Напоминание

«Автоматизация звука ш в слогах, словах, словосочетаниях»


Автор: Винтовкина Мария Фаритовна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14 "Василёк"
Населённый пункт: город Рубцовск, Алтайский край
Наименование материала: НОД в индивидуальной форме
Тема: «Автоматизация звука ш в слогах, словах, словосочетаниях»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Алтайский край, город Рубцовск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

Конспект

образовательной деятельности по образовательной области

«Речевое развитие»

по теме: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях»

Учителя - логопеда Винтовкиной М. Ф.

в рамках годовой задачи

IV квартал, 2016 год

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возрастная группа: подготовительная группа;

ТЕМА: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях;

Цель: автоматизация произношения звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях;

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.

Формировать

практические

умения

и

навыки

для

пользования

исправленным звуком в речи;

2.

Уточнять и расширять словарный запас

Коррекционно – развивающие:

1.

Автоматизировать звук [ш] в слогах и словах, словосочетаниях;

2. Развивать интонационную выразительность речи;

3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух,

зрительное

внимание,

упражнять

в

согласовании

существительных

с

числительными и притяжательными местоимениями;

Коррекционно – воспитательные:

1.

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

2.

Воспитывать бережное отношение к природе;

3.

Воспитывать усидчивость.

Лексический материал: слова со звуком [ш] – шуба, шапка, каша, шина,

машина, шиповник, мишень, кошелек, петушок, ландыши, малыши, лошадь,

вишня, кошка, мыши, лягушка, кувшинки, камыши, душ, ковшик, пушка,

книжка, кувшин, мишка, шишки, дедушка, бабушка, Аленушка, избушка,

мошка, башня, клюшка, кошка, шут, шутка, шайба, шалун, шинель, шампунь,

шутник;

Формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная: физ. минутка

Игровая: артикуляционная гимнастика, игра – «Поймай звук», «Лабиринт»,

игра – «Назови картинку», игра – «Жадина», игра – «Фотограф», «Один -

много»;

Коммуникативная:беседа;

Предварительная работа с ребенком:

Изготовление фотоаппарата для игры

«Фотограф»,

разучивание

физкультминутки

«Мишка

косолапый

по

лесу

идет».

Материальное

обеспечение: ноутбук,

слайдовая

презентация,

зеркало,

Маша (разрезная картинка), Маша - игрушка; игры – «Лабиринт», «Назови

картинку», «Жадина», «Фотограф», «Один - много».

Предварительная

работа

с

воспитателями:

автоматизация

звука

[ш]

в

слогах, словах, словосочетаниях.

Организационный момент:

Цель: Создание мотивации на индивидуальную деятельность.

Задачи:

1.

Психологический настрой на индивидуальную деятельность.

2.

Поддерживать интерес к дальнейшей индивидуальной деятельности.

Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы), игровой (сюрпризный момент)

Деятельность

детей

Деятельность педагога

Примечание

Ребенок

сидит

на

стуле

и

слушает

внимательно

педагога

Миша, посмотри я приготовила для тебя

картинку.

- Кто изображен на нашей картинке?

- Правильно, это Маша.

- Какой ты слышишь звук, который мы

учимся правильно произносить?

- Молодец, звук [ш].

-

А

т ы

з н а е ш ь ,

М а ш а

н е

у м е е т

произносить

звук

[ш].

Давай

научим

ее

правильно говорить!

На

столе

лежит

вырезная

картинка Маши.

Основная часть

Цель:

создание условий для автоматизации звука [ш]

Задачи:

1. Формировать практические умения и навыки для пользования исправленным

звуком в речи;

2. Уточнять и расширять словарный запас

3. Развивать интонационную выразительность речи;

4.

Развивать

артикуляционную

и

мелкую

моторику,

фонематический

слух,

зрительное

внимание,

упражнять

в

согласовании

существительных

с

числительными и притяжательными местоимениями.

Методы

и

приемы:

словесный

(поощрения,

вопросы,

беседа),

игровой

(физкультминутка, игра), наглядный (дидактические картинки).

Артикуляционная гимнастика

Цель: активизация мышц лицевого аппарата

Ребенок

и

педагог

с и д я т

п е р е д

зеркалом

А

сейчас

Маша

вместе

с

нами

будет

выполнять упражнения для языка.

