Автор: Бондаренко Мария Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 3"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие музыкальных способностей у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у
дошкольников»
Не каждому взрослому, а только педагогам, дана возможность близко
соприкоснуться с миром детства. Вместе с детьми они мечтают,
фантазируют, играют, рисуют, уносятся в сказочный мир, мир музыки.
Дети, чувствуя расположение и близость взрослого, доверяют ему свои
мысли и чувства, свои эмоции и тайны.
«Музыка для ребёнка- мир радостных переживаний. Чтобы открыть
перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и,
прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.
Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции». - эти слова Н.
А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так
как музыка является самой доступной и прекрасной формой общения
взрослого и ребёнка.
Музыка открывает перед ребёнком дверь в мир прекрасного, оказывая
воздействие на развитие его творческих способностей.
По мере накопления музыкальных впечатлений, опыта музыкальной
деятельности, у ребёнка сначала формируется система элементарных, а
затем всё более сложных музыкальных способностей. У малыша
появляются любимые музыкальные произведения, формируется
потребность в общении с музыкой, что является важным
моментом музыкального развития. Этот путь ребёнок проходит
со взрослыми: педагогами- музыкантами или родителями, которые
выступают в роли проводников в мир музыкальных образов.
Влюбить детей в хорошую музыку- так можно определить главную
задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве. Решение этой
задачи осуществляется через обучение детей различным
видам музыкальной деятельности, а также формирования у
них музыкальных способностей и основ высокого музыкального
вкуса.
Гармоничное развитие личности возможно только при условии
нормального, равновесного становления двух основных сфер психики-
интеллектуальной и эмоциональной. В дошкольном детстве
эмоциональная сфера является ведущей. Именно эмоциональная
отзывчивость на музыку и является главным показателем музыкальности,
так как из всех видов искусства, музыка, по самому своему содержанию,
обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека,
обращаясь к его душе, настроению, миру переживаний. Недаром её
называют языком чувств, по определению профессора В. В.
Медушевского «моделью человеческих эмоций». Музыка заставляет
радоваться, волноваться, грустить; позволяет переживать мощные
эмоциональные напряжения, вызывает у человека благородные и
возвышенные чувства.
Любовь к прекрасному, нравственные основы личности начинают
закладываться у человека в самом раннем детстве. Они воспитываются
различными средствами, в том числе и музыкой. Её влияние на
эмоциональную сфер
ребёнка способствуетвозникновению первоначальных ответных
действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию, в
дальнейшем, основных музыкальных способностей.
Вопросы о природе музыкальных способностей детей (представляют
ли они собой врождённые свойства человека или развиваются в
результате окружающей среды, воспитания и обучения, изучались такими
педагогами, как Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, А. И. Катинене, О. П.
Радыновой, К. В. Тарасовой и др.
Свою позицию в вопросе о врождённости музыкальных
способностей также чётко определил Б. М. Метлов. Психолог сделал
важный вывод: «Не в том дело, что способности проявляются в
деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Опираясь
на исследования И. П. Павлова и С. Л. Рубинштейна, он считал, что
«врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.
е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами
же способностивсегда являются результатом развития,
осуществляющегося в процессе воспитания и обучения».
В процессе музыкальной деятельности ребёнок приобретает
некий музыкальный опыт- музыкальность, которую Б. М. Теплов
определил, как комплекс способностей, развиваемых на основе
врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для её
успешного осуществления. По определению учёного,
структура музыкальных способностей состоит из:
- ладового чувства (различать ладовые функции звуков, мелодии;
эмоциональное восприятие музыки).
- музыкально- слуховых представлений (способность запоминать на
слух музыкальное произведение, по памяти воспроизводить его
мелодию).
- музыкально- ритмическое чувство (способность двигательно
переживать музыкальное произведение, активно и эмоционально в
движении передавать её характер и настроение.
Это три основные способности и являются стержнем музыкальности,
т. е. способность воспринимать основной смысл,
содержание музыкального произведения.
Развитие музыкальных способностей основано на усвоении ребёнком
определённой системы музыкально- сенсорных эталонов- выработанных
человечеством нормативных значений свойств и отношений в музыке:
сила, высота и длительность звука, основные созвучия и интервалы и т. д.
