Напоминание

"Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста"


Автор: Иванова Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание культуры толерантности у детей

младшего школьного возраста (из опыта работы)

Сегодня

все

большее

распространение

в

детской

среде

получают

недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много.

Взаимная

нетерпимость

и

культурный

эгоизм

через

средства

массовой

информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в

школу. В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск

жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего

поколения.

Это

тревожит

все

прогрессивное

человечество

земли.

Как

бороться с этим? Все чаще возникают разговоры о толерантном мире, в

котором

гласной

ценностью

является

неповторимая

и

неприкосновенная

человеческая

личность.

Поэтому

активизируется

процесс

поиска

эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Толерантность надо воспитывать. У меня в классе обучаются дети разных

национальностей (армяне, азербайджанцы, русские) чтобы воспитывать в них

чувство

дружеских,

добрососедских

отношений,

сплотить

коллектив

возникла необходимость использования программы “Воспитание культуры

толерантности у детей младшего возраста”. Важно донести до учащихся

мысль,

что

разные

индивидуальные

качества

людей

(цвет

кожи,

вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя

многообразный и поэтому прекрасный мир.

Толерантность

(от

латинского

"толеран")

-

терпение,

переносимость,

снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к

чужим

мнениям

и

верованиям.

На

сегодняшний

день

толерантность

рассматривается

в

контексте

таких

понятий

как

признание,

принятие,

понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого,

как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм

поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на

его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя

и

ученика,

сущность

которого

сводится

к

таким

принципам

обучения,

которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся

культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни

неправильного

ответа.

Толерантность

в

новом

тысячелетии

-

способ

выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На

сегодняшний

день

возникает

необходимость

воспитания

культуры

толерантности

с

самых

первых

дней

обучения.

Для

начальной

школы

проблема

воспитания

толерантности

актуальна

сама

по

себе.

На

этом

жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30

детьми,

пришедшими

из

разных

микросоциумов,

с

разным

жизненным

опытом

и

с

несформированностью

коммуникативной

деятельности.

Для

плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в

процессе

взаимодействия

к

некой

общей

основе.

Ненасильственное,

уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание

толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание

толерантности

невозможно

в

условиях

авторитарного

стиля

общения

«учитель

ученик».

Поэтому

одним

из

условий

воспитания

толерантности является

освоение мною определенных демократических

механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с

другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с

одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой

стороны

критически

относиться

к

своим

собственным

взглядам.

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей

означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи

понимания

ребенка. Воспитание

культуры

толерантности,

должно

осуществляться в системе: «родители + дети + учитель».

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат примером

взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и

семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на

воспитание

открытого,

непредвзятого

отношения

к

человеческому

многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный

труд и психическое напряжение, оно возможно только на основе изменения

самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и

живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь,

важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а

путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному.

Если

педагог

толерантен,

он

открыт,

недирективен,

доброжелателен.

Он

выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

М о ж н о

в ы д е л и т ь

д в е

г р у п п ы

м е т о д о в

п о н и м а н и я :

1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка

исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости»,

индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого

с у б ъ е к т и в н ы й ,

а у т е н т и ч н ы й

с м ы с л .

2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его

своеобразии

и

целостности,

проникнуть

в

глубину

его

переживаний,

опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с

процессом

развертывания

человеческого

отношения

одного

человека

к

другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение, эмпатийное,

а значит, на основе диалога.

В

своей

работе

использую программу

«Воспитание

культуры

толерантности у детей младшего школьного возраста». Данная программа

предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает следующие

направления обучения толерантности:

.Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех

без исключения людей.

.Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение

различий между людьми.

. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий.

Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие

друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.

Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению

труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает

каждый при решении проблем через сотрудничество.

И

как

результат

-

приобщение

к

культуре

мира.

