Напоминание

"Дистанционный способ обучения в условиях открытой школы."


Автор: Сургутская Ирина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "О(С)ОШ № 14"
Населённый пункт: г. Минусинск
Наименование материала: статья
Тема: "Дистанционный способ обучения в условиях открытой школы."
Раздел: полное образование





Назад




Дистанционный способ обучения в условиях открытой школы.

О школьном дистанционном обучении в последнее десятилетие говорят

много: иногда как о панацее современного образования, иногда с перечислением

несомненно

присущих

ему

минусов;

иногда

как

об

объективной

реальности,

иногда

как

о

перспективе.

В

этой

статье

я

хочу

поделиться

практическими

замечаниями

по

внедрению

дистанционного

способа

обучения

в

открытой

(сменной) школе.

Начну с того, что МКОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа

№14»

единственное

учреждение

в

системе

образования

г.Минусинска

и

Минусинского района, ориентированное на непрерывное образование подростков

с

девиантным

поведением,

работающей

молодежи

и

взрослого

населения.

В

данный момент контингент школы – это обучающиеся от 16 до 53 лет. Согласно

образовательной

программе

и

программе

развития

школы

учебный

процесс

школы

определен

социальным

образовательным

заказом

общее

среднее

образование

для

всех

членов

общества,

профессиональная

подготовленность,

включенность в жизнь общества. Работая в открытой школе на протяжении 20 лет,

могу

сказать,

что

она

является

своеобразной

«изнанкой»

современного

образования, умещаясь тем не менее в его границы и рамки. Контингент открытой

школы необходимо рассматривать в формате андрагогики, то есть педагогики для

взрослых. Большая часть обучающихся – действительно взрослые люди, имеющие

сформированные гражданскую позицию, мировоззрение, мотивацию. Разумеется,

в

обучении

взрослых

существует

ряд

серьезных

проблем:

педагогическая

запущенность и социальная дезадаптация большинства обучающихся; высокий

уровень

тревожности,

свидетельствующий

о

низкой

самооценке;

серьезный

перерыв в обучении, что означает почти полное отсутствие базовых знаний и

умений; несформированность у большинства общеучебных навыков; объективная

неготовность молодых людей обучаться в рамках традиционной системы. Часто

более

70

%

процентов

обучающихся

просто

не

справляются

с

входящим

тестированием по предметам. Кроме того, обучение взрослых должно обеспечить

возможность совмещения работы, учебы, семейных обязанностей и просто жизни,

поэтому роль учителя значительно модифицируется: на первый план выходит

тьюторская компетентность, то есть

сопровождение обучающегося в самом

процессе

обучения,

воспитания

и

профессионального

развития.

Обучить

мы

понимаем

в

школе

как научить

действовать

самостоятельно,

используя

информационные,

коммуникативные,

самоорганизующие

умения

и

навыки.

Ежегодно

обучающиеся

открытой

школы,

наравне

с

обучающимися

дневных

школ, участвуют в ЕГЭ (в год около 40 выпускников), и в последние несколько лет

сдают без «завалов». Этот результат, для «обычных» школ не слишком значимый,

в нашем случае требует приложения серьезных усилий; особого подхода при

организации учебного процесса.

Именно поэтому дистанционный способ обучения показался нам тем самым

фактором,

который

позволит

достичь

наиболее

эффективного

результата.

Дистанционное обучение является составной частью единого учебного процесса

открытой школы и представляет собой комплекс учебных материалов по предметам.

Дистанционный способ обучения направлен на воспитание самостоятельности,

овладение

методами

и

приемами

простейших

экспериментов,

закрепление

полученных знаний на практике. Информационные компьютерные технологии в

дистанционном обучении обеспечивают возможность обучаться в любом месте, в

любое

удобное

время,

по

индивидуальному

расписанию,

с

возможностью

контактов по электронной почте, интерактивно, по skype и очно.

Основная часть работы по внедрению дистанционного метода обучения – это

разработка дистанционных курсов, которые были размещены на сайте школы в

разделе

«Дистанционное

обучение».

Курсы

строятся

по

принципу:

теория-

практика-контроль. Возможности оболочки Moodle предусматривают размещение

теоретического материала, практических и контрольных заданиях в разной форме.

Теорию я представляю в видеоформате или в форме лекции, которую обучающиеся

должны

освоить

самостоятельно.

