Автор: Логинова Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №4
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: Общеразвивающая программа
Тема: "История музыки"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО РАБОТНИКА КУЛЬ ТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА СВЕРДЛОВА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИСТОРИКО- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Программа учебного предмета
«ИСТОРИЯ МУЗЫКИ»
Разработчик:
Логинова И.Н., преподаватель отделения "Теория музыки"
МБОУ ДО ДМШ №4 им. В.М. Свердлова
Тольятти 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение истории музыкальной культуры является неотъемлемой частью
общекультурного воспитания подрастающего поколения.
Музыка – явление, характеризующееся с древности как философия в звуках.
Подобно
другим
видам
искусства,
она
отражает
мировоззрение
эпохи,
ее
сущностные
черты,
передает
настроения
социума,
его
духовное
состояние,
являясь
в
различные
исторические
периоды
и
точной
наукой,
и
высоким
искусством, и развлекательной сферой жизни и пр.
Курс «История музыки» ставит своей задачей познакомить учащихся с
различными
стилистическими
направлениями
в
искусстве,
являющимися
«зеркалом»
общественной
жизни,
с
лучшими
произведениями
мировой
музыкальной
культуры
с
древнейших
времен
до
наших
дней,
с
народным
творчеством, привить любовь к музыке, расширить кругозор, развить чувство
прекрасного.
Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений,
знакомство
с
событиями
музыкальной
жизни,
с
биографиями
крупнейших
композиторов-классиков и наших современников помогут учащимся понять связь
искусства с явлениями общественной жизни.
Предмет «История музыки»
призван обучать, воспитывать и развивать.
Особенно возрастает его роль в настоящее время в условиях современной жизни
общества.
Преподавателю
необходимо
учитывать
огромные
перемены
в
общественной
жизни,
в
социально-экономической
ситуации
нашей
страны,
в
переоценке
ценностей,
информационную
перегруженность
современного
человека, ухудшающееся физическое состояние и здоровье детей. Поэтому задача
2
курса
состоит
не
только
в
информационном
насыщении
учащихся,
но
и
в
психологическом,
патриотическом,
нравственном,
эстетическом
воспитании.
Особую нравственно-воспитательную роль должно играть изучение искусства
ушедших
эпох,
классики,
связи
прошлого
и
настоящего.
Предмет
«История
музыки»
призван
приобщить
учащихся
к
высокой
духовной
культуре,
накопленной за все время существования человечества до наших дней. Особенно
важно в современных условиях формировать слуховой опыт у детей на образцах
не только «высокой» классики, но и на примерах
музыки ХХ и ХХI веков,
которая
все
больше
и
больше
находит
своего
слушателя,
и
эта
аудитория
постоянно расширяется. В курсе «Истории музыки» важно затронуть не только
творчество композиторов ХХ века, но и такие явления как: джаз, оперетта, рок и
др.,
которые являются неотъемлемой составляющей частью общей картины
современной музыки.
Предмет
«История
музыки»
теснейшим
образом
взаимодействует
с
«Сольфеджио»,
благодаря
полученным
теоретическим
знаниям
и
слуховым
навыкам
помогает
учащимся
в
занятиях
на
инструменте
и
в
хоровом
исполнительстве.
Данная
программа
является
продолжением
программы
по
предмету
«Музыкальная
литература.
Введение»,
рассчитана
на
3
года
обучения
(V-VII
классы) и предназначена для детей 12-17 лет.
В
соответствии
с
учебным
планом
на
предмет
«История
музыки»
отводится 33 часа в год, из расчета - 1 час в неделю.
Форма проведения занятий – мелкогрупповая, от 8 до 12 человек. Данная
программа
основана
на
«Программе
для
ДМШ
и
ДШИ
по
предмету
«Музыкальная литература» (сост. А. И. Лагутин, Э. С. Смирнова – М., 1982) и
адаптирована к условиям ДМШ №4 им. В.М.Свердлова г.о. Тольятти.
Целью
предмета
является
формирование
у
детей
любви
и
интереса
к
музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного
музыкального
творчества,
развитие
музыкальных
способностей,
а
также
подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки.
3
Основные задачи:
накапливать
опыт
восприятия
произведений
мировой
музыкальной
культуры разных эпох, направлений и стилей;
расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;
развивать
музыкальное
мышление,
творческие
способности
и
воображение обучающихся;
способствовать
развитию
интереса
детей
к
познанию
классической
музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;
приучать учащихся сопоставлять, сравнивать, «узнавать» эпоху, народ,
автора,
осознавая
многообразие
и
единство
мировой
музыкальной
культуры;
развивать
способности
запоминать
музыкальное
произведение
и
анализировать его, используя специальные понятия и терминологию;
формировать
умение
рассказывать
о
музыке,
т.е.
осмысливать
услышанное,
размышлять,
применяя
знания,
и
связывать
их
со
слуховыми впечатлениями;
способствовать росту общей культуры и разностороннему развитию
учащихся, совершенствованию художественно-эстетического вкуса;
подготавливать к самостоятельному общению с классической музыкой,
воспитывая просвещённого слушателя.
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
4
Условия реализации данной программы:
наличие учебной аудитории;
наличие звуковоспроизводящей аппаратуры;
наличие учебных пособий для учащихся;
наличие методической литературы для преподавателей;
наличие фоно - и аудиотеки;
наличие дидактического раздаточного материала;
осуществление тесной связи с преподавателями по инструменту,
хоровому классу, сольфеджио;
соблюдение межпредметных связей;
сотрудничество разных учебных заведений (в том числе,
музыкальных), обмен опытом;
творческое взаимодействие педагогов и учащихся;
активный поиск новых форм и методов преподавания музыкальной
литературы, самообразование педагогов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для
учащихся
V-VII
классов
(освоивших
курс
учебного
предмета
«Музыкальная литература. Введение» в IV классе) содержание тем раскрывается с
учетом полученных знаний, умений, навыков.
Предлагаемые
музыкальные
примеры
для
прослушивания
в
классе
могут
быть
дополнены
или
заменены
другими
по
выбору
преподавателя,
в
зависимости
от
сложившихся
педагогических
традиций
и
методической,
целесообразности.
5
V класс
1 четверть
Тема
Количество часов
Музыка в жизни древнего человека
1
Музыкальная культура древнего Египта и древней
Греции
1
Музыка западноевропейского средневековья
1
Музыка эпохи Возрождения
1
Музыкальная культура Барокко. И.С. Бах и
Г.Ф.Гендель
3
Контрольный урок
1
2 четверть
Тема
Количество часов
Венская классическая школа.
Й.
Гайдн.
Биография
и
обзор
творческого
наследия
1
Сонаты Й. Гайдна
1
Симфоническое творчество Й. Гайдна
1
В.А. Моцарт. Жизненный и творческий путь
1
Сонаты В.А. Моцарта
1
Симфоническое творчество В.А. Моцарта
1
Контрольный урок
1
3 четверть
Тема
Количество часов
,
Оперное творчество В.А. Моцарта. «Свадьба
Фигаро»
1
«Реквием» В.А. Моцарта
1
Л. Бетховен. Биография и обзор творческого
наследия. Сонаты
1
Симфоническое творчество Бетховена. Увертюра
«Эгмонт»
1
Симфоническое творчество Бетховена. Симфонии
1
Романтизм как художественное направление
1
Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь
1
Вокальное творчество
1
Неоконченная симфония
1
Контрольный урок
1
6
4 четверть
Тема
Количество часов
Немец ки й
роман ти зм:
К. М.
Вебер,
Ф .
Мендельсон, Р. Шуман
1
Итальянский
романтизм:
Н.
Паганини,
В.
