Напоминание

"Волонтёрское движение как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Воробьёва Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Алешковский детский сад"
Населённый пункт: Нижегородская область Богородский район,с.Алешково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Волонтёрское движение как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Алешковский детский сад»

Богородского муниципального района

Волонтёрское движение

как средство формирования

экологической культуры детей

старшего дошкольного возраста

Автор:

Воробьёва Татьяна Михайловна,

воспитатель,

педагогический стаж – 40 лет,

высшая квалификационная

категория

с.Алешково, 2018

Содержание

1. Введение ---------------------------------------------------------------- 3 стр.

2. Основная часть ----------------------------------------------------------3-7 стр.

3. Заключение ----------------------------------------------------------------7 стр.

2

Волонтёрское движение как средство формирования экологической

культуры детей старшего дошкольного возраста

Одним из приоритетных направлений развития государства является

патриотическое

воспитание,

способствующее

формированию

у

подрастающего

поколения

патриотического

сознания.

Проявлением

патриотизма

также

является

любовь

к

природе

своей

малой

родины,

внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру.

2018 год – год Добровольца (волонтёра). Волонтёрство- это бесплатная

помощь, когда в результате своего труда взрослый (ребенок) получает не

материальную

плату,

а «плату»

в

качестве

внутреннего

удовлетворения.

Работа

волонтёра

сплачивает

людей

в

стремлении

делать

добро,

что

способствует

воспитанию

духовно-нравственных

качеств

личности

дошкольников.

Учитывая важность проблемы, мы организовали в детском саду

волонтёрское движение. Наш отряд получил название «Колибри». Почему

такое название?

Птичка колибри маленькая, похожая на шмеля, жука, -

существо, которое открывает сердце, символ любви, радости, красоты. Она

учит,

что

мы

не

должны

останавливаться

на

нашем

прошлом,

нужно

двигаться вперёд, наслаждаться каждым моментом и ценить то, что любим.

Эта

неутомимая,

мужественная

птица

будто

напоминает

нам

о

том,

что

необходимо искать добро, красоту в жизни каждый день и каждый день

делать добрые дела. Несмотря на свой маленький размер, колибри может

совершать

путешествия на

большие расстояния, беспрестанно работать,

делать добрые дела.

Наши дети-дошколята, несомненно, тоже способны на добрые дела!

Потому

и

закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

логично

рассматривает

дошкольное

образование

как

первую

ступень

общего

образования,

к

которому

предъявляется

требование

преемственность

с

начальным и общим образованием.

3

Цель волонтёрского проекта «Колибри»:

формирование

богатого

внутреннего

мира

и

системы

ценностных

отношений

к

природе,

к

её

животному

и

растительному

миру,

развитие

внутренней потребности любви к природе и, как следствие,

бережному

отношению к ней, воспитанию у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи:

* Познакомить

с разнообразием животного и растительного мира его малой

родины,

показать

неповторимость,

величие,

силу

и

красоту

природы;

*Способствовать развитию ценностных отношений к природе;

*Способствовать формированию навыков осознанного поведения в природе;

*Помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения

природы для выживания на земле самого человека;

*Развивать

коммуникативные

навыки

детей

,

самостоятельность,

ответственность.

*Воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной

деятельности и экологической деятельности.

Прогнозируемые результаты:

*

формирование

у

детей

основ

экологической

культуры

и

культуры

п

р

и

р

о

д

о

л

ю

б

и

я

;

* развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в

п р и р о д о о х р а н н о й

и

э к о л о г и ч е с к о й

д е я т е л ь н о с т и ;

*

расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

*формирование

коммуникативных

навыков,

с амо стоятельно сти,

ответственности.

В работе по организации волонтерского движения в условиях детского

сада мы выделили 3 этапа:

Этапы:

1этап. Подготовительный

2 этап. Основной этап.

3 этап. Заключительный этап.

4

В рамках реализации проекта проводилась разносторонняя деятельность в

ДОУ

с

использованием

образов

сказочных

героев

«Эколят

друзей

и

защитников

Природы»,

с

учётом

того,

что

2018

год

объявлен

годом

добровольца (волонтёра).

Задача первого этапа - изучение теоретических аспектов детского

волонтерства,

мотивирование

детей

на

волонтерскую

экологическую

деятельность.

Для

ознакомления

с

технологией

волонтёрства

детей

дошкольного возраста были изучены материалы: проект «Юные волонтёры»

Топщиковой Н.П. (Социальная сеть работников образования.ns.portal), проект

«Волонтёрское

движение

в

ДОО»,

проект

Гладковой

О.Л.

«Маленькие

волонтёры или добрые дела дошколят» (g[adkowo – shat-dou20/ edumsko. ru),

«Волонтёрское движение как средство взаимодействия с семьёй» (Лучший

педагог

РФ)

и

др.

Был

составлен

план

деятельности

экологического

волонтёрского отряда «Колибри».

