Напоминание

"Развитие музыкальных способностей у дошкольников"


Автор: Бондаренко Мария Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 3"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие музыкальных способностей у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей у

дошкольников»

Не каждому взрослому, а только педагогам, дана возможность близко

соприкоснуться с миром детства. Вместе с детьми они мечтают,

фантазируют, играют, рисуют, уносятся в сказочный мир, мир музыки.

Дети, чувствуя расположение и близость взрослого, доверяют ему свои

мысли и чувства, свои эмоции и тайны.

«Музыка для ребёнка- мир радостных переживаний. Чтобы открыть

перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и,

прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции». - эти слова Н.

А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так

как музыка является самой доступной и прекрасной формой общения

взрослого и ребёнка.

Музыка открывает перед ребёнком дверь в мир прекрасного, оказывая

воздействие на развитие его творческих способностей.

По мере накопления музыкальных впечатлений, опыта музыкальной

деятельности, у ребёнка сначала формируется система элементарных, а

затем всё более сложных музыкальных способностей. У малыша

появляются любимые музыкальные произведения, формируется

потребность в общении с музыкой, что является важным

моментом музыкального развития. Этот путь ребёнок проходит

со взрослыми: педагогами- музыкантами или родителями, которые

выступают в роли проводников в мир музыкальных образов.

Влюбить детей в хорошую музыку- так можно определить главную

задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве. Решение этой

задачи осуществляется через обучение детей различным

видам музыкальной деятельности, а также формирования у

них музыкальных способностей и основ высокого музыкального

вкуса.

Гармоничное развитие личности возможно только при условии

нормального, равновесного становления двух основных сфер психики-

интеллектуальной и эмоциональной. В дошкольном детстве

эмоциональная сфера является ведущей. Именно эмоциональная

отзывчивость на музыку и является главным показателем музыкальности,

так как из всех видов искусства, музыка, по самому своему содержанию,

обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека,

обращаясь к его душе, настроению, миру переживаний. Недаром её

называют языком чувств, по определению профессора В. В.

Медушевского «моделью человеческих эмоций». Музыка заставляет

радоваться, волноваться, грустить; позволяет переживать мощные

эмоциональные напряжения, вызывает у человека благородные и

возвышенные чувства.

Любовь к прекрасному, нравственные основы личности начинают

закладываться у человека в самом раннем детстве. Они воспитываются

различными средствами, в том числе и музыкой. Её влияние на

эмоциональную сфер

ребёнка способствуетвозникновению первоначальных ответных

действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию, в

дальнейшем, основных музыкальных способностей.

Вопросы о природе музыкальных способностей детей (представляют

ли они собой врождённые свойства человека или развиваются в

результате окружающей среды, воспитания и обучения, изучались такими

педагогами, как Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, А. И. Катинене, О. П.

Радыновой, К. В. Тарасовой и др.

Свою позицию в вопросе о врождённости музыкальных

способностей также чётко определил Б. М. Метлов. Психолог сделал

важный вывод: «Не в том дело, что способности проявляются в

деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Опираясь

на исследования И. П. Павлова и С. Л. Рубинштейна, он считал, что

«врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.

е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами

же способностивсегда являются результатом развития,

осуществляющегося в процессе воспитания и обучения».

В процессе музыкальной деятельности ребёнок приобретает

некий музыкальный опыт- музыкальность, которую Б. М. Теплов

определил, как комплекс способностей, развиваемых на основе

врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для её

успешного осуществления. По определению учёного,

структура музыкальных способностей состоит из:

- ладового чувства (различать ладовые функции звуков, мелодии;

эмоциональное восприятие музыки).

- музыкально- слуховых представлений (способность запоминать на

слух музыкальное произведение, по памяти воспроизводить его

мелодию).

- музыкально- ритмическое чувство (способность двигательно

переживать музыкальное произведение, активно и эмоционально в

движении передавать её характер и настроение.

Это три основные способности и являются стержнем музыкальности,

т. е. способность воспринимать основной смысл,

содержание музыкального произведения.

Развитие музыкальных способностей основано на усвоении ребёнком

определённой системы музыкально- сенсорных эталонов- выработанных

человечеством нормативных значений свойств и отношений в музыке:

сила, высота и длительность звука, основные созвучия и интервалы и т. д.