Беллини, Дж. Россини, Г. Доницетти
1
Ф. Шопен. Жизнь и творчество
3
Г. Берлиоз и Ф. Лист.
1
Оперные шедевры конца XIX века (Р. Вагнер, Дж.
Верди, Ж. Бизе)
1
Контрольный урок
!
1
Резервный урок
1
VI класс
1 четверть
Тема
Количество часов
Русское народное творчество.
4
Древнерусская церковная музыка
1
Музыкальная культура России в XVII-XVIII веках
1
Романсы
и
песни
начала XIX века. Творчество
А.Алябьева, А. Варламова, А. Гурилева
1
Контрольный урок
1
2 четверть
Тема
Количество часов
М.И. Глинка. Жизненный и творческий путь
1
Опера «Жизнь за царя»
3
Симфоническое творчество М.И. Глинки
1
Романсы и песни
1
Контрольный урок
1
3 четверть
Тема
Количество часов
,
А.С. Даргомыжский. Обзор жизни и творчества
1
Опера «Русалка»
1
Камерно-вокальное творчество
1
Р у с с ка я
кул ьту р а
6 0 - х
год о в XIX
в е к а .
Деятельность и творчество М.А. Балакирева
1
М.П. Мусоргский. Биография. Песни
1
Опера «Борис Годунов»
3
«Картинки с выставки»
1
Контрольный урок
1
4 четверть
7
Тема
Количество часов
А.П. Бородин. Биография. Романсы и песни
1
Опера «Князь Игорь»
2
Н.А. Римский-Корсаков. Биография
1
Опера «Снегурочка»
2
Симфоническая сюита «Шехеразада»
1
Контрольный урок
!
1
Резервный урок
1
VII класс
1 четверть
Тема
Количество часов
П.И. Чайковский. Биография. Романсы
1
Симфоническое творчество Чайковского
1
Опера «Евгений Онегин»
3
А.К. Лядов, А.К. Глазунов, С.И. Танеев
2
Контрольный урок
1
2 четверть
Тема
Количество часов
Э. Григ
1
Импрессионизм. К. Дебюсси, М. Равель
2
А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов,
И.Ф.Стравинский
2
С.С. Прокофьев. Жизненный и творческий путь.
Произведения для фортепиано
1
Контрольный урок
1
3 четверть
Тема
Количество часов
,
Кантата «Александр Невский»
1
Симфоническое творчество С.С. Прокофьева
1
Балеты С.С. Прокофьева
2
Д.Д. Шостакович. Биография
1
7-я симфония
1
Квинтет соль минор
1
А.И. Хачатурян
2
Контрольный урок
1
8
4 четверть
Тема
Количество часов
Течения в зарубежной музыке XX века
1
Джазовая музыка и джазовые исполнители
2
Г.В. Свиридов
1
Р.К. Щедрин
1
Отечественные
композиторы
конца XX
века
(В.А. Гаврилин, Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке, С.А.
Губайдулина, С.М. Слонимский, А.П. Петров)
1
Рок-музыка и рок-музыканты. А.Рыбников и его
рок-оперы
1
Контрольный урок
!
1
Резервный урок
1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важной задачей курса «История музыки» является развитие исторического
мышления:
учащиеся
должны
представлять
себе
последовательную
смену
культурных
эпох,
причем
не
только
в
мире
музыки,
но
и
в
других
видах
искусства.
Преподаватель
должен
стремиться,
чтобы
интересы
учеников
становились шире заданного минимума, чтобы общение с музыкой, историей,
литературой и живописью стали для них необходимостью.
П р о г р а м м а
с т р о и т с я
т р а д и ц и о н н о
н а чередовании
отдельных
монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это
позволяет выявлять как характерные особенности отдельных произведений, так и
некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи
между явлениями музыкального творчества. Каждая тема-монография содержит
рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия,
характеристику и разбор отдельных произведений.
Задача биографических уроков – в ярком и увлекательном рассказе воссоздать
живой
облик
композитора
как
человека,
художника, гражданина,
патриота.
Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с
жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического,
бытового, художественного и музыкально-теоретического
характера.
На
таких
9
уроках
возможно
использование фрагментов музыки композитора, произведений
живописи, поэзии, обращение к воспоминаниям современников.
По сравнению с традиционной программой значительно расширен круг имен
изучаемых композиторов. За три года учащиеся узнают свыше пятидесяти известных
авторов русской и западноевропейской музыки вместо пятнадцати. Большая свобода
педагога предусмотрена и в подборе музыкального материала – в особенности при
занятиях с детьми, для которых музыка не станет в будущем профессией. В этом случае
единственная цель предмета – воспитать любителей музыки, и не важно, на каком
материале произойдет приобщение детей к искусству – лишь бы оно состоялось.
Цель первого года обучения – дать учащимся представление не только о
шедеврах западноевропейской классики XVIII—XIX веков, но и познакомить с
различными стилистическими эпохами. После знакомства с предысторией музыки
в центре внимания курса находятся темы «Жизнь и творчество» И.С.Баха, Й.
Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и Ф. Шопена. Остальные
темы курса являются ознакомительными, в них представлен обзор определенной
эпохи и упомянуты наиболее значительные явления в музыкальной жизни.
Второй год обучения открывает раздел «Русское народное творчество». Он
предваряет изучение произведений русских композиторов. Такое «соседство»
позволяет
учащимся
осознать
глубокую
связь
музыкального
фольклора
и
профессионального
творчества,
понять
самобытность
языка
русской
музыки
(особенно в сравнении с ранее изученной зарубежной классикой). Далее программа
предусматривает изучение творчества основных представителей русской классики
XIX века: Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского и
Чайковского.
Помимо
монографических
тем
этот
раздел
программы
включает также
обзорные уроки: Русская музыка с древнейших времен по XVIII век, Русская музыка
первой половины XIX века, Русская музыка 2-й половины XIX века, знакомящие
учащихся с наиболее значительными явлениями передовой русской музыкальной
культуры. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с
курсами истории и литературы средней школы.
10
Основное внимание в этом разделе программы уделено опере – ведущему
жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и
включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и
композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей.
Эти
сведения
в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут
учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере русских
классических
опер
учащиеся
могут
достаточно
хорошо
усвоить
как
общие
закономерности жанра, так и некоторые особенности, характерные для творчества
отдельных композиторов. Знакомство с симфоническими произведениями Глинки,
Бородина, Римского-Корсакова и Чайковского, с романсами и песнями Глинки и
Даргомыжского должно дать учащимся представление о богатстве содержания и
разнообразии жанров русской классической музыки.
Программа
третьего года обучения предполагает параллельное изучение
русской и зарубежной музыки конца XIX – XX веков. Она начинается с изучения
творчества П.И. Чайковского,
включает монографические темы, посвященные
творчеству А.К. Лядова, А.К. Глазунова, С.И. Танеева, Э. Грига, композиторов-
импрессионистов, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, С.С.
Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, кроме того, включает обзорные
темы: течения в зарубежной музыке XX века, джазовая музыка и джазовые
исполнители, отечественные композиторы конца XX века, рок-музыка и рок-
музыканты.
Третий
год
обучения
(второе
полугодие)
музыкальной
литературы
охватывает
один из наиболее сложных и противоречивых периодов в истории
музыкального искусства. Необходимо прикоснуться к некоторым направлениям и
течениям музыки ХХ века: символизм, модернизм, неоклассицизм, атональная и
серийная техники, додекафония, сонористика, алеаторика и т.д., а также показать
отечественную музыку в русле общехудожественных процессов ХХ века.
