Автор: Степанова Лариса Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №3 имени Героев Свири"
Населённый пункт: Г. Лодейное Поле
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Почему их так назвали?"
Раздел: начальное образование
МКОУ « Лодейнопольская Средняя общеобразовательная школа №3 имени
Героев Свири»
Внеклассное занятие
«Почему их так назвали?»
Учитель (воспитатель ГПД) Степанова Л. В.
2016 уч.год.
Внеклассное занятие по русскому языку и
окружающему миру.
Тема. Почему их так называют?
Цель. Развитие кругозора учащихся
Задачи:
1)Предметная: дать уч-ся понятие о происхождении
отдельных слов
2)Метапредметная: практически научить по отдельным
признакам определять виды птиц; расширять знания детей
о птицах
3) Личностная: воспитывать любовь к природе
Оборудование: карточки со словами, картинки птиц, фильм
про птиц, запись голосов птиц, картон, цветная бумага,
ножницы, клей.
1.
Организация группы
2. Знакомство с происхождением отдельных слов
а) Вступительная беседа
- Сегодня у нас необычное занятие. Его мы проведём в лесу, но не беда, что у
нас нет настоящего леса, его мы устроим на классной доске.
Посмотрите… Многие из них встречались нам на воле, но здесь мы собрали
всех сразу; и тех, кто осенью улетает на юг; и тех, кто вместе с нами
переносит суровую зиму; и тех, кто любит тёплые болота. Одних вы
встречали часто, а других, может быть. Видите впервые.
б) Рассказ о птицах
КУКУШКА-За что эта птица могла получить своё название? Конечно за то, что
она кукует, кричит « Ку-ку». Кукушка сама подсказала людям, как её
называть.
Во многих странах название «кукушка» звучит очень похоже на русское.
Чехи называют эту птицу «кукочка»
Болгары - «кукувица», немцы- «кукук», французы- «куку», испанцы- «куко».
(появляются слова на карточках )
ЧИБИС - Если вам приходилось шагать по лесу, то вы видели, как из травы
взмывали птицы. И как будто спрашивали вас «Чьи вы?» Это чибис. Он
получил название по крику.
КУЛИК - А вот над болотом летит длинноклювая птица. Птица закричала
«Кулик». И всем понятно как её зовут.
Какой вывод мы можем сделать?
(Птица может получить название за голос, за песню.)
в) Определение птиц по признакам.
Уч. Внешний вид птицы тоже может стать признаком при выборе птицы.
КЛЁСТ - Название птицы клёст произошло от старого русского слова клестить,
что значит «сжимать», «сдавливать». Клюв у этой птицы загнут накрест.
МУХОЛОВКА - некоторые птицы получили название за то, чем они питаются.
Мухоловка питается мухами, ловит их в воздухе.
КЕДРОВКА - Небольшую ворону в Сибири зовут кедровка, а в средней
полосе, где нет кедровых орешков, но есть другие орешки, её называют
ореховка.
ВЕРТИШЕЙКА - Есть птицы получившие название за поведение. Эта птица
вьёт гнёзда в дупле. А если кто захочет полакомиться её птенчиками? Она
«изображает» змею, вытягивает шею, шипит и так поворачивает голову, что у
желающих познакомиться с ней поближе, пропадает всякое желание.
ТРЯСОГУЗКА - Она постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы около
воды. Есть русская поговорка- «Прилетели трясогузки. Значит лёд пойдёт».
Уч. Может ли послужить основой для названия место жительства?
( Может)
КАМЫШОВКА - Камышовка всю жизнь проводит в камышах, поэтому
прилетает к нам иногда, когда вода у берегов зарастает камышом.
БЕРЕГОВУШКА - Ласточка-береговушка умеет лепить гнёзда, как это делают
касатки. Береговушки роют норки-гнёзда в высоком берегу реки.
Уч. Важным для выбора названия может оказаться не только место. Но и
время.
СНЕГИРЬ - Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живёт всю зиму, а
весной улетает на север.
ЗАРЯНКА - Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает
утреннюю и вечернюю зарю.
ЗЯБЛИК - Почему же так называют эту птицу? Потому что он зябнет? Потому
что эта птица прилетает и улетает к нам в зяблое время, поэтому и назвали
зябликом.
3) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
-Какие признаки послужили основой для названия птиц?
(Песни, внешний вид, питание, поведение, место жительства, время)
а) Разгадайте загадки и скажите, что вам помогло узнать отгадку.
-Не ворона, не синица,-
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось в лесу «ку-ку» (кукушка)
-Серенькая птичка
Птичка-невеличка
Шеей вертишь ты всегда
Разве в этом есть нужда? (вертишейка)
-Крылатый, горластый,
Красные ласты. Кто это? (гусь)
-Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (журавли)
-Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел)
-Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
«Клё! Клё! Клё!»-
поёт со свистом. (клёст)
-Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (снегирь)
б) Просмотр фильма о птицах
-Каких птиц вы узнали?
(воробья, синицу, дятла, клеста, снегиря, уточку-крякву, журавля.)
в) Творческая работа
-А теперь сделаем поделку « Снегирь на ветке»
(На работу отводиться 15 минут)
г) Выставка работ
д) Звукозапись голосов птиц
-Послушаем как говорят птицы
3) Итог занятия
-О чём мы сегодня беседовали?
-По каким признакам дали названия птиц?
-С какими птицами познакомились?
-Каких птиц видели в нашем крае?
-Занятие окончено.