Напоминание

Как помочь птицам зимой


Автор: Щепеткова Татьяна Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6
Населённый пункт: городского округа Кохма Ивановской области
Наименование материала: Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе
Тема: Как помочь птицам зимой
Раздел: начальное образование





Назад




План – конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Тема урока: «Как зимой помочь птицам?»

УМК « Школа России»

Оборудование:

- электронная презентация «Покормите птиц зимой»

- раздаточный материал: картинки с птицами

-раздаточный материал: карточки с рисунками (корм для птиц)

- раздаточный материал: рисунки Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи;

- набор снежинок(голубые и белые)

- образец кормушки

Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер с колонками для

прослушивания, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран .

Место урока в образовательном процессе

Урок по теме «Как зимой помочь птицам?» проводится для учащихся 1 класса,

обучающихся по УМК «Школа России» автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир.

1класс. Часть 1. –М.: Просвещение, 2011г.

Данный урок окружающего мира включён в раздел «Как, откуда и куда?»

Подготовка к уроку

Класс разбит на 5 групп по 6 человек.

Технологическая карта изучения темы

Тема:

Как зимой помочь птицам?

Тип урока:

комбинированный

Цель урока:

познакомить с зимующими птицами, с

устройством кормушек и правильным

подбором кормов.

Прогнозируемые результаты:

ученики научатся распознавать зимующих

птиц, подбирать корм для птиц и

изготавливать кормушки.

Предметные результаты:

Рассказывать о своих наблюдениях;

расширить знания о птицах, зимующих в

наших краях; различать зимующих птиц по

рисункам и в природе;познакомить с

1

устройством кормушек и видами корма;

понимать учебную задачу урока и

стремиться её выполнять; работать в паре,

используя представленную информацию

для получения новых знаний.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: формировать действия

самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные: организовать систему

по формированию коллективных и

индивидуальных действий учащихся, учить

преобразовывать практическую задачу в

познавательную, в сотрудничестве с

учителем ставить новые учебные задачи;

самостоятельно выделять и формировать

познавательную цель ,аргументировать

свою позицию и координировать в

сотрудничестве позиции других людей,

отличные от собственной; проявлять

любовь к животным, воспитывать чувство

ответственности.

Познавательные: развивать память,

логическое мышление и речь на языке

предмета, развивать познавательный

интерес, умение переносить новые знания в

умения.

Личностные результаты:

повышать уровень мотивации учебной

деятельности; формирование целостного,

социально ориентированного взгляда на

мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, уважительного

отношения к иному мнению; готовность

слушать собеседника и вести диалог,

признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого

иметь свою, излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и

оценку событий.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Русский язык (развитие речи)

Фронтальная, индивидуальная,

групповая.

1 этап: Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в

учебную деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много

Ученики настраиваются на

2

нового и интересного, будите работать дружно в группах

и уважать мнение друг друга. На нашем уроке, как

обычно, присутствуют Муравьишка Вопросик и Мудрая

Черепаха. (Учитель прикрепляет к доске рисунки

Муравьишки и Черепахи). Муравьишка Вопросик будет

вам задавать вопросы, а Мудрая Черепаха будет помогать

делать выводы.

работу.

II этап. Актуализация знаний

(беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к поставленной целеурока)

Учитель: Муравьишка Вопросик интересуется, как вы

запомнили темы прошлых уроков, хочет задать вам

несколько вопросов.(Вопросы достаются из конверта)

-Что необходимо растениям для жизни?

-Что необходимо животным для жизни?

Загадка

-Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…

-Вспомните, кого называют птицами?

Растениям необходимы для

жизни: вода, воздух, свет и

тепло.

Животным необходимы для

жизни пища, воздух, вода,

тепло и свет.

-Птица

Птицы – это животные, тело

которых покрыто перьями.

.

III этап. Самоопределение к деятельности

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока

-Какое сейчас время года?

