Автор: Шихотарова Марина Алексеевна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО "Школа искусств"
Населённый пункт: г.Котово Волгоградской области
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Специфика коллективно–творческой деятельности в фольклорном ансамбле по развитию коллективных качеств личности у детей младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование
Специфика
коллективно-творческой
деятельности
в
фольклорном ансамбле по развитию коллективных качеств личности у
детей младшего школьного возраста
Чтобы рассмотреть специфику коллективно-творческой деятельности в
фольклорном ансамбле по развитию коллективных качеств личности у детей
младшего
школьного
возраста,
мы
обратимся
к
определению
слова
«фольклор».
Русский
народ
создал
огромную
изустную
литературу:
мудрые
пословицы
и
хитрые
загадки,
весёлые
и
печальные
обрядовые
песни,
торжественные былины, говорившиеся нараспев под звон струн о славных
подвигах богатырей - защитников земли народа, героические, волшебные,
бытовые сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом
народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и
укрепляла
его
нравственный
облик,
была
его
исторической
памятью,
праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю
его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его
трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Фольклор являлся не столько искусством, сколько неотъемлемой частью
жизни народа.
Термин «фольклор» в переводе с англ. folk-lore - означает «народная
мудрость», который в научный оборот впервые ввел английский ученый и
археолог Вильям Томс в 1846 году.
Фольклор
возник
в
глубокой
древности
как
массовое
коллективное
творчество.
Ранние
формы
фольклора
отличались
тем,
что
в
них
господствовала
коллективность
сложения
и
исполнения
произведений.
Творческая личность в то время еще мало выделялась из коллектива. Позже
все большую роль начинают играть отдельные талантливые певцы, которые
во всем творчестве выражали представления и взгляды рода или племени, а
затем и народа.
Одной из важнейших специфических черт устного народного творчества
является
коллективность.
Это
черта
коллективного
сознания,
которая
выражается в существовании единой для всех системы ценностей и правил,
хранящейся в коллективной, а не в индивидуальной памяти.
Даже в ранних формах фольклора, и естественно, еще более – в поздних,
индивидуальное
творчество
органически
соединялось
с
коллективным
и
развивалось на его основе. Коллективность в фольклоре проявляется и во
внешних формах творчества, и во внутренней его сущности, и в процессе
создания произведений, и в их исполнении. Она выражается в том, что
создатели
и
исполнители
произведений
опираются
на
общефольклорный
опыт и традицию и вместе с тем вносят в произведение новые черты и
детали, приспосабливая его сюжет, образы и стиль к конкретным условиям
исполнения.
Каждое
произведение
не
только
выражает
мысли
и
чувства
определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Однако
коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные
личности
не
играли
никакой
роли.
Талантливые
мастера
не
только
совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым
условиям,
но
иногда
и
создавали
песни,
частушки,
сказки,
которые
в
соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже
без имени автора.
С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии,
связанные
с
созданием
и
исполнением
поэтических,
и
музыкальных
произведений
(древнегреческие
рапсоды,
русские
гусляры,
украинские
кобзари, киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье
и пр.).
В русском фольклоре в 18–19 вв. не было развитой профессионализации
певцов.
Сказочники,
певцы,
сказители
оставались
кре стьянами,
ремесленниками.
Некоторые
жанры
народного
поэтического
творчества
имели массовое распространение. Исполнение других требовало известной
выучки, особого музыкального или актерского дара.
Коллективность
по-разному
проявлялась
в
различные
исторические
эпохи.
При
общинно
-
родовом
строе
произведения
создавались
и
исполнялись
целыми
коллективами.
В
эпоху
феодализма
и
капитализма
фольклорные произведения создавались наиболее талантливыми людьми из
народа, владевшими искусством слова. Но их творческая работа была связана
со всем народным коллективом, предназначалась для всего народа. Если
автор создает произведение, эстетически или морально чуждое народу, оно не
станет фольклорным. Только то, что близко и понятно народу, начинает
передаваться из уст в уста, от поколения в поколение, переделываясь и
шлифуясь, становится коллективным достоянием.
