Автор: Бахтиярова Физалия Агляевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№5 р.п.Чишмы
Населённый пункт: п.Чишмы, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конкурс грамотеев"
Раздел: начальное образование
Задачи: 1. Воспитывать у учащихся любовь к своему языку.
2. Обучать грамоте.
3. Развивать память, внимание, речь.
Ход занятия.
Учитель: Сегодня мы с вами собрались на конкурс грамотеев. Без знания
русского языка нигде не обойтись, русский язык учит вас писать толково и
грамотно. В конкурсе принимают участие две команды. Одна будет
называться «Гласные», а другая «Согласные».
Девиз гласных: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Девиз согласных: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Итак, команды готовы к бою. Необходимо вытянуть жребий, кто будет
отвечать первым.
1. Конкурс «Что всё это значит?»
1.Шивырот- навыворот. Как вы понимаете это выражение?
2.Бить баклуши. Что это значит?
3.Подниматься с солнцем.
4.Адский труд.
2.
Конкурс «Фразеологический зверинец»
Голоден как…(волк) Хитёр как…(лиса)
Труслив как…(заяц) Здоров как…(бык)
Колючий как…(ёж) Изворотлив как…(уж)
Надут как…(индюк) Нем как…(рыба)
Болтлив как…(сорока) Упрям как …(осёл)
Игра со зрителями.
1.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду
суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)
2.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их
развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
3.
Его проглатывают, упорно не желая о чём либо говорить; он хорошо
подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им
дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда
не хотят говорить лишнего.
3.
Конкурс «Верно или неверно»
1. Слова состоят из звуков?
2. Звуки мы можем увидеть?
3. Звуки мы слышим и произносим?
4. Буквы нужны, чтобы записывать звуки?
5. Гласные бывают твердые и мягкие?
6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо?
7. Ударный гласный слышится ясно?
8. Парные согласные на конце слова проверять не надо?
4. Конкурс «Собери слово»
След + ус
Зал + ель
Газ + рот
Фа + ежи
Град + док
Оса + опыт
Штука + соль
Банк + тур
5. Конкурс «Составь слово»
АОСНВМТКО (КОСМОНАВТ)
СУМКЕНРОДЕ (СЕКУНДОМЕР)
НКАСФАРД (СКАФАНДР)
БИЬЛУНИДК (БУДИЛЬНИК)
6. Конкурс «Словообразование»
1.
Приставка этого слова находится в слове «занос»,
корень- в слове «морозец», суффикс – в слове»горка», окончание- в слове «
листочки».
2.
Приставка этого слова находится в слове»залез», корень в слове
«приготовить», суффикс в слове «ночка», окончание – в слове «коса».
Игра со зрителями.
-Незнайка учится печатать на компьютере, он делает много ошибок, из-
за которых смысл стихов меняется. Помогите ему исправить ошибки:
назовите правильные слова – рифмы.
От радости матросы пели.
Ура! Они достигли мели! (Цели)
Живёт у нас дремотное.
Пушистое зивотное. (Животное)
Сколько солнца на опушке!
На носах у нас волнушки. (Веснушки)
Я утром вышел рано-рано,
Гляжу: пасутся два банана. (Барана)
Ребята смеются, купаясь в реке.
Плакучая ива стоит вдалеке. (Ива)
Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий лис. (Лист)
7. Игра «Кто найдёт больше слов?»
Слово ГОСУДАРСТВО
Игра со зрителями «Найди слово»
-В игре проверить можешь сам свое внимание к словам.
Задание: Найди слово , которое спрятано в этом слове.
УТОЧКИ СТОЛБ ЩЕЛЬ
УДОЧКА ЗУБР КОСА
УКОЛ КОНЬКИ МРАК
8. Конкурс «Дальше, дальше, дальше…»
1.
Сколько звуков в слое «лью»?
2.
Антоним к слову «временны».
3.
От кого Айболиту пришла телеграмма?
4.
«Подруга дней моих суровых» . О ком это?
5.
Слово с удвоенной буквой «н».
6.
Объясните значение выражения6 «Хоть кровь из носу».
7.
Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов?
8.
Часть слова без окончания.
9.
Есть ли непроизносимая согласная в слове « участвовать»?
10.Слово с приставкой «при»?
1.
Сколько звуков в слове «ель»?
2.
Синоним к слову «Отважный».
3.
Кто спас Муху –Цокотуху?
4.
В каком городе родился А.С. Пушкин.
5.
Слово с удвоенной буквой «м».
6.
Объясните значение выражения : «Попасть пальцем в небо».
7.
Словарь, в котором можно узнать о происхождении слов.
8.
Часть слова, стоящая перед корнем.
9.
Слово с приставкой «пре»
10.Есть ли удвоенная согласная в слове «искусный»?
Жюри подводит итоги.