-Как вы думаете, легко ли приходится птицам зимой?

М.В.- предлагает вам послушать стихотворение С.

Есенина «Поёт зима аукает».

(Молчанов Л.)

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

3

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

-Как вы думаете о чём это стихотворение?

Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Прочитайте тему урока.

Слайд 1 (Тема урока

)

-Какие мы поставим цели перед собой?

-Чему мы должны научиться на уроке?

Слайд 2 (Цели урока)

-Урок будет о жизни птиц

зимой и о том, как и чем их

кормить.

-Как помочь птицам зимой?

-познакомиться с зимующими

птицами, с устройством

кормушек и правильным

подбором кормов.

4

- В какое время года в нашей местности больше птиц летом

или зимой?

-А почему?

- Как называют этих птиц?

Кто может назвать некоторых из них?

-Как называют птиц, которые остаются у нас?

-А кто может назвать их?

- Летом

- Многие птицы на зиму

улетают в тёплые края. -

Перелётные

- Скворцы, ласточки, кукушки,

утки , цапли, грачи.

- Зимующие

- Снегирь, синица, поползень,

-Воробей, клёст, свиристель.

IV.Знакомство с новым материалом

- Кто же они герои нашего урока?

-

Давайте

познакомимся с некоторыми зимующими

птицами.

-МуравьишкаВопросик подготовил нам загадки вопросы,

а мы постараемся наити на них ответы. .

Слайд 3 (Дятел) -

К то в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

Туманова Поля

У дятла красивое пестрое оперение: верх тела – черный,

на голове и шее белые пятна, на крыльях белые полосы.

Клюв прочный и острый. Пальцы на ногах имеют острые

когти и расположены не так, как у других птиц. Два

пальца направлены вперед, а два – назад. Это помогает

ему прочно держаться за кору деревьев.

5

Слайд 4 (Воробей) - звукозапись

.Он щебечет: «Чик-чирик!»

Серый, ростом невелик.

Скачет, скачет по дорожке,

Ищет зернышки и крошки.

Кутилова Ксюша

Это

маленькая

серенькая

птичка,

с

короткой

шеей.

Воробьи

главные

защитники

парков

и

садов.

Свое

потомство

они

выкармливают

насекомыми

и

их

личинками,

принося

большую

пользу

человеку.

В

холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к

другу, нахохлившись.

Учитель.

Есть такое предположение, что воробей - сложилось из

двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские

крестьяне, у которых

на огородах, в полях

воробьи

обклевывали

спелые

семена подсолнечника, почки

фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.

Слайд 5 (Синица)- звукозапись

Синяя косынка,

Темненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать ее...

Шашунов Егор

Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. У

нее

черная

шапочка,

желтая

грудка,

зеленая

спинка

и

острый черный клюв. Летом она питается насекомыми,

уничтожая большое количество вредителей леса и сада.

Зимой синицы перелетают ближе к жилью человека.

Слайд 6( Снегирь)

Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют:Не

боится он простуды-С первым снегом тут как тут!

Овсянников Егор

Снегирь частый гость зимой в наших лесах. У этой птицы

верх головы, крылья, хвост – черные: спина голубовато-

серая,

а

брюшко

красное.

Клюв

короткий,

толстый,

6

черного

цвета. Появление

снегиря

всегда

связано

с

первым снегом, отсюда и название этой птицы.

Учитель.Его

щеки

служат

кладовой.

Словно

в

продовольственную сумку, снегирь складывает за щеку

запасы

пищи:

кашу

из

зерен

и

насекомых.

Так

ему

приходиться реже вылетать из гнезда на поиски пищи.

Слайд 7 (Свиристель) – по описанию

Сучков Мартин

Эта птичка – очень красивая птица, с густым, пушистым

оперением,

большим

хохолком

на

голове,

коротким

широким

клювом.

Его

короткий

хвост

украшен

ярко-

желтой полосой, концы длинных крыльев ярко-красные.