Дети,

на

практике

познающие,

что

такое

уважение

и

терпимость

по

отношению

к

другим

получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Действия,

предпринятые

ими

для

служения

сообществу

семьи,

класса,

школы,

укрепляют

их

знания

и

делают

возможным

создание

общества

взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Основной

целью

работы

является

формирование

у

детей

навыков

толерантных отношений. Как

итог реализации программы «Воспитание

культуры толерантности у детей младшего школьного возраста» я ожидала

следующие результаты:

ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

социально адаптированный ребенок.

Исходя

из

поставленной

цели

и

ожидаемых

результатов,

оптимальным

результатом

их

реализации

является

организация

системы

дел

в

каждом

классе на протяжении 4 лет. Каждый учебный год я начинала с проведения

диагностики (социометрия, анкетирование, психологическое тестирование) и

заканчивала итоговым коллективно-творческим делом.

1 класс "Я и моя семья"

Для

учеников

младшего

школьного

возраста

характерны

следующие

особенности:

возникновение и закрепление личностной характеристики ребенка, которая,

становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах

деятельности;

безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям,

подчинение и подражание им.

Учитывая эти возрастные особенности, в течение учебного года я проводила

коллективные

дела,

которые

помогают

каждому

ребенку

наиболее

полно

раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с

другой стороны, узнать что - то новое о ребятах, знакомых с ним уже не

первый год, может быть, найти новых друзей.

Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны

значимых взрослых людей, необходимо опираться

на

те

доверительные

отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать

родителей к делам класса. Все эти действия помогают первоклассникам легче

перенести адаптационный период при переходе в начальную школу.

Цель

воспитательного

процесса

в

1

классе:

помочь

каждому

ребенку

осознать

неповторимость

своей

личности,

а

также

личности

каждого

одноклассника.

Задачи воспитательного процесса в 1 классе

Изучать

интересы,

потребности

и

личностные

характеристики

членов

классного коллектива;

Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;

Активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;

Помочь первоклассникам легче перенести адаптационный период.

Планирование воспитательной работы

Дата

Название мероприятия

Участники

Сентябр

ь

. Диагностика учащихся (опросник для

индивидуального знакомства с воспитанником,

методика незавершённых предложений)

. Час общения «Давайте познакомимся»

учитель

психолог

учащиеся

учитель

учащиеся

родители

Октябрь

Конкурс рисунков «Мой родной город»

День Бабушек и Дедушек» (в рамках декады

пожилых людей)

учащиеся

учитель

родители

Ноябрь

«Папа, мама, я - дружная семья (спортивный час)

«Животный мир Кольского полуострова»

(экскурсия в краеведческий музей)

учащиеся

учитель

родители

Декабрь

Новогодний утренник. Конкурс на лучшую

новогоднюю игрушку «Мастерская Деда

Мороза»

учащиеся

учитель

родители

Январь

Конкурс стихов и рисунков на тему «Здравствуй

гостья зима»

учащиеся

учитель

Февраль

Конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые».

Праздник «Прощай, Азбука»

учащиеся

учитель

родители

Март

Праздник для мам и девочек «Дорогие и

любимые»

учащиеся

учитель

родители

Апрель

Викторина «Умей дружбой дорожить»

учащиеся

учитель

Май

Игра- марафон «Весёлый поезд»

учащиеся

учитель

родители

2 класс "Ты, да я, да мы с тобой"

Для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со

сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для

активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях.

Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку

и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам

мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой

коллективом.

Целью воспитательного процесса во 2 классе становится формирование и

развитие чувства сплоченности классного коллектива.

Задачи воспитательного процесса во 2 классе:

обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;

обучать детей разделению труда при выполнении заданий;

воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным

мнением;

Формирование традиций классного коллектива.

Планирование воспитательной работы

Дата

Название мероприятия

Участники

Сентябр

ь

Диагностика учащихся (Социометрия, анкета

«Классный коллектив глазами ученика).

