Автор: Каврасская Алла Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №90 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Орел, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема тревожности в истории психологии"
Раздел: дошкольное образование
ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
А.А.Каврасская
Пожалуй, не много найдется таких психологических явлений, зна чение которых
одновременно
оценивается
и
чрезвычайно
высоко,
и
достаточно
узко,
даже
функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это, «центральная проблема
современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век -
век тревога». Ей придаются значения основного жизненного чувства современности. С
другой - психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или
ситуации, «осевая симптома» невроза.
По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни тревожность
приобрела
социально
опосредованный
характер
и
стала
выражать
все
более
психологически тонкую гамму нравственно - этических чувств и переживаний.
Беспокойство, страх, тревога - такие неотъемлемые эмоциональные проявления
психической жизни, как радость, восхищение, гаев, удивление, печаль. Но при чрезмерной
подверженности
к
тревожности,
зависимости
от
нее
меняется
поведение
человека
Повышенная тревожность в основном оказывает «- » влияние, может дезорганизовать
любую
деятельность,
а
это
в
свою
очередь
может
привести
к
низкой
самооценке,
неуверенности в себе, но в отдельных случаях выполняет и мобилизующую функцию.
В современных цивилизациях существует вое более возрастающее число объектов,
событий, условий и ситуаций, которые тревожат человека. Кроме того интерес вызывает,
если можно так выразиться, и «качество» тревожности. В настоящее время значительно
возросла выраженность форм тревоги, имеющих глубинный характер, то есть наиболее
тяжелых и в наименьшей степени поддающихся преодолению.
Обширные
обзоры
исследований,
посвященных
изучаемой
мною
проблеме,
позволяют выделить две полярные точки зрения на механизм зарождения тревожности.
Одна
из
них
представлена
в
бихевиоризме,
другая
-
в
психоанализе
и
во
многом
перекликающейся с ним в этом отношении гуманистической психологии.
С
точки
зрения
бихевиоризма,
тревожность
является
следствием
воздействия
отрицательных
факторов
-
раздражителей
(травмы,
конфликты),
а
избежание
этих
раздражителей служит положительным подкреплением.
Иной
подход
демонстрируют
представители
психоанализа.
В
классическом
психоанализе
исходной
причиной
возникновения
тревожности
считается
первичная
травма. Тревожность в плане своего образного содержания отражает не непосредственно
источник
угрозы,
а
его
«символическое
замещение»,
исходным
же
моментом,
определяющим
возникновение
тревожности,
выступает
бессознательный
внутренний
конфликт, по отношению к которому тревожность выступает как одна из форм защиты.
В
гуманистической
психологии
проблема
тревожности
так
же
связывается
с
фрустацией
потребности
в
безопасности,
что,
согласно
общей
тенденции
данного
направления, препятствует возможности самоактуализации личности.
Анализ
современных
психологических
исследований
тревожности
приводит
к
заключению, что они исходят в основном из 2-х основных источников: теории научения и
психоанализа. Поэтому я остановлюсь подробнее именно на этих направлениях.
Согласно
взглядам
классиков
теории
научения
и
представителей
ее
более
современных ответвлений, тревожность и страх - очень близкие явления. В их понимании
и
тревожность,
и
страх-эмоциональные
реакции,
возникающие
на
основе
условного
рефлекса.
Они,
в
свою
очередь,
создают
почву
для
широкого
репертуара
инструментальных, оперантных реакций избегания, на основе которых и происходит
социализации индивида, и возникают (в случае закрепления неадаптивных форм) невроти-
ческие и психические нарушения.
Рассмотрение страха как фундаментальной, врожденной эмоции наиболее ярко
можно проследить в работах основателя бихевиоризма Дж. Уотсона, который относил к
числу
таких
первичных
эмоций,
помимо
страха
также
гаев
и
любовь.
Согласно
бихевиоральным
взглядам,
эмоции
-
специфический
тип
реакций,
прежде
всего,
висцеральных. Именно такое понимание легло в основу наблюдений Дж. Уотсона, по-
зволивших ему сделать вывод о том, что страх появляется с самого момента рождения. В
качестве стимулов, вызывающих реакции типа страха у новорожденных, он рассматривал
лишение опоры, шум, громкие звуки, а также прикосновения типа легкого толчка к
ребенку во время засыпания или пробуждения.
Однако, в дальнейшем, считал Дж. Уотсон, доказывая это результатами специально
организованных наблюдений, развитие страха осуществляется по линии расширения его
объектов
и
происходит
на
основе
условных
рефлексов.
Этой
же
точки
зрения
придерживались В. Штерн, Ж. Прейер и др.
Автор пришел к выводу о значительной устойчивости приобретенного страха.
Вызвать приобретенный страх сравнительно легко, добиться же его угасания чрезвычайно
трудно. Это, по мнению Уотсона, связано с тем, что нам обычно неизвестен тот первичный
раздражитель, на котором «завязался» приобретенный страх. Если бы мы могли точно вы-
яснить
этот
первоисточник,
то
процесс
борьбы
со
страхом
оказался
бы
более
эффективным поскольку воздействуя непосредственно на него, мы могли бы разомкнуть
связь и лишить некоторые объекты их угрожающего содержания. Это предложение не
было подтверждено в ходе дальнейших специальных исследований.
Существенное влияние на изучение тревожности в русле теории научения оказала
«концепция влечения» К Л. Халла. Она легла в основу работ по тревожности, относящихся
и к социальной школе научения, являющейся попыткой синтеза научения и психоанализа,
и к относящимся к другому крылу теории научения исследователям Р.Спенс и Дж. Тейлор.
