Автор: Цветова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1535
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Впрячь не можно коня и трепетную лань. Из опыта оценки устных ответов на ЕГЭ".
Раздел: полное образование
Впрячь не можно коня и трепетную лань?
Из опыта оценки устных ответов на ЕГЭ
За три года проведения теста по говорению в ЕГЭ ( не сравнить с почти 10
годами тестов по всем остальным видам речевой деятельности!) уже
накопились некоторые соображения или даже недоумения, связанные с
требованиями и практикой экзамена. Учащиеся ,с которыми приходится
иметь дело мне и моим коллегам, это ребята, очень неплохо подготовленные
как в языковом плане. Так и с довольно развитыми метапредметными
знаниями. В школе( недавно еще лицее1535) Слава Богу, многие из родителей
имеют счастливую возможность посылать детей в страну изучаемого языка, в
языковые летние лагеря или приглашать к ним частных педагогов. Так что
успехи ребят не только заслуга учителей лицея . Но и мы стараемся научить
детей говорить содержательно, логично и связно выражать мысли , не
забывая о достойном языковом оформлении их высказываний. И вот грянул
формат ЕГЭ. Напомню ,что за ограниченное время нужно успеть четко
осветить строго определенные позиции содержания( называемее аспектами).
Оказывается, что такие ограничения нелегко даются людям, умеющим
говорить распространенно. Необходимо крайне внимательно следить за
строкой ,показывающей истекающее время монологов ( их 2),не забывая о
содержании и грамматике. Оказывается. Что и блестящие учащиеся
сталкиваются с одной серьезной трудностью: их возможности «не
вписываются в жесткие рамки формата, и они теряют баллы. Напротив, более
чем средние студенты, едва освоившие уровень В-1 справляются лучше. Они
четко следуют предложенному плану и не стремятся говорить красиво( а тем
более содержательно) Удивительно, но по критериям оценки у таких
студентов балл может быть выше! Ребята сами удивляются: как это так
получается, что если говорить красиво и много.. то балл может быть гораздо
ниже. Парадокс. Но это так. Приходится впрячь в одну телегу коня и
трепетную лань. Собственно говоря. В коне не ничего плохого, Кони, а не
лани и предназначены для телег. Но лани… Разве они не изящны Разве не
красивы? Необходимость соблюсти формат экзамена, но самому остаться
довольным полноценным и развернутым, в языковом смысле, богатым
ответом, заставляет искать компромиссы. В статье делается попытка сравнить
возможные варианты ответов в монологах. Воспоминания о выпускниках
2018 еще весьма свежи. Можно легко представить себе , какие бы ответы
дали те , кто не ставил перед собой задачу показать свое владение
языком( ведь 10 лет по 5 часов в неделю!) и те учащиеся, которые привыкли
говорить развернуто . Я также отлично помню фотографии, которые мне
самой пришлось описывать на экзамене для учителей.
-This is one of the pictures from my
album. Peter, look at it
1.
I took this photo last summer .I
took it in the field near my
village.2
2.
In this photo you can see three
people in the field. They are my
grandfather, grandmother and my
younger sister .Her name is Lucy.
She is ten.5
3.
My relatives are running in the
field. They are happy.7
4.
I keep this picture to remember
that warm sunny day. The picture
is nice.9
-Peter, I would like you to take a look at
one of my recently taken pictures.
1.
I don’t remember clearly when
the photo was taken. I think I took
it 2 years ago. At that time I was
staying at my grandparents ‘in
their country house.
2.
The picture shows my
grandparents, who are both in
their early sixties, and my little
sister Lucy. They are bare feet as
the day is hot.
3.
Granny is holding Lucy by her
hand, while Lucy is holding grand
dad’s hand. At this moment
Granny is pulling them both.
Though Granny seems to be a bit
out of breath the three are really
enjoying themselves.
4.
I keep this photo in my album as
my grandparents look so cheerful
and energetic here.
5.
I’m showing this picture to you
because I want to show you my
sister. Now she is 11years old. I
love her very much 12
-That’s all I wanted to say.
5. I’m showing the photo to you as we
once quarreled and you said elderly
people rarely look happy. Now you can
see that you were wrong
- I hope you liked the picture. Would
you like me to send it to you?
По количеству предложений оба диалога вполне сопоставимы. При этом
видно, что в правой колонке текст включает сложные предложения ,
пассивный залог и более сложную лексику. Аспект корректности грамматики
не рассматривается. Однако нужно признать, что у кандидата с
высказыванием из правой колонки больше шансов получить снижение балла
по критерию « Языковое оформление» Как видно из примера, усилия второго
кандидата более значительны. Но в критериях оценки монолога по описанию
фотографии нет аспекта attempted language, который присутствует в западных
системах оценки.
Следует отметить, что если описание 1 фотографии по выбору
позиционируется как задание. Измеряющее компетенции владения
языком на уровне А-2+,и поэтому языковое оформление ответа имеет
право на некоторую крайнюю простоту и лаконичность, то задание по
сравнению двух фото – это задание уровня В-2 и аналогичное есть в
британском FCE. Можно ожидать. Что в этом случае речь кандидата
изменится и приобретет более зрелый характер. Однако ситуация
повторяется. Любители избегать более красивого дискурса следуют
своим курсом. Кандидаты, наученные и приученные говорить на языке ,
соответствующем уровню В-2, не стараются избегать возможных
лексико- грамматических трудностей. В результате, они во- первых,
могут «увлечься» и проигнорировать временной лимит ( и таким
образом, потерять баллы и за содержание и за организацию) и. во-
вторых, сделать ошибки в языке и потерять баллы за языковое
оформление… Вот пример . созданный на основе материалов того же
КИМа.
- Неre are two pictures. I will compare
them
1. They are on the same topic- family .In
the first one I can see a family in the
park. They are walking there. The
second photo shows a family doing
housework
2.In both pictures there are families. The
members of the families are together.
3.There also some differences. In
picture 1 I can see two children. On
picture two there is only 1 boy and he is
older.
4-5. I would choose the first situation
because I study lot and need to relax
more.
- Let me compare and contrast these two
pictures
1. Both pictures present families. The
picture on the right shows a family
which consists of parents and their
children aged 5-8 . They are enjoying
their free time outdoors. The other
picture was taken in the flat which
belongs to the family. They are cleaning
it
2. In some ways the photos look similar.
The people are enjoying each other’s
company. The parent and children look
satisfied or even happy
3.At the same time the photos are
different. Firstly, the number of children
is different The first family have 2
children of both sexes, while the second
one have only 1 boy/ Another important
difference is that the second family are
working together and not relaxing.
4. If you asked me I wouldn’t hesitate to
answer. I would definitely choose the
firs situation.
5. The reason is simple. I think, I can
enjoy the company of my family if we
go for a walk in the park
-That’s all for now.
- I hope I ‘ve managed to compare and
contrast the photos..
Текст в обоих колонках является примером, но примером, в котором
сконцентрированы реальные особенности речи двух разных типов
кандидатов. В учебном заведении, где я работаю, уже 3 года существует
порядок тренировать говорение ОГЭ\ЕГЭ дистанционно. Это
значительно экономит время на уроке ,хотя и увеличивает трудозатраты
учителя дома. Ответы нужно не только прослушать, но и предоставить
детям адекватный feed- back. Поэтому все мои коллеги обладают
заметным «банком ответов» и могут привести массу примеров, выделяя
их особенности.
Выход из создавшегося положения представляется, очевидным. Стараться
говорить так правильно и распространенно, но при этом
контролировать корректность грамматического оформления речи.