Автор: Дюндерова Наталья Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ ООШ с. Быков Отрог
Населённый пункт: Балаковского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технология проведения родительских собраний"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Быков Отрог»
Балаковского района Саратовской области
«Технологии проведения родительских собраний»
Выступление на методическом собрании классных руководителей.
Подготовила
учитель начальных классов
Дюндерова Н. П.
Родительское собрание: подготовка и проведение
Введение
Осуществляя
педагогическое
руководство
семейным
воспитанием,
педагог
использует
такие
традиционные
коллективные
формы
работы
с
родителями
как
родительские собрания.
Родительское
собрание
-
это
не
просто
форма
связи
семьи
и
учреждения
дополнительного образования, это университет важной педагогической информации. Это
общее дело всех работников учреждения. Они могут ответить на вопросы родителей, дать
индивидуальный
совет,
рекомендацию.
Родительское
собрание
требует
от
педагога
тщательной
подготовки,
своего
"сценария",
своей
программы,
для
того,
чтобы
оно
проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей и при этом
было приближено к детским установкам, рекомендациям и советам.
Готовясь к собранию, педагог может заранее передать родителям специальные
анкеты, порекомендовать прочесть книги.
Родительское
собрание
является
важнейшей формой
работы
классного
руководителя
с
семьей
ученика, средством
повышения
эффективности
учебно
-
воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою
роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на
то,
что
в
современной
школе
на
собраниях
классные
руководители,
забыв
о
многообразии функций классного руководителя, обсуждают лишь организационные и
материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей.
Какие же функции должно выполнять родительское собрание?
Среди таких функций следует указать:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного
процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения,
рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
2) психолого-педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в
информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного
взаимодействия с детьми и т.д.;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные
мероприятия - конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
4)
совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины
и других проблем).
Выбор
вида
и
формы
родительского
собрания
зависит
от
его
тематики
и
поставленных целей.
Среди видов можно
выделить:
организационные
(посвященные,
например,
предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу), собрания
по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением
психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-
диспуты
по
актуальным
проблемам
учебно
-
воспитательного
процесса,
итоговые
(четвертные) и т.д.
Тематика
родительских
собраний обычно
определяется
педагогами
и
может
обсуждаться на родительском комитете.
С чего начинается подготовка к родительскому собранию?
С
определения
его
тематики.
Необходимые
темы
нередко
сообщаются
администрацией,
определяются
самостоятельно
педагогами
(классным
руководителем,
или учителями - предметниками), предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться
с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.
Далее
следует
определить
форму
проведения
собрания
и
его
содержание
-
возможно,
даже
написать
кратко
конспект
с
изложением
информации,
которую
надо
довести до сведения родителей.
Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует
активно
вовлекать
родителей
в
обсуждение
проблем
учебно
-
воспитательного
и
организационного характера.
Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора - педагог, психолог,
врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д.
Чаще
всего
используется
традиционная
форма
проведения
родительских
собраний
-
выступление
классного
руководителя
с
последующими
его
ответами
на
вопросы
родителей.
Содержание для собрания можно почерпнуть из психолого - педагогических книг,
газет и журналов, общения с учителями - предметниками, детьми, родителями, школьной
администрацией.
Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести
собрание - педагогами - предметниками, социальным педагогом, школьным психологом,
медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания
родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих
чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.
Определившись
с
тематикой,
формой
проведения
и
содержанием
собрания,
необходимо
подготовить средства -
иллюстрации,
документы
(например,
школьные
дневники и журналы, нормативные документы - Устав Школы, Правила учащихся). Важно
так
же
установить
время
проведения
собрания
и
подготовить
для
его
проведения
помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех
участников.
Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до
родителей заблаговременно — можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем
папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас.
Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о
проведении
собрания,
а
если
не
смогут
прийти,
то
пусть
предупредят
заранее.
Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер
и найти время для посещения родительского собрания.
Основное выступление на собрании не должно занимать много времени - вечером
после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо
иметь
четкий план
проведения
собрания
- после
выступления
выделить
время
на
вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников
сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего
собрания).
Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо
активно подключать к решению актуальных вопросов учебно - воспитательного процесса,
вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность.
Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, - важная опора
классного
руководителя.