Последний
год
обучения
формирует
очень
важные
для
современного
слушателя умения и навыки работать с музыкой ХХ века, слушать, воспринимать
новаторские композиционные приемы, распознавать стилистические различия в
музыкальных произведениях. При оценке знаний учащихся учитываются ответы
11
при
обсуждении,
выступления,
творческие
задания,
конкурсы,
контрольные
уроки, самостоятельно подготовленные доклады.
Музыка в жизни древнего человека
Значение музыки в жизни древнего человека. Древние музыкальные обряды
и обычаи. Вера в волшебную, чудотворную силу музыки. Возникновение первых
музыкальных инструментов.
Музыкальная культура древнего Египта и древней Греции
Музыка древних цивилизаций. Древний Египет. Настенные изображения в
гробницах, статуэтки, воссоздающие картины музыкального быта этой страны.
Арфа – любимейший инструмент египтян, ее эволюция от простейшего лука до
«царского»
инструмента.
Расцвет
искусства
в
древней
Греции.
Нравственное
воздействие музыки. Древнегреческий театр. Возникновение слов оркестр,
хор,
лирика. Любимые инструменты греков. Соревнования музыкантов-исполнителей в
программе Олимпийских игр.
Музыка западно-европейского средневековья
Церковное
начало
музыки.
Музыка
–
служанка
христианской
церкви.
Григорианский хорал, традиции исполнения. Анонимность музыки.
Светская
средневековая
музыка.
Бродячие
музыканты
Европы,
их
инструментарий.
Появление нотации.
12
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Prolegendum: Domine regnavit. Григорианский хорал (мужской хор);
Вальтер фон дер Фогельвейде. Канцона;
Danse(XIII-XIV в.), (два солиста, крумхорн, цинк, фидель, виола да
гамба, флейта, поммер).
Музыка эпохи Возрождения
Музыкальные жанры Возрождения: месса, мотет и мадригал. Орган и лютня
– символы Возрождения. Рождение оперы.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Дж. Палестрина. Improperia “Popule meus” («Мой народ») (гимн) (хор);
О. Лассо. Мадригал;
Франческо ди Милано. Канцона;
Джулио Каччини. Опера «Эвридика» (фрагм.)
Музыкальная культура Барокко. И.С. Бах и Г.Ф. Гендель
Значение
инструментальной
музыки
в
эпоху
барокко.
Краткая
характеристика творчества Вивальди. Жизненный и творческий путь И.С. Баха.
Органные
произведения
композитора.
Инвенция
и
фуга
как
жанры
полифонической музыки. ХТК – принцип организации цикла. Краткое изложение
биографии Г.Ф. Генделя. Основные жанры.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Вивальди. «Времена года»;
И.С. Бах. Хоральные прелюдии фа минор, Ми-бемоль мажор;
И.С. Бах. Токката и фуга ре минор;
И.С. Бах. Двухголосные инвенции Фа мажор, До мажор;
И.С. Бах. Трехголосная инвенция си минор;
И.С. Бах. Прелюдии и фуги из 1 тома ХТК до минор и До мажор;
И.С. Бах. Французская сюита до минор;
Г.Ф. Гендель. Concerto grosso соль минор.
13
Венская классическая школа. Й. Гайдн.
Биография и обзор творческого наследия
Основные принципы нового стилевого направления. Формирование парного
состава
симфонического
оркестра.
Жизненный
и
творческий
путь
Гайдна,
количественная и качественная характеристика творчества.
Сонаты Й. Гайдна
Строение
классической
сонаты.
Разбор
строения
и
тонального
плана
сонатной формы. Повторение формы рондо.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Й. Гайдн. Сонаты Ре мажор и ми минор.
Симфоническое творчество Й. Гайдна
Гайдн – «отец симфонии и квартета». Строение симфонического цикла.
Значение
каждой
части.
104
симфонии
Гайдна.
Жанровый
симфонизм.
12
Лондонских симфоний. Симфония «С тремоло литавр».
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Гайдн. Симфония Ми-бемоль мажор.
В.А. Моцарт. Жизненный и творческий путь
Сравнение
жизненного
пути
Гайдна
и
Моцарта.
Феноменальность
музыкальных
способностей,
первые
гастроли
«чудо-ребенка».
Интересные
биографические факты. Встречи с Гайдном и Бетховеным.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».
Сонаты В.А. Моцарта
14
Обзор клавирных сонат Моцарта. Анализ сонаты Ля мажор и выявление
основных черт строгих вариаций.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
В.А. Моцарт. Сонаты Соль мажор, ля минор, Ля мажор.
Симфоническое творчество В.А. Моцарта
Три
последние
симфонии,
написанные
в
течение
лета
1788
г.
Лирико-
драматический симфонизм. Анализ всех частей симфонии соль минор.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
В.А. Моцарт. Симфония соль минор.
Оперное творчество В.А. Моцарта. «Свадьба Фигаро»
Сравнение с первоисточником Бомарше. Сольные характеристики главных
героев. Значение увертюры.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро» (увертюра, каватина и ария
Фигаро, две арии Керубино, ария Сюзанны).
«Реквием» В.А. Моцарта
Реквием
–
траурная
месса
на
латинском
языке.
История
создания
произведения, названия частей, характеристика музыкальных образов.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
В.А. Моцарт. «Реквием» (фрагменты).
Л. Бетховен. Биография и обзор творческого наследия
Творческий
облик.
Французская
революция
1789
г.
и
ее
влияние
на
творчество композитора. Сравнение образного строя музыки Гайдна, Моцарта и
Бетховена. Герой произведений Бетховена. Драматичность судьбы композитора.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
15
Л. Бетховен. «Рондо о потерянном гроше», «32 вариации».
Симфоническое творчество Бетховена. Увертюра «Эгмонт»
Общий обзор. Новаторство Бетховена в симфоническом жанре. Причина
изменения третьей части цикла. Героико-драматический тип симфонизма. Разбор
пятой симфонии. Замысел девятой симфонии. Расширение классического состава
оркестра. Хор в финале.
Эволюция
жанра
увертюры.
«Эгмонт».
История
создания.
Краткое
содержание трагедии Гете. Строение увертюры. Особенности драматургии.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Л. Бетховен. 5 симфония (полностью), 9 симфония (финал), увертюра
«Эгмонт».
Романтизм как художественное направление
Условия и предпосылки возникновения. Новая тематика, новые сюжеты –
природа, фантастика, история, лирика, тема одиночества, романтический герой.
Новые жанры – фортепианная и вокальная миниатюры, инструментальный
и
вокальный циклы.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Ф. Шуберт. Экспромт Ми-бемоль мажор;
Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор.
Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь
Биография композитора. Обзор творческого наследия. Герой произведений
Шуберта. Черты стиля.
16
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Ф. Шуберт. Военный марш;
Ф. Шуберт. Лендлеры;
Ф. Шуберт. Вальс си минор.
Вокальное творчество
Значение песни в творчестве Шуберта. Гете – любимый автор текстов.
Особенности
песенного
творчества
Шуберта:
значение
фортепианной
партии,
звукоизобразительные
приемы.
Близость
к
немецко-австрийской
песенности,
простота, безыскусность музыкального языка, характерное чередование мажоро-
минорных красок. Вокальные циклы Шуберта на стихи В. Мюллера.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Шуберт.
Песни
«Маргарита
за
прялкой»,
«Форель»,
«Серенада»,
«Лесной царь»;
Шуберт. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»
(фрагменты).
«Неоконченная» симфония
Новая трактовка симфонического цикла, специфика песенного тематизма в
симфонической музыке.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Шуберт. Симфония №8 «Неоконченная».
Немецкий романтизм: К.М. Вебер, Ф. Мендельсон, Р. Шуман
Начало XIX века – время бурного развития романтизма в Германии. Обзор
творческого
наследия
К.М.
