Напоминание

"Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"


Автор: Дунаева Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 24"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание толерантности

у детей дошкольного возраста

Национальность…Она есть у каждого из нас с момента рождения. И

это здорово. Потому что дает возможность быть разными и в тоже время в

чем-то схожими, слышать иную речь, учить других своему языку, удивляться

обычаям

и

традициям

друг

друга,

поражаться

красоте

и

гармоничности

народных

костюмов.

А

еще

бывает,

что

люди

разных

национальностей

создают

семьи.

Только,

к

сожалению,

национальность

порой

становится

причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости, конфликтов и даже

войн.

Правда,

все

это,

как

правило,

возникает

там,

где

речь

заходит

о

политике, власти. А значит, вряд ли должно проявляться на детсадовском

уровне. И все же …Надо ли воспитывать у детей старшего дошкольного

возраста толерантность к представителям другой национальности?

Проблема

воспитания

толерантной

культуры

на

сегодняшний

день

является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с

множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Воспитание у детей таких важных и в то же время сложных качеств как

толерантность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от

их расовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и

дискуссионных

проблем

и

в

отечественной

дошкольной

педагогике.

Формирование любви к Родине, начал гражданственности и толерантности

тесно

взаимосвязано.

Приобщая

детей

к

культуре

своего

народа

и

национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление

о себе и других как о личности

Очень

важно,

чтобы

все

педагоги

осознали:

ребенок

не

родится

интернационалистом.

Одна

из

причин

необходимости

воспитания

этики

межнационального общения и толерантности как раз и заключается в том,

что

в

дошкольном

возрасте

наряду,

в

основном,

с

доброжелательным

встречается недоброжелательное отношение к представителям разных рас и

национальностей.

Современный мир жесток, жестокими стали и дети. Нормой жизни

каждого

человека

взрослого

и

ребенка

должна

стать

толерантность.

Именно

поэтому

мировая

общественность

в

качестве

всеобъемлющего

средства

борьбы

за

выживание

выбра ла

толерантно сть

к а к

основополагающий

принцип

морали.

Реальное

положение

в

стране,

ответственность за будущее и особенности социального положения молодого

поколения

делают

проблему

формирования

толерантного

сознания

и

развития умения и навыков толерантного поведения актуальной.

Понятие о толерантности

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью.

Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не

мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и

свободы других.

Понятие

толерантности

многозначно

и

разнообразно.

В

каждой

культуре существует свое определение толерантности, которые во многом

схожи, однако имеют некоторые отличительные черты.

В

краткой

философской

энциклопедии

это

слово

латинского

происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам,

нравам, привычкам.

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных

языках:

в

английском

готовность

быть

терпимым;

во

французском

отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском

– быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие,

терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он

есть.

Важным

фактором

мирового

признания

необходимости

изучения

данной

проблемы

ст а ла Декларация

принципов

толерантности,

утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от

16

ноября

1995

г.

Она

провозгласила

16

ноября

ежегодно

отмечаемым

Международным днем, посвященным толерантности.

В России значимость формирования толерантности подтверждена на

государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная

программа

Правительства

РФ:

«Формирование

установок

толерантного

сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Человек с высоким уровнем межэтнической толерантности обладает

характерным

комплексом

поведения,

характеризующимся

пониженной

агрессивностью.

Он

менее

конфликтен.

Он

приобретает

позитивное

отношение

к

жизни,

что

увеличивает

его

стрессоустойчивость

и

общий

жизненный тонус.

Основные черты толерантной личности – расположенность к другим

людям;

снисходительность;

терпение;

чувство

юмора;

чуткость;

доверие;

альтруизм;

терпимо сть

к

различиям;

умение

владеть

с о б о й ;

доброжелательность; умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать

собеседника; любознательность; способность к сопереживанию.

При

формировании

межэтнической

толерантности

у

детей

старшего

дошкольного можно успешно использовать различные средства:

- проведение праздников и других массовых форм, с целью знакомства

детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

- театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе

которых сказки народов мира;

-

сюжетно-ролевые

игры

дошкольников,

основной

целью

которых

является

освоение

и

практическое

применение

детьми

способов

толерантного

взаимодействия; подвижные

народные

игры

с

использованием национальных атрибутов и др.

Формирование

межэтнической

толерантности

у

детей

дошкольного

возраста

актуальная

задача

наших

дней.

Эту

деятельность

следует

рассматривать, как одно из необходимых качеств формирования целостной

личности.

Формирование

межэтнической

толерантности

у

детей

дошкольного

возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости

совместной

деятельности,

доброты

и

симпатии,

интереса

друг

к

другу.

Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах

толерантности,

обогащается

опыт

общения

с

людьми

разных

национальностей. Дошкольника характеризует эмоциональная отзывчивость,

открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет

ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Список литературы

1.

Декларация принципов толерантности .Юнеско,1995.

2.

Федеральная

целевая

программа

«Формирование

установок

толерантного

сознания

и

профилактика

экстремизма

в

российском

обществе (2001-2005 годы)»//Век толерантности. 2001 №2 С11-25.

3.

А с м о л о в

А . Г.

То л е р а н т н о с т ь :

р а з л и ч н ы е

п а р а д и г м ы

анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.

4.

Б о гом о л о в а

М . И .

« Ге н е з и с

п р о г р е с с и в н ы х

ко н ц е п ц и й

межнационального

воспитания

детей».

Москва.

Изд-во

«Научная

школа» . 2003.

5.

Князева

О.Л.

,Михнаева

М.Д.

Программа

«Приобщение

детей

к

истокам русской национальной культуры»

6.

О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С.

5-6

7.

Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой,

Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.

8.

Суслова

Э.К.

«Интернациональное

воспитание

детей

шести

лет

посредством сказки»-Москва :Педагогика,1983.

9.

Щеколдина С.Д. «Тренинг толерантности» Изд-во «Ось-89»,2004 г.

10.

Толерантное сознание и формирование толерантных отношений

(теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.:

Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.



В раздел образования