Авторы: Коржова Наталья Алексеевна, Некрасова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель и музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "5"
Населённый пункт: г. Алейск Алтайский край
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Путешествие в страну Сенсорику"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе
Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»
Время проведения: октябрь.
Форма проведения: игровой практикум.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей
младшего дошкольного возраста.
Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими
сенсорному развитию детей 2-3 года, направленных на последовательное
развитие у детей восприятия
цвета,
формы, величины предметов
,положений в пространстве и др.); активизировать педагогический
опыт
родителей
по
теме
собрания;
укрепить
сотрудничество
семьи
и
педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
1.Вступительный этап:
• введение в проблему;
• создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
• игротека в форме путешествия на поезде по станциям.
3.Подведение итогов собрания:
• обратная связь;
• решение родительского собрания;
• рефлексия.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1.Подготовительный этап
• Проведение консультаций: «Сенсорное воспитание и развитие младших
дошкольников».
• Оформление наглядной информации: приложения, фотостенд «Вот как
мы играем», цитаты.
• Музыкальное оформление.
2.Организационный этап
• Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию(литература,
игрушки, дидактические игры, пособия).
• Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.
3.Вступительный этап
Добрый день, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами.
Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в
их
жизни
должна
занимать
игра.
В
детском
возрасте
у
ребёнка
есть
потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время,
потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда
малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить.
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это
игра» А.С. Макаренко
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели
приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями
очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к
сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что
совсем
не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что
необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с
ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться
своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических
играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть
дома.
И проведём мы нашу встречу
не совсем обычно, в форме игры-
путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что
же, это такое сенсорное развитие.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и
других
свойств
предметов,
в
частности
игрушек
и
других
предметов
домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного
воспитания,
так
или
иначе,
воспринимает
все
это.
Но
если
усвоение
происходит
стихийно
оно
не
редко
оказывается
поверхностным,
неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание -
последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой
человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,
формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором- третьем
году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как
особые
признаки
предметов,
накапливать
представления
об
основных
разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по
величине.
- Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах
должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду ?
Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление
разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения,
занятиях
ИЗОдеятельности,
конструирования
позволит
систематизировать
накопленные
знания,
приобрести
новые,
а
также
использовать
их
разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
-Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы
играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы
родителей)
При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а
родитель
дома
должен
пользоваться
краткой
речевой
инструкцией,
не
отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не
следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного
употребления
названий
цвета,
формы.
Важно,
чтобы
ребёнок
активно
выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры
происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто,
когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным
объектом.
Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и
явлений,
которые
обладают
самыми
разнообразными
свойствами
и
качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования
представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным
умственным действиям и правилам восприятия.
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте
поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в
страну Сенсорику!!!
(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку,
берёт в руки волшебную палочку)
Быстро наряжаемся
В поездку собираемся!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Сенсорику повезёт!
(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает
фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком»)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук тук тук тук тук.
Тук тук тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!
1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы
знаете?
А
кто
же
это
нас
встречает?
Выходите
из
вагонов,
садитесь
поудобнее, будем выяснять.
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В
солнце,
в
сыре
и
в
песке.
(желтый
цвет)(выставляются
человечки
соответствующего цвета)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.(красный цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой
станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные»
игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши
пальчики и заставить их немного поработать
Пальцевая игра «Пальчики работают»
(Выполнять одновременно двумя руками)
Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.
(Поднять большой палец, пошевелить им.)
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.
(Выполнять щелчки большим и средним пальцами.)
Безымянный поедает. (Поднести безымянный палец ко рту.)
А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает. (Постучать мизинцем по
столу.)
Игра 1. «Построим башню»
Цель: учить различать цвета по принципу «такой- не такой».
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить
башню,
например,
красного
цвета.
Покажите
детям
красный
кубик
и
поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие
же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в
основании башни и сравнить их( «такой» «не такой»).Если кубик такой,
поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В
конце игры назовите цвет башни:» Вот какая у нас получилась красивая
красная башня!». (демонстрация игры с 1 родителем).
В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить
башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке
кубики
таких
же
цветов.
Побеждает
тот,
кто
первым
построит
башню.
(играют все родители)
Игра 2. «Разноцветные флажки»
- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на
развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание
цвета.
Описание игры
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий
поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый
– хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и
т.п.
- Спасибо,
цветные человечки, что показали интересные игры, которые
знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем
дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!
2.-Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины. (круг)
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они.(квадраты)
- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас
встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных
игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами –кругом
,
квадратом,
треугольником,
овалом,
прямоугольником;
научат
подбирать
нужные формы разными методами.
Игра 1. «Волшебный мешочек».
Обучающиеся
по
очереди
опускают
руку
в
мешочек
с
деревянными
геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в
руку
фигуры,
затем
достают
фигуру
и
называют
ее
цвет
(например,
«треугольник, красный»).Назвать предметы из окружающей среды похожие
на круг, квадрат, треугольник, овал.
Игра2. «Прятки». Игра на внимание , один родитель отворачивается другие
меняются местами или вывести за дверь.
Динамическая пауза.
Мы со стульев тихо встали
И зарядку делать стали.
Руки – вверх, руки – вниз,
Вправо, влево повернись,
Руки в стороны по шире:
Раз, два, три, четыре.
Ты по ниже наклонись
И тихонько распрямись.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
И песенку поем:
Руки – вверх, в кулачок,
Разожмем – и на бочок,
Руки – вниз, в кулачок,
Разожмем – и на бочок.
Физминутка
Нарисуем желтый круг,(вверху над головой соединить большие и средние
пальцы)
После
лучики
вокруг
–(руки
вытянуть
вперёд,
соединить
запястья,
расставить широко пальцы)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
На детей и на цветы, (сжимать и разжимать пальцы)
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее (трём ладошку об ладошку)
Их теплом согреет.( руки в «замок»)
(Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют
отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца) (звучит мелодия «Куда
уходит детство»)
5.-С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам
превращаться во взрослых. (Мастер-класс «Волшебные шары»)
Вот я палочкой взмаху- (действия выполняются по содержанию)
Загадаю чудо!
Всем ребятам помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание
неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств
и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный
образ
объекта
ребенок
получает
только
тогда,
когда
задействованы
все
группы анализаторов.
-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет
фундамент
общего
умственного
развития.
А
это
очень
важная,
но
не
единственная
сторона
общего
психического
развития.
Ребёнок
должен
развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и
физическом отношениях.
Подведение итогов собрания.
-Нам
хотелось
бы
узнать
ваше
мнение
о
сегодняшнем
мероприятии.
(воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы)
Обратная связь:
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
-Чему могут научить ребёнка сенсорные дидактические игры?
- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума
Воспитатель: Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше
внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми
дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить
представление о цвете, форме величине предметов и т.д. Познакомили с
разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить и
изготавливать.
Решения родительского собрания
1.Учитывая
важную
роль
родителей
в
развитии
интереса
детей
к
дидактическим
играм,
направить
усилия
на
решение
следующей
задачи:
каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на
накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.
2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную
своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года
подвести его итоги и вручить призы победителям.
3.Принимать активное участие в жизни детского сада.
Заключительное слово
Уважаемые родители!
Закончена игра! Она у нас
Рассчитана на один час,
Но, в сенсорную игру, народ,
Играйте дома круглый год!
Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране
Сенсорике.
Просим оценить нашу встречу. На входных дверях в приёмной
расположен
контур
паровозика
и
цветные
фишки:
если
вы
полностью
удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок,
если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены- зелёный треугольник.
Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое
спасибо! До свидания.