Автор: Набутовская Лилия Олеговна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ лицей №73
Населённый пункт: Город Пенза, Пензенская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Технологическая карта урока русского языка «Правописание окончаний имён прилагательных»
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка «Правописание окончаний имён прилагательных».
УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Учебный предмет
Русский язык
Класс
3
Тип урока
Постановки и решения учебной задачи
Цели урока
познавательные: познакомить с правилом проверки безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
создать условия для формирования умения использовать полученные знания; учить подбирать проверочные
слова, графически подбирать орфограмму;
развивающие:
развитие
коммуникативной
компетенции;
формирование
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных УУД;
воспитательные: интерес к изучению языка.
Технологии, методы и приёмы
Метод решения учебных задач, ИКТ – технология, интерактивное голосование; работа с компьютерами.
Основные понятия, термины
Безударная гласная в окончании прилагательных, способ проверки безударного окончания имени
прилагательного..
Планируемый результат
Предметные умения
учебно-языковые умения:
отличать способ проверки безударной гласной в окончании имени
существительного
от
способа
проверки
безударной
гласной
в
окончании имени прилагательного.
УУД
Личностные: оценивать свои достижения.
Регулятивные: осознавать границу знания/ незнания, стремиться
преодолеть этот разрыв; принимать и сохранять учебную задачу;
контролировать выполняемые действия; совместно с учителем и
речевые
(в
том
числе
правописные)
умения:
точно
и
правильно
формулировать задачи урока, подбирать свои примеры,
пользоваться
научным стилем речи
одноклассниками давать оценку своих действий на уроке.
Познавательные:
формулировать
учебную
задачу;
осуществлять
информационный
поиск;
проводить
анализ
с
выделением
существенных
признаков;
делать
умозаключения
и
выводы;
Моделировать открытые свойства; преобразовывать информацию из
одной знаковой системы в другую.
Коммуникативные: сотрудничать с учителем и сверстниками при
решении учебных проблем; понятно, правильно и доказательно
строить речевые высказывания; владеть диалогической формой речи.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная.
Индивидуальная.
Книгопечатная продукция:
Ломакович С. В., Тимченко Л. И. «Русский язык», 3 класс (ч. 1);
рабочая тетрадь.
Технические средства обучения: пульты интерактивного голосования;
интерактивная доска, проектор, модели на доске, компьютеры
учеников.
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения:
Предметные, УУД
Оформление доски,
экрана
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.
УУД:
Проверяет готовность к уроку,
выдерживая паузу; создаёт
Включаются в ситуацию
урока, настраиваются на
Организационный.
- умение мобилизовать свои
силы для работы (р.)
эмоциональный контакт.
совместную работу.
II.
Актуализация
изученного.
Предметные:
- называть способ проверки
безударной гласной в
окончании имени
существительного
УУД:
- действовать по алгоритму (
р.)
- обстоятельно и точно
отвечать на вопросы ( к.)
На интерактивной
доске тест.
Вставьте нужную
букву:
Любоваться
картин_й.
Играть на роял_.
Идти с коромысл_м.
За берёзовой рощ_й.
Дальн_м полем.
- Чем мы занимались на последних
уроках русского языка?
-Как проверить безударную
гласную в окончании имени
существительного?
- Посмотрим, как вы научились
проверять безударную гласную в
окончании имени
существительного.
Взяли пульты в руки.
- Поднимите руки, кто выбрал е?
- Кто выбрал и?
- Почему?
- Проверкой безударных
гласных в окончании имени
существительного.
- Подобрать слово с точно
таким же окончанием, но
ударным.
III.
Создание
мотивации.
(Постановка
учебной/частной
задачи.)
Предметные:
- объяснить способ проверки
оконччания
УУД:
- осознавать границу знания/
незнания; стремится к её
преодолении (л.);
- принимать учебную задачу
(р.); участвовать в
коллективном обсуждении
Создание ситуации успеха.
- Почему возник спор, почему нет
однозначного ответа?
-Что нового в этом случае?