Коллективность – это не простое соавторство, а особый длительный
процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок.
Наиболее ярко коллективность проявляется в постоянном процессе отбора и
шлифовке произведений народной поэзии: из многих произведений народ
выбирает
и
сохраняет
лучшее,
сходное
с
его
мыслями
и
эстетическими
взглядами.
Фольклор представляет собой коллективное творчество. Однако
это не значит, что в нем никакого значения не имеет индивидуальное начало.
В
определенных
жанрах
и
в
известные
исторические
периоды
индивидуальное начало проявляет себя довольно заметно, но оно находится в
своеобразных
связях
с
коллективным
началом.
Фольклору
присуще
органичное
соединение
коллективного
и
индивидуального,
при
этом
коллективность
не
мешает
проявлению
индивидуальных
способностей
сочинителей и исполнителей.
С
коллективностью
народного
творчества
органично
связана
устная
форма
существования
фольклора.
Это
одна
из
главных
сущностных
характеристик
музыкального
фольклора.
Она
определяет
многие
его
особенности.
Произведения
музыкального
фольклора
хранятся
в
памяти
людей
–
носителей
народной
музыкальной
культуры.
Эти
образцы
не
фиксировались в письменном виде, а передавались «из уст в уста».
Фольклор
появился
раньше,
чем
письменность
и
первоначально
существовал
только
в
устной
передаче.
Устная
форма
существования
народной
поэзии
ведет
к
появлению
вариантов
одного
и
того
же
фольклорного произведения. Это еще одна специфическая черта фольклора –
вариативность.
Произведения
народного
творчества
предполагают
множественность
своих
воплощений,
что
обусловлено
свойствами
человеческой
памяти.
Правильное
исполнение
означает
следование
определённым
правилам.
А
правила
позволяют
проявлять
исполнителю
свою
творче скую
индивидуальность.
Другой
отличительной
чертой
фольклора
является
его
анонимность,
когда автора установить невозможно. Автором является весь народ. Даже в
том
случае,
когда
стихотворение
какого-либо
поэта
обретает
мелодию
и
переходит
в
народный
репертуар,
оно
начинает
жить
по
фольклорным
законам:
переделывается,
изменяется,
отличается
от
первоисточника,
«теряет» автора.
Традиционность
фольклора
–
это
издавна
привычные,
исторически
сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды,
идеи, художественные средства и способы изображения мира. Традиции в
фольклоре
имеют
гораздо
большее
значение,
чем
в
литературе.
Традиционность выражается здесь в относительной устойчивости словесного
текста,
напева,
манеры
исполнения.
В
фольклоре
в
течение
веков
сохраняются одни и те же сюжеты, образы, художественные приемы.
Фольклорные произведения отличаются от художественной литературы
особенностями
художественной
формы.
К
этим
особенностям
относится,
прежде всего, традиционная поэтика, выработанная народом на протяжении
столетий. Традиционная народная символика, постоянные эпитеты, метафоры
придают народному творчеству специфический колорит.
Фольклор
отличается
от
письменной
литературы
и
особенностями
типизации.
В
литературе
характерно
создание
типичных
характеров
в
типичной обстановке. Типичный характер, отражая основные черты своего
социального окружения и своей эпохи, проявляется через индивидуальные
качества
героя,
через
индивидуальный
и
неповторимый
облик.
Образы
устного народного творчества не имеют такой индивидуализации.
Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи,
культура. Так, былины, частушки присущи только русскому фольклору, думы
–
украинскому
и
т.д.
Некоторые
жанры
(не
только
исторические
песни)
отражают историю данного народа. Различен состав и форма обрядовых
песен.
Они
могут
быть
приурочены
к
периодам
земледельческого,
скотоводческого,
охотничьего
или
рыболовецкого
календаря,
вступать
в
разнообразные
отношения
с
обрядами
христианской,
мусульманской,
буддийской и других религий. Например, баллада у шотландцев приобрела
четкие жанровые отличия, в то время как у русских она близка к лирической
или
исторической
песне.
