Напоминание

"Значение книги в речевом развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Остапенко Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР ДС №37
Населённый пункт: с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение книги в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль детской книги в

речевом развитии детей»

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий

воспитатель находит путь к сердцу ребёнка»

В.А. Сухомлинский

В наш век информатизации отношение детей к книге изменилось,

интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований,

уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и

компьютерные игры. Как результат, придя в школу, дети не хотят читать. Не

читая, ребёнок не развивается, не усваивает опыт предшественников, не

совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не учится

думать, анализировать, делать выводы. Именно дошкольный возраст – это

период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления

развития сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом

возрасте ребёнок овладевает диалогической речью. Из книг ребёнок узнаёт

много новых слов, образных выражений, его речь обогащается

эмоциональной и поэтической лексикой.

Художественная

литература

служит

действенным

средством

умственного,

нравственного и эстетического развития детей, оказывает

огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге

изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных

исследований,

уже

в

дошкольном

возрасте

дети

предпочитают

чтению

просмотр телевизионных передач, мультфильмов и компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память,

внимание,

воображение,

не

усваивает

и

не

использует

опыт

предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать

выводы. Книга же, напротив, даёт возможность мыслить и фантазировать,

размышлять над новой информацией.

В

поэтических

образах

художественная

литература

открывает

и

объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и

взаимоотношений.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание,

но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой:

его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить

детей слушать и воспринимать художественное произведение.

С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке

«талант читателя».

Кто же вводит ребёнка в мир книги? Этим занимаются родители и

педагоги

детского

сада.

Библиотека

и

школа

последующий

этап

формирования читателя.

Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Он

не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования

интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как

консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за

восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение

доносит

до

них

взрослый.

Поэтому

овладение

педагогом

навыками

выразительного

чтения

приобретает

особое

значение.

Надо

раскрыть

замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное

отношение к прочитанному.

Таким

образом,

чтение

можно

считать

определяющим

фактором

в

мировоззренческом и нравственном становлении человека.

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее

важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как

даёт представление не только об общих закономерностях развития ребенка,

но

и

об

особенностях

становления

личности

дошкольника.

Овладение

родным языком как средством и способом общения и познания является

одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку

устанавливать

связи

с

окружающими

людьми,

определяет

и

регулирует

нормы

поведения

в

обществе,

что

является

решающим

условием

для

развития его личности. Именно речь способствует развитию социальных

отношений

у

людей.

Посредством

речи

один

дошкольник

привлекает

внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.

Разные

ситуации

общения

требуют

развитых

коммуникабельных

и

диалогических умений, формирование которых у дошкольников, с одной

стороны, определяется развитием общения, а с другой стороны, обусловлено

процессом

освоения

речи

как

деятельности,

заключающимся

в

использовании языка для коммуникации.

Дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи, это

благоприятная

пора

для

выработки

навыков

эффективного

общения.

Немаловажную роль в развитии речи, пополнения словарного запаса ребенка

играет художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством

умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает

огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических

образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь

общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она

обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные

образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему

воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в

стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;

народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка,

показывают,

как

богата

родная

речь

юмором,

живыми

и

образными

выражениями, сравнениями.

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для

детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших её сторон».

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры

речи

указывали

педагоги,

психологи,

лингвисты

(К.Д.

Ушинский,

Е.И.

Тихеева, Е.А. Флерина, Л.В. Выготский, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, А.А.

Леонтьев и др.).

Знакомство

ребёнка

с

художественной

литературой

начинается

с

миниатюр

народного

творчества

потешек,

песен,

затем

он

слушает

народные

сказки.

Глубокая

человечность,

предельно

точная

моральная

направленность,

живой

юмор,

образность

языка

особенности

этих

фольклорных произведений-миниатюр. Наконец малышу читают авторские

сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам

только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу

из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы

объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером

окружающих

его

людей,

с

обществом,

среди

которого

он

живёт,

с

его

историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно

вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести

ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские

воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ».

В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат

усвоения родного языка, но и метод его изучения.

Литературное произведение выступает совершенным образцом связной

контекстной речи. На это в своё время обращал внимание К.Д. Ушинский. Он

подчёркивал,

что

в

литературном

произведении

ребёнок

встречается

с

лучшими формами родного языка, выработанными народом и литературой,

где каждое выражение есть результат мыслей и чувств многих поколений.

Главным источником, откуда черпаются тексты для пересказов, являются

народные сказки, произведения писателей-классиков, лучшие произведения

современной

отечественной

и

зарубежной

литературы

для

детей.

О.С.

Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет

ребёнку

жизнь

общества

и

природы,

мир

человеческих

чувств

и

взаимоотношений.

Она

развивает

мышление

и

воображение

ребёнка,

обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного

языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение,

так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на

личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного

языка.

Художественная

литература

сопровождает

человека

с

первых

лет

жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только

при условии, если ребёнок к нему подготовлен.

По

мнению

В.В.

Гербовой,

велико

значение

художественной

литературы для усвоения грамматики родного языка, так как средствами

художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил

ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с

его

лексикой.

Из

книги

ребёнок

узнаёт

много

новых

слов,

образных

выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.

В ряду задач, стоящих перед дошкольной организацией, важное место

занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей

готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо

развитая речь.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребёнка. Овладение

словарём

является

важным

условием

умственного

развития,

поскольку

содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе,

обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений,

формирование понятий, развития содержательной стороны мышления.

Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны

мышления,

поскольку

овладение

лексическим

значением

происходит

на

основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает

полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. И

напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и

показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие

словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему

читали,

даже

если

он

уже

научился

самостоятельно

читать,

надо

удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это

приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывает ребёнка

нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет

в словаре новые слова. В результате общения с книгой к 6-7 годам ребёнок

обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает

грамматическими

формами

родного

языка.

В

этот

период

происходит

интенсивное

обогащение

словарного

запаса

ребёнка

в

результате

приобретения ребёнком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях,

стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего

обучения.



В раздел образования