Автор: Пивоварова Елена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШМК Бибирево
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект
Тема: Использование логических блоков Дьенеша при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Образовательная область: Познавательное развитие.
Использование логических блоков Дьенеша при формировании элементарных
математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
“Поможем медведю встретить гостей”
Задачи
1.Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают,
умение выявлять и
абстрагировать свойства.
2. Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство (цвет) предметов.
3. Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство –
форма).
4.Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство –
размер).
5.Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство –
форма).
Материал
Логические блоки Дьенеша.
Карточки-символы свойств (форма, цвет, размер).
Игрушка медведь.
Обруч (пруд).
Ведра (красного, желтого, синего) цвета.
Подносы.
Салфетки.
Большая и маленькая коробки.
Картинка домик.
Билеты (геометрические фигуры разного цвета).
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила свою знакомую сороку,
она прилетела из леса от медведя. Мишка решил устроить праздник для своих друзей, а
Маша устроила такой беспорядок, что Мишке одному не справится. Он просит вас помочь
ему. Вы согласны?
Дети. Да. Поможем.
Воспитатель. Ребята, но лес далеко как же мы туда доберемся?
Дети. Можно поехать на автобусе, поезде, машине.
Воспитатель. Мы поедем на волшебном поезде. Но для этого надо, получить билеты. Что
бы потом занять каждому свое место. ( Раздать билеты). Посмотрите внимательно на свои
билеты. Катя, какая у тебя фигура? Какого цвета? Тебе нужно сесть в тот вагон, на котором
изображена такая же фигура, как и на билете,… Я буду кондуктором: приготовьте свои
билеты (проверка билетов и мест). Молодцы ребята, все правильно заняли свои места. Мы
отправляемся.
Загудел паровоз,
Загудел паровоз.
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Вмиг до леса всех домчу.
Остановка. Вот мы и приехали. Смотрите, у домика кто-то нас ждет. Кто это? Правильно
это медведь. Давайте с ним поздороваемся. Мишка ребята приехали тебе помочь навести
порядок к приходу гостей. Мишка рассказал, что Маша перепутала все печенье, (блоки)
которое он приготовил для своих друзей лисички, белочки, зайца и ежика. Давайте ему
поможем разложить печенье по тарелочкам.
Дети раскладывают блоки по тарелочкам по признаку
“Форма”
- В первую тарелку для белочки – квадратное печенье.
-Во вторую тарелку любимое печенье ежика – круглое.
- В третью тарелку печенье, которое любит заяц - треугольное.
-В четвертую тарелку для лисы ее любимое печенье – прямоугольное.
Воспитатель. Ребята пока гости не пришли, чтобы печенье не засохло, нужно накрыть
тарелочки салфеточками. Чтобы нам не забыть, в какой тарелочке, какой формы печенье
лежит, давайте около каждой тарелочки положим нашу волшебную карточку-подсказку.
Дети выкладывают карточки-символы около тарелочек (“подписывают” тарелочки) и
закрывают их салфетками. Молодцы ребята, теперь Мишка не перепутает где какое
печенье лежит. Миша, а теперь ты готов встретить своих друзей? Нет, ребята, Мишка
говорит, что Маша еще перевернула ведра с рыбой, которую он утром наловил и теперь он
не успеет испечь рыбный пирог для своего друга бобра. Поможем медведю наловить
рыбы? Ребята, посмотрите, а рыбки в пруду не простые, а геометрические какого они
цвета?
Дети. Красного, желтого и синего.
Воспитатель. А ведра, какого цвета?
Дети. Красного, желтого и синего.
Воспитатель. Ребята, а ведра то у Мишки подписаны (карточки-символы цвет
прикреплены к ведрам). В красное ведро, каких рыбок нужно ловить?
Дети. Красных.
Воспитатель. А в желтое?
Дети. Желтых.
Воспитатель. А в синее?
Дети. Синих.
Дети раскладывают блоки в ведра, по цвету ориентируясь на карточки - символы.
Воспитатель. Мишка говорит вам спасибо. Теперь он успеет испечь вкусный рыбный
пирог для своего друга бобра. Ребята, а еще мне Мишка рассказал, что зверята также как и
вы любят играть с геометрическими фигурами. Миша приготовил две коробки. Одну для
своих подруг лисы и белочки они любят играть большими геометрическими фигурами, а
другую для зайца и ежика они любят играть маленькими геометрическими фигурами, но
проказница Маша их рассыпала. Мишка волнуется, что его друзья расстроятся, и просит
вас разложить большие фигуры в большую коробку, а маленькие в маленькую.
Дети раскладывают большие блоки в большую коробку, а маленькие в маленькую.
Воспитатель. Мишка посмотри, правильно ли ребята разложили геометрические фигуры?
Ребята, Мишка говорит, что вы большие молодцы так быстро навели порядок, успели к
приходу гостей. Гости вот-вот придут. Давайте откроем тарелочки с печеньем.
Дети снимают с тарелочек салфетки, ориентируясь на карточки-символы:
- с тарелочки, на которой лежит квадратное печенье.
- с тарелочки, на которой лежит круглое печенье.
- с тарелочки, на которой лежит прямоугольное печенье.
- с тарелочки, на которой лежит треугольное печенье.
Теперь к приходу гостей все готово. Давайте попрощаемся с Мишкой и пригласим его к
нам в гости в детский сад. Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, помогли Мишке
разложить печенье для друзей, наловили рыбы для пирога, разложили игрушки по
коробкам наверно вы немножко устали? Нам пора возвращаться в детский сад, предлагаю
вернуться на машине, но нас много и машин нам понадобится много, давайте сделаем
машины из блоков Дьенеша.
(Дети выполняют самостоятельную работу за столами, выкладывая из блоков Дьенеша
машину путем наложения соотнося блоки по цвету, форме и размеру.) Молодцы ребята
машины готовы можно ехать (раздать рули) Под музыкальное сопровождение
возвращаемся в детский сад.