Автор: Воронцова Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Пыть–Ях ,ХМАО–Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы формирования стимула у детей 8–11 лет на отделении хореографии."
Раздел: дополнительное образование
Методы формирования стимула у детей 8-11 лет на отделении хореографии.
Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди
могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного
художественного и нравственного воспитания, дает приятные эмоции как
исполнителю, так и зрителю.
Любые направления в хореографии (классическое, народное, бальное, современное)
чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его всестороннему развитию.
Если более подробно рассматривать данную ситуацию, то хореографическое
образование находится в глубочайшем кризисе. Парадокс в том, что родители, желая
создать для ребенка гармоничное развитие, исключают из образовательного
процесса самую гармоничную дисциплину.
Хотя, по моему мнению, именно в танцевальных классах раскрываются такие
способности учащихся, как умение творить, сочинять, придумывать, воображать и
т.д.
Подобная ситуация отчасти обоснована тем, что научно-технический прогресс
перетягивает подрастающее поколение на свою сторону. Ребенку скорее хочется
владеть новой программой и сидеть в различных гаджетах, чем делать монотонный
классический станок, который был создан несколько веков назад. А школа и
родители лишь «подливают масло в огонь» переводя образовательный процесс на IT
технологии.
Танец – это искусство, которое развивается с каждым днем, в том числе и под
влиянием запада. А это значит, что постоянное обновление программ – это
неотъемлемая часть работы хореографа. Соответствие сегодняшнему дню, введение
новых стилей танца – вот цель педагога. Иначе уроки хореографии станут
устаревшими даже для детей младшего школьного возраста.
Но не стоит забывать, что это период интенсивного роста ребенка, его внутреннего
обогащения, формирования его личности. И чем больше родители и педагоги вложат
усилий, стараний, тем значительнее и будут плоды.
Обучение хореографии обязывает педагога преподносить базовый материал и объем
знаний наиболее доступно и понятно для учащихся. Для этого создано множество
методик, включающих в себя разнообразные методы обучения определенному
материалу и последующего выполнения заданий.
Но есть и другая сторона медали, которая, по моему мнению, играет наиважнейшую
роль. Это вовлечение в творческий процесс учеников, совместное создание образов
и ролей для каждого присутствующего, реализация творческого потенциала
учащихся, умение совместно сочинять новые ситуации, истории, чтобы воплощать
их в классе или на сцене.
Нельзя не заметить, что выше перечисленные приемы осуществляются совместно.
Это один из ключей педагога к равноправному взаимоотношению с детьми. Цель
занятия – не просто научиться танцевать, выучить последовательность движений, а
понять, почему ребенок их делает.
Поэтому всегда нужно иметь индивидуальный подход в работе с детьми. В мире
множество методик, но детей все равно больше, так что каждый привносит в работу
что-то новое, особое. В результате получается взаимообмен: дети учатся танцам, а
педагог обогащает знания по педагогике.
Чтобы ребенку процесс обучения был не в тягость, а в радость нужно его немного
перехитрить. Неумолимый интерес детей к танцам вызван тем, что ребенок не
замечает, как он учится. Танец преподнесен как игра, поэтому ребенок увлекается и
в этом процессе педагог успевает выучить с ним нужный материал. Каждое
движение, комбинация или игра это история, основанная на опыте или фантазии.
Ребенка интригует сам рассказ, что побуждает его больше узнать о том или ином
случае. Так, через истории, совместное общение дети учатся танцевать.
Методы развития детских творческих способностей можно найти в любом разделе
хореографического урока. Их грамотное применение, искусно вплетенное в канву
урока, не оставит детей равнодушными. А педагог в свою очередь достигнет
желаемого результата в процессе преподавания.
В разделе урока «разминка» любое упражнение требует немного фантазии. Метод
фантазирования можно наблюдать во многих сферах творчества. Это основа,
которую родители вместе с педагогами стремятся заложить в ребенка с малых лет.
Он схож с приемом «ассоциации», при котором дети учат движения, используя их
схожесть с каким-либо предметом.