Учитель: В древние времена в русском языке

существовало слово «свирест» со значением «свист, визг»

.

Слайд 8 (Поползень)

Учитель. Бегает по дереву вниз головой, вверх и вниз.

Своё имя получил от слова «ползать»

Шорохова Яна

Эта –птица –акробат, размером с воробья, у него плотное

коренастое

тело,

заостренный

клюв,

крупная

голова.

Сильные ноги и цепкие когти позволяют ему лазать вверх

и вниз головой.

Слайд 9(Клест)

Я бы мог еще так много

Про лесных сказать певцов.

Как средь стужи и морозов

Вывел он своих птенцов.

Пипкина Женя

Клест - это небольшая птичка красного цвета, с цепкими

лапками

и

крестообразным

клювом.

Основная

пища

клеста - семена хвойных растений, кроме семян поедают

сорняки

и

семена

подсолнуха.

Зимой

вьют

гнезда,

высиживают птенцов.

Слайд 10 (Сорока)

Ерёмчев Никита

А эту птицу считают очень болтливой. У неё есть прозвище

7

белобока.

(Дети отгадывают название птицы)

Белобока, потому что по бокам перышки у сороки совсем

белые. Голова и крылья

- черные. Хвост тоже черный,

длинный

и

прямой

как

стрела.

Птица

ловкая,

умная,

осторожная. Близко заметив человека, сразу поднимает

шум.

Физкультминутка

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зёрнышки клюют.

Пёрышкипочистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели,

И на место сели

Работа по учебнику (стр.75)

-Почему осенью в садах люди оставляют часть ягод на

кустарниках и деревьях?

- Для кого?

-Для каких птиц?

-На этот вопрос мы ответим, когда посмотрим в учебник.

Кто прочитает, что за птички изображенына рисунке?

Как вы думаете, почему эти птицы получили такое

название?

-Можно ли назвать деревья природной кормушкой или

столовой для птиц?

-Чем рябина является для них?

-Какие ещё природные столовые вам известны?

Слайд 11-12(природные кормушки)

-А как вы думаете, мы с вами можем помочь птичкам

пережить холода?

- А как?

Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к

жизни в суровых условиях. И всё же птицы нередко

голодают. Особенно трудно им во время метели,

снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают

две.

- Ребята, Муравьишка что то прячет у себя за спиной.

-Вот какую кормушку смастерил Муравьишка Вопросик.

-Для птиц

Учебник стр. 75

-Это дрозды - рябинники

-Природной столовой

-Боярышник, бузина, барбарис.

- С д е л а т ь

к о р м у ш к и

и

подкармливать птиц.

Стр 75-учебник

-Кормушки надо развешивать в

местах, доступных для птиц и

удобных

для

того,

чтобы

своевременно

подсыпать

в

кормушку корм.

8

(Учитель показывает кормушку)

- Из чего она сделана?

-Можно ли сделать самим?

Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для

птиц.

Слайд 13 (кормушки)

-

Кормушки

можно

сделать

самые

разнообразные:

из

баночек, коробочек и т.д.

Кормушка должна быть удобной, прочной, Должны быть

бортики, крыша, и т.д.

– Агде надо развешивать кормушки?

-Поднимите руку, кто тоже хочет помочь птицам

Дома составить проект кормушки и с родителями

смастерить её. Ваши кормушки мы повесим в школьном

саду, будем подкармливать птиц и наблюдать за ними.

-Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо

кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать?

-Какой кормподходит для птиц?

Слайд 13 (Корм)

Учитель показывает корм и объясняет, для каких птиц он

подходит.

Семена подсолнечника – лучший кормдля снегирей,

синиц, поползней, воробьёв.

Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели.

Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней,

дятлов.

Веники из крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у

кормушек или подвесить рядом сними. На этот корм

слетятся чечётки, снегири, чижи, синицы.

Семена клёна , ясеня, липы охотно поедают снегири.