Многие
вопросы
педагогу
помогут
решить
именно
члены
родительского
комитета.
На
собрании
после
обсуждения
организационных
моментов
(питания, финансово - материальных аспектов организации внеурочных мероприятий,
подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и
формы участия родителей в решении данных проблем.
Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит
личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных - важное средство
формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К
собранию
следует
тщательно
готовиться,
продумывая
основательно
его
методику
и
содержание.
ПРИМЕРНАЯ
СТРУКТУРА
РОДИТЕЛЬСКОГО
СОБРАНИЯ
1.Вступительное
слово
классного
руководителя
(представление
гостей).
2.Анализ
анкет
родителей
(классным
руководителем,
психологом,
учителем).
3.Выступление
по
теме
собрания
(специалиста
или
классного
руководителя).
Оно
должно
быть
ярким,
лаконичным,
доступным
.
4.Обсуждение
проблемы
родителями.
5.Анализ
классным
руководителем
успеваемости
класса.
Начинать
нужно
только
с
положительных
результатов.
Никогда
не
надо
называть
по
фамилиям
отстающих,
недисциплинированных
детей,
не
надо
«клеймить
их
позором».
Анализ
должен
выражать
уверенность,
что
совместная
работа
позволит
исправить
положение
дел.
6.В
заключительной
части
встречи
классный
руководитель
бл а год а р и т
родителей
за
участие,
совместную
работу.
Предлагает
взять
памятку
о
прошедшей
встрече.
Просит
задержаться
тех
родителей,
у
детей
которых
есть
проблемы
в
обучении
или
поведении,
для
выяснения
причин
этих
проблем
и
нахождения
совместного
решения.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Одна из замечательных форм родительских собраний - письменная форма,
когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки,
родители оценивают их и вносят свои предложения.
Родительское собрание вместе с учащимися.
Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений,
отношений, взглядов на воспитание.
Родительское собрание в форме кафе.
Родительское собрание в походе у костра.
Родительское собрание в форме игры.
Родительское
собрание
в
форме
пресс-конференции,
когда,
либо
приглашаются
специалисты,
интересующие
родителей,
либо
они
оказываются
среди
родителей.
Родительское
собрание
в
форме
заранее
создаваемых
исследовательских
групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
Родительское собрание мужчин.
Родительское
собрание
в
форме
обсуждения
заранее
написанных
предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников
и последующего проведения индивидуальных консультаций.
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
(памятка для педагога)
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как
сделать его интересным и продуктивным? Сегодня несколько советов вам предлагает
директор
школы
поселка
Красный
Балтиец
Можайского
района
Московской
области
Татьяна Владимировна Яровова. Они могут оказаться особенно полезными начинающему
классному руководителю.
1.
Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный
день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не
было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2.
Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего
класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3.
Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например,
можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания
хорошо видели и слышали друг друга.
4.
Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они
еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5.
Вместе
с
родителями
придумайте
правила
для
участников
собрания.
Например:
снимать
верхнюю
одежду
обязательно;
не
допускается
молчания
при
обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;
называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6.
Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите
регламент и строго следите за его соблюдением.
7.
В
ходе
собрания
используйте
игры
и
групповые
формы
организации
взаимодействия родителей.
8.
Сделать
общение
на
собрании
непринужденным
и
откровенным
может
помочь чашка чая.
9.
При
обсуждении
проблемных
вопросов
опирайтесь
на
жизненный
и
педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского
комитета и совета школы.
10.
Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
1.
Педагогу
необходимо
снять
собственное
напряжение
и
тревогу
перед
встречей с родителями.
2.
С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям
почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3.
Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее
волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни
дети.
4.
Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно,
чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей "группы риска" - ушли с
собрания с верой в своего ребенка.
5.
Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна
стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать
на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Одна из замечательных форм родительских собраний - письменная форма,
когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки,
родители оценивают их и вносят свои предложения.
Родительское собрание вместе с учащимися.
Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений,
отношений, взглядов на воспитание.
Родительское собрание в форме кафе.
Родительское собрание в походе у костра.
Родительское собрание в форме игры.
Родительское
собрание
в
форме
пресс-конференции,
когда,
либо
приглашаются
специалисты,
интересующие
родителей,
либо
они
оказываются
среди
родителей.
