Напоминание

Знакомство детей с орловским списом


Автор: Волчкова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Знаменская СОШ отделение по д⁄о №4
Населённый пункт: г. Орел, Орловская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Знакомство детей с орловским списом
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗНАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Отделение по дошкольному образованию №4

Конспект

занятия

«

Знакомство

детей

с

орловским

списом

»

Составила:

Воспитатель

Волчкова Наталья Владимировна

пгт Знаменка

2017

«Знакомство детей с орловским списом»

Программные задачи: закрепить знания детей о вышивке Орловского края-

орловском списе; учить составлять описательные рассказы по изделиям с

ручной и машинной вышивкой; закреплять у детей навыки рисования

отдельных элементов орловского списа: сосна, дробнушка, сосна с

дробнушкой, отрывной круг; познакомить детей с новыми элементами списа

- штоф в круге; воспитывать интерес к народной вышивке, к труду народных

мастеров; развивать у детей чувство цвета при составлении узоров по

мотивам орловского списа; закрепить умение детей рисовать концом кисти.

Предшествующая работа: знакомство детей с орловским списом и его

отдельными элементами, рисование знакомых элементов, украшение

салфетки по мотивам орловского списа.

Материал: образцы работ орловских мастериц, сундучок, образцы птиц-пав,

«дерево жизни» , материал к рисованию.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем разговор об одном из самых древних

видов народного искусства - о ручной вышивке народного края, об орловском

списе.

- Почему эта вышивка называется спис? - Мастера как бы списывали у

природы её узоры в разное время года. Отсюда и название этих изделий от

списывать -спис.

- А сейчас отгадайте следующие загадки:

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Игла)

Сама коротка, а хвост длинный (Игла с нитью)

На пальце одном - ведерко вверх дном (наперсток)

- Правильно, вот с помощью таких несложных предметов: иголок, ниток,

наперстка мастерицы вышивали сказочные узоры на салфетках, скатертях,

сарафанах, полотенцах, фартуках.

-Ребята, попробуем с вами подобрать красивые слова к слову УЗОР-

сказочный, красивый, интересный, нарядный, выразительный, сложный,

затейливый.

- А как можно назвать мастерицу, создающую узор? - Трудолюбивая,

усидчивая, ловкая, талантливая , работящая, умная, рукодельница.

Придумай красивые слова к слову РАССКАЗ- интересный, веселый,

содержательный, подробный, смешной, грустный.

- Хорошо нужно трудиться мастерам, чтобы вышивать красивые узоры на

изделиях.

- Подбери красивые слова к слову ТРУД - интересный, сказочный, нелегкий,

ответственный, благородный.

- А теперь, давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о труде.

Дети называют знакомые пословицы и поговорки. Разобрать смысл одной из

них.

Играет народная мелодия.

- Молодцы, дети вы знаете много поговорок и пословиц о труде, понимаете

их смысл. А путешествовать вы любите? Ну, а сказки вы, конечно любите

все. АА у кого из вас живут бабушки в дальних деревушках нашего

Орловского края.

- Вот и давайте представим себе, что мы отправимся в один из таких

заснеженных дней в гости к нашим бабушкам. Едем на санях, идем по

снежным дорогам пешком:

А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный.

Чем ни сказка белый свет-

Снежный, снежный, снежный!

А настоящая сказка еще впереди и прячется она в бабушкином сундуке.

Давайте потихоньку приоткроем крышку сундука и заглянем внутрь:

сложенные заботливой рукой лежат сарафаны, скатерти, фартуки, полотенца.

Вот она, удивительная сказка! Редкие по красоте сказочные образы: птицы-

павы, аленькие цветочки, деревья, которые называли в старину « деревом

жизни», вышитые добрыми, трудолюбивыми бабушкиными руками. (Их

показ) Долгими зимними вечерами трудились они над своими рукоделием:

подбирали узор, нитки. А какой цвет ниток был их любимым?

-Красный, синий.

- Правильно, ведь в старину словом красный называли красивое.

Потому так горят крылья у птицы- пава, лепестки цветов. Передали бабушке

свои секреты вышивки своим детям, и сейчас молодые мастерицы Орловской

фабрики «Восход» вышивают на машинке полотенца, салфетки, скатерти,

фартуки по мотивам орловского списа.

Музыка заканчивается.

- Давайте рассмотрим рукоделия наших бабушек и работы мастериц швейной

фабрики «Восход», вышитыми на машинке. Сравним их, составим

описательные рассказы по понравившимся работам.

Вызываю 2-3 детей для составления описательных рассказов по

понравившимся предметов орловского списа. Остальных детей привлекаю к

анализу их описательных рассказов. Физкультурная пауза.

Чудесный бабушкин сундучок закрылся.Но не захотели сидеть в неволе

сказочные птицы-павы, расправили свои яркие крылья и продлили нам чудо-

сказку.. Видите сколько их? А ждут своих мастериц-вышивальщиц!

Сейчас вы возьмете бумажные силуэты птиц-пав, которые лежат у вас на

столах, а мы с вами вспомним и назовем элементы, из которых бабушки

составляли свои узоры.

Дети называют знакомые элементы узоры орловского списа.

- Сейчас я познакомлю с новым элементом орловского списа- называется

«штоф в кругу».

Показываю готовый образец, рассматриваем его.

На листе бумаги показываю и объясняю, как он выполняется: «Этот элемент

не сложный, но выполнять его надо аккуратно, точно. Вначале концом кисти

рисуем сетку, также как на рисовании «вороньего глаза». Внутри сетки

рисуем квадратики или ромбики.

- Попробуйте нарисовать этот элемент на маленьких листах бумаги.

Дети рисуют.

Прикрепляю на доске 3-х птиц-пав.

-Посмотрите, ребята, на них и скажите, чем они отличаются друг от друга?

Да, они украшены одними и теми же элементами, но расположены они по-

разному. Здесь Дробнушка на крыле, а здесь на шее сосна и т.д.

- Теперь я этих птиц убираю, а вы должны придумать свой интересный узор и

украсить им свою птицу-паву. Не забывайте использовать для украшения

новый элемент орловского списа.

-как называется этот новый узор, с которым вы познакомились сегодня?

-какими красками вы будите пользоваться при составлении узоров?

- Теперь приступайте к работе, но помните, что кисть надо промывать,

осушать её о салфетку, рисовать узоры вы должны кончиком кисти.

- И так, представьте, что вы юные мастерицы и мастера- рукодельницы,

приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей. Включаю русскую народную мелодию.

Оказываю детям индивидуальную помощь.

Анализ детских работ: - продолжается сказка. За окном зима, а у нас

(показываю детям древо- жизни) зазеленело дерево жизни, зажурчал звонкий

ручеек и прилетели (прикрепляю после выполнения детьми их работы) из

заморских стран чудо-птица, птица-пава, сели на ветки и запели. А птицы

самые разные, с яркими оперением. Внимательно рассмотрите их и назовите

те, которые понравились вам больше всего, почему? Затем предлагаю

провести самоанилиз работ.

- Найдите самую аккуратную работу. Почему?

-Что больше всего вам, запомнилось, понравилось.

- Молодцы, ребята, из вас получились прекрасные мастера и мастерицы. Но

наша сказка не кончилась. На следующем занятии мы увидим и услышим её

продолжение.



В раздел образования