Автор: Волчкова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Знаменская СОШ отделение по д⁄о №4
Населённый пункт: г. Орел, Орловская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Знакомство детей с орловским списом
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗНАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Отделение по дошкольному образованию №4
Конспект
занятия
«
Знакомство
детей
с
орловским
списом
»
Составила:
Воспитатель
Волчкова Наталья Владимировна
пгт Знаменка
2017
«Знакомство детей с орловским списом»
Программные задачи: закрепить знания детей о вышивке Орловского края-
орловском списе; учить составлять описательные рассказы по изделиям с
ручной и машинной вышивкой; закреплять у детей навыки рисования
отдельных элементов орловского списа: сосна, дробнушка, сосна с
дробнушкой, отрывной круг; познакомить детей с новыми элементами списа
- штоф в круге; воспитывать интерес к народной вышивке, к труду народных
мастеров; развивать у детей чувство цвета при составлении узоров по
мотивам орловского списа; закрепить умение детей рисовать концом кисти.
Предшествующая работа: знакомство детей с орловским списом и его
отдельными элементами, рисование знакомых элементов, украшение
салфетки по мотивам орловского списа.
Материал: образцы работ орловских мастериц, сундучок, образцы птиц-пав,
«дерево жизни» , материал к рисованию.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем разговор об одном из самых древних
видов народного искусства - о ручной вышивке народного края, об орловском
списе.
- Почему эта вышивка называется спис? - Мастера как бы списывали у
природы её узоры в разное время года. Отсюда и название этих изделий от
списывать -спис.
- А сейчас отгадайте следующие загадки:
Одноглазая старуха узоры вышивает. (Игла)
Сама коротка, а хвост длинный (Игла с нитью)
На пальце одном - ведерко вверх дном (наперсток)
- Правильно, вот с помощью таких несложных предметов: иголок, ниток,
наперстка мастерицы вышивали сказочные узоры на салфетках, скатертях,
сарафанах, полотенцах, фартуках.
-Ребята, попробуем с вами подобрать красивые слова к слову УЗОР-
сказочный, красивый, интересный, нарядный, выразительный, сложный,
затейливый.
- А как можно назвать мастерицу, создающую узор? - Трудолюбивая,
усидчивая, ловкая, талантливая , работящая, умная, рукодельница.
Придумай красивые слова к слову РАССКАЗ- интересный, веселый,
содержательный, подробный, смешной, грустный.
- Хорошо нужно трудиться мастерам, чтобы вышивать красивые узоры на
изделиях.
- Подбери красивые слова к слову ТРУД - интересный, сказочный, нелегкий,
ответственный, благородный.
- А теперь, давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о труде.
Дети называют знакомые пословицы и поговорки. Разобрать смысл одной из
них.
Играет народная мелодия.
- Молодцы, дети вы знаете много поговорок и пословиц о труде, понимаете
их смысл. А путешествовать вы любите? Ну, а сказки вы, конечно любите
все. АА у кого из вас живут бабушки в дальних деревушках нашего
Орловского края.
- Вот и давайте представим себе, что мы отправимся в один из таких
заснеженных дней в гости к нашим бабушкам. Едем на санях, идем по
снежным дорогам пешком:
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный.
Чем ни сказка белый свет-
Снежный, снежный, снежный!
А настоящая сказка еще впереди и прячется она в бабушкином сундуке.
Давайте потихоньку приоткроем крышку сундука и заглянем внутрь:
сложенные заботливой рукой лежат сарафаны, скатерти, фартуки, полотенца.
Вот она, удивительная сказка! Редкие по красоте сказочные образы: птицы-
павы, аленькие цветочки, деревья, которые называли в старину « деревом
жизни», вышитые добрыми, трудолюбивыми бабушкиными руками. (Их
показ) Долгими зимними вечерами трудились они над своими рукоделием:
подбирали узор, нитки. А какой цвет ниток был их любимым?
-Красный, синий.
- Правильно, ведь в старину словом красный называли красивое.
Потому так горят крылья у птицы- пава, лепестки цветов. Передали бабушке
свои секреты вышивки своим детям, и сейчас молодые мастерицы Орловской
фабрики «Восход» вышивают на машинке полотенца, салфетки, скатерти,
фартуки по мотивам орловского списа.
Музыка заканчивается.
- Давайте рассмотрим рукоделия наших бабушек и работы мастериц швейной
фабрики «Восход», вышитыми на машинке. Сравним их, составим
описательные рассказы по понравившимся работам.
Вызываю 2-3 детей для составления описательных рассказов по
понравившимся предметов орловского списа. Остальных детей привлекаю к
анализу их описательных рассказов. Физкультурная пауза.
Чудесный бабушкин сундучок закрылся.Но не захотели сидеть в неволе
сказочные птицы-павы, расправили свои яркие крылья и продлили нам чудо-
сказку.. Видите сколько их? А ждут своих мастериц-вышивальщиц!
Сейчас вы возьмете бумажные силуэты птиц-пав, которые лежат у вас на
столах, а мы с вами вспомним и назовем элементы, из которых бабушки
составляли свои узоры.
Дети называют знакомые элементы узоры орловского списа.
- Сейчас я познакомлю с новым элементом орловского списа- называется
«штоф в кругу».
Показываю готовый образец, рассматриваем его.
На листе бумаги показываю и объясняю, как он выполняется: «Этот элемент
не сложный, но выполнять его надо аккуратно, точно. Вначале концом кисти
рисуем сетку, также как на рисовании «вороньего глаза». Внутри сетки
рисуем квадратики или ромбики.
- Попробуйте нарисовать этот элемент на маленьких листах бумаги.
Дети рисуют.
Прикрепляю на доске 3-х птиц-пав.
-Посмотрите, ребята, на них и скажите, чем они отличаются друг от друга?
Да, они украшены одними и теми же элементами, но расположены они по-
разному. Здесь Дробнушка на крыле, а здесь на шее сосна и т.д.
- Теперь я этих птиц убираю, а вы должны придумать свой интересный узор и
украсить им свою птицу-паву. Не забывайте использовать для украшения
новый элемент орловского списа.
-как называется этот новый узор, с которым вы познакомились сегодня?
-какими красками вы будите пользоваться при составлении узоров?
- Теперь приступайте к работе, но помните, что кисть надо промывать,
осушать её о салфетку, рисовать узоры вы должны кончиком кисти.
- И так, представьте, что вы юные мастерицы и мастера- рукодельницы,
приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей. Включаю русскую народную мелодию.
Оказываю детям индивидуальную помощь.
Анализ детских работ: - продолжается сказка. За окном зима, а у нас
(показываю детям древо- жизни) зазеленело дерево жизни, зажурчал звонкий
ручеек и прилетели (прикрепляю после выполнения детьми их работы) из
заморских стран чудо-птица, птица-пава, сели на ветки и запели. А птицы
самые разные, с яркими оперением. Внимательно рассмотрите их и назовите
те, которые понравились вам больше всего, почему? Затем предлагаю
провести самоанилиз работ.
- Найдите самую аккуратную работу. Почему?
-Что больше всего вам, запомнилось, понравилось.
- Молодцы, ребята, из вас получились прекрасные мастера и мастерицы. Но
наша сказка не кончилась. На следующем занятии мы увидим и услышим её
продолжение.