Праздник «Золотая осень»

Психолог

учащиеся

учитель родители

Октябрь

«Саамы – коренные жители Кольского

полуострова» (экскурсия в краеведческий

музей)

Аукцион «Книга рекордов нашего класса»

учащиеся

учитель родители

Ноябрь

Диспут «Легко ли быть настоящим другом»

учащиеся

учитель

Декабрь

Читательская конференция по сказкам

Г.Х.Андерсена («Гадкий утёнок», «Детская

болтовня»)

Новогодний бал – маскарад «Новогодний

учащиеся

учитель родители

коктейль»

Январь

Знакомство с русской национальной культурой

(фольклорный праздник)

учащиеся

учитель родители

Февраль

Конкурс «Вперёд, мальчишки» Зимние игры

учащиеся

учитель родители

Март

Конкурс «Мисс Очарование»

учащиеся

учитель родители

Апрель

«Шире круг» концертно-игровая программа

учащиеся

учитель родители

Май

Коллективное творческое дело «Дерево

Дружбы»

учащиеся

учитель родители

3 класс "Вместе лучше!"

В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много

людей

-

мирных

жителей

оказались

беженцами,

вынужденными

переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу

с

каждым

годом

приходит

все

большее

количество

детей

разных

национальностей.

Важно

внушить

ребятам

мысль,

что

разные

индивидуальные

качества

людей

(цвет

кожи,

вероисповедание,

национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и

поэтому прекрасный мир.

Целью

воспитательного

процесса

в

3

классе

становится

формирование

толерантных

отношений

между

детьми,

с

какими

-

либо

различиями

(национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться

лучше, самосовершенствоваться.

Задачи воспитательного процесса в 3 классе :

воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей,

вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;

формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю,

традиции и обычаи.

Планирование воспитательной работы

Дата

Название мероприятия

Участники

Сентябр

ь

Диагностика учащихся (Социометрия, методика

незавершённых предложений)

«Планета дружбы»- конкурс детского рисунка на

асфальте

учащиеся

учитель

психолог

Октябрь

Конкурс рисунков «Мой многонациональный

Мурманск»

Беседа- тренинг «Мы разные, но мы вместе»

учащиеся

учитель

психолог

Ноябрь

История национального костюма

(познавательная экскурсия в краеведческий

музей). Осенние игры и состязания.

учащиеся

учитель

родители

Декабрь

Как встречают Новый год в разных странах?

(Игра-путешествие). Новогодний праздник

«Святки»

Учащиеся

учитель

родители

Январь

День семейного отдыха «Добрые традиции

семьи»

учащиеся

учитель

родители

Февраль

Праздник «Масленица»

учащиеся

учитель

родители

Март

Читательская конференция по сказкам народов

мира

Конкурс рисунков «Мы все такие разные»

учащиеся

учитель

Апрель

«Наша дружная планета» (познавательная

викторина)

Знакомство с русской национальной культурой.

Фольклорный праздник «Русские посиделки»

Беседа- тренинг «Мы разные, но мы вместе»

учащиеся

учитель

родители

Май

Концерт для ветеранов

Викторина «Растения Мурманской области»

Праздник «Я, ты, он, она - вместе дружная

семья

учащиеся

учитель

родители

4 класс "Учимся договариваться"

Для младших школьников необычайно важны признание и одобрение со

стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также

важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К

сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к

возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что

ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.

Поэтому целью воспитательного процесса в 4 классе становится

формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта,

завершать его справедливо и без насилия.

Задачи воспитательного процесса в 4 классе

создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы,

взаимопонимания и поддержки;

развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям

в реальных жизненных ситуациях.

Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности

ребенка, с праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса

более дружным, совместно с психологом провожу психологические

тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта.

Поэтому программа этого года предусматривает тесное сотрудничество со

школьным психологом.

Психологические знания, полученные четвероклассниками на занятиях,

помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни.

Также следует отметить, что если в классе постоянно случаются

конфликтные ситуации, то ребенок может искать комфортную для себя

группу за пределами класса и даже школы. К сожалению, часто в подобных

группах поощряются такие вещи, как курение, противоправные действия.

