Автор: Воробьёва Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Алешковский детский сад"
Населённый пункт: Нижегородская область Богородский район,с.Алешково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Волонтёрское движение как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Алешковский детский сад»
Богородского муниципального района
Волонтёрское движение
как средство формирования
экологической культуры детей
старшего дошкольного возраста
Автор:
Воробьёва Татьяна Михайловна,
воспитатель,
педагогический стаж – 40 лет,
высшая квалификационная
категория
с.Алешково, 2018
Содержание
1. Введение ---------------------------------------------------------------- 3 стр.
2. Основная часть ----------------------------------------------------------3-7 стр.
3. Заключение ----------------------------------------------------------------7 стр.
2
Волонтёрское движение как средство формирования экологической
культуры детей старшего дошкольного возраста
Одним из приоритетных направлений развития государства является
патриотическое
воспитание,
способствующее
формированию
у
подрастающего
поколения
патриотического
сознания.
Проявлением
патриотизма
также
является
любовь
к
природе
своей
малой
родины,
внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру.
2018 год – год Добровольца (волонтёра). Волонтёрство- это бесплатная
помощь, когда в результате своего труда взрослый (ребенок) получает не
материальную
плату,
а «плату»
в
качестве
внутреннего
удовлетворения.
Работа
волонтёра
сплачивает
людей
в
стремлении
делать
добро,
что
способствует
воспитанию
духовно-нравственных
качеств
личности
дошкольников.
Учитывая важность проблемы, мы организовали в детском саду
волонтёрское движение. Наш отряд получил название «Колибри». Почему
такое название?
Птичка колибри маленькая, похожая на шмеля, жука, -
существо, которое открывает сердце, символ любви, радости, красоты. Она
учит,
что
мы
не
должны
останавливаться
на
нашем
прошлом,
нужно
двигаться вперёд, наслаждаться каждым моментом и ценить то, что любим.
Эта
неутомимая,
мужественная
птица
будто
напоминает
нам
о
том,
что
необходимо искать добро, красоту в жизни каждый день и каждый день
делать добрые дела. Несмотря на свой маленький размер, колибри может
совершать
путешествия на
большие расстояния, беспрестанно работать,
делать добрые дела.
Наши дети-дошколята, несомненно, тоже способны на добрые дела!
Потому
и
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
логично
рассматривает
дошкольное
образование
как
первую
ступень
общего
образования,
к
которому
предъявляется
требование
–
преемственность
с
начальным и общим образованием.
3
Цель волонтёрского проекта «Колибри»:
формирование
богатого
внутреннего
мира
и
системы
ценностных
отношений
к
природе,
к
её
животному
и
растительному
миру,
развитие
внутренней потребности любви к природе и, как следствие,
бережному
отношению к ней, воспитанию у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
* Познакомить
с разнообразием животного и растительного мира его малой
родины,
показать
неповторимость,
величие,
силу
и
красоту
природы;
*Способствовать развитию ценностных отношений к природе;
*Способствовать формированию навыков осознанного поведения в природе;
*Помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения
природы для выживания на земле самого человека;
*Развивать
коммуникативные
навыки
детей
,
самостоятельность,
ответственность.
*Воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной
деятельности и экологической деятельности.
Прогнозируемые результаты:
*
формирование
у
детей
основ
экологической
культуры
и
культуры
п
р
и
р
о
д
о
л
ю
б
и
я
;
* развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в
п р и р о д о о х р а н н о й
и
э к о л о г и ч е с к о й
д е я т е л ь н о с т и ;
*
расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
*формирование
коммуникативных
навыков,
с амо стоятельно сти,
ответственности.
В работе по организации волонтерского движения в условиях детского
сада мы выделили 3 этапа:
Этапы:
1этап. Подготовительный
2 этап. Основной этап.
3 этап. Заключительный этап.
4
В рамках реализации проекта проводилась разносторонняя деятельность в
ДОУ
с
использованием
образов
сказочных
героев
«Эколят
–
друзей
и
защитников
Природы»,
с
учётом
того,
что
2018
год
объявлен
годом
добровольца (волонтёра).
Задача первого этапа - изучение теоретических аспектов детского
волонтерства,
мотивирование
детей
на
волонтерскую
экологическую
деятельность.
Для
ознакомления
с
технологией
волонтёрства
детей
дошкольного возраста были изучены материалы: проект «Юные волонтёры»
Топщиковой Н.П. (Социальная сеть работников образования.ns.portal), проект
«Волонтёрское
движение
в
ДОО»,
проект
Гладковой
О.Л.
«Маленькие
волонтёры или добрые дела дошколят» (g[adkowo – shat-dou20/ edumsko. ru),
«Волонтёрское движение как средство взаимодействия с семьёй» (Лучший
педагог
РФ)
и
др.
Был
составлен
план
деятельности
экологического
волонтёрского отряда «Колибри».