Вебера,
Ф.
Мендельсона,
Р.
Шумана,
фрагменты
биографий.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
К.М. Вебер. «Приглашение к танцу»;
17
Ф. Мендельсон. «Песни без слов» (по выбору преподавателя);
Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром, 1 часть;
Р. Шуман. «Карнавал» (фрагменты).
Итальянский романтизм: Н. Паганини, В. Беллини, Дж.
Россини, Г.Доницетти
Развитие жанровых сфер, имеющих богатые традиции: опера и скрипичная
музыка.
Обзор
жизни
и
творчества
Н.
Паганини,
В.
Беллини,
Дж.
Россини,
Г.Доницетти.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Д.
Россини.
Каватина
Фигаро
и
каватина
Розины
из
оперы
«Севильский цирюльник;
В. Беллини. Каватина Нормы из оперы «Норма»;
Г. Доницетти. Романс Неморино из оперы «Любовный напиток»;
Н. Паганини. 24 каприс.
Ф. Шопен. Жизнь и творчество
Жизненный и творческий путь. Юность в Польше, жизнь в Париже. Ф.
Шопен
как
выдающийся
пианист.
Специфика
творческого
наследия
–
преобладание произведений для фортепиано. Национальные польские жанры –
мазурки и полонезы; разнообразие их типов. Прелюдия – новая разновидность
фортепианной
миниатюры,
цикл
прелюдий
Шопена.
Новая
трактовка
«неконцертных» жанров – вальсов, этюдов.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Ф. Шопен. Мазурки До мажор, Си-бемоль мажор, ля минор;
Ф. Шопен. Полонез Ля мажор.
Ф. Шопен. Прелюдии ми минор, Ля мажор, до минор;
Ф. Шопен. Вальс до-диез минор;
Ф. Шопен. Этюды Ми мажор и до минор «Революционный»;
Ф. Шопен. Ноктюрн фа минор.
18
Г. Берлиоз и Ф. Лист.
Значение
национа льных
композиторских
школ.
Тв о рч е с т в о
(исполнительское,
композиторское)
Ф.
Листа.
Музыкальное
и
теоретическое
наследие Г. Берлиоза. Отношение поздних романтиков к симфоническому циклу.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Ф. Лист. «Кампанелла»;
Ф. Лист. Венгерская рапсодия №2;
Ф. Лист. Прелюды;
Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония» (эпизод из жизни художника),
5 часть «Шабаш ведьм» (фрагм.).
Оперные шедевры конца XIX века (Р. Вагнер,
Дж. Верди, Ж. Бизе)
Разные пути развития оперного жанра. Творчество Д. Верди и Р. Вагнера.
Ж.Бизе и его «Кармен».
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Д. Верди. Опера «Риголетто» (ария Риголетто, песенка Герцога);
Д. Верди. Опера «Травиата» (застольная песня, ария Виолетты);
Д. Верди. Опера «Аида» (заключительный дуэт Аиды и Радамеса);
Р. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер»;
Ж. Бизе. Опера «Кармен» (Хабанера, Сегидилья, куплеты Эскамильо).
Русское народное творчество
Особенности
фольклора.
Основные
песенные
жанры.
Цитирование
народных мелодий в произведениях композиторов, близость музыкального языка
русских композиторов к народной песне. Сборники народных песен, их значение.
Трудовые песни. Плясовые и хороводные. Песни календарно-земледельческого
цикла.
Семейно-бытовые
песни.
Протяжные
лирические.
Былины
и
скоморошины. Исторические песни. Особенности каждого жанра.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
19
Народные песни: «Эй, ухнем!», «Дубинушка», «Вниз по матушке, по
Волге», «Ходила младешенька», «Как за речкою, да за Дарьею»;
М.П. Мусоргский. Песня Марфы из оперы «Хованщина»;
П.И. Чайковский. Финал Первого фортепианного концерта;
Н.А. Римский-Корсаков. Песня Садко с хором из оперы «Садко»;
М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Хор «Слава».
Древнерусская церковная музыка
Уникальная
история
формирования
русской
культуры
в
целом
и
музыкальной в частности. Истоки древнерусской церковной музыки. Особенности
нотации (крюки и знамена). Знаменные распевы, партесный концерт.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Любые образцы знаменного распева, примеры раннего многоголосия
стихир, тропарей и кондаков.
Музыкальная культура России в XVII-XVIII веках
Краткий экскурс в историю государства российского XVII – начала XVIII
века. Реформы Петра Великого. Новые эстетические нормы русской культуры.
Жанры
канта,
партесного
концерта,
«российской
песни».
Возрастание
роли
инструментальной музыки. Возникновение русской оперы.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Кант «Орле Российский»;
М. Березовский. Концерт «Не отвержи меня во время старости»;
Ф.М. Дубянский «Стонет синий голубочек»;
Хандошкин. «Чувствительная ария для скрипки соло»;
Фомин. Сюита из оперы «Орфей» (увертюра, ария, пляска фурий).
Романсы и песни начала XIX века. Творчество А. Алябьева,
20
А. Варламова, А. Гурилева
Формирование
традиции
домашнего
музицирования.
Музыкальная
стилистика
бытового
романса.
Формирование
различных
жанров
русского
романса:
элегия,
русская
песни,
баллада,
романсы
«о
дальних
странах»,
с
использованием танцевальных жанров.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
А.А.Алябьев «Соловей»;
А.Л.Варламов «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий»;
А.Е. Гурилев «Колокольчик».
М.И. Глинка. Жизненный и творческий путь
Жизненный и творческий путь. Обучение в Италии, Германии. Зарождение
русской
музыкальной
классики.
Создание
двух
опер.
Поездки
во
Францию,
Испанию. Создание одночастных симфонических программных увертюр. Эпоха
Глинки: современники композитора.
Опера «Жизнь за царя»
Опера
«Жизнь
за
царя»
или
«Иван
Сусанин».
Общая
характеристика;
композиция
оперы.
Музыкальные
характеристики
героев:
русских
и
поляков.
Различные
виды
сольных
сцен
(ария,
каватина,
песня,
романс).
Хоровые
сцены.
Понятия
«интродукция»,
«эпилог».
Танцы
ка к
характеристика поляков. Повторяющиеся темы в опере, их смысл и значение.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
М.И. Глинка. «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») 1 д.: Интродукция,
каватина и рондо Антониды, трио «Не томи, родимый»; 2 д.: Полонез,
Краковяк,
Вальс,
Мазурка;
3
д.:
Песня
Вани,
сцена
Сусанина
с
поляками, Свадебный хор, Романс Антониды; 4 д.: ария Сусанина;
Эпилог: хор «Славься».
21
Симфоническое творчество М.И. Глинки
Симфонические
сочинения
Глинки
–
одночастные
программные
симфонические
миниатюры.
Национальный
колорит
испанских
увертюр.
«Камаринская»:
уникальная
роль
в
становлении
русской
симфонической
школы. «Вальс-фантазия».
Возможные варианты произведений для прослушивания:
М.И. Глинка. «Камаринская», «Вальс-фантазия».
Романсы и песни
Романсы
Глинки
–
новое
наполнение
жанра,
превращение
романса
в
особый жанр камерной вокальной миниатюры. Роль русской поэзии, внимание к
поэтическому
тексту.
Роль
фортепианной
партии
в
романсах.
Разнообразие
музыкальных форм.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
М. И. Глинка. Романсы «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню
чудное
мгновенье»,
«Я
здесь,
Инезилья»,
«В
крови
горит
огонь
желанья», «Венецианская ночь» и др. по выбору преподавателя.
А.С. Даргомыжский. Обзор жизни и творчества
Жизненный
и
творческий
путь.