Планирование воспитательной работы

Дата

Название мероприятия

Участники

Сентябр

ь

Диагностика (социометрия, методика «Наши

отношения)

Игровой марафон «Игры народов мира»

учащиеся учитель

психолог

Октябрь

«Родные берега» (историческое

многонациональное прошлое г.Мурманска)

Психологическая игра «Необитаемый

остров»

учащиеся учитель

психолог учащиеся

Ноябрь

Психологический тренинг «Научись

управлять собой»

учащиеся

психолог

Декабрь

Новогодний утренник.

учащиеся учитель

родители

Январь

Этическая беседа «Душа народа к добру

зовёт»

учащиеся учитель

Февраль

Встреча с инспектором отдела профилактики

правонарушений

Викторина по толерантности «Мир вокруг

нас»

учащиеся учитель

инспектор

Март

КВН для девочек. Развлекательная

программа.

учащиеся учитель

родители

Апрель

Пресс- конференция «Однажды в моём

классе»

родители

учащиеся учитель

Май

«Мурманск-город герой» (экскурсия в

краеведческий музей)

«Шире круг» (концертно –игровая

программа)

учащиеся учитель

родители

Тематика классных часов по воспитанию толерантности

Тема классного часа

1класс

« Моя семья»

«На кого я хочу быть похожим»

«Поговорим о доброте»

«Друг познаётся в беде»

2класс

«Ты, да, я, да мы с тобой»

«Я и моё имя»

«О дружбе»

«О равнодушии и добре»

3 класс

«Мы – команда одного корабля»

«Стремись делать добро»

«Давайте дружить»

«Учимся сочувствовать»

4 класс

«Шесть шагов разрешения конфликта»

«Учимся договариваться»

«Улыбка и смех приятны для всех»

«Путешествие в город Толерантности»

В своей работе использую три группы приемов воспитания

толерантности.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в

классе.

Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность,

чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных

групп.

Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы

от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Прием

«Акцент

на

лучшее».

Педагог

в

разговоре

с

детьми

старается

подчеркнуть

лучшие

черты

каждого.

При

этом

его

оценка

должна

быть

объективна и опираться на конкретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому,

чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное

мнение.

Начать

такой

разговор

можно

с

примера,

как

ошибается

зал,

подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».

Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы

дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга.

Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее

как маленький спектакль.

Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного

творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение

и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно

вносить

свои

предложения,

дополнять,

критиковать,

опровергать

мнение

своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают

негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему

отношений

с

различными

группами

людей:

одни

начинают,

другие

продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным

является

само

участие

каждого

ученика

в

предложенном

обсуждении)

следует

довести

соответствующие

ограничения

(требования)

перейти

к

аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

Диалоговая

рефлексия

это

диалог

педагога

и

ребенка,

способствующий

формированию

отношения

ученика

к

какой-либо

значимой

проблеме,

вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для

воспитания

толерантности

применяю

следующие

приемы

в

рамках

проведения рефлексивной беседы с ребенком.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и

выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог

предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или

иная

конфликтная

ситуация.

При

этом

как

бы

ведется

поиск

выхода

из

сложившейся ситуации.

Прием «Импровизация на свободную тему», Учащиеся выбирают ту тему, в

которой

они

наиболее

сильны

и

которая

вызывает

у

них

определенный

интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют

смысл происходящего и т. п.

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят

друг

другу

определенное

количество

встречных

вопросов.

Поставленные

вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы,

кинофильмов и т. д.

Прием

«Сочини

конец

истории».

Детям

предлагается

завершить

предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений

между людьми или животными, которые являются героями литературного

произведения.

Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие

книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

Прием

«Добрые

слова».

Детям

предлагается

вспомнить

добрые

слова,

которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти

слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.

п.).

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют

на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают

литературные,

музыкальные

и

иные

зарисовки,

комментируют,

разрабатывают задания и т. п.).

Прием

«Киностудия».

Дети

сочиняют

пародию

на

известный

фильм,

используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Описанные

приемы

могут

применяться

классным

руководителем

в

индивидуальной

беседе

с

ребенком,

проявляющим

нетерпимость

в

отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также

материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с

последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить,

что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной

позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень

доверительности

в

отношениях

с

ними,

безусловное

их

принятие

и

поддержку.