У
некоторых
народов
(например,
сербов)
распространены стихотворные обрядовые причитания, у других (в том числе
украинцев)
–
они
существовали
в
виде
несложных
прозаических
восклицаний. У каждого народа свой арсенал метафор, эпитетов, сравнений.
Так,
русской
пословице
«Молчание
–
золото»
соответствует
японская
«молчание – цветы».
Художественное
и
историческое
значение
фольклора
было
глубоко
раскрыто
А.М.
Горьким,
высказывания
которого
имеют
руководящее
значение в разработке основных проблем фольклористики, в обращении к
писателям,
он
говорил,
что
"...
начало
искусства
слова
-
в
фольклоре.
Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Он очень много
дает материала и вам, и нам, поэтам и прозаикам Союза. Чем лучше мы будем
знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое
значение творимого нами настоящего".
А.М. Горький подчеркивает в фольклоре его трудовое и коллективное
начало,
материалистическую
и
реалистическую
его
основу,
его
художественную мощь. Выделяя специфические черты, присущие устной
народной
поэзии,
A.М.
Горький
в
то
же
время
не
противопоставляет
фольклору письменную художественную литературу как обособленные друг
от
друга
явления.
В
народном
творчестве
он
видит
ту
глубокую
и
плодотворную почву, на которую опирались, в сущности, все величайшие
произведения литературы.
По мнению Л.Н. Толстого, суть фольклора заключается в следующем:
"Фольклор - это народное творчество, очень нужное и важное для изучения
народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения,
передающие
основные
важнейшие
представления
народа
о
главных
жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На
этих произведениях должны воспитываться дети. Изучение фольклора может
дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе".
Фольклор является главным источником знаний не только о принципах
воспитания,
сложившихся
в
культуре
народа,
но
и
о
его
нравственных
основах. Образно - символическая природа художественного творчества, его
воздействие
на
эмоционально
-
чувственную
сферу
личности
делает
его
эффективным
средством
формирования
национального
самосознания,
воспитывает
уважительное
отношение
к
прошлому
своего
народа,
способствует
усвоению
морально
-
нравственных
норм
и
ценностей
в
обществе.
Народнопоэтиче ское
творче ство
отличается
с в о е о б р а з н о й
художественной системой изобразительных средств и жанров. Исходя из
нашей темы, мы затронем жанры детского фольклора.
Жанры детского фольклора многообразны, как разнообразно их влияние
на развитие детей.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное
мнение
народа.
В
ней
заключена
народная
оценка
жизни,
наблюдения
народного ума. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с
древнейших
времен
выступали
как
педагогическое
средство.
Многие
пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к
самосовершенствованию.
Загадки
призваны
развивать
мышление
детей,
приучать
их
анализировать
предметы
и
явления
из
различных
областей
окружающей
действительности.
Загадки
способствуют
развитию
памяти
ребёнка,
его
образному мышлению, быстроте умственных реакций. С помощью загадки
формируются
основы
творческой
активности,
ре шит е льно с т и,
инициативности, смелости.
Народные
песни
впитали
в
себя
высшие
национальные
ценности,
ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение
песен – эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и
других
сторон
формирования
личности,
т.е.
являются
комплексным
средством
воздействия
на
личность,
например,
песенки
–
«потешки»
–
наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.
Дразнилки учат социальному общению, исполняют роль своеобразного
определителя, позволяющего понять, насколько ребёнок вхож в коллектив,
умеет в нём ужиться и понимает законы его существования.
Наиболее
характерные
особенности
сказок
–
народность,
оптимизм,
увлекательность
сюжета,
образность
и
забавность.
Сказки
призваны
развивать доброту, сопереживание.
Игра
в
жизни
ребенка
занимает
исключительное
положение.
Она
начинается в ранний колыбельный период и является вначале выражением
чисто
физиологических
потребностей
и
побуждений.