Значение
дружбы
с
Глинкой.
Новые
эстетические задачи. Поиск выразительности музыкального языка, отношение к
литературному
тексту,
передача
в
музыке
интонаций
разговорной
речи.
Социально-обличительная тематика в вокальных сочинениях.
22
Опера «Русалка»
Опера
в
творчестве
композитора,
особенности
музыкального
языка
в
операх
«Русалка»,
«Каменный
гость».
Психологизм
образа
Мельника,
жанровые хоровые сцены, портретная характеристика Князя.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
А.С.
Даргомыжский.
Опера «Русалка»: ария Мельника из 1 д. и сцена
Мельника из 3 д.,
хор из 2 д.
«Сватушка» и хоры русалок из 3 д.,
Песня
Наташи из 2 д., Каватина Князя из 3 д.
Камерно-вокальное творчество
Вокальная миниатюра - появление новых жанров и тем (драматическая
песня, сатирические сценки).
Возможные варианты произведений для прослушивания:
А.С. Даргомыжский.
Вокальные произведения: «Старый капрал», «Мне
грустно», «Титулярный советник», «Мне минуло шестнадцать лет».
Русская культура 60-х годов XIX века. Деятельность и
творчество М.А. Балакирева
Общественно-политическая
жизнь
в
60-е
годы.
Взлет
науки.
Расцвет
литературы и искусства. Художники-передвижники и Третьяков. Расцвет русской
музыкальной классики во второй половине XIX века, ее великие представители.
Изменения
в
музыкальной
жизни
столиц.
Образование
РМО,
открытие
консерваторий, бесплатная музыкальная школа. А.Н.Серов и В.В.Стасов, Антон и
Николай Рубинштейны, М.А.Балакирев и «Могучая кучка».
Возможные варианты произведений для прослушивания:
М.А. Балакирев. «Исламей».
23
М.П. Мусоргский. Биография. Песни
Социальная
направленность,
историзм
и
новаторство
творчества
М.П.Мусоргского. Судьба наследия композитора, редакции его сочинений.
Вокальные
произведения
М.П.Мусоргского.
Продолжение
традиций
А.С.Даргомыжского,
поиск
выразительной
речевой
интонации.
Круг
поэтов,
тематика
циклов
и
песен
М.П.Мусоргского.
(«Детская»,
«Светик
Савишна» и др.).
Возможные варианты произведений для прослушивания:
М.П.
Мусоргский.
«Колыбельная
Еремушке»,
«Озорник»,
«Светик
Савишна», «Сиротка», «Блоха»;
М.П. Мусоргский. Цикл песен «Детская» («С няней», «В углу»).
Опера «Борис Годунов»
«Борис
Годунов»,
история
создания,
редакции
оперы,
сложности
постановки.
Идейное
содержание
оперы.
Композиция
оперы,
сквозное
развитие
действия,
декламационное
начало
вокальных
партий
ряда
персонажей
-
характерные
черты
новаторского
подхода
композитора
к
реализации замысла оперы.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (вступление, народный хор
«На кого ты нас покидаешь» из пролога, сцена венчания на царство,
монолог Пимена, песня Варлаама, монолог Бориса, песня Юродивого,
народный хор из сцены под Кромами).
«Картинки с выставки»
«Картинки c
выставки»
–
лучшее
инструментальное
произведение
композитора.
История
создания,
особенности
построения,
лейтмотив
цикла. Оркестровая версия М.Равеля.
24
Возможные варианты произведений для прослушивания:
М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки».
А.П. Бородин. Биография. Романсы и песни
Жизненный и творческий путь. Многогранность личности А.П.Бородина.
Научная, общественная деятельность, литературный талант.
Романсы
А.П.Бородина.
Глубокая
лирика,
красочность
гармоний.
Роль
текста, фортепианной партии.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
А.П. Бородин. «Для берегов отчизны дальной», «Спящая княжна».
Опера «Князь Игорь»
История
создания
оперы.
Жанр
оперы
–
эпическая
с
элементами
исторической
и
лирической.
Композиция
оперы.
Понятие
Русь
и
Восток
в
музыке
оперы.
Музыкальные
характеристики
героев
в
сольных
сценах
(князь
Игорь,
Галицкий,
хан
Кончак,
Ярославна).
Хоровые
сцены
в
опере.
Место и роль «Половецких плясок».
Возможные варианты произведений для прослушивания:
А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» (народный хор «Слава», песня
Галицкого,
хор
бояр,
ария
Князя
Игоря,
ария
Кончака,
половецкие
пляски, плач Ярославны).
Н.А. Римский-Корсаков. Биография
Жизненный
и
творче ский
путь.
Многогранность
творческой,
педагогической и общественной деятельности Н.А.Римского-Корсакова. Значение
оперного жанра в творчестве композитора. Сказка, история и повседневный быт
народа в операх Н.А.Римского- Корсакова.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
25
Н.А. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о
невидимом граде Китеже».
Опера «Снегурочка»
Опера «Снегурочка», литературный источник сюжета. Композиция оперы.
Пантеизм,
сказочность,
реальность,
обрядовость
в
опере.
Музыкальные
характеристики реальных и сказочных героев. Лейтмотивы в опере.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Н.А.
Римский-Корсаков.
Опера
«Снегурочна»
(вступление,
песня
и
пляска
птиц,
ария
Снегурочки
из
пролога,
проводы
Масленицы,
шествие царя Берендея, каватина царя Берендея, третья песня Леля).
Симфоническая сюита «Шехеразада»
Симфоническое
творчество
Н.А.Римского-Корсакова.
«Шехеразада»,
программный
замысел
сюиты.
Средства
создания
восточного
колорита.
Лейтмотивы, их развитие. Роль лейттембров.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Н.А. Римский-Корсаков. «Шехеразада».
П.И. Чайковский. Биография
Композитор, музыкальный критик, педагог, дирижер. Признание музыки
Чайковского при жизни композитора во всем мире. Оперы и симфонии как
ведущие жанры творчества. Романсы.
26
Возможные варианты произведений для прослушивания:
П.И. Чайковский. «Средь шумного бала», «Серенада Дон Жуана».
Симфоническое творчество Чайковского
Первая симфония «Зимние грезы», ее программный замысел. Строение
цикла,
особенности
сонатной
формы
1
части.
Использование
народной
песни как темы в финале симфонии.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
П.И. Чайковский. Первая симфония.
Опера «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» – «лирические сцены». Литературный источник сюжета,
история
первой
постановки
оперы
силами
студентов
Мо сковской
консерватории.
Композиция
оперы.
Новый
тип
русской
оперы –
лирико-
психологиче ский.
Особенно сти
драматургии,
понятие
« с ц е н а » .
Музыкальные
характеристики
главных
героев.
Интонационная
близость
характеристик
Татьяны
и
Ленского.
Темы,
связанные
с
главными
героями
оперы, изложение тем в разных картинах.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин» (вступление, дуэт Татьяны
и Ольги, хор и пляска крестьян, ария Ольги, ариозо Ленского из 1
картины, сцена письма, хор девушек из 3 картины, ария Онегина, вальс
из 4 картины, ария Ленского из 5 картины, ария Гремина из 6 картины,
ариозо Онегина).
27
А.К. Лядов, А.К. Глазунов, С.И. Танеев
Творчество А.К. Лядова. Специфика стиля – преобладание малых форм в
фортепианной
и
симфонической
музыке.
Общая
характеристика
творчества
А.К.Глазунова. Жанровое разнообразие сочинений. Развитие традиций русской
симфонической
музыки.
Жанр
балета.
Творчество
композитора.
