Автор: Дунаева Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 24"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание толерантности
у детей дошкольного возраста
Национальность…Она есть у каждого из нас с момента рождения. И
это здорово. Потому что дает возможность быть разными и в тоже время в
чем-то схожими, слышать иную речь, учить других своему языку, удивляться
обычаям
и
традициям
друг
друга,
поражаться
красоте
и
гармоничности
народных
костюмов.
А
еще
бывает,
что
люди
разных
национальностей
создают
семьи.
Только,
к
сожалению,
национальность
порой
становится
причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости, конфликтов и даже
войн.
Правда,
все
это,
как
правило,
возникает
там,
где
речь
заходит
о
политике, власти. А значит, вряд ли должно проявляться на детсадовском
уровне. И все же …Надо ли воспитывать у детей старшего дошкольного
возраста толерантность к представителям другой национальности?
Проблема
воспитания
толерантной
культуры
на
сегодняшний
день
является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с
множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Воспитание у детей таких важных и в то же время сложных качеств как
толерантность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от
их расовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и
дискуссионных
проблем
и
в
отечественной
дошкольной
педагогике.
Формирование любви к Родине, начал гражданственности и толерантности
тесно
взаимосвязано.
Приобщая
детей
к
культуре
своего
народа
и
национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление
о себе и других как о личности
Очень
важно,
чтобы
все
педагоги
осознали:
ребенок
не
родится
интернационалистом.
Одна
из
причин
необходимости
воспитания
этики
межнационального общения и толерантности как раз и заключается в том,
что
в
дошкольном
возрасте
наряду,
в
основном,
с
доброжелательным
встречается недоброжелательное отношение к представителям разных рас и
национальностей.
Современный мир жесток, жестокими стали и дети. Нормой жизни
каждого
человека
–
взрослого
и
ребенка
–
должна
стать
толерантность.
Именно
поэтому
мировая
общественность
в
качестве
всеобъемлющего
средства
борьбы
за
выживание
выбра ла
толерантно сть
к а к
основополагающий
принцип
морали.
Реальное
положение
в
стране,
ответственность за будущее и особенности социального положения молодого
поколения
делают
проблему
формирования
толерантного
сознания
и
развития умения и навыков толерантного поведения актуальной.
Понятие о толерантности
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью.
Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не
мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и
свободы других.
Понятие
толерантности
многозначно
и
разнообразно.
В
каждой
культуре существует свое определение толерантности, которые во многом
схожи, однако имеют некоторые отличительные черты.
В
краткой
философской
энциклопедии
это
слово
латинского
происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам,
нравам, привычкам.
Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных
языках:
в
английском
–
готовность
быть
терпимым;
во
французском
–
отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском
– быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие,
терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он
есть.
Важным
фактором
мирового
признания
необходимости
изучения
данной
проблемы
ст а ла Декларация
принципов
толерантности,
утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от
16
ноября
1995
г.
Она
провозгласила
16
ноября
ежегодно
отмечаемым
Международным днем, посвященным толерантности.
В России значимость формирования толерантности подтверждена на
государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная
программа
Правительства
РФ:
«Формирование
установок
толерантного
сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
Человек с высоким уровнем межэтнической толерантности обладает
характерным
комплексом
поведения,
характеризующимся
пониженной
агрессивностью.
Он
менее
конфликтен.
Он
приобретает
позитивное
отношение
к
жизни,
что
увеличивает
его
стрессоустойчивость
и
общий
жизненный тонус.
Основные черты толерантной личности – расположенность к другим
людям;
снисходительность;
терпение;
чувство
юмора;
чуткость;
доверие;
альтруизм;
терпимо сть
к
различиям;
умение
владеть
с о б о й ;
доброжелательность; умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать
собеседника; любознательность; способность к сопереживанию.
При
формировании
межэтнической
толерантности
у
детей
старшего
дошкольного можно успешно использовать различные средства:
- проведение праздников и других массовых форм, с целью знакомства
детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
- театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе
которых сказки народов мира;
-
сюжетно-ролевые
игры
дошкольников,
основной
целью
которых
является
освоение
и
практическое
применение
детьми
способов
толерантного
взаимодействия; подвижные
народные
игры
с
использованием национальных атрибутов и др.
Формирование
межэтнической
толерантности
у
детей
дошкольного
возраста
–
актуальная
задача
наших
дней.
Эту
деятельность
следует
рассматривать, как одно из необходимых качеств формирования целостной
личности.
Формирование
межэтнической
толерантности
у
детей
дошкольного
возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости
совместной
деятельности,
доброты
и
симпатии,
интереса
друг
к
другу.
Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах
толерантности,
обогащается
опыт
общения
с
людьми
разных
национальностей. Дошкольника характеризует эмоциональная отзывчивость,
открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет
ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
Список литературы
1.
Декларация принципов толерантности .Юнеско,1995.
2.
Федеральная
целевая
программа
«Формирование
установок
толерантного
сознания
и
профилактика
экстремизма
в
российском
обществе (2001-2005 годы)»//Век толерантности. 2001 №2 С11-25.
3.
А с м о л о в
А . Г.
То л е р а н т н о с т ь :
р а з л и ч н ы е
п а р а д и г м ы
анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.
4.
Б о гом о л о в а
М . И .
« Ге н е з и с
п р о г р е с с и в н ы х
ко н ц е п ц и й
межнационального
воспитания
детей».
Москва.
Изд-во
«Научная
школа» . 2003.
5.
Князева
О.Л.
,Михнаева
М.Д.
Программа
«Приобщение
детей
к
истокам русской национальной культуры»
6.
О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С.
5-6
7.
Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой,
Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.
8.
Суслова
Э.К.
«Интернациональное
воспитание
детей
шести
лет
посредством сказки»-Москва :Педагогика,1983.
9.
Щеколдина С.Д. «Тренинг толерантности» Изд-во «Ось-89»,2004 г.
10.
Толерантное сознание и формирование толерантных отношений
(теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.:
Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.