Родительское
собрание
в
форме
заранее
создаваемых
исследовательских
групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
Родительское собрание мужчин.
Родительское
собрание
в
форме
обсуждения
заранее
написанных
предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников
и последующего проведения индивидуальных консультаций.
Технология
проведения
родительских
собраний в
условиях
реализации
стандартов нового поколения
«
Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев
Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего
взрослые,
помогая
детям
стать
увлеченными,
деятельными,
гармонично
развитыми
людьми. Очень
важно интерес
школы превратить
в
интерес
семейный и наполнить его общими делами. Для реализации данной задачи
хорошим подспорьем является проведение родительских собраний.
Родительское
собрание —
общение
учителя
с
родителями,
формирование
дружеских,
партнерских
отношений,
обмен
мнениями,
решение
проблем,
возникающих в процессе воспитания и образования ребенка.
В
современном
мире
в
условиях
реализации
стандартов
нового
поколения
родительские
собрания
играют
важную
роль,
т.к.
позволяют
достичь
поставленных
целей
и
задач
по
формированию
новой
личности
ученика.
Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место
получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего
опыта работы и отношений с детьми. У семьи и школы одни проблемы и заботы
- это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей -
искать совместные пути их решения и эту задачу, как нельзя лучше, решает
родительское собрание.
При проведении родительских собраний мы используем разнообразные формы,
т.к. понимание целей и задач стандартов нового поколения требует активного
вовлечения
родителей,
которое
возможно
только
благодаря
интерактивным
формам взаимодействия.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы
общения педагога с родителями, суть которых – обогатить их педагогическими
знаниями.
Традиционные
формы
подразделяются
на
коллективные,
индивидуальные
и
наглядно
–
информационные.
В
своей
практике
мы
используем
коллективные
формы,
которые
на
наш
взгляд
являются
более
результативными
по
установлению
коммуникативной
деятельности.
К
ним
относятся – встречи, конференции по обмену опытом воспитания, тренинги,
«Круглые столы», презентация семейного воспитания, деловые игры и др.
Большой
популярностью
пользуется
использование
такой
активной
формы
работы, как родительские тренинги.
В них участвуют оба родителя, от этого эффективность тренинга возрастает.
Родителям
дается
возможность
на
время
ощутить
себя
ребенком,
пережить
эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители
выполняют
такие
тренинговые
задания,
как
«детские
гримасы»,
«любимая
игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства».
Также
в
работе
с
родителями
можно
использовать
такую
форму
как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать
лекции
учителя,
но
и
изучать
литературу
по
проблеме
и
участвовать
в
ее
обсуждении.
При проведении родительского собрания мы стараемся сохранять диалоговую
форму
общения,
т.к.
диалог
–
это
шаг
к
взаимопониманию,
ступенька
к
обретению
доверия;
обмену
духовными
ценностями,
эмоциями,
знаниями.
Только
диалоговая
форма
проведения
родительского
собрания
стимулирует
совместную
мыслительную
деятельность
воспитывающих
взрослых,
и
как
результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей.
Родительские собрания – целесообразная и действенная форма общения учителя
с родителями. Именно на собраниях у учителя есть возможность организованно
ознакомить
родителей
с
задачами,
содержанием,
методами
обучения
и
воспитания детей в условиях реализации стандартов нового поколения.
Какой бы вид собрания ни выбрал учитель, мы предлагаем придерживаться
девяти правил:
- с хорошего начать и хорошим закончить;
- собрание должно быть запоминающимся;
- оно должно заставить задуматься;
- необходимо настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;
- информационный блок должен быть хорошо подготовлен;
- о хорошем при всех, а о недостатках - индивидуально;
- на каждого родителя должно хватить времени;
- каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах
класса, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте
родителей к сотрудничеству;
- будьте изобретательны – проводите собрание по – новому.
И помните, что любое родительское собрание необходимо превращать в радость
переживания за успехи и достижения своего ребенка!
Рекомендации по проведению родительских собраний:
собрание следует проводить в удобное для родителей время;
тема собрания должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей
детей;
нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и
полезным в педагогическом отношении;
классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с
родителями;
нужно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные
проблемы,
а не констатировать ошибки и неудачи детей
в учебе;
cобрание должно иметь как теоретический, так и практический характер:
включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное
значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются
проблемы общества, активными членами которого в недалеком будущем
станут сегодняшние дети. Основными темами родительских конференций
становятся причины конфликтов и пути выхода из них, профилактика
вредных привычек и борьба с ними.