Вклад
С.И.Танеева в музыкальную жизнь Москвы. Творческое и научное наследие.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
А.К. Лядов. «Волшебной озеро», «Кикимора», фортепианные пьесы
«Музыкальная табакерка», «Про старину»;
А.К. Глазунов. Балет «Раймонда» (фрагмент);
С.И. Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин».
Э. Григ
Э. Григ – создатель национальной композиторской школы, выдающийся
пианист, дирижер, педагог, музыкальный критик. Обзор творческого наследия.
Тематика и жанры.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Э. Григ. Концерт для ф-но с оркестром;
Э. Григ. «Шествие гномов», «Бабушкин менуэт»;
Импрессионизм. К. Дебюсси, М. Равель
Стилистические особенности направления. К. Дебюсси и М. Равель как
самые
яркие
представители
импрессионизма
в
музыке.
Поиск
новых
выразительных средств. Обзор творческого наследия.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
К. Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна»;
28
К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»;
М. Равель. «Болеро»
С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф.Стравинский
С.В.
Рахманинов
как
наследник
традиций
П.И.
Чайковского.
Русский
мелодизм в духовных и светских сочинениях. Обзор творчества. Симфонический
и фортепианный жанры в музыке Скрябина. Эволюция музыкального языка:
гармонии,
ритма,
мелодии.
Многогранность
творческой
деятельности
Стравинского. Личность С.П. Дягилева, его роль в популяризации российской
культуры.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
С.В. Рахманинов. Концерт №2 для ф-но с оркестром;
С.В.
Рахманинов.
Романсы
«Не
пой,
красавица»,
«Вешние
воды»,
«Вокализ»;
С.В. Рахманинов. Прелюдия до-диез минор;
А.Н. Скрябин. Прелюдии по выбору преподавателя;
А.Н. Скрябин. Этюд ре-диез минор;
И.Ф. Стравинский. Фрагменты балетов «Петрушка», «Жар-птица».
С.С. Прокофьев. Жизненный и творческий путь.
Произведения для фортепиано
Биография.
С.С.
Прокофьев
–
выдающийся
пианист.
Значение
фортепианной музыки как «лаборатории» стиля композитора.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
С.С.
Прокофьев.
Пьесы
для
ф-но
из op.12
(Гавот,
Прелюд,
Юмористическое скерцо);
29
С.С. Прокофьев. «Сказки старой бабушки».
Кантата «Александр Невский»
Сотрудничество
С.С.
Прокофьева
и
С.М.
Эйзенштейна.
«Александр
Невский»
–
киномузыка,
переросшая
в
самостоятельное
оркестровое
произведение.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский».
Симфоническое творчество С.С. Прокофьева
Идея создания «Классической симфонии». Седьмая симфония – последнее
завершенное произведение композитора. Особенности строения цикла.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
С.С. Прокофьев. «Классическая симфония» 1 ч., 3 ч.;
С.С. Прокофьев. Симфония №7 1 ч.
Балеты С.С. Прокофьева
Продолжение
реформ
П.И.
Чайковского
и
И.Ф.
Стравинского.
Выбор
сюжетов. Лейтмотивы, их роль в симфонизации балетной музыки. Постановки и
выдающиеся танцовщики-исполнители партий.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
С.С.
Прокофьев.
Фрагменты
балетов
«Ромео
и
Джульетта»
и
«Золушка».
Д.Д. Шостакович. Биография
Обзор жизненного пути. Гражданская тематика творчества. Музыка Д.Д.
Шостаковича как летопись истории страны. Киномузыка.
30
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Д.Д. Шостакович. «Песня о встречном».
7-я симфония
Особое
значение
жанра
симфонии,
особенности
цикла.
Седьмая
(«Ленинградская»)
симфония.
Подробный
разбор
первой
части
(особенности
строения сонатной формы, «Эпизод нашествия», измененная реприза). Краткая
характеристика 2-4 частей.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Д.Д. Шостакович. Симфония №7 1 ч.
Квинтет соль минор
Роль камерной музыки в творчестве композитора. Фортепианный квинтет
соль минор. Особенности строения цикла, использование барочных жанров и
форм (прелюдия, фуга, пассакалия).
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Д.Д. Шостакович. Фортепианный квинтет соль минор.
А.И. Хачатурян
Разнообразное наследие автора. Национальный колорит творчества.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
А.И. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром;
А.И. Хачатурян. Фрагменты из балетов «Гаянэ» и «Спартак».
31
Течения в зарубежной музыке XX века
Многообразие новых направлений в искусстве начала ХХ века (символизм,
экспрессионизм, неоклассицизм). Композиторы Новой венской школы (Шенберг,
Берг, Веберн). Необычные техники сочинения.
Джазовая музыка и джазовые исполнители
История
развития
джаза.
Основные
течения.
Популярные
джазовые
исполнители прошлого и настоящего. Д. Гершвин как виднейший представитель
симфоджаза.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Д. Гершвин. «Рапсодия в блюзовых тонах»;
Д. Гершвин. Фрагменты оперы «Порги и бес».
Г.В. Свиридов
Продолжатель
традиций
русской
хоровой
школы.
Особое
значение
вокальной хоровой музыки в творчестве, любовь к русской поэзии, «пушкинская»
тема в музыке Г.В. Свиридова.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Г.В. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина» (№№ 1, 2, 10);
Г.В.
Свиридов.
Музыкальные
иллюстрации
к
повести
Пушкина
«Метель» (вальс, романс).
Р.К. Щедрин
Краткое знакомство с биографией и обзор творческого наследия.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
Р.К. Щедрин. Концерт для оркестра «Озорные частушки»;
32
Р.К. Щедрин. «В подражание Альбенису» (из альбома пьес для ф-но).
Отечественные композиторы конца XX века (В.А.
Гаврилин, Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке, С.А. Губайдуллина,
С.М. Слонимский, А.П. Петров)
Обзор творческого наследия композиторов.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
В.А. Гаврилин. Фрагменты балета «Анюта»;
Э.В. Денисов. «Знаки на белом»;
А.Г.
Шнитке. Concerto
grosso
№2
для
скрипки
и
виолончели
с
оркестром;
С.А. Губайдулина. «Detto-I»;
С.М.
Слонимский.
1-я
симфония,
фортепианные
пьесы
по
выбору
преподавателя;
А.П.
Петров.
Музыка
из
кинофильмов
«Я
шагаю
по
Москве»,
«Служебный роман», «Берегись автомобиля», «Петербургские тайны»
и др.
Рок-музыка и рок-музыканты. А. Рыбников и его рок-оперы
Многообразие
стилевых
направлений.
Выдающиеся
исполнители
рок-
музыки.
А.
Рыбников
как
основоположник
нового
жанра
рок-оперы.
Обзор
творческого наследия композитора.
Возможные варианты произведений для прослушивания:
А. Рыбников. Фрагменты рок-опер «Юнона и Авось», «Звезда и смерть
Хоакина Мурьеты».
33
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Предмет
«История
музыки»
ориентирован
на
музыка льно е,
интеллектуальное
и
духовное
развитие
детей,
а
также
на
запоминание
ими
определенных понятий, терминов, имен выдающихся деятелей культуры. Курс даёт
возможность приобщить детей к музыкальному искусству на основе лучших образцов
мирового
музыкального
наследия.
В
тесной
связи
с
другими
предметами
эта
дисциплина
способствует
формированию
музыкального
вкуса
и
культуры
эстетического
восприятия
музыки,
расширению
общего
кругозора
обучающегося,
накоплению
багажа знаний в области музыкального искусства, а также развитию
музыкально
–
литературного
лексикона
обучающихся.
Именно
на
данных
уроках
учащиеся
овладевают
большими
знаниями
об
истории
страны,
знакомятся
с
творчеством не только композиторов, но и поэтов, писателей.
