Напоминание

"Формирование элементарного игрового опыта ребенка–инвалида"


Автор: Иванова Светлана Леонидовна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: ГОБУ НОЦППМС филиал №5
Населённый пункт: г. Сольцы, Новгородская область
Наименование материала: "Коррекционно–развивающая программа"
Тема: "Формирование элементарного игрового опыта ребенка–инвалида"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуально-ориентированная

коррекционно-развивающая программа

«Формирование элементарного игрового опыта

у ребенка - инвалида»

Составитель:

учитель-дефектолог

Иванова С.Л

2018 год.

Пояснительная записка

Актуальность

Родители ребенка, обратились с проблемой возрастно-психологического

развития.

Девочка

ребенок-инвалид

(нарушение

опорно-двигательного

аппарата), детский сад не посещает.

Девочка была обследована специалистами филиала: учителем – логопедом,

учителем – дефектологом. При проведении обследования контакт с ребенком

был затруднен, девочка избирательно относилась к предложенным заданиям,

ситуацию обследования не понимала.

По результатам дефектологического обследования у ребенка выявлены

следующие нарушения:

Самостоятельной устной речи у ребенка нет, понимание устной речи

затруднено.

Знания и представления о себе и окружающем мире сформированы со

значительным

отставанием

от

возраста.

Пространственные

и

временные

представления не сформированы: девочка с трудом ориентируется в схеме

собственного тела, не понимает значения предлогов, не различает правую и

левую стороны, не знает характерных признаков времен года, частей суток.

Зрительное восприятие нарушено, ребенок не стремится рассмотреть

предлагаемый материал (предмет, картинку). Различает предметы по форме,

величине, цвету при значительной помощи взрослого.

Крупная

моторика

нарушена, координация

движений недостаточная.

Девочка может самостоятельно ходить, но делает это неуверенно, походка

неустойчива. Садиться

на

стул

и

встает

при

помощи

взрослого.

Мелкая

моторика сформирована с отставанием от возрастных требований. Навыки

графической деятельности не сформированы.

Девочка не дифференцирует понятия «один» - «много», количественным

счетом не владеет, цифры не знает.

Навыки

конструктивно-практической

деятельности

сформированы

недостаточно: девочка не может без помощи педагога сложить матрешку,

пирамидку, фигуры из счетных палочек.

Уровень

работоспособности

низкий,

девочка

быстро

истощается.

Преобладает непроизвольное внимание.

Ребенок не умеет играть, она однообразно манипулирует игрушками,

независимо

от

их

функционального

назначения,

наблюдаются

лишь

отдельные предметно-игровые действия.

Интерес к

игре

у

ребенка

очень

слабый, поверхностный и нестойкий. Её

интересуют, как правило, лишь

внешний вид игрушки, а не действия с ней. Кукла не вызывает адекватных

радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека, не

проявляет к ней нежных чувств. По отношению к игрушкам – животным,

также не проявляет заинтересованного эмоционального отношения.

В ходе обследования выявлен низкий уровень обучаемости: ребенок не

понимает смысл задания, не способен выполнить задание по алгоритму после

оказания

помощи

педагогом. При выполнении заданий требуется оказание

направляющей, обучающей помощи.

Навыки социально-бытовой ориентировки сформированы частично.

Познавательное развитие не соответствует возрасту.

Исходя из

результатов

диагностики

рекомендовано посещение

индивидуальных

занятий

по

коррекционно

-

развивающей

программе

«Формирование элементарного игрового опыта у ребенка - инвалида».

Научная обоснованность

Игра,

являясь,

ведущим

видом

деятельности

детей

дошкольного

возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра

оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре

дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют

свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она

позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка. В игре

дети

получают

опыт

общественного

поведения

в

среде

сверстников,

практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни

окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-

либо другой деятельности, активность, самостоятельность.

Рассматривая

игру

как

«особую

форму

жизни

ребенка,

в

которой

осуществляется

его

связь

с

окружающей

действительностью»

(Д.

Б.