«Блинчик»;

«Чашечка»;

«Вкусное

варенье»;

«Футбол»;

«Грибок»;

«Бублик»;

«Чистим зубки».

Игра «Поймай звук (хлопни в ладоши)»

Цель:

развитие слухового и фонематического восприятия;

Ребенок

хлопает

в

л а д о ш и ,

к о г д а

услышит звук [ш]

Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты

будешь хлопать, когда услышишь звук

[ш].

Звуки: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, О, Ш.

Слоги: ША-СА-ШУ-ЖИ-ШИ-РО-ЛЫ-

ШЭ.

Слова: кот, шило, вода, шея, корова, хлеб,

шампунь, шиповник, рыбак, ботинки,

шорты, шутка.

Артикуляция звука [ш]

Цель: объяснение нормальной установки при произнесении звука [ш];

Ребенок

рассказывает

артикуляцию звука

[ш]

Посмотри в зеркало и произнеси звук [ш].

Расскажи,

как

«работают»

губы,

язык,

когда произносится звук [ш]

-

Попробуйте

произнести

звук

тихо,

громко, длительно, отрывисто.

Логопед

п о б у ж д а е т

к

полным ответам.

Произнесение слогов со звуком [ш]

Цель: автоматизация звука [ш] в слогах

Ре бе н о к

с т р о и т

б а ш н ю

и з

пирамидки.

Перед

тобой

пирамидка

«Стаканчики».

Д а ва й

п о с т р о и м

б а ш н ю

и з

н е е ,

проговаривая слоги: ша, шо, шу, ши, аш,

ош, уш. ыш.

Стоим

башню

из

пирамидки

«Стаканчики».

Игра «Лабиринт»

Цель: автоматизация звука [ш] в словах.

Ребенок

б е р е т

Машу

и

шагаю

по полю вместе с

н е й

н а з ы в а е т

картинки.

А

в

этом

задании

Маша

будет

нашей

помощницей: «Перед тобой игровое поле,

называй

картинки,

начиная

со

звука

[ш],

двигаясь далее по дорожке». Шиповник –

это лекарственное растение, в нем много

витамина

С

и

он

полезен

при

простуде.

Ландыш – это лекарственное растение. Из

цветков и листьев изготавливают лекарства

для сердца, но ягодки ландыша ядовитые.

Кувшинка

занесена

в

красную

книгу

и

находится на грани исчезновения.

Педагог

п о б у ж д а е т

к

самостоятельному

выполнению

задания

-Вот какой молодец!

Физкультминутка - логопедическая распевка «Мишка косолапый по лесу

идет»; Пальчиковая гимнастика – «Семья»

Цель: профилактика утомления, психоэмоциональная разрядка;

Ребенок

повторяет

д в и ж е н и я

з а

педагогом

-Немножечко

устали,

а

теперь

мы

отдохнем. Повторяй движения за мной!

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Игра « Назови картинки »

Цель: автоматизация звука [ш] в словах

;

Ребенок

внимательно

смотрит и называет

их.

Давай назовем Маше картинки со звуком

[ш].

Педагог

п о б у ж д а е т

к

самостоятельному

выполнению

задания

Игра « Жадина »

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными

местоимениями мой, моя

;

Ребенок

внимательно

с м о т р и т

н а

картинки и говорит

к

какому

предмету

п од ход и т

с л о в о

мой, моя.

А теперь поиграем в игру «Жадина». Про

какие

картинки

можно

сказать:

«Мой?

Моя?»

Твой

ответ

будет

таким:

«Моя

бабушка, мой шутник».

Логопед

п о б у ж д а е т

к

полным ответам

Игра «Один – много»

Ц е л ь : автоматизация

звука

[ш]

в

словах,

согласование

числительных

с

существительными;

Ребенок

смотрит

с л а й д ы

и

проговаривает

слова.

Посмотри на экран и измени слова.

Игра «Фотограф»

Цель: автоматизация звука [ш] в словосочетания.

Ребенок

называет

картинки,

фотографирует их и

Посмотри

на

картинки

внимательно

и

назови их, правильно произнося звук [ш].

Давай сфотографируем каждую картинку.

