Автор: Язева Оксана Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Мирный, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе
Тема: Пещера Эхо. Г.Остер "Эхо"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения в 1 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Пещера Эхо. Г.Остер «Эхо».
Цель урока: Открыть секреты пещеры Эхо.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: Формирование
учебно-познавательного
интереса
к
учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную
задачу и удерживать её в процессе всего урока; понимать цель выполняемых
действий; организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
познавательные УУД: умение выделять существенную информацию из
различных источников; ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы
учителя;
коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке; работать в
паре; слушать и понимать речь других.
Предметные: начать работу над понимание того, что такое рифма (не
называя этого понятия).Учить детей находить и
сравнивать «хвосты
слов» и находить что с ними рифмуется.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Доброе утро, ребята!
-
Повернёмся
друг
к
другу,
улыбнёмся.
Пусть
хорошее
настроение,
дружеские улыбки будут с нами весь день.
- Садитесь, пожалуйста!
2. Определение задач уроков литературного чтения.
- Сейчас у нас урок литературного чтения.
На доске: Чтение – лучшее учение.
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (ответы детей)
- Поставьте личную цель для себя на этом уроке. (ответы детей)
3. Актуализация знаний.
Учебник стр. 4-5
- Перед нами лежит карта нашего путешествия.
- А куда мы идём? ( Волшебный лес)
- Какое препятствие встретилось нам на пути? (Огороды Бабы – яги)
- Давайте вспомним, а что растёт на огородах Бабы-яги и какие секреты
мы уже открыли.
Загадка 1.
- Кто ни прикасается
За того цепляется.
Привязчивый и колкий
Кругом торчат иголки. (Репейник)
иллюстрация появляется на доске
- С чем нас познакомил репейник? (Докучная сказка)
- Что означает слово «докучать»?
Загадка 2.
-Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок,
Белые реснички. (Ромашки) иллюстрация
- Что нам приготовили ромашки? (Считалки)
Загадка 3.
-Рос шар бел.
Ветер дунул –
Шар улетел. (Одуванчик) иллюстрация
- Что мы разгадывали с одуванчиком? (Загадки)
Загадка 4.
Золотое решето
Чёрных домиков полно. (Подсолнух) иллюстрация
-
Почему
подсолнух
чувствует
себя
царём
на
огороде?
(Собирает
заклички)
- Для чего нужны заклички?
Загадка 5.
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит. (Крапива) иллюстрация
- Какое испытание приготовила крапива? (Скороговорки)
-Работаем над скороговоркой: Проворонила ворона воронёнка.
На доске:
Огороды Бабы-яги
Репейник Докучные сказки
Ромашки
Считалки
Одуванчик
Загадки
Подсолнух
Заклички
Крапива
Скороговорки
иллюстрации
- Прочитаем
- Что это такое?
Жанры фольклора
- Что такое фольклор?
Народное творчество
- Молодцы! Прошли огороды Бабы-яги.
4. Физкультминутка.
5. Определение темы урока.
- Посмотрите на карту.
- Куда же нас привела дорога? ( К Пещере Эхо)
- Какова тема нашего урока? (Пещера Эхо)
- Правильно. Мы познакомимся с рассказом Г. Остера «Эхо».
- А читали вы книги Г. Остера? Учитель показывает книги Г. Остера.
Можно прочитать одно из стихотворений.
6. Изучение нового материала.
Учебник стр. 24
- Рассмотрите иллюстрацию пещеры.
- Что необычного вы увидели?
(хвосты, на хвостах написано)
- Давайте прочитаем написанное.
- Вы поняли что-нибудь?
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Разгадать тайну Пещеры Эхо)
8. Работа над произведением.
Учебник стр. 25
- Что такое эхо? (Ответы учащихся)
- Где можно услышать эхо?
-
Давайте
познакомимся
с
рассказом
и
выясним
верны
ли
ваши
предположения.
- Примите позу слушателей.
- Чтение рассказа учителем.
- Вопросы после прочтения (в учебнике).
- Найдите в тексте слова, которые котёнок и щенок кричали в трубу и что
вылетало? (Выборочное чтение)
Простокваша - ваша, колбаса - оса, антрекот – кот.
- Что такое антрекот? (словарная работа)
- Вспомните, что вы говорили перед чтением рассказа про эхо.
- Что такое эхо?
(Эхо – это явление в природе, которое повторяет концы слов)
- Какой же первый секрет пещеры Эхо?
(Пещера Эхо повторяет концы слов)
9. Работа над понятием «созвучные концы слов».
- Вернёмся к иллюстрации на стр. 24.
- Кто догадался, почему из пещеры выглядывают хвосты и что это за
хвосты?
(Это концы слов)
- Молодцы!
- А какие концы слов похожи? Назовите.
- Чем они отличаются? (Первыми звуками)
- Давайте узнаем, какие же слова спрятались в пещере Эхо?
Работа в парах
Каждому ряду выдана карточка.
1 ряд
- Тани, Вани, трикадоры,
Сахар, махар, помидоры.
Аз, бас, трибабас
И выходит кислый квас.
2 ряд.
- Аты – баты – шли солдаты,
Аты – баты – на базар.
Аты – баты – что купили?
Аты – баты – самовар.
Аты – баты – кто выходит?
Аты – баты – это я!
3 ряд.
Стакан, лимон,
Выйди – вон!
- Читаем с каждым рядом написанное.
- К какому жанру фольклора отнесёте написанное? (Считалки)
- Найдите и подчеркните слова, концы которых выглядывают из пещеры.
1ряд. БАС
2 ряд. ЗАР
3 ряд. МОН
ВАС ВАР ВОН
- Проверка.
- Молодцы! Справились с заданием.
- Одинаковые слова спрятались? (Нет)
- А концы какими оказались?
(Похожими или говорят созвучными)
- Будет ли это вторым секретом пещеры Эхо?
2 секрет. Бывают похожие концы слов или созвучные.
10. Итог урока. Рефлексия.
- Какие секреты таит пещера Эхо? (Называют)
- Вспомните, какие цели вы определяли для себя в начале урока.
Достиг ли урок ваших целей?
- Карточки – настроения.
11. Творческая работа.
Тетрадь стр. 17 №4.