- Какая часть слова вызвала
затруднение
Какую задачу поставим перед
собой?
Помощь в осознании и
- Это что – то новое и не
известное.
-Другая часть речи.
- Окончание.
Осознают и формулируют
учебно-познавательную
задачу.
- Научиться проверять
учебных проблем; точно
выражать свои мысли
формулировки учебной задачи.
- Давайте выпишем это
словосочетание и решим эту
задачу.
безударную гласную в
окончании имени
прилагательном.
IV.
Открытие новых
знаний.
(Решение учебной
задачи.)
Предметные:
Отличать способ проверки
существительного от
прилагательного.
УУД:
- умение сохранять учебную
задачу (р.);
- выдвигать гипотезы;
логически рассуждать;
фиксировать в модели способ
действия (п.).
- доказательно и полно
выражать свои мысли в устной
форме (к.)
Модели:
Организация учебного
исследования
- С чего начать решение задачи?
Давайте вернёмся к правилу
проверки безударной гласной в
любой части слова.
- Как проверить безударную
гласную в приставке, корне,
суффиксе и окончании.
- Выяснили, что безударная гласная
в окончании проверяется таким
ударным окончанием.
Что теперь будем выяснять?
- Какие грамматические категории
есть у имени прилагательного.
Покажите на модели
- Схема прилагательного такая же,
как у существительного. А значит
можно проверить безударную
А н а л и з
ф а к т о в
я з ы к а ,
построение модели.
-
Надо
подобрать
такие
же:
приставку,
корень,
суффикс,
окончание, но ударное.
- Многозначные.
- Что значит , такое же
окончание. Когда совпадают
грамматические категории
числа, рода, падежа.
- Число, род, падеж.
- Нет.
На доске слова:
большим
бескрайним
дорогим
иногородним
полем (дорогим)
дальним
полем (каким?)
дальним
гласную в окончании
прилагательного именем
существительным.
-Разве у существительного не тот
же род, число, падеж?
- Для чего нам модели? Почему не
могу проверить?
- Что значит, такое же окончание?
- Значит надо искать такие слова ,
которые смогут проверить
окончание прилагат.
Выберите из представленных слов
те, которые смогут проверить
безударную гласную в окончании.
- Ребята, есть слово, которое всегда
стоит рядом с прилагательным. Это
вопрос. Можем мы им проверить?
- Как же проверить безударную
гласную в окончании
прилагательного?
- В словаре их значения
перечисляются в одной статье.
- У прилагательного род не
постоянный.
- У них окончания разные.
Значит существительным не
могу проверить окончание
прилагательного.
- Окончание той же части
речи.
- Большим, дорогим.
- Да.
- Подобрать слово с таким же
ударным окончанием.
IV.
Предметные:
Задания на контроль и оценку.
Отработка способа
действия на основе
открытого
понятия
(включая контроль и
оценку).
- проверять безударную
гласную в окончании
прилагательного;;пользоваться
научным стилем речи.
УУД:
- контролировать выполнение
действий; работать по
инструкции учителя (р.);
- анализ, сравнение,
пользоваться источниками
(словарь) информации (п.);
- полно и доказательно
выражать свои мысли (к.)
Работа с
компьютерами.
- Потренируемся проверять
безударную гласную в окончании
прилагательного.
В нов_м костюме.
Под ярк_м солнцем.
Ясн_е небо.
Снежн_ая зима.
Топлён_е молоко.
V.
Подведение итогов
урока, домашнее
задание.
УУД:
- оценивать свои достижения
(л)
Рефлексия изученного:
-
Ребята,
поставьте
перед
собой
ладошки. Я буду дотрагиваться до
вашей
ладошки,
а
вы
должны
продолжить моё высказывание.
- Я узнал…
- Сегодня на уроке я запомнил…
Дети, продолжая
высказывание учителя,
проводят содержательную,
личностную, эмоциональную
рефлексию.
- Я повторю дома ещё…
- На уроке мне понравилось…
Задание на дом: упражнение 172.