Напоминание

"Впрячь не можно коня и трепетную лань. Из опыта оценки устных ответов на ЕГЭ".


Автор: Цветова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1535
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Впрячь не можно коня и трепетную лань. Из опыта оценки устных ответов на ЕГЭ".
Раздел: полное образование





Назад




Впрячь не можно коня и трепетную лань?

Из опыта оценки устных ответов на ЕГЭ

За три года проведения теста по говорению в ЕГЭ ( не сравнить с почти 10

годами тестов по всем остальным видам речевой деятельности!) уже

накопились некоторые соображения или даже недоумения, связанные с

требованиями и практикой экзамена. Учащиеся ,с которыми приходится

иметь дело мне и моим коллегам, это ребята, очень неплохо подготовленные

как в языковом плане. Так и с довольно развитыми метапредметными

знаниями. В школе( недавно еще лицее1535) Слава Богу, многие из родителей

имеют счастливую возможность посылать детей в страну изучаемого языка, в

языковые летние лагеря или приглашать к ним частных педагогов. Так что

успехи ребят не только заслуга учителей лицея . Но и мы стараемся научить

детей говорить содержательно, логично и связно выражать мысли , не

забывая о достойном языковом оформлении их высказываний. И вот грянул

формат ЕГЭ. Напомню ,что за ограниченное время нужно успеть четко

осветить строго определенные позиции содержания( называемее аспектами).

Оказывается, что такие ограничения нелегко даются людям, умеющим

говорить распространенно. Необходимо крайне внимательно следить за

строкой ,показывающей истекающее время монологов ( их 2),не забывая о

содержании и грамматике. Оказывается. Что и блестящие учащиеся

сталкиваются с одной серьезной трудностью: их возможности «не

вписываются в жесткие рамки формата, и они теряют баллы. Напротив, более

чем средние студенты, едва освоившие уровень В-1 справляются лучше. Они

четко следуют предложенному плану и не стремятся говорить красиво( а тем

более содержательно) Удивительно, но по критериям оценки у таких

студентов балл может быть выше! Ребята сами удивляются: как это так

получается, что если говорить красиво и много.. то балл может быть гораздо

ниже. Парадокс. Но это так. Приходится впрячь в одну телегу коня и

трепетную лань. Собственно говоря. В коне не ничего плохого, Кони, а не

лани и предназначены для телег. Но лани… Разве они не изящны Разве не

красивы? Необходимость соблюсти формат экзамена, но самому остаться

довольным полноценным и развернутым, в языковом смысле, богатым

ответом, заставляет искать компромиссы. В статье делается попытка сравнить

возможные варианты ответов в монологах. Воспоминания о выпускниках

2018 еще весьма свежи. Можно легко представить себе , какие бы ответы

дали те , кто не ставил перед собой задачу показать свое владение

языком( ведь 10 лет по 5 часов в неделю!) и те учащиеся, которые привыкли

говорить развернуто . Я также отлично помню фотографии, которые мне

самой пришлось описывать на экзамене для учителей.

-This is one of the pictures from my

album. Peter, look at it

1.

I took this photo last summer .I

took it in the field near my

village.2

2.

In this photo you can see three

people in the field. They are my

grandfather, grandmother and my

younger sister .Her name is Lucy.

She is ten.5

3.

My relatives are running in the

field. They are happy.7

4.

I keep this picture to remember

that warm sunny day. The picture

is nice.9

-Peter, I would like you to take a look at

one of my recently taken pictures.

1.

I don’t remember clearly when

the photo was taken. I think I took

it 2 years ago. At that time I was

staying at my grandparents ‘in

their country house.

2.

The picture shows my

grandparents, who are both in

their early sixties, and my little

sister Lucy. They are bare feet as

the day is hot.

3.

Granny is holding Lucy by her

hand, while Lucy is holding grand

dad’s hand. At this moment

Granny is pulling them both.

