Автор: Матвеева Елена Петровна
Должность: преподаватель–хореограф
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Пыть–Ях
Наименование материала: статья
Тема: Обучение дыханию в хореографии
Раздел: дополнительное образование
ОБУЧЕНИЕ ДЫХАНИЮ В ХОРЕОГРАФИИ.
Залогом успеха в любом виде искусства является тренировка.
Тренировка
тончайших
двигательных
навыков,
которая
проводится
в
процессе обучения хореографическому искусству, связана с мобилизацией
многих
физиологиче ских
функций
человече ского
о р г а н и з м а :
кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности.
Дыхание есть один из основных физиологических процессов живого
организма,
и
совершается
этот
процесс
в
основном
автоматически,
рефлекторно.
При физической нагрузке неорганизованное дыхание теряет ритм, что
создает трудности в работе. Так, в хореографическом искусстве, где наряду с
эмоциональными
переживаниями
мышечная
работа
требует
особенно
больших
затрат
энергии,
неорганизованное
дыхание
часто
становится
большой
помехой для
исполнителя.
В
момент
осуществления
сложных
движений дыхание может задерживаться, наступает его недостаточность.
Организм не может своевременно ликвидировать возникающий при
этом
недостаток
кислорода,
и
в
результате
человек
ощущает
нехватку
воздуха; у исполнителя при этом могут появиться одышка, скованность в
теле,
разбросанность
внимания,
чувство
стеснения
в
груди,
теряется
внутренний ритм. Танец становится тяжелым, напряженным.
Учащиеся,
не
владеющие
правильным
дыханием,
часто
после
окончания занятий выходят из класса с одышкой, учащенным пульсом, не
зная, каким способом привести свое дыхание в нормальное состояние, и
лишь
некоторые
из
них
интуитивно
находят
пути
к
регуляции
своего
дыхания. Требования ко всем учащимся класса во время занятий нередко
бывают одинаковыми, однако каждый справляется с нагрузкой по-разному, и
в
соответствии
со
своими
физическими
возможностями.
Учащиеся,
у
которых не поставлено дыхание, плохо справляются с физической нагрузкой,
несмотря на свои способности и старание.
Применение дыхания на уроках вначале, когда нет еще координации
дыхания с движениями, когда не окрепли мышцы дыхательного аппарата,
может
показаться
трудным.
Однако
после
настойчивой,
серьезной
и
внимательной работы правильно поставленное дыхание станет как бы второй
натурой.
Балетное искусство предъявляет к организму человека очень большие
требования, и
именно поэтому
важно
еще в
детском возрасте
заложить
основы
правильного
дыхания. Этой
задаче служит
четырехгодичный
курс
дыхательной
гимнастики,
введенный
как
общеобразовательный
предмет в
хореографических
училищах
всей
страны.
Большой
ежедневный
тренаж
мышц будущих артистов балета требует хорошего развития дыхательной и
сердечно-сосудистой систем.
Овладение
рациональным
дыханием с
детского в о з р а с т а
о к а з ы в а е т
о б щ е у к р е п л я ю щ е е и
оздоровительное воздействие на организм, помогает выполнять сложнейшую
танцевальную
нагрузку со
значительно меньшим
утомлением,
чем
без
специальной тренировки.
В
своем
большинстве
упражнения
для
тренировки
дыхательного
аппарата
связаны с
развитием контроля за
мышцами, осуществляющими
процесс дыхания. Многие для этого предлагают на выдохе шепотом считать
активно
произнесенные
согласные
звуки,
которые
создаются
благодаря
артикуляционным
препятствиям
вытекающей
воздушной
струе
так,
что
механизм выдоха остается неизменным.
Предлагаемая система
трехфазного
дыхания
также
основана
на
использовании в
развитии дыхания
сопротивления
выдыхаемой
струе
со
стороны артикуляционных
органов, но
для этого на
выдохе произносятся
различные звуковые сочетания.
Принципиальной
отличительной
чертой
этой
системы
дыхания
является
фиксация
внимания на
паузе, которая
наступает
после
выдоха и
предваряет последующий вдох (возврат дыхания). Пауза используется для
того,
чтобы
вдох
осуществлялся
самопроизвольно,
как
естественная
п о т р е б н о с т ь .
И м е н н о
э т о м у
в а ж н е й ш е м у
м о м е н т у в
большинстве существующих
систем
дыханияне
уделяется достаточного
внимания. Наоборот, как правило, предлагается сделать произвольный вдох
того или иного характера по грудо-диафрагмальному, брюшному типу, или
просто
подать
“полное”
дыхание,
или
как
можно
дольшене
дышать и
т.
п. Подчеркнем,
что
произвольный
насильственный
вдох
нарушает
привычный,
естественный
автоматизм
дыхания.
Очередной
вдох
всегда
должен возникать как потребность газообмена. При насильственном вдохе
получение лишнего запаса воздуха образуется за счет активного растягивания
легких
вниз
ив
стороны, т.
е. за
счет использования
так
называемого
резервного объема легких.
Система
трехфазного
дыхания не
перегружает легкие
излишним
растягиванием, при выдохе и вдохе используется естественный дыхательный
объем
воздухаи
тот воздух,
который
может
еще
быть
использован
после
обычного
выдоха.
Тренировка
дыхательной
системы в
таких условиях
оказывается
весьма
эффективной, а
затрата дыхательных
усилий
—
наименьшей.
По мере освоения заданий, изложенных по нарастающей сложности,
дыхание, идущее от естественной потребности вдоха после паузы, начнет
осуществляться самопроизвольно и независимо от выполняемых движений.