Готовить такие конференции необходимо очень тщательно, с
обязательным участием школьного психолога, социального педагога. В
задачу последних входит проведение социологических и психологических
исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников
конференции с их результатами. Активными участниками конференций
выступают и сами родители. Они анализируют проблему с позиций
собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является
то, что на ней принимаются определенные решения или намечаются
мероприятия по заявленной проблеме.
Родительские собрания делятся на организационные и тематические.
Организационные – это стандартные родительские собрания,
посвященные текущим событиям школьной жизни: организации
мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам
четвертей, полугодий, года и т. д.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
1.Общие
положения
Классное
родительское
собрание
—
высший
орган
самоуправления
родителей
в
классе
-
созывается
по
мере
необходимости,
но
не
реже
одного
раза
в
учебную
четверть.
2.Классное
родительское
собрание:
-Определяет
основные
направления
деятельности
родителей
в
классе,
формы
взаимодействия
с
учителями,
классным
руководителем,
органами
самоуправления
обучающихся
класса,
с
советом
класса;
-Избирает
классный
родительский
комитет,
делегатов
на
школьную
родительскую
конференцию;
-Рассматривает
вопросы,
связанные
с
реализацией
решений
органов
самоуправления;
-Решает
вопросы
участия
родителей
в
управлении
жизнью
класса;
-Рассматривает
вопросы
организации
педагогического
самообразования
родителей;
3.Правила
проведения
собраний
-Классный
руководитель
обязан
всесторонне
продумать
и
подготовить
к
собранию
всю
необходимую
информацию
и
документы.
-Каждое
собрание
требует
своего
«сценария»
и
предельно
доступных
установок,
рекомендаций
и
советов.
-Главным
методом
проведения
собрания
является
диалог.
-Родители
приглашаются
на
собрание
и
оповещаются
о
повестке
дня
не
позднее
чем
за
три
дня
до
даты
проведения
собрания.
-Администрация
школы
должна
быть
проинформирована
о
дате
и
повестке
дня
не
позднее
чем
за
4
дня
до
проведения
собрания.
-Учителя-предметники
должны
присутствовать
на
родительском
собрании
по
приглашению
классного
руководителя.
4. Принципы
проведения
родительского
собрания
-Родительское
собрание
-
не
просто
форма
связи
семьи
и
школы,
это
место
получения
важной
педагогической
информации,
трибуна
пропаганды
лучшего
опыта
работы
и
отношений
с
детьми.
-Родители
на
собрании
должны
чувствовать
уважение
к
себе,
быть
уверенными
в
том,
что
бестактных
разговоров
не
будет.
-У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о
детях.
Задача
встреч
родителей
и
учителей
-
искать
совместные
пути
их
решения.
ПРИМЕРНАЯ
СТРУКТУРА
РОДИТЕЛЬСКОГО
СОБРАНИЯ
1.Вступительное
слово
классного
руководителя
(представление
гостей).
2.Анализ
анкет
родителей
(классным
руководителем,
психологом,
учителем).
3.Выступление
по
теме
собрания
(специалиста
или
классного
руководителя).
Оно
должно
быть
ярким,
лаконичным,
доступным
.
4.Обсуждение
проблемы
родителями.
5.Анализ
классным
руководителем
успеваемости
класса.
Начинать
нужно
только
с
положительных
результатов.
Никогда
не
надо
называть
по
фамилиям
отстающих,
недисциплинированных
детей,
не
надо
«клеймить
их
позором».
Анализ
должен
выражать
уверенность,
что
совместная
работа
позволит
исправить
положение
дел.
6.В
заключительной
части
встречи
классный
руководитель
благодарит
родителей
за
участие,
совместную
работу.
Предлагает
взять
памятку
о
прошедшей
встрече.
Просит
задержаться
тех
родителей,
у
детей
которых
есть
проблемы
в
обучении
или
поведении,
для
выяснения
причин
этих
проблем
и
нахождения
совместного
решения.
Как
учителю
организовать
беседу
с
родителями.
1.Ответственность
за
успех
или
провал
встречи
лежит
на
учителе.