Эльконин),

необходимо

отметить

значимость

игровой

деятельности

для

формирования

социального

ориентирования

ребенка

с

проблемами

в

развитии. У нормально развивающегося ребенка игра представляется как

нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких

воспитательных усилий. Совершенно по-иному выглядит процесс развития

игры у детей с ограниченными возможностями здоровья. Причины этого:

низкий

уровень

познавательной

активности,

запаздывание

в

сроках

овладения

двигательными

функциями,

предметными

действиями,

речью.

Игра не является ведущей формой деятельности дошкольника с выраженной

степенью

интеллектуальной

недостаточности.

Усвоение

элементарного

игрового

опыта

в

различных

видах

игровой

деятельности

является

важнейшей

целью

обучения

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья. Игра может оказывать положительное воздействии на развитие

всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае,

когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в

процесс

систематически

осуществляемой

коррекционно-воспитательной

работы,

элементом

которой

является

целенаправленное

формирование

игровой

деятельности.

(Шемякина

Л.А.

«Формирование

игровой

деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья»

).

Без специального обучения игра не может занять ведущее место, а,

следовательно,

оказать

воздействие

на

психическое

развитие

умственно-

отсталого ребенка. По словам А. Н. Леонтьева: «Сознательное управление

психическим

развитием

ребенка

совершается,

прежде

всего,

путем

управления основным, ведущим его отношением к действительности, путем

управления

ведущей

его

деятельностью».

Следовательно,

в

жизни

дошкольника

с

интеллектуальной

недостаточностью

игра

должна

стать

ведущей

деятельностью,

обеспечивать

зону

его

ближайшего

развития,

оказывать воздействие на развитие всех психических процессов и функций.

Исходя из реальных возможностей ребенка, индивидуальная программа

составлена на основе «Программы воспитания и обучения дошкольников с

интеллектуальной

недостаточностью»

Л.А.Баряевой,

О.П.Гаврилушкиной,

А.Зарина, Н.Д.Соколовой.

Теоретическую основу программы составили положения об общности

основных

закономерностей

психического

развития

детей

в

норме

и

с

патологией: о сензитивных возрастах; о соотношении коррекции и развития;

об

актуальном

и

потенциальном

уровнях

развития

(зоне

ближайшего

развития); о значении деятельности в развитии.

В программу включены игры и игровые упражнения, в ходе в ходе которых

формируется элементарный игровой опыт детей. Это игры с природным и

бросовым материалом, бумагой, тканью, бытовыми предметами-орудиями,

игры,

направленные

на

сенсорное

развитие

и

отобразительные

игры.

Программа учитывает специфические особенности моторно-двигательного,

речевого, умственного и сенсорного развития ребенка.

Цель программы:

Формирование элементарного игрового опыта ребенка-инвалида

Задачи программы:

Формировать положительное эмоциональное отношение, интерес к играм;

Развивать у ребенка стремление действовать вместе с взрослым, выполнять

игровые действия вместе с взрослым, подражая его действиям и по его

словесной просьбе;

Учить ребенка выполнять последовательную цепочку игровых действий;

Развивать тактильно-кинестетическое восприятие, познавательные функции

рук:

координацию

движений

обеих

рук

со

зрительным

прослеживанием

(захват, удерживание, приближение, поворачивание и т.д.)

Стимулировать речевую активность ребенка в процессе игр;

Формировать количественные представления (много, мало, пусто, один) и

пространственно-величинные представления (большой-маленький, полный-

пустой и др.)

Формировать

познавательные

способности

ребенка

(«Что

это?»,

«Что

делает?», «»Что с ним делают?»)

Для родителей:

познакомить родителей с содержанием игр и упражнений;

показать влияние дидактических игр и игровых упражнений на речевое и

умственное развитие ребенка,

дать рекомендации по закреплению полученных игровых навыков ребенка

А д р е с а т : ребёнок-инвалид

(НОДА),

4,5

лет,

с

наруш ениям и

психофизического развития.

Продолжительность курса: 40 занятий, 2 раза в неделю по 20 минут.

Форма

работы: индивидуальные

занятия,

включающие

дидактические

игры,

практическую

деятельность,

совместную

творческую

деятельность,

активные формы организации занятий.

Необходимо соблюдение некоторых особенностей в проведении занятий:

оптимальное

разнообразие

видов

деятельности,

использование

игрового

материала.