В работе использовали различные традиционные и нетрадиционные
формы,
методы
и
приемы,
учитывая
возрастные
и
индивидуальные
особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о
природе и волонтёрстве, углубить знания, использовали ИКТ. Они, в силу
своей наглядности, красочности и простоты, позволяют более эффективно
строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизации
знаний
.
На первом этапе деятельности с целью формирования экологической
культуры
детей,
правил
экологически
грамотного
взаимодействия
с
окружающей
средой
мы
использовали
технологии
официального
сайта
«Эколята
РФ»,
природоохранные
социально-образовательные
проекты:
«Эколята
–
дошколята»,
«Эколята».
Была
проведена
следующая
работа:
рассматривание
картин
с
изображением
природы,
отгадывание
загадок,
чтение
стихов
о
природе,
проводились
экологические
экскурсии
по
территории детского сада, просмотр мультимедийных презентаций «Правила
поведения на природе», мультфильма «Про эколят – защитников природы»,
5
видеороликов
о
волонтёрстве,
беседы
«Кто
такие
волонтеры?",
чтение
художественной
литературы,
сюжетные
рассказы
по
картинкам,
лабораторные
опыты
и
эксперименты.
Создание
волонтёрского
отряда
«Колибри» начиналось с разработки эмблемы, одежды, что символизировало
суть волонтёрского движения.
Ребята познакомились со сказочными героями-эколятами: Умницей,
Шалуном, Тихоней, Ёлочкой; посмотрели мультфильм о работе волонтёров
«Рука помощи» Варвары Зуевой; в Алешковской библиотеке (заведующая
С.В.Терехина)
познакомились
с
познавательными
видеороликами
о
волонтёрском
движении
«Дети-волонтёры»
МБДОУ
д/с
95,
«Кто
такой
волонтёр?» и презентацией «Правила поведения в лесу». В торжественной
обстановке детей приняли в экологический волонтёрский отряд «Колибри».
Опыт убеждает, даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для
формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в
процессе деятельности. Если мальчик или девочка ограждают муравейник,
они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не
просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто
большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин
«формирование сознания».
Наконец мы приступили к практической части, где дошколята, как и
маленькая колибри, совершали такие добрые дела, как уборка территории
детского сада («Очистка пруда») от веток, помощь детям ясельной группы в
уборке
участка
от
мусора,
посадка
семян
зерновых
культур
на
экспериментальном
участке,
уборка
территории
около
Алешковского
медпункта, уход за растениями детского сада вместе с младшими детьми,
сбор макулатуры. Некоторые родители (Терехина С., Нуждина А., Евсеева
Т.Н.) вместе с детьми приняли участие
вместе с Алешковским Домом
Фольклора и Алешковской библиотекой в телепроекте Богородск ТВ «Мамин
цветик»: посадили цветы
около поклонного креста перед въездом в с.
Алешково, а потом следили за их содержанием: пололи, рыхлили, поливали.
6
Наши дети принимали участие в викторине «Природа и сказки», а также
во Всероссийской заочной блиц–олимпиаде «Труженица – пчёлка» (Терехина
Даша, 1место). Большую помощь оказали одна из мам, Мясникова А.А., и
ученица 11 класса Воробьева Е. в пошиве повязок и шарфиков для отряда.
Вместе с заведующей библиотекой Терехиной С.В., родительницей
Евсеевой Т.Н., школьниками Иваном Е. и Алёной Е. ребята распространяли в
селе листовки-обращения к жителям о соблюдении правил друзей природы.
Теоретические и практические знания детей закреплялись в самостоятельной
деятельности : рисовании, аппликации, в игровой деятельности.
На третьем этапе проекта были оформлены выставки рисунков и поделок
детей
и
родителей
«Добрые
дела
«Колибри».
Наш
детский
сад
принял
участие в областном конкурсе на лучший стенд «Эколята – дошколята».
Используя новые, увлекательные, информационные компьютерные
технологии, мы обеспечили эффективность воспитательного процесса, что
позволило
детям
и
родителям
включиться
в
активную
образовательную
экологическую
волонтёрскую
деятельность,
которая
помогает
заложить
основы формирования начал экологического сознания.
В ходе проекта созданы условия для формирования у детей чувства
прекрасного: посажены деревья, красиво оформлены цветники на территории
детского сада. Дети с большим желанием принимают
активное участие в
экологическом
волонтёрском
движении,
они
стали
более
серьёзными,
внимательными, ответственными, рады прийти на помощь.
Но в нашем случае говорить о конечных результатах пока рано, ведь жизнь
ребёнка
–
непрерывный
рост,
постоянное
развитие
личности.
Поэтому
работа
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
по
их
духовно-
нравственному развитию и совершенствованию в нашем ДОУ, конечно, будет
продолжена, продолжена с использованием наиболее эффективных методов,
средств и форм организации
,
в союзе с родителями.
7
8