По мнению Б. М. Теплова эффективность раннего музыкального
развития обусловлена тем, что период дошкольного детства является
периодом интенсивного сенсорного, в том числе и музыкально-
сенсорного развития ребёнка, и осуществляется путём овладения
социальным опытом, накопленным предшествующим поколением при
соблюдении следующих условий:
1. соответствие возрастным особенностям детей.
Очевидно, что в разные возрастные периоды, уровень музыкально-
сенсорного развития у детей различный. Дальнейшее музыкальное
развитие формируется у них на ранее приобретённых системах образов и
функций, которые в процессе развития не исчезают. На основании этого, в
работе с детьми разных возрастных групп, можно использовать
одинаковые музыкально- дидактические игры, вводя в них усложнения,
соответствующие возрасту детей, варьируя нагрузку, в зависимости от
возможностей и желания каждого ребёнка и, в то же время, действовать в
зоне их ближайшего развития.
2. комплексный подход, т. е. для достижения положительных результатов,
необходимо развивать весь комплекс музыкальных способностей
детей. А так как ведущим видом деятельности детей является игра,
необходимо создавать игровую мотивацию, побуждающую детей
к музыкальной деятельности.
3. систематичность. Особенность детского восприятия такова, что
нуждается в многократном повторении и закреплении. Но только в том
случае, когда процесс развития и обучения будет носить организованный и
систематический характер, только тогда ребёнок усвоит известную систему
общепринятых сенсорных эталонов, которую будет использовать затем в
своей деятельности.
4. интеграция с другими видами детской деятельности. Организованный
и систематический характер процессу музыкального развития придаёт
интеграция музыкальной деятельности с другими видами детской
деятельности. Именно она помогает создать целостность мировосприятия и
даёт практическую направленность детской деятельности.
Музыкальные способности неразрывно связаны с общими
способностями, которыми человек наделён от природы. Поэтому развитие
музыкальных способностей будет закономерно происходить
в развитии общих познавательных и психомоторных способностей,
проявляющихся как в музыкальной, так и в любой другой детской
деятельности, организуемой педагогом.
У человека каждая из способностей имеет свои особенности развития.
И если они ярко выражены и позволяют ему продуктивно и качественно
проявлять себя, то такого человека можно назвать способным. Это
относится и к музыкальным способностям, включающих в себя
и музыкальное мышление, и исполнительские, и
творческие способности.
Проводя диагностику музыкальных способностей детей, педагог имеет
возможность грамотно развивать музыкальные способности ребёнка с
учетом его индивидуальных возможностей и развития.
В настоящее время сложились различные подходы (традиционные и
нетрадиционные методы) к диагностике музыкальных способностей
дошкольников (обследования о Н. А. Ветлугиной; показатели и
критерии развитости по О. П. Радыновой организация диагностики А. Н.
Зимина, проводя которые следует придерживаться некоторых
общих рекомендаций:
1. до проведения диагностики, педагог должен знать общее развитие
ребёнка, условия, в которых он существует и его индивидуальные
особенности;
2. проведение диагностики должно осуществляться в привычной для
ребёнка обстановке;
3. задания должны быть ввиде коротких тестов.
При этом педагог должен быть в общении с ребёнком
доброжелательным, задавать простые и понятные вопросы, выслушивать
до конца, не поправляя и не перебивая его ответы. В ходе диагностики
рекомендуется использовать наглядность.
В настоящее время проблема диагностики музыкальных
способностей остаётся актуальной для современной психолого-
педагогической науки: до сих пор проблемой остаётся определение
самих музыкальных способностей, т. к. они представляют собой сложное
сочетание врождённого, социального и индивидуального, что должно
находить своё отражение в диагностике, требующей уточнения и поисков
новых диагностических методов.
В дошкольном детстве эмоциональная отзывчивость
на музыку является основной задачей музыкального воспитания и
образования. И если мы, взрослые, сумеем её сформировать, всё
остальное станет делом музыкальных технологий, помогающих
становлению музыкальных способностей ребёнка, возникновению у него
потребности и желания жить с музыкой.