

16. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык / Дж. Иган //

Журнал практической психологии и психоанализа. – №1. – 2000. - С. 4-38.

17. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства/Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. -752 с.

18. Ковалев, А. Г. Эмпатия и процесс практического познания одной

личности другой / А. Г. Ковалев // Теоретические и прикладные проблемы

психологии познания людьми друг друга. – Краснодар, 2000. – С. 34-48.

19. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь / Г. М.

Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 176 с.

20. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире/С. А.

Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С.11-13.

21. Коротаева, Е. Условия создания эмоционально – развивающей среды

дошкольного учреждения/ Е. Коротаева // Детский сад от А до Я. – №1. –

2007. – С. 15-18.

22. Кошелева, А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие

дошкольников / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. М.: Академия,

2003. – 176 с.

23. Крюкова, С. В. Здравствуй, я сам!: Тренинговая программа работы с

детьми 3– 6 лет / С. В. Крюкова – М.: Генезис, 2007. – 112 с.

24. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей/ Н. Л. Кряжева. –

Ярославль.: Академия развития, 2006. – 208 с.

25. Лабунская,В. А. .Психология затрудненного общения: Теория. Методы.

Диагностика. Коррекция / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус.

– М.: Академия, 2001. – 157 с.

26. Максимова, А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. / А. А. Максимова. – М.:

Сфера, 2005. – 86 с.

27. Менджерицкая, Ю. А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного

общения / Ю. А, Менджерицкая // Прикладная психология. - 1999. - №4. – С.

14-18.

28. Мещеряков, Б. Г. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / Б. Г.

Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: Олма-пресс. 2004. – 238 с

29. Морозов, В. П., Васильева, А. Г. Невербальный слух и эмпатия / В. П,

Морозов, А. Г. Васильева// Труды института психологии РАИ. – 1995. – Сер 1.

№2.

30. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2000. –

176 с.

31. Недоспасова, В. А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст

/ В. А. Недоспасова – М.: Просвещение, 2002. – 140 с.

32. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф.

Обухова. – М.: Тривола, 2006. – 130 с.

33. Овчаренко, Е. Р. Зеркальный кубик и веселая гусеница / Е. Р. Овчаренко //

Обруч. – М., 2003. – №3.

34. Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5 – 7 лет

/ Е. Р. Овчаренко // Науч. – метод. журнал «Начальная школа плюс: До и

после». – 2003. – №10.

35. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология / А. В. Петровский, М.

Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

36. Петровский, А.В. Психология: словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского,

М. Г. Ярошевского. – М.: Просвещение, 2000. – 220 с.

37. Рогов, Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2001. –

205 с.

38. Роджерс, К. Эмпатия/К. Роджерс // Психология эмоций. – М., 2004.

39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.:

Питер, 2000. – 712 с.

40. Семенака, С. И. Уроки добра. / С. И. Семенака М.: АРКТИ 2005. – 203 с.

41. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О.

Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 160 с.

42. Солодилова, О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб.

Пособие / О. П. Солодилова. – М.: ТК Велби, 2004.-56 с.

43. Петровский, А. В., Абраменкова, В. В. Социальная психология /

Петровский А. В., Абраменкова В. В. – М.: Просвещение, 2004. – 248 с.

44. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. проф. В.

А. Лабунской. – М., 2000.

45. Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно/А. С. Спиваковская. – М. :

Педагогика, 2001.

46. Стрелкова, Л. П. Творческое воображение: эмоции и ребенок /Л. П.

Стрелкова // Обруч. – 2006. – №4.

47. Стрелкова, Л. П. Чувства и эмоции важнейшие ценности дошкольного

детства / Л. П. Стрелкова // Самобытность детства. Новые ценности

образования. № 3. 2007. С. 57-72.

48. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева – М.:

Академия, 2001. – 207 с.

49. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М. : Владос, 2000. -

120 с.

50. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический

курс /О. А. Шаграева. – М., 2001. – 180 с.

51. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка / А.М.

Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 150 с.

52. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные

аспекты): Дис. д-ра. психол. наук. /И. М. Юсупов. – С. -Петерб. Гос. Ун-т.

СПб., 2001. 252 с.



В раздел образования