Условия реализации программы

Занятия

проводятся

в

соответствии

психолого-педагогическим

и

санитарно-гигиеническим

нормам. Оформление

и

оборудование

кабинета

обеспечивает комфортность и многофункциональность.

В зоне индивидуальных занятий:

- комплект мебели (стол-стул),

- оборудование и материалы для игр с природными материалами:

разноцветные пластмассовые ванночки разных размеров, чистый просеянный

песок, совочки, миски, ведра, игрушечные удочки с магнитами, прозрачные

ёмкости с сыпучими материалами (крупы, фасоль, рис, ракушки, камушки и

др.)

- оборудование и материалы для игр с бросовыми материалами, бумагой,

тканью:

бумага разной фактуры и плотности, наборы ткани разной фактуры и цвета,

прозрачные ёмкости для хранения скорлупы орехов.

- оборудование и материалы для игр с бытовыми предметами-орудиями:

кастрюли

трех

размеров,

разноцветные

подносы,

пластмассовая

посуда,

муляжи овощей и фруктов, разноцветные прищепки разной величин.

- оборудование и материалы для игр направленных на сенсорное развитие

детей:

наборы кубиков разного цвета и размера, мячи разного цвета и размера,

гирлянды и бусы, матрешки, вкладыши по типу досок Сегена.

- оборудование и материалы для отбразительных игр:

куклы-голыши, кукольная одежда и постельные принадлежности для кукол,

принадлежности для мытья кукол.

Учитывая быструю утомляемость ребенка, необходимо проводить

частую смену

видов деятельности, переключение ребенка с одной формы

работы на другую через каждые 5 – 7 минут.

На

занятиях

необходимо

сочетать

вербальные

средства

с

яркими

наглядными

дидактическими

материалами.

Родители

присутствуют

на

занятиях и включены в деятельность.

Структура занятий

На индивидуальных занятиях соблюдаются основные педагогические

принципы:

последовательность,

доступность,

постепенное

усложнение

материала, наглядность и др.

Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная.

Вводная

часть включает

в

себя

ритуал

приветствия,

развитие

коммуникативных навыков.

Основная часть. В этой части занятия проводятся дидактические игры и

игровые упражнения с природным материалом, бумагой, тканью, бытовыми

предметами-орудиями,

игры,

напрвленные

на

сенсорное

развитие

и

отобразительные игры.

На

заключительную

часть отводится 1 – 2 минуты, в течение которых

проводится ритуал окончания занятия.

После каждого занятия специалист дает рекомендации родителям.

Результаты реализации программы

К

концу

коррекционно-развивающей

работы

планируется

достичь

следующих результатов:

ребенок будет проявлять интерес к игрушкам, предметам, включаться в

игровую деятельность, получать удовольствие от игры;

научится

выполнять

разнообразные

действия

с

игрушками

и

предметами самостоятельно и совместно с взрослым;

ребенок

научится

выполнять

последовательную

цепочку

игровых

действий: мытьё кукол, одевание и раздевание, сервировка стола и т.д.

использовать

в

быту

навыки,

приобретенные

в

процессе

игр

с

предметами-орудиями.

Система оценки достижений.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме

педагогических

наблюдений,

бесед

с

родителями

и

проведения

их

консультирования.

Содержание программы

Работа по программе будет включать 6 разделов.

1. Игры с природными материалами - 6 часов.

В обучении данным играм используются совместные действия ребенка и

взрослого, действия по подражанию взрослому, действия по образцу.

Игры с водой: «Налей воду в кастрюли», «Пускаем кораблики в глубоком и

мелком озере», «Плавает и тонет», «Игра с уточками», «Игра с корабликами»,

«Плавающие листья и цветы, шишки», «Ловим рыбок», «Наполни водой

большой маленький кувшины».

Игры с песком и цветным тестом: «Насыпь песок в чашки», «Печем

куличи»,

«Лепим

конфеты»,

«Печем

пирожки»,

«Разноцветные

колобки»,

«Следы на песке».

2. Игры с бумагой и тканью - 4 часа.

«Бумажные капельки», «Следы на бумаге», «Шумит и шелестит» (бумага,

фольга), «Разноцветные дорожки» (рваная аппликация), «Мокрая и сухая

тряпочки».