Ягоды рябины, бузины, черёмухи, очень любят снегири и

свиристели.

А уж на сухие крошки белого хлеба всегда найдутся

-Приготовить корм и не

забывать класть его в

кормушку.

-Корм должен быть только

полезный для птиц: семечки,

семена трав, кусочки

несолёного сала

-Голод.

- Корм должен быть

разнообразным.

- Птички на кормушку

прилетают разные.

9

любители.

-Синички любят сало (несолёное )

- А что страшней для птиц голод или холод?

-Не страшна зима птицам, если есть корм.

- А как вы думаете, корм в кормушке должен быть

разнообразным или нет?

-Почему?

Правила кормления птиц

1.Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду:

не оставляйте там бумажные и полиэтиленовые пакеты,

газеты, жестяные банки и коробочки.

2.Корма в кормушках должно быть немного и только

нужного птицам.

3.Кормите птиц регулярно

Птицы – верные наши помощники, защитники наших

лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых.

Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить

нашу Землю без птиц!

Слайд №15

Федосеева Вероника

Прикормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К нам слетались , как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлась

10

Нам встречать весну

Vэтап. Первичное закрепление

(Групповая работа)

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

1 задание в группах

Муравьишка Вопросик и мудрая Черепаха приготовили

вам задания.

-Прежде чем работать дальше, давайте вспомним правила

поведения в группе.

Та команда, которая выполнит задание, поднимет флажок.

- Сейчас каждая группа получит набор карточек с птиц

амии.

Задание: определите тех, которые могут прилететь к

нашей кормушке зимой.На это задание вам даётся 2

минуты. Если группа готова – поднимите флажок.

Проверка.(Один ученик от группы выходит к доске и

прикрепляет птиц к кормушке.)

2-ая часть задания

Каждой команде задаётся вопрос.

Учитель показывает на любую птицу и спрашивает

- Как зовут эту птицу?

Когда дети ответили на вопрос учителя, прикрепляется

карточка с названием этой птицы.

- Какой отличительный признак есть у каждой птицы?

- Выслушивать и уважать

мнение товарища; работать

дружно, сообща; уметь

распределять задания в группе;

вежливо обращаться друг к

другу, а также вежливо делать

замечания; при необходимости

оказать помощь друг другу.

Группы самостоятельно

выполняют задание и

сигнализируют поднятыми

флажками.

Группы самостоятельно

выполняют задание и

сигнализируют поднятыми

флажками.

Дятел – длинный клюв.

Синица имеет желтую грудку.

Поползень- птица акробат,

лазает по деревьям.

Воробей – маленькая серенькая

птичка.

Сорока – белые бока.

Клёст - клюв крестиком.

Снегирь - красную грудку.

11

2 задание в группахДля выполнения следующего задания

учитель выдаёт каждой группе карточки с нарисованным

кормом. Выберите тот

корм, который можно положить в кормушку.

Проверка.

(Выбранный корм прикрепляется к кормушке)

- А что страшней для птиц голод или холод?

Не страшна зима птицам, если есть корм.

(Федосеева Вероника)

Стихотворение «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К нам слетались , как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлась

Нам встречать весну

Корм – это зимой главное!

Когда он есть, и мороз не так

страшен.

VI Рефлексия

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и

активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и

оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной

мотивации на учебную деятельность.

Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили в

начале урока?

(Вернуться к слайду №2)

-Вы научились различать птиц?

Цели: научиться различать

зимующих птиц в наших краях;

подбирать корм для птиц.

12

Мы теперь знаем чем их кормить?

- Оценить вам свою работу на уроке помогут снежинки.

- Кто считает, что хорошо поработал и усвоил новый

материал то поднимет белую снежинку, а кто считает , что

ему надо еще поработать над этой темой поднимет синюю

снежинку.

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много

нового и интересного, работали дружно в группах.

-Спасибо за урок!

13



В раздел образования