Педагог

закрывает

к а р т и н к и ,

а

г о в о р и т

ч т о

пропало.

Т в о й

о т в е т

б у д е т

т а к и м :

« Я

фотографирую шляпу» и т. д. А теперь

закрой глаза и угадай что пропало?

ребенок

должен

вспомнить,

что

изображено.

Заключительная часть.

Цель: Подведение итогов индивидуальной деятельности.

Задачи:

1.

Сохранять и поддерживать интерес к автоматизации звука [ш];

Методы и приемы: словесный (поощрение), практический (раскрашивание).

Р е б е н о к

б е р е т

задание

- Молодец! Выполнил все задания. Как ты

думаешь,

Маша

научилась

произносить

звук [ш]? А теперь ей пора возвращаться

домой. Миша ты получаешь медаль, на

которой есть задание. Раскрась только те

картинки в названиях которых есть звук

[ш].

Скажи, какой звук мы старались

правильно произносить на занятии?

Ребенок

получает

р а с к р а с к у

медаль со звуком

[ш]

Р е б е н о к

б е р е т

к а р т о ч к и

д л я

автоматизации

звука [ш] в словах,

предложениях.

-

Умница!

А

дома

с

родителями

ты

выполнишь задания по карточкам.

Ребенок

получает

карточки.

Формы взаимодействия с родителями: Автоматизация звука [ш] в слогах,

словах (карточки).

Выступление:

Вашему внимания предлагаю совместную деятельность по образовательной

области «Речевое развитие» на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах,

словах, словосочетаниях».

Цель: автоматизация произношения звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях;

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

3.

Формировать

практические

умения

и

навыки

для

пользования

исправленным звуком в речи;

4.

Уточнять и расширять словарный запас

Коррекционно – развивающие:

2.

Автоматизировать звук [ш] в слогах и словах, словосочетаниях;

2. Развивать интонационную выразительность речи;

3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух,

зрительное

внимание,

упражнять

в

согласовании

существительных

с

числительными и притяжательными местоимениями;

Коррекционно – воспитательные:

4.

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

5.

Воспитывать бережное отношение к природе;

6.

Воспитывать усидчивость.

Предварительная работа с ребенком:

Изготовление фотоаппарата для игры

«Фотограф»,

разучивание

физкультминутки

«Мишка

косолапый

по

лесу

идет».

Миша мальчик стеснительный и застенчивый, посещает д/с второй год. Буду

стараться побуждать отвечать полным ответом. Чаще использовать похвалу,

для поддержания уверенности и нормального эмоционального состояния.

Могу предположить, что поставленные задачи будут реализованы, ребенок

справится с предложенными заданиями, возможно, возникнут трудности при

высказывании полным ответом.

Поэтому

при возникновении трудностей

буду

задавать

наводящие

вопросы,

помогать

строить

полный

ответ.

Возможно,

ребенок

будет

чувствовать

себя

неловко,

скованно,

из-за

присутствия новых людей.

Самоанализ:

Мной соблюдены санитарно-гигиенические условия (проветривание,

расстояние детей от монитора компьютера).

1.

Содержание

деятельности

соответствует

требованиям

рабочей

программы

и

требованиям

адаптированной

основной

образовательной

программы, которая разработана коллективом детского сада в соответствии с

ФГОС.

2.

Структура деятельности соответствует целям обучения, воспитания и

коррекции.

3.

Лексический

материал

был

подобран

с

учетом

возрастных,

индивидуальных возможностей ребенка.

4.

Внимание

ребенка

было

активно:

перед

деятельностью

был

эмоциональный настрой, в начале – сюрпризный момент. Далее внимание

ребенка

привлеки

игры,

много

наглядности.

А

также

использование

современных технологий.

5.

Считаю, что поставленные цели и задачи мы реализовали. В случаях,

когда

у

ребенка

возникали

трудности

при

полном

ответе,

задавала

наводящие вопросы. Чтобы поддерживать интерес ребенка на протяжении

всей работы, предлагалась частая смена видов деятельности.

6.

Намечена дальнейшая работа по закреплению полученных знаний.

7.

Планирую

продолжить

индивидуальную

работу

с

Мишей

по

закреплению материала.



В раздел образования