Со
временем
становится
главным
занятием
ребенка,
приобретает
социальные
черты
и
представляет собой «горячую, неустанную, но вместе с тем и веселую работу,
с помощью которой энергично развиваются дух и тело ребенка, насаждаются
в нем знание и опыт и закладываются первые основы для его будущей
деятельности в жизни».
Игры требовали дисциплинированности и единства
действий всех участников.
В контексте нашей работы мы рассмотрим специфику коллективно –
творческой
деятельности
в
фольклорном
ансамбле
по
развитию
коллективных качеств личности у детей младшего школьного возраста.
Фольклорный ансамбль – синтезированное искусство, включающее в
себя
песню,
танец,
хоровод,
народную
игру,
инструментальную
музыку,
пантомиму, декламацию, направлено на развитие творчества, музыкальных
способностей, образовательного уровня детей.
Фольклорный ансамбль - своего рода творческое сотрудничество многих
личностей. Многие жанры музыкального фольклора воплощаются только в
ансамблевом пении, а сольное исполнение считается «неполноценным».
Фольклорный
ансамбль
имеет
коллективный
характер
выражения,
отражающего мышление, мировосприятие и психологию всего коллектива.
Совершенно
очевидно,
что
современные
дети
несколько
далеки
от
традиционной народной культуры. Поэтому основа коллективно – творческой
деятельности в фольклорном ансамбле заключается в том, чтобы приобщить
юное поколение к народным традициям, а затем вместе с детьми изучить и
осмыслить
некоторые
наиболее
ценные
и
важные
моменты,
касающиеся
традиционной русской народной культуры.
Приобщение детей к ценностям народной культуры в доступных для них
формах и в целостной системе учебного процесса позволяет создать яркие
образы, воспитать вкус, интерес к жизни и искусству предков. У детей
формируется национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви
и
уважения
к
культуре
родного
края.
Именно
в
народной
песне
нашла
наиболее четкое и красочное выражение система художественного мышления
русского
народа,
даны
наиболее
полные
и
разнообразные
зарисовки
народного быта и мировоззрения, в обобщенных положительных образах
воплощен нравственный идеал.
Занятиям ансамблем следует уделять особое внимание с первого года
обучения. Педагоги – фольклористы ещё со времени становления народной
педагогики пришли к выводу, что на уроке с первых шагов обучения полезно
включать в занятия с учеником совместную деятельность. Педагог обогащает
простейшие
песни
ученика,
стимулирует
интерес
к
занятиям.
Для
этого
существует богатый репертуар для начинающих исполнителей.
Участие в ансамбле повышает у детей общую дисциплинированность,
формирует ответственность перед окружающими за порученное дело.
Участник
анс амбля,
знакомясь
с
новыми
м у з ы ка л ь н ы м и
произведениями,
обогащает
свой
кругозор,
музыкальное
восприятие,
оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая
таким образом свое общее развитие, способность анализировать и находить
нужное
решение.
Ансамблевая
форма
музицирования
играет
важную,
существенную
роль
в
процессе
музыкального
образования,
воспитания,
развивая различные стороны личности детей.
Общие
цели
-
один
из
важнейших
стимулов
активизации
художественной жизни ансамбля. На простейшем материале можно работать
и с группой учеников.
В первые годы обучения на уроках
возможен не только
групповой метод работы, а также мелкогрупповые формы, при которых время
урока
целиком
используется
на
занятия
с
двумя-тремя
учениками
одновременно.
Это
даёт
педагогу
возможность
работать
эффективнее
и
больше
внимания
уделять
развитию
творческой
активности,
самостоятельности, целеустремлённости и т.д.
Детский
коллектив,
а
в
данном
случае
фольклорный
ансамбль,
рассматривается
нами
как
возможность
развития
коллективных
качеств
личности.
Детский фольклорный ансамбль – это творческое объединение детей, где
каждый учится не только петь, плясать, но и трудиться. Труд – основа жизни.
Совершенно
однозначно,
что
общественное
мнение
крестьян
высоко
оценивало
трудолюбие
как
важнейшее
качество
человека,
которое
с
малолетства
воспитывалось
в
крестьянской
семье.