По окончанию курса «История музыки» обучающийся должен уметь:
определять
общий
характер
и
образный
строй
незнакомого
произведения;
ориентироваться в нотном тексте сочинений;
узнавать тембры музыкальных инструментов;
запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки;
грамотно излагать впечатления и мысли о музыке;
ориентироваться в приёмах музыкального развития;
характеризовать творчество композитора на основе фактов биографии
и знания основных произведений;
определять место и значение творчества композитора в историческом
периоде;
делать разбор произведения, описывая его стиль, жанр, форму, средства
выразительности;
применять в рассказе о музыке специальную терминологию.
34
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Проверку
успеваемости
следует
рассматривать
как
одно
из
средств
управления
учебной
деятельностью
школьников.
Виды
контроля:
текущий
и
итоговый. Объектом повседневного контроля на уроках музыкальной литературы
должны быть: уровень знаний и умений, учебная работа учащихся, динамика
музыкального развития.
Под контролем должно находиться усвоение всего материала каждым учащимся.
Эффективность любой из форм контроля повышается, если проверочные его
функции умело сочетать с воспитательными и обучающими.
Основная форма текущего контроля на уроках музыкальной литературы
может быть в виде:
устного индивидуального или фронтального опроса;
письменного опроса;
тестирования.
При
индивидуальном
опросе
есть
возможность
обстоятельно
проверить
усвоение отдельными учащимися материала посредством пересказа, ответов на
вопросы, определения музыки на слух.
Фронтальный
опрос,
сопровождаемый
обычно
высокой
активностью
учащихся,
позволяет
в
ограниченное
время
осуществить
проверку
знаний
большинства учеников. По ходу ответа можно напоминать учащимся звучание
музыкальных фрагментов.
Текущий
контроль
успеваемости,
осуществляемый
на
каждом
уроке
посредством
наблюдения
за
учебной
работой
учащихся
и
опросов
по
пройденному
материалу,
должен
сочетаться
с
организацией
периодической
обобщающей проверки знаний по определённым разделам программы. Обычно
она проводится по одному разу в каждой учебной четверти в виде контрольных
уроков.
На
таких
уроках
проверку
можно
осуществлять
как
в
форме
индивидуального, так и фронтального опроса, или предложить учащимся вопросы
в письменной форме, которые бы требовали сжатых ответов и могли выявить
степень
усвоения
всего
учебного
материала,
подлежащего
контролю.
В
35
письменной форме удобно проводить и проверку знания музыки (музыкальные
викторины).
В качестве дополнительных
форм проверки знаний и умений учащися
могут быть использованы:
зачёт по накопленным навыкам;
контрольный урок-викторина;
урок-состязание;
конкурсы и познавательные игры.
Участие детей в таких уроках помогает в игровой форме закрепить знания,
умения
и
навыки;
способствует
самоутверждению
детей,
развивает
настойчивость,
стремление
к
успеху,
воспитывает
самостоятельность,
как
качество личности.
В конце курса «История музыки» не проводится экзамен, а – итоговый
контрольный
урок,
на
который
можно
вынести
вопросы
музыкально-
исторические, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий,
терминов,
о
современной
музыкальной
жизни,
о
творчестве
известных
композиторов
и
музыкальных
произведениях,
о
стилях
и
направлениях
в
искусстве.
Заключительной
работой
по
музыкальной
литературе
возможно
написание докладов о жизни и творчестве композиторов,
не изучаемых по
программе или изучаемых «вскользь», с дальнейшим обсуждением
в форме
«ученических
конференций».
Итоговый
контроль
может
проходить
также
в
письменном виде (проверочные тесты, охватывающие весь объем изученного
материала) или в форме олимпиады.
Критерии оценки
В Детской музыкальной школе практикуется пятибалльная система оценок.
При выставлении отметок могут учитываться « + » и « - ».
Оценка «5» - «Отлично» выставляется за безупречное выполнение всех
заданий
по
всем
формам
работы
на
уроке
музыкальная
литература.
Продемонстрировано уверенное использование изученного материала в практике.
36
Оценка
«4»
-
«Хорошо»
выставляется
в
том
случае,
если
учеником
демонстрируется достаточное понимание характера и содержания музыкального
произведения, теоретического материала, но допущены некоторые неточности.
Допускаются небольшие погрешности в выполнении других форм работы.
Оценка
«3»
-
«Удовлетворительно»
выставляется,
если
учащийся
демонстрирует
ограниченность
своих
возможностей,
неточное
понимание
учебного материала; показывает недостаточное владение знаниями, требуемыми
по программе.
Оценка «2» - «Неудовлетворительно» выставляется за грубые ошибки при
выполнении
заданий,
предложенных
преподавателем,
предусмотренных
программой; отсутствие знаний терминологии.
Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы,
возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому
ученику.
Оценочные
баллы
целесообразно
дополнять
доброжелательными
и
аргументированными
суждениями
о
качественной
стороне
ответов
с
мотивировкой отметки. Оцениваться могут не только отдельные ответы учащихся
при индивидуальном и фронтальном опросе, но и качество учебной работы в
классе.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
У р о к «История
музыки»,
к а к
п р а в и л о , имеет
следующую
структуру:
повторение
пройденного
и
проверка
самостоятельной
работы,
изучение нового материала, закрепление и объяснение домашнего задания.
37
П о вто р е н и е
и
п р о в е р ка
з н а н и й
в
н ач а л е
у р о ка
п о м о г а е т
мобилизовать
внимание
учеников,
активизировать
работу
группы и
установить связь между темами уроков.
Изложение
нового
материала
и
про слушивание музыкальных
произведений
занимает
основную
часть
урока.
Необходимо
пользоваться
всеми
возможными
методами
обучения
для
достижения
максималь н о
эффективных результатов обучения.
Практически весь
новый
мате р и а л учащиеся
воспринимают
со
слов
преподавателя
и
при
музыкальных
прослушиваниях,
поэтому
огромно е
значение
имеют
разнообразные
словесные
методы (объяснение,
поисковая
и
закрепляющая
беседа,
рассказ).
Предпочтение должно
быть
о т д а н о
такому
методу,
ка к беседа,
в
результате
которой
ученики самостоятельн о
п ри ходят к
новым
знаниям.
Беседа,
особенно
поисковая,
т р е б у е т от
преподавателя
умения
грамотно
составить систему
направленных
вопросо в
и опыта
управления
беседой.
Конечно,
на уроках музыкальной
литературы
нельзя
обойтись
без
такого
универсального
метода
обучения,
как
объяснение.
Объяснение
необходи м о
п р и
р азговоре
о
р а з л и чных
музыкальных жанрах,
формах,
приемах
композиции,
нередко
нуждаются
в
о бъ я с н е н и и назва н и я
м узыкальных
произведени й ,
в ы ш е д ш и е из
употребления
слова,
различные
словосочетания,
фразеологически
е
обороты.
Специфическим
именно для
уроков
музыкальной
литературы
является
такой
словесный
метод,
как рассказ, который
требует
от
преподавателя
владения
не
только
информацией,
но
и
ораторски м и
актерским
мастерством.
В
построении
рассказа
м огут
использоватьс
я
прямая
речь,
цитаты,
риторические
вопросы , рассуждения.
Рассказ долже н
быть
подан
эмоционально,
с
хорошей
дикцией,
интонационной
гибкостью,
в
определенном
темпе.
В
форме
рассказа
м о ж е т быть
представлена
биография
композитора,
изложение
оперного
сюжета,
история
создания
и
исполнения некоторых произведений.
Наглядные
методы. Помимо
традиционной для
многих
учебны х
38
предметов
изобразительной
и
графической
наглядности,
н а музыкальной
литературе
используется
такой
специфический
метод,
как наблюдение
за
звуча щ е й
м у з ы к о й
п о
н о т а м .
