Авторы: Берендакова Анна Валерьевна, Качалова Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного одразования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №45 "Журавлик"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приобщение старших дошкольников к культуре и традициям народов Среднего Поволжья"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
Приобщение старших дошкольников к
культуре и традициями народов Среднего
Поволжья
мастер - класс для педагогов
"Вдоль по Волге"
Педагог по изодеятельности:
Берендакова А.В.
Музыкальный руководитель:
Качалова Н.В.
2018г.
Задача: Путем проведения увлекательной квест - игры, развить творческий
потенциал педагога и желание использовать полученные знания в практической
деятельности.
Оборудование: карточки с изображениями национальных костюмах, орнамента,
силуэты одежды, изображения кукол, национальной одежды, конверты с заданиями
для участников, атрибут для подвижной игры,
Ход мастер - класса
Сегодня мы с вами проведем мастер - класс в виде квест - игры
"Вдоль по Волге". Цель нашего мероприятия ознакомить участников мастер -
класса с культурой и традициями народов Среднего Поволжья.
Детский сад - это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности
он ни был, является представителем своего мира, традиционной культуры. И
маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, должны иметь
представления о культуре и быте , жизни другого народа. Поэтому мы педагоги
должны удовлетворить детское любопытство и дать элементарные знания о
традициях и быте народного края. Как жили люди Поволжья, как работали, как
отдыхали, какие обычаи и традиции, какие игры, ответить на эти вопросы значит
обратиться к истокам народной культуры Поволжья.
И так мы начинаем квест - игру. Нам необходимо разделиться на 4 группы.
Выполняя задания вы окунетесь в мир культурный традиций народов Среднего
Поволжья.
1 задание. Национальности Ульяновской области.
Внимание на экран. ( первый слайд презентации) 4 картинки людей в
национальных костюмах: татарин, чувашин, мордвин, русский.
В нашей области живут люди разных национальностей. Знаете ли вы. какие народы
проживают в нашем крае??? ( ответ) Чем отличаются?? (ответ) танцами,
традициями, кухней, костюмами, одеждой
Участникам мастер - класс предлагаю отобрать их конверта, те картинки на которых
изображены представители народов проживающие на территории нашей области
( конверты с картинками)
2 задание. Национальная одежда.
У каждого народа есть своя национальная одежда. Какие элементы костюма вы
знаете??? Сможете ли Вы подобрать наряд для представителя то или иной
национальности??? Сейчас узнаем!
Участникам мастер - класса предлагается "Одеть куклу" в национальную одежду.
Чтобы создать такие костюмы требуется огромное трудолюбие, умение. Все
костюмы выполняются в ручную, начиная от покроя и заканчивая вышивкой.
3 задание. Орнамент.
Второй слайд с картинками орнамента национальных костюмов.
Внимание на экран. У каждого народа есть одежда украшенная традиционным
орнаментом. Сможете ли вы подобрать элементы орнамента и украсить один из
предметов костюма???
Участникам мастер - класса предлагается украсить один предмет костюма .
татары - сапоги (ичиги)
русские - сарафан
чуваши - головной убор (тухья)
мордва - фартук
Ну а теперь проверим свои знания ( третий слайд с картинками украшенных
предметов одежды)
Вот мы с вами и познакомились с традиционными костюмами народов Среднего
Поволжья, а сейчас перейдем к фольклору.
4 задание. Фольклор народов Ульяновской области.
Каждый ребенок должен иметь представление о своей культуре, доступно их
возрасту. Основным условием развития творческих способностей является
введение ребенка в мир музыки. В детском саду должны быть созданы условия для
творческого развития ребенка. Музей "Русская изба", уголок татарской,
мордовской, чувашской культуры. На занятиях мы должны рассказывать сказки,
читать стихи, играть в национальные игры, использовать для активной речи
потешки, считалки, загадки и петь частушки.
Чистая водичка умой Юре личико.
Танечке ладошки, а пальчики Антошки.
Пять мальчиков, пять чуланчиков
Разошлись мальчики в темные чуланчики.
Каждый мальчик в с вой чуланчик.
Какие потешки, в режимных моментах вы используйте????
Участникам мастер - класса предлагается "Продолжи пословицу"
Чувашская: Что посеешь / то и взойдет
Мордовская: В родном краю / как в раю
Мордовская: От зла стареешь/ от добра молодеешь
Татарская: Без труда / не появится еда
Татарская: На морозе мерзнет/ а за столом потеет
Мордовская: На работе воробей / а в еде орел
Мордовская: Если у тебя 100 друзей / это мало, один враг - много
А какие русские пословицы вы знаете???7 ( ответы)
А сейчас постарайтесь отгадать загадку и выбрать правильный ответ
Выбегает конь - огонь,
А за ним сто погонь??? ( солнце)
А сможете сказать ее на татарском и чувашском языках???
5 задание. Музыкальная
Предлагаю Вам прослушать 4 музыкальных произведения. Сможете ли вы на слух
определить, какой национальности принадлежит данное произведение.
"Во поле березка стояла" - русская
"Плясовая" - татарская
"Сюмарся" - чувашская
"Акша келуня" – мордовская
6 задание. Игра.
Из поколения в поколения передавались народные игры, забавы, развлечения. И
сейчас поиграем в русскую народную игру "Король". Выбираем короля, остальные
работники. Король садится на определенное место, работники отходят в сторону и
сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю. .
Работники: - Здорово король.
Король: - Здравствуйте.
Работники: - Нужны ли вам работники?
Король: - Нужны. Какие работники?
( работники выходят, движениями изображают людей разных профессий )
Король должен сказать, что делает каждый работник.
Наша квест - игра подошла к концу. Я хочу, чтобы вы продолжили выражения:
Сегодня я узнал?
Было интересно?
У меня получилось?
Было трудно?
Я попробую?
Мероприятие дало мне для жизни?
Сегодня вы приняли участие в увлекательной квест - игре "Вдоль по Волге".
Надеемся, что вам понравилось это путешествие, наш опыт оказался вам полезный
и вы будете его использовать в своей педагогической деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!