2.Организовать
встречу
надо
так,
чтобы
в
ней
не
было
перерывов.
3.Взаимопонимание
быстрее
наладится,
если
учитель
не
будет
сидеть
за
столом.
Ибо,
сидя
за
столом,
он
ставит
себя
в
позицию
начальства,
а
не
партнера.
4.Важно
спокойное
дружеское
вступительное
слово
учителя.
5.Нужно
попросить
родителя
высказаться
и
внимательно
его
выслушать.
6.Нужно
выяснить,
что
родитель
думает
по
поводу
своего
ребенка
и
как
он
его
воспринимает.
Учитель
не
сможет
понять
поведение
ребенка
прежде,
чем
он
поймет
отношение
к
нему
родителя.
7.Если
родитель
предлагает
свой
план
действий,
нужно
его
принять
и
сделать
в с е
возможное
для
его
реализации.
Это
лучше,
чем
навязывать
родителю
мнение
учителя.
8.Не
стоит
спорить
с
родителями.
Спор
может
вызвать
обиду
и
отчужденность.
9.Пусть
любое
решение
станет
результатом
взаимного
размышления
и
со
стороны
родителей
явится
руководством
к
действию.
10.Постарайтесь
прочувствовать
«больные
струнки»
родителей
и
не
задевайте
и х .
11.Воспринимайте
все,
что
говорят
родители,
не
выражая
своего
изумления
или
неодобрения.
Технология проведения родительских собраний в условиях реализации
стандартов нового поколения
«
Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель
ЛевТолстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде
всеговзрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными,
гармоничноразвитыми людьми. Очень важно интерес школы превратить в
интерес семейныйи наполнить его общими делами. Для реализации данной
задачи хорошим подспорьем является проведение родительских собраний.
Родительское собрание — общение учителя с родителями, формирование
дружеских, партнерских отношений, обмен мнениями, решение проблем,
возникающих в процессе воспитания и образования ребенка.
В современном мире в условиях реализации стандартов нового поколения
родительские собрания играют важную роль, т.к. позволяют достичь
поставленных целей и задач по формированию новой личности ученика.
Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место
получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего
опыта работы и отношений с детьми. У семьи и школы одни проблемы и заботы
- это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей -
искать совместные пути их решения и эту задачу, как нельзя лучше, решает
родительское собрание.
При проведении родительских собраний мы используем разнообразные формы,
т.к. понимание целей и задач стандартов нового поколения требует активного
вовлечения родителей, которое возможно только благодаря интерактивным
формам взаимодействия.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы
общения педагога с родителями, суть которых – обогатить их педагогическими
знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные,
индивидуальные и наглядно – информационные. В своей практике мы
используем коллективные формы, которые на наш взгляд являются более
результативными по установлению коммуникативной деятельности. К ним
относятся – встречи, конференции по обмену опытом воспитания, тренинги,
«Круглые столы», презентация семейного воспитания, деловые игры и др.
Большой популярностью пользуется использование такой активной формы
работы, как родительские тренинги.
В них участвуют оба родителя, от этого эффективность тренинга возрастает.
Родителям дается возможность на время ощутить себя ребенком, пережить
эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители
выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая
игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства».
Также в работе с родителями можно использовать такую форму
как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать
лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее
обсуждении.
При проведении родительского собрания мы стараемся сохранять диалоговую
форму общения, т.к. диалог – это шаг к взаимопониманию, ступенька к
обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями.
Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует
совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как
результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей.
Родительские собрания – целесообразная и действенная форма общения учителя
с родителями. Именно на собраниях у учителя есть возможность организованно
ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами обучения и
воспитания детей в условиях реализации стандартов нового поколения.
Какой бы вид собрания ни выбрал учитель, мы предлагаем придерживаться
девяти правил:
- с хорошего начать и хорошим закончить;
- собрание должно быть запоминающимся;
- оно должно заставить задуматься;
- необходимо настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;
- информационный блок должен быть хорошо подготовлен;
- о хорошем при всех, а о недостатках - индивидуально;
- на каждого родителя должно хватить времени;
- каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах
класса, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте
родителей к сотрудничеству;
- будьте изобретательны – проводите собрание по – новому.
И помните, что любое родительское собрание необходимо превращать в радость
переживания за успехи и достижения своего ребенка!