3. Игры с бытовыми предметами-орудиями - 5 часов.

В данных играх используются реальные предметы ближайшего окружения,

которые ребенок постоянно может видеть дома и которые используются в

быту.

Учитель

моделирует

игровые

и

проблемные

ситуации,

в

которых

ребенок

может

проявить

свою

самостоятельность

и

осознать

свои

возможности (достижения), в результате чего у него формируется интерес к

различным видам труда.

«Накроем кастрюли крышками», «Разложим посуду на подносы», «Чашки

и ложки», «Принесем Мишке овощи и фрукты в корзине», «Украсим стол для

деток», «Поднос с чашками», «Пустые и полные кастрюли», «Наливаем чай

в чашки», «Наливаем суп в тарелку».

4. Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка - 8 часов.

При

проведении

данных

игр

внимание

ребенка

обращается

на

функциональные

и

пространственные

свойства

окружающих

предметов

(форму, величину, расположение, цвет). Ребенок учится сравнивать объекты

по указанным признакам, объединять их в группы.

Игры

на

выделение

предметов

из

фона:

«Одинаковые

игрушки»,

«Предметы и картинки», «Собери в корзинки шарики красного (желтого,

синего, зеленого) цвета;

Игры на идентификацию предметов и движений: «Найди пару», «Кто что

делает», «Веселые человечки», «Девочки и мальчики».

Игры на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не

катится», «Цветные шарики», «Закрой коробочки разной формы», «Почтовый

ящик».

Игры на восприятие отношений по величине: «Гаражи и машины»,

«Закрой коробочки разной величины», «Пирамида», «Матрешка»,

Игры на развитие восприятия и воспроизведения пространственных

отношений: « Длинная и короткая дорожка к домику», «Составь гирлянды»

(бусы из форм разной величины, разного размера, но одного цвета).

5. Конструктивные игры - 6 часов.

В данных играх ребенок знакомится со строительными конструктивными

материалами, учится действовать двумя руками, прослеживать их движения

взглядом, получает первые представления о пространственных признаках

объектов.

«Строим башню: кубик на кубик», «Построй дорожку для машин», «Стол и

стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамеечка для

зайки»,

«Спрячь

матрешку

в

домик»,

«Домик

для

собачки»,

«Разные

домики»,

«Машина

в

гараже»,

«Строим

забор

из

больших

и

маленьких

палочек». Игры с прищепками «Составь ёлку, солнце, бабочку».

6. Отобразительные игры (игры с образными игрушками) - 11 часов.

Цель данных игр – сформировать особое отношение к кукле как к ребенку

(игровому заместителю человека), смотреть в глаза, поглаживать по голове и

т.д.

Ребенок

учится

выполнять

игровые

действия

вместе

с

взрослым,

подражая его действиям и по словесной просьбе.

«Познакомимся с Аней», «Кукла Аня отдыхает и играет», «Кукла Аня

ходит, танцует и поет», «Во что одета кукла Аня?», «Катаем кукол в коляске»,

«Моем руки Ане», «Купание куклы Ани», «Угостим Аню чаем», «Комната

для Ани», «Укладываем Аню спать», «У нас в гостях кукла Катя», «Кукла

Катя хочет спать», «Кукла Катя проснулась».

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

1. Игры с природными материалами

1.

«Налей воду в кастрюли», «Пускаем

кораблики

в

глубоком

и

мелком

озере»

Развитие умения действовать вместе с

взрослым,

получать

удовольствие

от

игры

2.

« П л а ва е т

и

то н е т » ,

« И г р а

с

уточками»,

«Игра с корабликами»,

«Плавающие

листья

и

ц в е т ы ,

шишки»

Развитие познавательной функции рук:

координация движений обеих рук со

зрительным прослеживанием (захват,

удерживание, поворачивание и т.п.)

3.

« Н а п о л н и

в о д о й

б о л ь ш о й

маленький кувшины»

Развитие представлений о величине

4.

«Ловим рыбок»

Развитие

орудийных

д е й с т в и й ,

и с п ол ь з о ва н и е

п р ед м е то в

д л я

достижения цели

5.

«Насыпь песок в чашки», «Следы на

песке»

Знакомство с песком и его свойствами,

Развитие умения действовать вместе с

взрослым,

получать

удовольствие

от

игры

6.