В

результате

систематической

работы

должен

сформироваться

толерантный класс – это тот, в котором:

1) умеем внимательно слушать и слышать;

2)советуем и предлагаем;

3)желаем, сочувствуем, сопереживаем

4)обеспечиваем всякую поддержку;

5)где царит согласие;

6) есть стремление во всём разобраться.

Уровни сформированности межличностной толерантности у младших

школьников:

Низкий (интолерантность): ребенок обладает низким объемом фактических

представлений

о

ценностях

межличностной

толерантности,

не

умеет

отличать границы толерантности и интолерантности; отсутствуют выдержка,

самообладание,

терпение;

межличностная

толерантность

но сит

избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному

индивиду; при определенных условиях может возникнуть конфликт, гибкость

отсутствует; наличие отрицательного отношения к отличиям других.

Средний: знание норм межличностной толерантности носит разрозненный

характер, ориентиры находятся на этапе формирования; ситуационное

проявление самообладания, эмпатии, выдержки зависит от внешних условий;

признает толерантное поведение со стороны других, но проявляет

межличностную толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное

отношение к отличиям других зависит от внешних условий.

Высокий: учащийся имеет установку на формирование у себя конкретных

качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе,

сформированы фактические представления о ценностях межличностной

толерантности; устойчивое проявление терпимого отношения к другим,

низкий уровень тревожности, агрессивности; высокий уровень эмпатии;

самостоятельно проявляет межличностную толерантность, сдержан по

отношению к иной точке зрения; демонстрирует эмоционально-устойчивое

отношение к другим, принимает правомочность существования других точек

зрения

Используемые диагностики для изучения классного коллектива

Каждому ребёнку присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и

спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. В

свою очередь, информация, полученная о каждом ребёнке в ходе

диагностических исследований, позволяет правильно построить

воспитательную работу по формированию коллектива в целом.

Всю свою диагностическую работу по формированию коллектива я

разделила на три этапа:

I этап – диагностика исследования личности учащихся (1 класс);

II этап – диагностика развития коллектива (2 – 3 классы);

III этап – диагностика сформированности коллектива (4 класс).

Для того, чтобы составить более полное и точное представление о ребятах,

которые ежедневно приходят к нам в класс, об их интересах, ценностных

ориентациях, возможностях и желаниях, существуют различные

диагностические методики. В своей практике я использую методики,

разработанные в НИИ и подробно описанные в книге “Воспитательный

процесс: изучение эффективности” [под редакцией Е.Н.Степанова],

методики, изложенные кандидатом педагогических наук Г.Ф.Гаврилычевой в

журналах “Начальная школа”, а также составленные мною в процессе

педагогической деятельности. Их целью является выявление уровня

воспитанности, взаимных симпатий, творческого развития личности,

направленности интересов и т.д.

На первом этапе применяю методики и графические тесты, позволяющие

определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в

классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе.

Диагноститическая методика “Космическое путешествие”.

Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что

отправляются в космическое путешествие и являются командирами

космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего

класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная

методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся,

которые находятся вне классного сообщества.

«Урок физкультуры». Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги

учащиеся

должны

построить

свой

класс

на

уроке

физической

культуры.

Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по

степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:

Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика,

его включенности в жизнь детского коллектива.

«Солнце, дождик ,тучка»

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы

солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить

их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений.

Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое

соответствует их настроению.

В классе мне –

*

С друзьями мне –

Õ

Дома мне –

Û

«Пьедестал»

Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны

построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек.

На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса.

Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным.

На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению является значимой

фигурой

в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в

коллективе,

их

привязанность

друг

к

другу,

определить

нравственную

сторону взаимоотношений учащихся.

На втором этапе целью диагностики является выявление направленности

интересов

младших

школьников,

характера

самооценки,

изучение

уровня

нравственного

развития

личности

и

духовно-нравственной

атмосферы

в

классном коллективе.

«Дом, в котором я живу»

Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный

дом

и

заселить

его

значимыми

для

них

людьми.

Это

могут

быть

и

одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика

помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким

людям, к своим товарищам.