В работе использовали различные традиционные и нетрадиционные

формы,

методы

и

приемы,

учитывая

возрастные

и

индивидуальные

особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о

природе и волонтёрстве, углубить знания, использовали ИКТ. Они, в силу

своей наглядности, красочности и простоты, позволяют более эффективно

строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизации

знаний

.

На первом этапе деятельности с целью формирования экологической

культуры

детей,

правил

экологически

грамотного

взаимодействия

с

окружающей

средой

мы

использовали

технологии

официального

сайта

«Эколята

РФ»,

природоохранные

социально-образовательные

проекты:

«Эколята

дошколята»,

«Эколята».

Была

проведена

следующая

работа:

рассматривание

картин

с

изображением

природы,

отгадывание

загадок,

чтение

стихов

о

природе,

проводились

экологические

экскурсии

по

территории детского сада, просмотр мультимедийных презентаций «Правила

поведения на природе», мультфильма «Про эколят – защитников природы»,

5

видеороликов

о

волонтёрстве,

беседы

«Кто

такие

волонтеры?",

чтение

художественной

литературы,

сюжетные

рассказы

по

картинкам,

лабораторные

опыты

и

эксперименты.

Создание

волонтёрского

отряда

«Колибри» начиналось с разработки эмблемы, одежды, что символизировало

суть волонтёрского движения.

Ребята познакомились со сказочными героями-эколятами: Умницей,

Шалуном, Тихоней, Ёлочкой; посмотрели мультфильм о работе волонтёров

«Рука помощи» Варвары Зуевой; в Алешковской библиотеке (заведующая

С.В.Терехина)

познакомились

с

познавательными

видеороликами

о

волонтёрском

движении

«Дети-волонтёры»

МБДОУ

д/с

95,

«Кто

такой

волонтёр?» и презентацией «Правила поведения в лесу». В торжественной

обстановке детей приняли в экологический волонтёрский отряд «Колибри».

Опыт убеждает, даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для

формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в

процессе деятельности. Если мальчик или девочка ограждают муравейник,

они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не

просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто

большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин

«формирование сознания».

Наконец мы приступили к практической части, где дошколята, как и

маленькая колибри, совершали такие добрые дела, как уборка территории

детского сада («Очистка пруда») от веток, помощь детям ясельной группы в

уборке

участка

от

мусора,

посадка

семян

зерновых

культур

на

экспериментальном

участке,

уборка

территории

около

Алешковского

медпункта, уход за растениями детского сада вместе с младшими детьми,

сбор макулатуры. Некоторые родители (Терехина С., Нуждина А., Евсеева

Т.Н.) вместе с детьми приняли участие

вместе с Алешковским Домом

Фольклора и Алешковской библиотекой в телепроекте Богородск ТВ «Мамин

цветик»: посадили цветы

около поклонного креста перед въездом в с.

Алешково, а потом следили за их содержанием: пололи, рыхлили, поливали.

6

Наши дети принимали участие в викторине «Природа и сказки», а также

во Всероссийской заочной блиц–олимпиаде «Труженица – пчёлка» (Терехина

Даша, 1место). Большую помощь оказали одна из мам, Мясникова А.А., и

ученица 11 класса Воробьева Е. в пошиве повязок и шарфиков для отряда.

Вместе с заведующей библиотекой Терехиной С.В., родительницей

Евсеевой Т.Н., школьниками Иваном Е. и Алёной Е. ребята распространяли в

селе листовки-обращения к жителям о соблюдении правил друзей природы.

Теоретические и практические знания детей закреплялись в самостоятельной

деятельности : рисовании, аппликации, в игровой деятельности.

На третьем этапе проекта были оформлены выставки рисунков и поделок

детей

и

родителей

«Добрые

дела

«Колибри».

Наш

детский

сад

принял

участие в областном конкурсе на лучший стенд «Эколята – дошколята».

Используя новые, увлекательные, информационные компьютерные

технологии, мы обеспечили эффективность воспитательного процесса, что

позволило

детям

и

родителям

включиться

в

активную

образовательную

экологическую

волонтёрскую

деятельность,

которая

помогает

заложить

основы формирования начал экологического сознания.

В ходе проекта созданы условия для формирования у детей чувства

прекрасного: посажены деревья, красиво оформлены цветники на территории

детского сада. Дети с большим желанием принимают

активное участие в

экологическом

волонтёрском

движении,

они

стали

более

серьёзными,

внимательными, ответственными, рады прийти на помощь.

Но в нашем случае говорить о конечных результатах пока рано, ведь жизнь

ребёнка

непрерывный

рост,

постоянное

развитие

личности.

Поэтому

работа

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

по

их

духовно-

нравственному развитию и совершенствованию в нашем ДОУ, конечно, будет

продолжена, продолжена с использованием наиболее эффективных методов,

средств и форм организации

,

в союзе с родителями.

7

8



В раздел образования