При

выполнении

практических

заданий

обучающийся может использовать информацию на сайте, а также ссылки на

образовательные ресурсы, затем перейти к выполнению практического задания. Для

их

выполнения

необходимо

продемонстрировать

умение

работать

на

курсе:

прикрепить свой файл с заданием, выполнить тест, задания в программе hotpotatoes,

принять участие в коллективной творческой работе (Wiki). Обучающиеся, которые

успешно справились со всеми заданиями по теме, допускаются к выполнению

контрольной работы, которая также может быть представлена в разных формах:

тестирование, реферативная работа, сочинение на литературную тему, эссе. Одним

из

важных

условий

при

построении

курса

является

его

интерактивность,

ориентированность

на

наличие

обратной

связи

между

преподавателем

и

обучающимся.

Как

показывает

практическая

деятельность,

у

начинающих

дистанционное обучение возникает множество вопросов, касающихся как самой

технологии, так и учебных моментов. Чтобы эти вопросы не оставались без ответа,

а

курс

был

«живым»,

создаются

форумы

(«Давайте

знакомиться,

«Задайте

вопрос»),

при

необходимости

чаты,

чтобы

обмениваться

с

обучающимися

информацией в режиме реального времени. Кроме того, предусматривается система

сообщений,

которыми

могут

обмениваться

учитель

и

обучающийся,

когда

находятся на сайте одновременно. Надо сказать, что оболочка Moodle представляет

собой неисчерпаемый источник возможностей для развития творческого потенциала

учителя. Каждый урок – это отдельная единица курса, которую необходимом

наполнить

содержанием,

используя

самые

разные

методы

подачи

материала,

тренировочные задание, тесты и так далее. При этом создание курса – огромный

кропотливый труд, и обновлять его придется до тех пор, пока на нем будет идти

работа: могут устареть ссылки на сторонние ресурсы, измениться учебник или

тематическое планирование и многое другое.

Именно после создания первых курсов и появления первых результатов стало

ясно, что дистанционное обучение – ни в коем случае не панацея, и обладает рядом

совершенно неоспоримых минусов. О них так же часто и много говорят. Это и

недостаток практических навыков, которые получают обучающиеся, и низкий

уровень коммуникации между учителем и обучающимся, а уж тем более между

обучающимися в одной группе, и необходимость сильной мотивации для того,

чтобы осваивать курсы в свое свободное время, в своем темпе. И, в конце концов,

это необходимость рано или поздно все же встретиться с преподавателем «лицом к

лицу» и показать то, чему научились. Самой серьезной проблемой стал, однако,

недостаток компьютерной грамотности. Зачастую обучающиеся просто не знали,

как прикрепить файл, когда задание было уже выполнено. Однако и несомненных

плюсов было достаточно: работа на курсах шла, иногородние ученики осваивали

программу

общего

образования

именно

благодаря

дистанционному

способу

обучения, поэтому от самой модели, в которую уже в 2010 было вложено так много

сил, школа решила не отказываться.

Сейчас можно сказать, что решение было правильным, но

для этого в

учебный процесс пришлось внести множество изменений (создать новые локальные

акты , ввести должность тьютора для групп дистанционного обучения, заниматься с

обучающимися компьютерным ликбезом).

В

настоящий

момент

дистанционное

обучение

для

нашей

школы

объективная

реальность;

действующая

модель,

в

которой

все

еще

имеются

проблемы реализации и недоработки. С текущего учебного года мы занимаемся

разработкой курсов для основной школы. Кроме того, в школе создана проектная

группа, целью которой является разработка модели интеграции всех форм обучения

через

применение

дистанционного

способа

обучения.

Сейчас

дистанционно

обучаются в основном в заочных группах, и мы планируем разрабатывать курсы

также для тех, кто обучается очно и очно-заочно (с целью повторения учебного

материала,

подготовки

в

итоговой

аттестации

и

так

далее).

Прогнозируемым

результатом

этой

деятельности

является повышение

качества

образования,

уменьшение отсева, освоение новых образовательных практик.

Надеюсь, что высказанные мной мысли помогут тем, кто задумывается над

той же проблемой, понять, что сразу ничего не получится. Подводные камни

возникнут обязательно, хотя в теории о них уже все известно, и обойти их кажется

вполне реальным.



В раздел образования