«Круги на воде»

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в

другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени

значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен

одноклассников

«Мультфильм о нашем классе»

Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе.

Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить

один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по

одному

листочку).

Ребята

работают

самостоятельно,

без

подсказки

и

коррекции

учителя.

Кадры

склеиваются,

и

ребятам

предоставляется

возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она

позволяет получить очень много информации о классе.

1.

Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.

2.

Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.

3.

Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)

4.

Какие проблемы поднимает мультфильм.

Методика “Приглашение в гости”.

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии

детей.

Ход проведения. Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к

себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих

гостей?”

Предложить детям записать фамилии 5 человек.

Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения

1.

«Страна Х» (коллективный рисунок)

Цель: Развитие навыков участия в совместной деятельности.

Материалы: Большой лист бумаги, фломастеры, восковые пастели, и т.д.

Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и

нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет.

Взрослый также может участвовать в коллективном рисовании.

2.

«Нарисуй узор» (картинки-варежки)

Цель: Тренировка умения осуществлять совместную деятельность.

Материалы: Несколько пар вырезанных из бумаги варежек с различными

узорами. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в

группе.

А) Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги варежка. Каждая из них

имеет свою форму и узор. Одинаковых «половинок» - две; они образуют

пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После этого каждая пара

должна, не разговаривая, закончить узор, изображенный на варежках,

причем ей дается только один набор карандашей и фломастеров.

Б) Каждой паре детей даются чистые варежки. Они должны договориться,

как их украсят. Условие присутствия одного набора карандашей

сохраняется.

После этой игры можно устроить конкурс варежек.

3.Рисунок «Мои друзья»

Цель: Диагностика отношений детей в классе.

Детям предлагается нарисовать своих друзей, как им хочется: или как

людей, или ввиде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После рисования

можно обсудить рисунки детей, спросить, кто здесь нарисован, почему

нарисованы именно эти дети?

На третьем этапе целью диагностических исследований является

определение

динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления,

сформированности межличностных отношений, определение степени

удовлетворённости своим коллективом

Методика “Какой у нас коллектив”.

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами

жизни коллектива.

Ход

проведения.

Учащимся

предлагается

шесть

утверждений.

Нужно

записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

Наш класс очень дружный и сплочённый.

Наш класс дружный.

В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать

нельзя.

Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Обработка

результатов.

Те

суждения,

которые

отмечены

большинством

учащихся,

говорят

об

определённых

взаимоотношениях

в

коллективе

и

конкретно

о

каждом

ученике,

как

ощущает

он

себя

в

системе

этих

отношений.

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние

психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворённость

Увлечённость

Теплота взаимоотношений

Взаимная поддержка

Занимательность

Скука

Успешность

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния

психологического климата и их сравнения между собой.

Диагностическая методика “Анкетирование”

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или

тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем

ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или

остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

- нравится

- не очень

- не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Вопрос

ы

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Анализ анкетирования:

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной

активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя,

добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают

неудовлетворительные оценки или замечания.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают

большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с

учебной деятельностью.

19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна

учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно

общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у

них развиты мало.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без

желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают

серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к

школьному обучению.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Диагностические исследования детского коллектива позволяет мне составить

более полную картину при характеристике уровня сформированности

коллектива в конце четвёртого класса. Материал представляю в таблицах,

чтобы наиболее ясно была видна динамика сформированности детского

коллектива, роли каждого ученика в классном сообществе.

К концу четвёртого класса ученики отличаются особым психологическим

настроем,

у

них

появляется

своё

положительное

отношение

к

действительности,

к

коллективной

жизни,

осознание

своего

“Я”.

Ребята

живут

по

правилу

“Один

за

всех

и

все

за

одного”.

Считаю,

что

при

определённых

условиях

диагностика

может

помочь

учащимся

правильно

поступить

в

той

или

иной

ситуации,

дать

правильную

оценку

своим

поступкам

и

поступкам

своих

товарищей,

способствует

формированию

представления о достойном поведении и нравственных качествах человека



В раздел образования