Трудовое
воспитание
органично входило в семейную жизнь и хозяйственную деятельность семьи.
Дети постоянно наблюдали за занятиями старших и охотно подражали им.
В
народной
педагогике
складывались
и
свои
приемы
воспитания:
приучали
к
работе
с
определенного
возраста,
рассказывали
о
старших,
опытных работниках, поощряли и хвалили, осуждали лень, неумелое или
недобросовестное
отношение
к
труду.
Требуя
от
каждого
человека
определенных личных деловых качеств, общественное мнение возвышало
тех людей, которые приносили пользу не только себе, но и другим.
Воспитание
трудолюбия
является
важнейшей
особенностью
коллективно – творческой деятельности, которая используется в работе с
детским фольклорным коллективом. Дети учатся не только хорошо петь,
умело
танцевать,
быть
органичными
и
артистичными
на
сцене,
но
и
плодотворно и качественно трудиться во время урока, проявляя упорство и
настойчивость.
Во
время
подготовки
концертных
номеров
дети
самостоятельно одевают свои костюмы, девочки заплетают косы, повязывают
ленты, старшие заботятся о младших.
Не секрет, что многие дети любят выступать, но не все имеют желание
готовиться, репетировать, оттачивать детали, многократно повторяя одно и то
же. Во время занятий необходимо создать обстановку коллективного труда,
где каждый ребенок может проявить сообразительность и ловкость, сноровку
и виртуозность в отдельных приемах и выявить определенные результаты
деятельности каждого, что существенно для репутации ребенка в ансамбле. У
каждого участника фольклорного ансамбля есть свой концертный костюм.
Поэтому очень важная задача – это научить маленьких артистов грамотно
обращаться с народной одеждой: уметь одевать, носить, приводить в порядок
после выступления.
Возвращаясь
к
традициям
наших
бабушек
и
дедушек,
совершенно
однозначно
можно
выделить
следующую
особенность
коллективно
–
творческой
деятельности
фольклорного
ансамбля
–
во спитание
взаимопомощи. В народной культуре община всегда готова была помочь
нуждающимся при особенно неблагоприятных обстоятельствах – при пожаре,
болезни, падеже лошади, вдовам, сиротам. Такая помощь была совершенно
безвозмездной,
т.е.
без
непременного
угощения,
и
по
этическим
нормам
самой обязательной.
Вопрос
об
участии
в
помощи
без
исключительных
причин
и
обстоятельств
–
для
решения
срочных
хозяйственных
задач
каждый
крестьянин решал для себя и своей семьи сам. Но при этом, как правило,
руководствовался
тоже
сложившимися
нормами
поведения
–
считалось
большой
честью
помочь
человеку.
Исходя
из
этого,
в
коллективно
–
творческой деятельности фольклорного ансамбля необходимо научить детей
помогать друг другу в любых ситуациях.
Народная
одежда
достаточно
многослойна,
поэтому
любая
девочка
может оказать помощь своей соседке и завязать фартук, расправить ленты на
косе, донести костюм до класса. Если в коллектив приходит новый ребенок,
более
опытные
участники
должны
помочь
вместе
с
педагогом
освоить
прежний репертуар. И даже поставить стул для занятий не только себе, но и
своему соседу – это тоже взаимопомощь, забота о ближнем.
Воспитание
взаимопомощи
и
трудолюбия
является
очень
важным
фактором успешной деятельности детского фольклорного ансамбля, потому
что:
правильно организует всех участников коллектива,
выявляет индивидуальные творческие способности каждого,
позволяет любому ребенку почувствовать себя нужным и успешным.
Чувство удовлетворения от сознания собственной полезности порождает
желание
добиться
еще
больших
успехов
в
овладении
исполнительским
мастерством,
формирует
потребность
трудиться,
настойчиво
и
целеустремленно добиваться успехов в учебе, преодолевать трудности, что
с вя за но
с
формирова ние м
и
проя вле ние м
воле вого
н ач а л а ,
самостоятельности, творческой активности.