Например, дети встают в шестую позицию ног (пятки и носки вместе) и
представляют, как их ножки связаны резинкой, поэтому они их не могут
рассоединить. А прыгать мы учимся в длину не просто так, а через большие лужи. С
самого раннего возраста в нашей жизни используется метод перевоплощения. В
данном случае задачей ребенка является наиболее убедительно перевоплотиться в
другой образ. В жизни нас просят сидеть как мышки, а на уроке прыгать как мячики
или танцевать как бабочки. Все это примеры перевоплощений. Если заглянуть в суть
этого метода, то можно увидеть сложнейшую цепочку мыслительных процессов.
Чтобы ребенок поверил, что он превратился в бабочку, то нужно представить как она
выглядит, какие у нее есть качества (легкая, воздушная, цветная, прыгает с цветка на
цветок). Затем ребенок присваивает эти качества себе и воплощает их при помощи
рук и ног.
Самостоятельные творения детей можно наблюдать с малых лет. Даже игра «Море
волнуется», где дети придумывают свои образы солнышка, дерева или любого
животного, вмещает в себя и метод фантазирования, и метод перевоплощения.
Очень важным методом является импровизация. В области хореографии
импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или
создавать образ. В большинстве случаев с импровизировать детям помогает
музыкальный материал. В любом разделе педагог может предложить небольшой
временной отрывок в танце, чтобы дети станцевали так, как это представляют они.
Начинать нужно с 4 счетов (2/4 музыкальных такта), затем можно увеличить.
Основная задача педагога, чтобы дети захотели это сделать и к тому же сделали это в
соответствующем образе.
Здесь можно применить метод «по показу». Это прием, который используется по
принципу цепной реакции. Сначала преподаватель начинает импровизировать, и
дети повторяют, а затем начинают импровизировать самостоятельно. Также
использовать этот принцип можно, начиная с ученика, который не растеряется и
сможет взять инициативу в свои руки.
К примеру, в этом же «Антошке» у детей укладывается логическая цепочка: ждали
Антошку, поработали, отдыхаем. Тогда в кульминации номера детям дать немного
свободы, чтобы они смогли «зажечь» на сцене. Можно даже разрешить им покричать
и повизжать во время импровизации.
Для вовлечения ученика в процесс творения можно использовать такой прием, как
дополнение. При наличии определенного образа и задачи этого образа педагог
может предложить ребенку придумать, как он будет выполнять эту задачу.
Представим, что маленьким сыщикам надо на цыпочках выйти из-за кулис, не
привлекая к себе внимания. Для вдохновения детей педагог предлагает несколько
вариантов: пойти спиной, боком. У детей создается «цепная реакция» - каждый
начинает придумывать. Успех задания обеспечен при условии, если педагог создает
условия для соперничества внутри коллектива. Каждый ребенок хочет выходить
интереснее другого, и использует все свое воображение, чтобы достичь лучшего
результата и отличиться. Так общим старанием создается целостная картина.
Педагог должен контролировать, чтобы дети действовали во благо своему
коллективу и не начали передразнивать друг друга.
В результате, с помощью выше перечисленных методов всего лишь за один урок
хореографии педагог успевает уделить внимание и памяти детей, и воображению в
разных его проявлениях. На уроке создается ассоциативный ряд, благодаря которому
ребенок запоминает последовательность движений или сами движения.
Не остается без внимания и работа в коллективе и для коллектива. Цель групповой
работы: научиться слушать ровесников и прислушиваться, формировать собственное
мнение, научиться уважать интересы и мнения других, анализировать сложившиеся
ситуации и др.
Всем творческим процессом, несомненно, движет стимул, который формируется
педагогом. Желание попасть в первую линию, услышать похвалу от родителей и
педагога, попасть на сцену, придумать самое интересное движение – это то, что
заставляет детей быть искренними в своих поступках, добросовестно выполнять
задания. Успех данной методики, конечно, зависит от педагога. Кроме всего, выше
сказанного нужно учитывать такие моменты, как комфорт ребенка на уроке,
ощущение его значимости в данном коллективе. Хореограф - это даже не учитель
танцев, это руководитель, способный чувствовать тонкую детскую психологию с
целью предотвратить межличностные конфликты. Таким образом, чуткое
руководство взрослого – это важнейшие аспекты, способствующие интенсивному и
сбалансированному развитию ребенка с физической, психологической, творческой,
нравственной и эстетической сторон.