Напоминание

"Методы формирования стимула у детей 8–11 лет на отделении хореографии."


Автор: Воронцова Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Пыть–Ях ,ХМАО–Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы формирования стимула у детей 8–11 лет на отделении хореографии."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методы формирования стимула у детей 8-11 лет на отделении хореографии.

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди

могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного

художественного и нравственного воспитания, дает приятные эмоции как

исполнителю, так и зрителю.

Любые направления в хореографии (классическое, народное, бальное, современное)

чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его всестороннему развитию.

Если более подробно рассматривать данную ситуацию, то хореографическое

образование находится в глубочайшем кризисе. Парадокс в том, что родители, желая

создать для ребенка гармоничное развитие, исключают из образовательного

процесса самую гармоничную дисциплину.

Хотя, по моему мнению, именно в танцевальных классах раскрываются такие

способности учащихся, как умение творить, сочинять, придумывать, воображать и

т.д.

Подобная ситуация отчасти обоснована тем, что научно-технический прогресс

перетягивает подрастающее поколение на свою сторону. Ребенку скорее хочется

владеть новой программой и сидеть в различных гаджетах, чем делать монотонный

классический станок, который был создан несколько веков назад. А школа и

родители лишь «подливают масло в огонь» переводя образовательный процесс на IT

технологии.

Танец – это искусство, которое развивается с каждым днем, в том числе и под

влиянием запада. А это значит, что постоянное обновление программ – это

неотъемлемая часть работы хореографа. Соответствие сегодняшнему дню, введение

новых стилей танца – вот цель педагога. Иначе уроки хореографии станут

устаревшими даже для детей младшего школьного возраста.

Но не стоит забывать, что это период интенсивного роста ребенка, его внутреннего

обогащения, формирования его личности. И чем больше родители и педагоги вложат

усилий, стараний, тем значительнее и будут плоды.

Обучение хореографии обязывает педагога преподносить базовый материал и объем

знаний наиболее доступно и понятно для учащихся. Для этого создано множество

методик, включающих в себя разнообразные методы обучения определенному

материалу и последующего выполнения заданий.

Но есть и другая сторона медали, которая, по моему мнению, играет наиважнейшую

роль. Это вовлечение в творческий процесс учеников, совместное создание образов

и ролей для каждого присутствующего, реализация творческого потенциала

учащихся, умение совместно сочинять новые ситуации, истории, чтобы воплощать

их в классе или на сцене.

Нельзя не заметить, что выше перечисленные приемы осуществляются совместно.

Это один из ключей педагога к равноправному взаимоотношению с детьми. Цель

занятия – не просто научиться танцевать, выучить последовательность движений, а

понять, почему ребенок их делает.

Поэтому всегда нужно иметь индивидуальный подход в работе с детьми. В мире

множество методик, но детей все равно больше, так что каждый привносит в работу

что-то новое, особое. В результате получается взаимообмен: дети учатся танцам, а

педагог обогащает знания по педагогике.

Чтобы ребенку процесс обучения был не в тягость, а в радость нужно его немного

перехитрить. Неумолимый интерес детей к танцам вызван тем, что ребенок не

замечает, как он учится. Танец преподнесен как игра, поэтому ребенок увлекается и

в этом процессе педагог успевает выучить с ним нужный материал. Каждое

движение, комбинация или игра это история, основанная на опыте или фантазии.

Ребенка интригует сам рассказ, что побуждает его больше узнать о том или ином

случае. Так, через истории, совместное общение дети учатся танцевать.

Методы развития детских творческих способностей можно найти в любом разделе

хореографического урока. Их грамотное применение, искусно вплетенное в канву

урока, не оставит детей равнодушными. А педагог в свою очередь достигнет

желаемого результата в процессе преподавания.

В разделе урока «разминка» любое упражнение требует немного фантазии. Метод

фантазирования можно наблюдать во многих сферах творчества. Это основа,

которую родители вместе с педагогами стремятся заложить в ребенка с малых лет.

Он схож с приемом «ассоциации», при котором дети учат движения, используя их

схожесть с каким-либо предметом.