Когда родители приводят детей в фольклорный ансамбль, то мало кто из
них представляет, какие перспективы открывает перед каждым ребенком
приобщение к традиционной народной песенной культуре. В данном случае
открываются широкие возможности для проявления и развития творческой
индивидуальности
каждого
ребенка.
Поэтому
определим
следующую
особенность
специфики
коллективно
–
творческой
деятельности
в
фольклорном ансамбле, способствующую успеху всего коллектива – развитие
творческой
индивидуальности.
А
выявить
творческую
индивидуальность
можно
в
результате
получения
опыта
творческой
деятельности,
который
призван обеспечить готовность каждого ребенка к самостоятельному поиску
решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности,
формированию творческого мышления.
Обратимся
к
истории
народных
традиций.
Опыт
творческой
деятельности
каждый
ребёнок
получал
в
семье,
общине,
где
традиции
способствовали массовости, широте распространения песенного творчества,
художественного
мастерства.
Это
создавало
благоприятную
среду
для
т во рч е с ко го
р а с к р ы т и я
ка жд о го
р е б ё н ка
и
н а и б ол е е
я р к и х
индивидуальностей.
Взрослые
никогда
не
прогоняли
детей
и
позволяли
участвовать в праздниках, где пели, плясали, показывая мастерство, удаль,
сноровку. Обучение, преемственность в исполнении от мастеров в своей
семье, деревне, соседнем селении происходило постоянно и повсеместно, во
всех жанрах устного и музыкального творчества. Петь умели почти все, и это
помогало
выявить
творческую
индивидуальность
каждого,
а
также
одаренных
людей,
которые
в
свою
очередь,
укрепляли
и
обогащали
традицию. Через них она и передавалась в значительной мере.
Сегодняшние дети, к огромному сожалению, получают очень маленький
опыт именно творческой деятельности в своей семье. И задача педагога дать
детям такую возможность. На наш взгляд, детский фольклорный ансамбль
позволяет каждому участнику проявить все свои лучшие качества, выявить
индивидуальные
творческие
способности,
связанные
с
концертной
деятельностью
коллектива.
Именно
в
моменты
переживания
радости
от
успешной концертной деятельности ребёнок ощущает свою общественную
значимость,
нужность
своего
творчества
и
огромное
желание
совершенствовать свое мастерство.
Яркую, очень живую, многообразную сторону жизни русских крестьян
составляла
культура
праздника.
Глубокая
традиционность
сочеталась
с
обновлением на каждом конкретном празднике за счет импровизаций, живого
творческого вклада участников. Ведь крестьянская культура была активной, а
не
потребительской.
Развивая
навыки
импровизации,
инициативности
педагог подталкивает детей к проявлению своей индивидуальности.
Ребёнок начинает творить, самостоятельно искать различные варианты
запевов, движений под песню, по-своему раскрывая эмоциональную сторону
фольклорного произведения.
Знакомство
с
народным
календарем
помогает
решить
целый
ряд
сложнейших педагогических задач, связанных с системным погружением
современных детей в контекст национальной культуры. Даёт возможность
изучения и освоения трудовой и обрядовой жизни человека по «программе»,
задаваемой природой. А самое главное то, что народный календарь является
той
самой
благодатной
почвой
для
раскрытия
и
развития
творческой
индивидуальности каждого ребёнка.
Успешная деятельность детского фольклорного ансамбля невозможна
без правильного построения межличностных отношений внутри коллектива.
Огромную
помощь
в
решении
этой
задачи
может
оказать
традиционная
народная
игра
–
еще
одна
важная
особенность
народной
педагогики.
Известно,
что
игра
наиболее
объективно
выявляет
ресурсы
интеллекта,
двигательный
потенциал,
творческие
задатки
и
характер,
качество
межличностных отношений детей друг с другом (симпатии и антипатии).
Игра как развлечение – одно из самых полезных занятий, поскольку
обеспечивает
здоровье,
долголетие;
помогает
устанавливать
хорошие
взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит
отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие и т. д.