По мнению Б. М. Теплова эффективность раннего музыкального

развития обусловлена тем, что период дошкольного детства является

периодом интенсивного сенсорного, в том числе и музыкально-

сенсорного развития ребёнка, и осуществляется путём овладения

социальным опытом, накопленным предшествующим поколением при

соблюдении следующих условий:

1. соответствие возрастным особенностям детей.

Очевидно, что в разные возрастные периоды, уровень музыкально-

сенсорного развития у детей различный. Дальнейшее музыкальное

развитие формируется у них на ранее приобретённых системах образов и

функций, которые в процессе развития не исчезают. На основании этого, в

работе с детьми разных возрастных групп, можно использовать

одинаковые музыкально- дидактические игры, вводя в них усложнения,

соответствующие возрасту детей, варьируя нагрузку, в зависимости от

возможностей и желания каждого ребёнка и, в то же время, действовать в

зоне их ближайшего развития.

2. комплексный подход, т. е. для достижения положительных результатов,

необходимо развивать весь комплекс музыкальных способностей

детей. А так как ведущим видом деятельности детей является игра,

необходимо создавать игровую мотивацию, побуждающую детей

к музыкальной деятельности.

3. систематичность. Особенность детского восприятия такова, что

нуждается в многократном повторении и закреплении. Но только в том

случае, когда процесс развития и обучения будет носить организованный и

систематический характер, только тогда ребёнок усвоит известную систему

общепринятых сенсорных эталонов, которую будет использовать затем в

своей деятельности.

4. интеграция с другими видами детской деятельности. Организованный

и систематический характер процессу музыкального развития придаёт

интеграция музыкальной деятельности с другими видами детской

деятельности. Именно она помогает создать целостность мировосприятия и

даёт практическую направленность детской деятельности.

Музыкальные способности неразрывно связаны с общими

способностями, которыми человек наделён от природы. Поэтому развитие

музыкальных способностей будет закономерно происходить

в развитии общих познавательных и психомоторных способностей,

проявляющихся как в музыкальной, так и в любой другой детской

деятельности, организуемой педагогом.

У человека каждая из способностей имеет свои особенности развития.

И если они ярко выражены и позволяют ему продуктивно и качественно

проявлять себя, то такого человека можно назвать способным. Это

относится и к музыкальным способностям, включающих в себя

и музыкальное мышление, и исполнительские, и

творческие способности.

Проводя диагностику музыкальных способностей детей, педагог имеет

возможность грамотно развивать музыкальные способности ребёнка с

учетом его индивидуальных возможностей и развития.

В настоящее время сложились различные подходы (традиционные и

нетрадиционные методы) к диагностике музыкальных способностей

дошкольников (обследования о Н. А. Ветлугиной; показатели и

критерии развитости по О. П. Радыновой организация диагностики А. Н.

Зимина, проводя которые следует придерживаться некоторых

общих рекомендаций:

1. до проведения диагностики, педагог должен знать общее развитие

ребёнка, условия, в которых он существует и его индивидуальные

особенности;

2. проведение диагностики должно осуществляться в привычной для

ребёнка обстановке;

3. задания должны быть ввиде коротких тестов.

При этом педагог должен быть в общении с ребёнком

доброжелательным, задавать простые и понятные вопросы, выслушивать

до конца, не поправляя и не перебивая его ответы. В ходе диагностики

рекомендуется использовать наглядность.

В настоящее время проблема диагностики музыкальных

способностей остаётся актуальной для современной психолого-

педагогической науки: до сих пор проблемой остаётся определение

самих музыкальных способностей, т. к. они представляют собой сложное

сочетание врождённого, социального и индивидуального, что должно

находить своё отражение в диагностике, требующей уточнения и поисков

новых диагностических методов.

В дошкольном детстве эмоциональная отзывчивость

на музыку является основной задачей музыкального воспитания и

образования. И если мы, взрослые, сумеем её сформировать, всё

остальное станет делом музыкальных технологий, помогающих

становлению музыкальных способностей ребёнка, возникновению у него

потребности и желания жить с музыкой.



В раздел образования