Например, дети встают в шестую позицию ног (пятки и носки вместе) и

представляют, как их ножки связаны резинкой, поэтому они их не могут

рассоединить. А прыгать мы учимся в длину не просто так, а через большие лужи. С

самого раннего возраста в нашей жизни используется метод перевоплощения. В

данном случае задачей ребенка является наиболее убедительно перевоплотиться в

другой образ. В жизни нас просят сидеть как мышки, а на уроке прыгать как мячики

или танцевать как бабочки. Все это примеры перевоплощений. Если заглянуть в суть

этого метода, то можно увидеть сложнейшую цепочку мыслительных процессов.

Чтобы ребенок поверил, что он превратился в бабочку, то нужно представить как она

выглядит, какие у нее есть качества (легкая, воздушная, цветная, прыгает с цветка на

цветок). Затем ребенок присваивает эти качества себе и воплощает их при помощи

рук и ног.

Самостоятельные творения детей можно наблюдать с малых лет. Даже игра «Море

волнуется», где дети придумывают свои образы солнышка, дерева или любого

животного, вмещает в себя и метод фантазирования, и метод перевоплощения.

Очень важным методом является импровизация. В области хореографии

импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или

создавать образ. В большинстве случаев с импровизировать детям помогает

музыкальный материал. В любом разделе педагог может предложить небольшой

временной отрывок в танце, чтобы дети станцевали так, как это представляют они.

Начинать нужно с 4 счетов (2/4 музыкальных такта), затем можно увеличить.

Основная задача педагога, чтобы дети захотели это сделать и к тому же сделали это в

соответствующем образе.

Здесь можно применить метод «по показу». Это прием, который используется по

принципу цепной реакции. Сначала преподаватель начинает импровизировать, и

дети повторяют, а затем начинают импровизировать самостоятельно. Также

использовать этот принцип можно, начиная с ученика, который не растеряется и

сможет взять инициативу в свои руки.

К примеру, в этом же «Антошке» у детей укладывается логическая цепочка: ждали

Антошку, поработали, отдыхаем. Тогда в кульминации номера детям дать немного

свободы, чтобы они смогли «зажечь» на сцене. Можно даже разрешить им покричать

и повизжать во время импровизации.

Для вовлечения ученика в процесс творения можно использовать такой прием, как

дополнение. При наличии определенного образа и задачи этого образа педагог

может предложить ребенку придумать, как он будет выполнять эту задачу.

Представим, что маленьким сыщикам надо на цыпочках выйти из-за кулис, не

привлекая к себе внимания. Для вдохновения детей педагог предлагает несколько

вариантов: пойти спиной, боком. У детей создается «цепная реакция» - каждый

начинает придумывать. Успех задания обеспечен при условии, если педагог создает

условия для соперничества внутри коллектива. Каждый ребенок хочет выходить

интереснее другого, и использует все свое воображение, чтобы достичь лучшего

результата и отличиться. Так общим старанием создается целостная картина.

Педагог должен контролировать, чтобы дети действовали во благо своему

коллективу и не начали передразнивать друг друга.

В результате, с помощью выше перечисленных методов всего лишь за один урок

хореографии педагог успевает уделить внимание и памяти детей, и воображению в

разных его проявлениях. На уроке создается ассоциативный ряд, благодаря которому

ребенок запоминает последовательность движений или сами движения.

Не остается без внимания и работа в коллективе и для коллектива. Цель групповой

работы: научиться слушать ровесников и прислушиваться, формировать собственное

мнение, научиться уважать интересы и мнения других, анализировать сложившиеся

ситуации и др.

Всем творческим процессом, несомненно, движет стимул, который формируется

педагогом. Желание попасть в первую линию, услышать похвалу от родителей и

педагога, попасть на сцену, придумать самое интересное движение – это то, что

заставляет детей быть искренними в своих поступках, добросовестно выполнять

задания. Успех данной методики, конечно, зависит от педагога. Кроме всего, выше

сказанного нужно учитывать такие моменты, как комфорт ребенка на уроке,

ощущение его значимости в данном коллективе. Хореограф - это даже не учитель

танцев, это руководитель, способный чувствовать тонкую детскую психологию с

целью предотвратить межличностные конфликты. Таким образом, чуткое

руководство взрослого – это важнейшие аспекты, способствующие интенсивному и

сбалансированному развитию ребенка с физической, психологической, творческой,

нравственной и эстетической сторон.



В раздел образования