Воспроизводство
игровых
традиций
–
своеобразное
возвращение
к
некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с
воспитанием собственных детей и внуков, передача игровых традиций «по
наследству».
В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные.
Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные
взаимоотношения – это взаимоотношения детей, как партнеров, товарищей,
выполняющих общее дело. В игровой деятельности возникают определенные
формы
общения
детей.
Игра
требует
от
ребенка
таких
качеств,
как
инициативность, общительность, способность координировать свои действия
с
действиями
группы
сверстников,
чтобы
устанавливать
и
поддерживать
общение. Ведь для современных детей очень важно чувствовать себя частью
коллектива, верить в свою нужность, знать, что без него не могут обойтись.
Поэтому
с
самых
первых
занятий
традиционные
народные
игры
–
неотъемлемая
часть
коллективно
–
творческой
деятельности
на
уроках
фольклорного ансамбля.
И самое первое знакомство детей с народным творчеством происходит
через
народные
игры.
Во-первых,
дети
получают
прекрасную
эмоциональную
разрядку,
во-вторых,
знакомятся
друг
с
другом
гораздо
быстрее и ближе. А для педагога игра – это огромная возможность лучше
узнать
каждого
ребенка,
участвуя
вместе
со
всеми
в
игре
и
передавая
накопленный опыт и знания в обстановке свободного и раскрепощенного
поведения.
Нельзя не отметить, что неотъемлемую часть специфики коллективно –
творческой
деятельности
в
фольклорном
ансамбле
составляет
народный
театр,
который
синкретичен
по
своей
основе
и
состоит
из
музыки,
хореографии и режиссуры спектакля. В ансамбле надо не только спеть песню,
но и «разыграть» её, показать обрядовое действие, как в настоящем театре.
Участники
с
большим
интересом
готовятся
к
театральным
постановкам,
фольклорным праздникам, проявляя различные качества: инициативность,
упорство, настойчивость, взаимопомощь и т.д.
На занятиях по народному творчеству необходимо не только изучать
обряды,
традиции
русского
быта,
но
и
знакомиться
с
историей
русской
игрушки. Дети всегда любили играть. А для игр всегда нужны были игрушки.
Для игрушек годиться любой материал – веточки и камешки, ленточки и
тряпочки.
Забавляясь с игрушками, дети как бы репетируют свою взрослую жизнь.
Не случайно любимой игрушкой девочек во все времена считалась кукла.
Тряпичные
куклы,
деревянные
«чурбачки»,
соломенные
кони,
глиняные
свистульки, – вот какие игрушки были у русских крестьян.
Дети с большим удовольствием сами шьют кукол, одевают их не просто
в народный костюм, а в традиционный костюм разных губерний, тем самым,
неприхотливо, в игровой форме изучают историю русского костюма.
В педагогической деятельности необходимо активно использовать игру
на детских музыкальных инструментах как важный аспект практической
работы ансамбля. Обучение игре на простейших народных,
бытовых инструментах, помогает активизировать развитие музыкальных
способностей.
Игра на инструментах особенно полезна на начальном этапе
для развития творческой активности, сотворчества.
Нельзя забывать, что основная функция и назначение инструментальной
детской музыки лежит в игровой и развлекательной практике. Участники
ансамбля
зачастую
импровизируют,
подражают
звукам,
копируют
напев,
ритм, исполняемой песни, проявляя инициативу, смелость и решительность.
Исходя из выше изложенного, мы определяем специфику коллективно-
творческой деятельности в фольклорном ансамбле как устойчивую форму
коллективного
взаимодействия
на
основе
коллективных
форм
творчества
(фольклорных
жанров),
стимулирующую
развитие
коллективности
( н р а в с т в е н н о го
п о в е д е н и я ,
и н и ц и ат и в н о с т и ,
с о т в о р ч е с т в а ,
самостоятельности,
дисциплинированности
и
пр.)
и
коллективизма
(дружелюбие,
сопереживание,
взаимопомощь,
о т з ы вч и в о с т ь ,
целеустремлённость и пр.).