И с п ользова н и е репродукци
й
,
фотоматериалов,
видеозаписей
уместно
на
биографических
уроках, при
изучении
театральных
произведе н и й ,
п р и знакомст в е
с
р азличным
и
музыкальными
инструментами
и
оркестровыми
составами,
и
даже
для
лучшего понимания
некоторых
жанров -
концерт, квартет, фортепианное трио.
Использование
различных
схем,
таблиц
помогает
структурировать
материал
биографии
композитора,
о сознать
по следовательно сть
событий
в
сюжете
оперы,
представить
структуру
сонатно-симфонического
цикла,
строение
различных
музыкальных
форм.
Подобного
рода
схемы
могут
быть
заранее
подготовлены
педагогом
или
составлены
на
уроке
в
совместной работе с учениками.
Наблюдение за звучащей музыкой по нотам, разбор нотных примеров перед
прослушиванием
музыки
также
тесно
соприкасается
с
практическими
методами обучения.
К ним можно также отнести прослушивание музыкальных
произведений без нотного текста и работу с текстом учебника. Формирование
умения слушать музыкальное произведение с одновременным наблюдением по
нотам
должно происходить
в
ходе
систематических
упражнений.
Степень
трудност и должна быть посильной для учеников и не отвлекать их от музыки.
Наиболее простой текст для наблюдения по нотам представляе т фортепианная
музыка, сложнее ориентироваться в переложении симфонической музыки для
фортепиано. Известную трудность представляют вокальные произведения, оперы,
где необходимо следить за записью нот на нескольких нотоносцах и за текстом.
Перед
началом
прослушивания любого произведения
преподавателю
следует
объяснить,
на
что
следует
обратить внимание,
а
во
время
прослушивания
помогать ученикам следить по нотам. Такая систематическая работа со временем
помогает выработать стойкие ассоциативные связи между звуковыми образами и
соответствующей нотной записью.
Прослушивание
музыки
без
нотного
текста,
с
одной
стороны,
представляется самым естественным, с другой стороны имеет свои сложности.
39
Обучая детей слушать музыку, трудно наглядно продемонстрировать, как это надо
делать и проверить, насколько это получается у учеников. Преподаватель может
лишь
косвенно
проследи т ь , насколько
внимательны
ученики.
Необходимо
помнить
о
том,
что
слуховое
внимание
достаточно
хрупко.
Устойчивость
внимания обеспечивается длительностью слуховой сосредоточенности. Именно
поэтому объем звучащего
музыкального
произведения
должен
увеличиваться
постепенно.
Педагогу необходимо уметь организовывать внимание учащихся ,
используя
определенные
приемы
для
сосредоточения
внимания
и для
е г о
поддержания
(рассказ
об
истории
создания
произведения,
разъясн ени е
содержания
произведения,
привлечение
изобразительной
нагля дност и ,
создание
определенного
эмоционального
состояния,
постановка
слухов ы х
поисковых задач, переключение слухового внимания).
Работа с учебником является одним из общих учебных видов работы. На
музыкальной
литературе
целе сообразно
использовать
учебник
в
классной
работе
для
того,
чтобы
ученики
рассмотрели
иллюстрацию,
разобрали
нотный
пример,
сверили
написание
сложных
имен
и
фамилий,
названий
произведений,
терминов,
нашли
в
тексте
определенную
информацию
(даты,
перечисление
жанров,
количество
произведений).
Возможно
выполнение
небольшого
самостоятельного
задания
в
классе
по
учебнику
(например,
чтение
фрагмента
биографии,
содержания
сценического
произведения). Учебник
должен
максимально использоваться учениками
для самостоятельной домашней работы.
Завершая
урок,
целесообразно
сделать
небольшое
повторение,
акцентировав
внимание
учеников
на
новых
знаниях,
полученных
во
время
занятия.
Домашнее
задание,
которое
ученики
получают
в
конце
урока,
должно
логично
вытекать
из
пройденного
в
классе.
Ученикам
следует
не
просто
указать,
какие
страницы
в
учебнике
они
должны
прочитать,
необходимо
подчеркнуть,
что
они
должны
сделать
на
следующем
уроке
(рассказывать,
отвечать
на
вопросы,
объяснять
значение
терминов,
узнавать
музыкальные
40
примеры и т.д.) и объяснить, что для этого нужно сделать дома.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа составляет 1 час в неделю. Для
достижения
лучших
результатов
рекомендуется
делить
это
время
на
две
части
на
протяжении
недели
от
урока
до
урока.
Регулярная
самостоятельная
работа
включает
в
себя,
в
том
числе,
повторение
пройденного
материала
(соответствующие
разделы
в
учебниках),
поиск
информации
и
закрепление
сведений,
связанных
с
изучаемыми
темами,
повторение музыкальных тем.
41
СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники
1.
Аверьянов а О.И.
«Отечественна я музыкальная литература
ХХ века»
Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005;
2.
Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник
для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка»,
2002;
3.
Козлова
Н.П.
«Русская
музыкальная
литература».
Учебник
для
ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004;
4.
Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5
класса ДМШ. М.: «Музыка», 1985;
5.
Смирнова
Э.С.
«Русская
музыкальная
литература».
Учебник
для
ДМШ. (третий год обучения). М.: «Музыка»;
Учебные пособия
6.
Калинина Г.Ф. Тесты по зарубежной музыке
Тесты по русской музыке;
7.
Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. Тесты по отечественной музыке;
8.
Островская
Я.Е.,
Фролова
Л.А.,
Цес
Н.Н.
Рабочая
тетрадь
по
музыкальной литературе зарубежных стран 5 класс (2 год обучения).
«Композитор» С-Пб, 2012;
9.
Панова
Н.В.
Музыкальная
литература
зарубежных
стран
(рабочая
тетрадь для 5 кл.). М., «Престо», 2009;
10.
Панова Н.В. Русская музыкальная литература (рабочая тетрадь для 6-
7 кл.). 1 часть. М., «Престо», 2009; II часть. М., «Престо», 2010;
Хрестоматии
11.
Хрестоматия
по
музыкальной
литературе
зарубежных
стран
для
5
класса ДМШ. Составитель Прохорова И.М.: «Музыка», 1990;
12.
Хрестоматия
по
русской
музыкальной
литературе
для
6-7
классов
ДМШ. Составители. Смирнова Э.С., Самонов А.М.: «Музыка», 1968;
13.
Хрестоматия
по
музыкальной
литературе
советского
периода
для
7
класса ДМIII. Составитель Самонов А.М.: «Музыка», 1993;
42
Методическая литература
14.
Лагутин
А.И.
Методика
преподавания
музыкальной
литературы
в
детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982;
15.
Лагутин
А.И.
Методика
преподавания
музыкальной
литературы
в
детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005;
16.
Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн,
2001;
17.
Методические
записки
по
вопросам
музыкального
образования.
Сб.
статей, вып.3. М.: «Музыка»,1991;
Рекомендуемая дополнительная литература
18.
Всеобщая история музыки /авт.-СОСТ. А.Минакова, С. Минаков - М.:
Эксмо, 2009;
19.
Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества:
вып.1
–
Роланд
Вернон.
А.
Вивальди,
И.С.
Бах,
В.А.
Моцарт,
Л.
Бетховен;
вып.2
–
Роланд
Вернон.
Ф.
Шопен,
Дж.
Верди,
Дж.
Гершвин,
И.
Стравинский;
вып.3 – Николай Осипов. М. Глинка, П. Чайковский, М. Мусоргский, Н.
Римский-Корсаков. Изд-во «Поматур».
43