Though Granny seems to be a bit

out of breath the three are really

enjoying themselves.

4.

I keep this photo in my album as

my grandparents look so cheerful

and energetic here.

5.

I’m showing this picture to you

because I want to show you my

sister. Now she is 11years old. I

love her very much 12

-That’s all I wanted to say.

5. I’m showing the photo to you as we

once quarreled and you said elderly

people rarely look happy. Now you can

see that you were wrong

- I hope you liked the picture. Would

you like me to send it to you?

По количеству предложений оба диалога вполне сопоставимы. При этом

видно, что в правой колонке текст включает сложные предложения ,

пассивный залог и более сложную лексику. Аспект корректности грамматики

не рассматривается. Однако нужно признать, что у кандидата с

высказыванием из правой колонки больше шансов получить снижение балла

по критерию « Языковое оформление» Как видно из примера, усилия второго

кандидата более значительны. Но в критериях оценки монолога по описанию

фотографии нет аспекта attempted language, который присутствует в западных

системах оценки.

Следует отметить, что если описание 1 фотографии по выбору

позиционируется как задание. Измеряющее компетенции владения

языком на уровне А-2+,и поэтому языковое оформление ответа имеет

право на некоторую крайнюю простоту и лаконичность, то задание по

сравнению двух фото – это задание уровня В-2 и аналогичное есть в

британском FCE. Можно ожидать. Что в этом случае речь кандидата

изменится и приобретет более зрелый характер. Однако ситуация

повторяется. Любители избегать более красивого дискурса следуют

своим курсом. Кандидаты, наученные и приученные говорить на языке ,

соответствующем уровню В-2, не стараются избегать возможных

лексико- грамматических трудностей. В результате, они во- первых,

могут «увлечься» и проигнорировать временной лимит ( и таким

образом, потерять баллы и за содержание и за организацию) и. во-

вторых, сделать ошибки в языке и потерять баллы за языковое

оформление… Вот пример . созданный на основе материалов того же

КИМа.

- Неre are two pictures. I will compare

them

1. They are on the same topic- family .In

the first one I can see a family in the

park. They are walking there. The

second photo shows a family doing

housework

2.In both pictures there are families. The

members of the families are together.

3.There also some differences. In

picture 1 I can see two children. On

picture two there is only 1 boy and he is

older.

4-5. I would choose the first situation

because I study lot and need to relax

more.

- Let me compare and contrast these two

pictures

1. Both pictures present families. The

picture on the right shows a family

which consists of parents and their

children aged 5-8 . They are enjoying

their free time outdoors. The other

picture was taken in the flat which

belongs to the family. They are cleaning

it

2. In some ways the photos look similar.

The people are enjoying each other’s

company. The parent and children look

satisfied or even happy

3.At the same time the photos are

different. Firstly, the number of children

is different The first family have 2

children of both sexes, while the second

one have only 1 boy/ Another important

difference is that the second family are

working together and not relaxing.

4. If you asked me I wouldn’t hesitate to

answer. I would definitely choose the

firs situation.

5. The reason is simple. I think, I can

enjoy the company of my family if we

go for a walk in the park

-That’s all for now.

- I hope I ‘ve managed to compare and

contrast the photos..

Текст в обоих колонках является примером, но примером, в котором

сконцентрированы реальные особенности речи двух разных типов

кандидатов. В учебном заведении, где я работаю, уже 3 года существует

порядок тренировать говорение ОГЭ\ЕГЭ дистанционно. Это

значительно экономит время на уроке ,хотя и увеличивает трудозатраты

учителя дома. Ответы нужно не только прослушать, но и предоставить

детям адекватный feed- back. Поэтому все мои коллеги обладают

заметным «банком ответов» и могут привести массу примеров, выделяя

их особенности.

Выход из создавшегося положения представляется, очевидным. Стараться

говорить так правильно и распространенно, но при этом

контролировать корректность грамматического оформления речи.



В раздел образования