«Печем куличи», «Лепим конфеты»

Развитие познавательной функции рук:

координация движений обеих рук со

зрительным прослеживанием (захват,

удерживание, поворачивание и т.п.)

2. Игры с бумагой и тканью

7.

«Бумажные капельки»

Знакомство с бумагой, характерными

особенностями

бумаги

(рвётся,

не

тонет в воде, на ней можно рисовать и

т.п.)

8.

«Следы на бумаге»

Обогащать опыт игровых действий с

бумагой, формировать положительное

эмоциональное отношение, интерес к

играм

9.

«Шумит

и

шелестит»

(бумага,

фольга),

«Разноцветные

дорожки»

(рваная аппликация)

Ф о р м и р о в а н и е

с е н с о р н о -

перцептивных способностей: узнавать

материал

зрительно,

на

ощупь,

по

характерным звукам

10.

«Мокрая и сухая тряпочки»

З н а к о м с т в о

с

х а р а к т е р н ы м и

особенностями

ткани

(её

можно

намочить

и

отжать,

складывать,

сворачивать и т.п.)

3. Игры с бытовыми предметами-орудиями

11.

«Накроем

кастрюли

крышками»,

«Пустые и полные кастрюли»

З н а ко м с т в о

с

н а з н ач е н и е м

и

способами

использования

бытовых

предметов, развитие общей и тонкой

моторики, представлений о количестве

и величине

12.

«Чашки и ложки», «Разложим посуду

на подносы»

Формирование

умения

пользоваться

бытовыми предметами в соответствии

с

игровым

замыслом,

подражая

действиям взрослого, по образцу, по

словесной просьбе

13.

«Принесем Мишке овощи и фрукты в

корзине»

Развитие

операционно-технических

умений

(захватывать,

удерживать,

перемещать и т.п.)

14.

«Наливаем чай в чашки», «Наливаем

суп в тарелку»

Развитие познавательной функции рук:

координация движений обеих рук со

зрительным прослеживанием (захват,

удерживание, поворачивание и т.п.)

15.

«Украсим стол для деток»

Формирование

умения

пользоваться

бытовыми предметами в соответствии

с

игровым

замыслом,

подражая

действиям взрослого, по образцу, по

словесной

просьбе.

Учить

ребенка

радоваться

результатам

игровых

действий

4. Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка

16.

«Одинаковые игрушки», «Предметы

и картинки»

Развитие умения выделять из фона и

узнавать объекты зрительно, на ощупь

17.

«Кто что делает», «Что катится, что

не катится»

Формирование

п о з н а в ат е л ь н ы х

способностей ребенка

18.

«Собери в корзинки шарики красного

(желтого,

синего,

зеленого)

цвета.

«Найди пару»

Развитие

зрительного

восприятия

и

мелкой моторики руки

19.

«Закрой коробочки разной формы»,

«Почтовый ящик»

Развитие зрительного и

тактильно-

кинестетического восприятия,

20.

«Веселые

человечки»,

«Девочки

и

мальчики».

И д е н т и ф и к а ц и я

о б ъ е к т о в ,

формирование действий воображения

21.

«Пирамида», «Матрешка»

Развитие

восприятия

отношений

по

величине

22.

«Длинная

и

короткая

дорожка

к

домику»

Развитие

восприятия

отношений

по

величине

23.

«Составь гирлянды» (бусы из форм

разной

величины,

разного

размера,

но одного цвета).

Р а з в и т и е

п о л о ж и т е л ь н о г о

э м о ц и о н а л ь н о го

о т н о ш е н и я

к

предметам

и

действиям

с

ними,

мелкой

моторики,

з р и т е л ь н о го

восприятия формы и цвета

5. Конструктивные игры

24.

«Строим

башню:

кубик

на

кубик»,

«Построй дорожку для машин»

З н а к о м с т в о

с

р а з н ы м и

конструктивными материалами

25.

«Стол

и

стул

для

мат решки»,

«Скамеечка для зайки»,

Вызывать

у

ребенка

интерес

и

э м о ц и о н а л ь н у ю

р е а к ц и ю

н а

ко н с т ру кт и в н у ю

д е я т е л ь н о с т ь

взрослого

в

процессе

создания

простых конструкций

26.