Социальная
школа
научения
придает
тревожности
центральную
роль
в
социализации
индивида
(О.Х.
Маурер,
Г.Мандлер,
И.Г.Сарасон,
С.П.
Сарасон,
Дж.
Доллард, Н.Е. Миллер, В.Хартруп и др.).
В основе этих взглядов лежит представление о том, что исходно нейтральные
стимулы могут через подкрепление и научение становиться эмоциогенными и приобретать
вызывающие
тревожность
свойства.
Впервые
как
известно,
экспериментальное
доказательство этого было получено в исследовании Дж. Уотсона при формировании
реакции типа страха на ранее индифффентный раздражитель (белую крысу).
При
сочетании
с
безусловным
отрицательным
раздражителем
(неожиданным
громким звуком) и у 11 месячного мальчика. В процессе эксперимента была доказана
стойкость реакции страха и ее избирательная иррадиация.
В
русле
данного
направления
проводились
и
эксперименты,
имеющие
противоположную
направленность:
первоначально
пугающему
стимулу
придавалось
положительное значение (впервые такое исследование проводилось ученицей Дж. Уотсона
- М Джонс в 1924г.). Было установлено, что в этом случае требуется не только больше
времени и большая постепенность, чем при выработке реакции страха, но более того, -
первоначальная реакция страха значительно препятствует выработке новой позитивной
реакции. Позже было показано, что существенную роль в успешности этого процесса
играет
моделирование
поведения,
причем
человек,
служащий
образом
-
«моделью»,
должен представлять личностную ценность для того, кому предстоит это поведение,
определенную
форму
реагирования
усвоить.
В
результате
этих
исследований
было
установлено, что страх, относительно легко возникая, в дальнейшем приобретает качество
очень стойких образований, с большим трудом поддающихся переучиванию. Данный факт
имеет немалое значение для понимания природы этого явления.
Существенное внимание в социальной теории научения, как и в психоанализе,
отводится исследованию сигнальной функции тревожности (страха). Так, по мнению О.Х.
Маурера,
тревожность
наряду
с
другими
предвосхищающими
эмоциями
(надеждой,
разочарованием и облегчением) оказывает решающее влияние на выбор и, следовательно,
на дальнейшее закрепление способов поведения. При этом основные (первичные) эмоции
подкрепления
-
тревожность
и
надежда.
Облегчение
и
разочарование
вторичны, они
представляют
собой
уменьшение
основных
эмоций:
облегчение
-тревожности,
разочарование-надежды.
Исходя из представлений о центральной роли эмоционального обусловливания в
научении и о том, что эмоции вызывают тенденции к определенному поведению, действуя
как мотив, О.Х Маурер считал, что основная функция тревожности - сигнализирующая,
она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции, такие формы поведения, которые
способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают
уже возникший страх. Многие исследователи, принадлежащие к данному направлению,
считают, что тревожность, точнее тенденция к ее уменьшению играет основную роль в
социализации ребенка, причем она может способствовать выработке как положительных
качеств, так и отрицательных, таких, например, как агрессия или чрезмерная зависимость
(Дж. Доллард, Н.Е. Миллер, В.Хартруп, Р.Уолтере и др.).
Вместе
с
тем,
нельзя
не
отметить
значимость
полученных
в
иссле дованиях
социальной теории научения конкретных факторов, касающихся влияния так называемой
«социальной
-
ситуационной»
тревожности
(О.Кондаш)
на
успешность
деятельности
эффективность
поведения
в
конкретных
областях
при
сдаче
экзаменов
(тестовая
тревожность), «аудиторная» тревожность - боязнь публичной речи. Значимостью этих ра-
бот является вывод о том, что источником социально-ситуационной тревоги является как
опыт (приобретенная ранее в подобных ситуациях реакция тревожности), так и важность
ситуации для индивида, прямо не связанная с конкретным индивидуальным опытом, но
обусловленная ценностью таких ситуаций в культуре и т.п.
Выдвигаемая в социальной теории научения модель закрепления и возрастания
тревожности
предполагает,
что
в
опыте
индивида
—
в
аналогичных
ситуациях
или
ситуациях по содержанию достаточно далеких, но сходных по значимости (ситуация
экзаменов
и
объяснения
в
любви)
-формирует
определенный
тип
реакции,
который
способствует ослаблению тревожности. Часть таких реакций адекватны ситуации и могут
способствовать успешности в достижении целей. Другие, а актуализируя переживания
некомпетентности,
беспомощности,
низкой
самооценки
и
т.п.,
стимулируют
реакцию
избегания
и
потому
препятствуют
успешности.
Поэтому
возрастание
социально-
ситуационной тревоги ведет к конфликту этих двух типов реакций, которые, в свою
очередь, вместе конкурируют с тенденцией к достижению целей. Все это приводит к воз-
растанию
эмоциональной
напряженности
и
соответственно
-
к
отрица тельным
результатам,
следствием
чего
становится
закрепление
тревожных
реакций
и
форм
избегающего поведения.
Список литературы
1.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии.М.1997.
2.
Имедадзе,
Н.В.
Тревожность
как
фактор
учения
в
дошкольном
возрасте//
Психологические исследованич.-Тбилиси,1966.
3.
Локк, Дж. Соч. в 3тт. Т. 1.- М.,1983.
4.
Прихожан,
А.И.
К
построению
коррекционных
программ
по
преодолению
тревожности у подростков и юношей // Научные основы прикладной психологии.-М.
1989.
5.
Фрейд, З. Страх.-М.: Книжное издательство "Современные проблемы",1927.