«Забор

из

кирпичиков

и

кубиков»,

«Строим

забор

из

больших

и

маленьких палочек»

Р а з в и т и е

у м е н и я

в ы п о л н я т ь

последовательную

цепочку

действий,

н а п р а в л е н н ы х

н а

с о з д а н и е

конструкции,

выделять

из

фона,

выбирать

по

образцу

необходимые

элементы,

развитие

во сприятия

величины

27.

«Спрячь

матрешку

в

д ом и к » ,

«Машина в гараже»

Р а з в и т и е

п р о с т р а н с т в е н н ы х

представлений (внутри – снаружи)

28.

«Разные

домики»,

«Домик

для

собачки»

Развитие

умения

действовать

двумя

руками, выполнять последовательную

цепочку

действий,

направленных

на

создание конструкции

29.

Игры с прищепками «Составь ёлку,

солнце, бабочку».

Р а з в и т и е

м е л к о й

м о т о р и к и ,

формирование

необходимых

для

конструирования

умений

(захват

д е т а л е й ,

и х

у д е р ж и в а н и е ,

поворачивание и т.п.)

О

тобразительные игры

30.

«Познакомимся с Аней»

Знакомство

с

куклой,

формирование

отношения к кукле как ребенку

31.

«Во что одета кукла Аня?»

З н а к о м с т в о

с

п р е д м е т а м и ,

необходимыми

для

игры

с

куклой

(одеждой)

32.

«Кукла Аня ходит, танцует и поет»

Учить

выполнять

игровые

действия

вместе

с

взрослым,

подражая

его

действиям и по словесной просьбе

33.

«Кукла Аня отдыхает и играет»

Пробуждать

интерес

к

образным

игрушкам,

желание

играть

с

ними,

учить радоваться встрече с игрушками

34.

«Катаем кукол в коляске»

Стимулирование

первоначального

ассоциирования собственных действий

с действиями взрослого («Я

– мама,

это моя дочка»)

35.

«Моем руки Ане», «Купание куклы

Ани»

Ф ормировать

о п е р а ц и о н а л ь н о -

т е х н и ч е с к у ю

с т о р о н у

и г р ы

( у д е р ж и в а т ь ,

п р и б л и ж а т ь ,

поворачивать куклу)

36.

«Угостим Аню чаем»

Формирование

умения

выполнять

последовательную

цепочку

игровых

действий

37.

«Комната для Ани»

Формирование

умения

располагать

образные

игрушки

в

пространстве

комнаты, на плоскости стола

38.

«Укладываем Аню спать»

Формирование

умения

выполнять

последовательную

цепочку

игровых

действий

39.

«У нас в гостях кукла Катя»

Учить

ребенка

различать

кукол

по

одежде

и

прическе,

Учить

ребенка

соотносить

количество

игрушек

с

игровой ситуацией

40.

«Кукла

Катя

хочет

спать»,

«Кукла

Катя проснулась»

Формирование

умения

выполнять

последовательную

цепочку

игровых

действий

Литература

Баряева

Л.А.,

Гаврилушкина

О.П.,

Н.Д.Соколова.

«Программа

в о с п и т а н и я

и

о бу ч е н и я

д о ш кол ь н и ко в

с

и н т е л л е к т у а л ь н о й

недостаточностью»

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для

воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л.

А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и

воспитание.

Программа

дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего

вида

для

детей

с

нарушением

интеллекта. М.:

Просвещение,

Мишина Г.А. «Формы коррекционно-развивающей работы специалиста-

дефектолога

с

семьей,

воспитывающей

ребенка

раннего

возраста

с

нарушением психофизического развития»

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1983.

«Коррекционно-развивающее

обучение

и

воспитание»

под

ред.

Е.А.

Екжановой

Комплекс наглядно-дидактических материалов для

индивидуальных

з а н я т и й . Составители

Л.Н.

Павлова,

И.В.

Маврина,

Л.А.Малышева

«Издательство ГНОМ и Д»

Широкова

Г.А.

Сенсомоторное

развитие

детей

раннего

возраста.

Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А.Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-

256 е.- (Школа развития).



В раздел образования