Напоминание

«Азбука нравственности»


Автор: Зайцева Светлана Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: Самарская область, г. Сызрань
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: «Азбука нравственности»
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

города Сызрани Самарской области

Программа внеурочной деятельности

«Азбука нравственности»

Направление – социальное.

(Для учащихся 7-8 лет)

Срок реализации – 1 год.

Автор-составитель

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 3

Зайцева Светлана Валентиновна

г. Сызрань

Пояснительная записка.

В

концепции

модернизации

российского

образования

сформулированы

важнейшие

задачи

воспитания

школьников:

формирование

гражданской

от ве т с т ве н н о с т и ,

д у хо в н о с т и

и

кул ьту р ы ,

и н и ц и а т и в н о с т и ,

самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в

обществе. Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно

средние учреждения

активно включились в реформирование образования,

которое

происходит

в

сложное

время,

когда

наряду

с

экономической

нестабильностью

одной

из

глобальных

проблем

современности

остается

духовный

кризис

нашего

общества,

когда

теряются

связи

с

вековыми

традициями,

смешиваются

представления

о

добре

и

зле,

утрачиваются

многие духовные ценности.

Духовно-нравственное

воспитание

это

педагогически

организованный

процесс,

в

котором

учащимся

передаются

духовно-нравственные

нормы

жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых

национальных

ценностей,

для

освоения

системы

общечеловеческих,

культурных,

духовных

и

нравственных

ценностей

многонационального

народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное

развитие

детей

осуществляется

в

процессе

социализации,

последовательного

расширения

и

укрепления

ценностно-

смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать

и

сознательно

выстраивать

на

основе

традиционных

моральных

норм

и

нравственных

идеалов

отношения

к

себе,

другим

людям,

обществу,

государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные

установки

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

учащихся

начальной

школы

согласуются

с

традиционными

источниками

нравственности.

Основные ценности

содержания образования, формируемые на ступени

начального общего образования, – это:

Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;

2) как мирового сообщества, представленного разными

национальностями;

3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать

человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявление духовной зрелости

человека и выражается в осознанном желании служить Отечеству.

Дар

слова

ка к

в о зм ож н о с т ь

п ол у ч ат ь

з н а н и я ,

о б щ а т ь с я

Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное

отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к

источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность

семьи

- как

общности

родных

и

близких

людей,

в

которой

передаются

язык,

культурные

традиции

своего

народа,

осуществляется

взаимопомощь.

Ценность

добра

как

проявление

высшей

человеческой

способности

любви, сострадания и милосердия.

Ценность

познания

мира

ценность

научного

знания,

разума,

осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты - как совершенства, гармонии, приведения в соответствие

с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность

труда

и

творчества

как

стремления

к

созидательной

деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных

ценностей.

Ценность

свободы

выбора

как

возможность

совершать

суждения

и

поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы

и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла

той

или

иной

ценности,

определения

собственного

отношения

к

ней,

формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Ценностные

ориентиры

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном

выпускнике начальной школы.

Данная программа является шагом к реализации духовно-нравственного

воспитания и развития личности школьников. В программе особое место

отводится формированию ценностных ориентиров, определенных

современными образовательными стандартами и общим представлением о

выпускнике начальной школы. Для успешного проведения занятий

используются разнообразные виды и формы работ: информационные часы,

конкурсы, викторины, диспуты, круглые столы, устные журналы, фестивали,

КТД, литературно –музыкальные композиции, презентации, встречи с

интересными людьми, походы, экскурсии, просмотры фильмов, спортивные

мероприятия, акции, работа с корреспонденцией, посещение библиотеки,

музея, театра . Разнообразные творческие работы направлены на развитие

воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность;

открывают для детей прекрасный мир чувств; учат любить родной край, свою

Родину.

Цель: формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания,

осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей

роли в нем.

Задачи курса:

Обучающие:

научиться общаться друг с другом,

изучить культур родного края, традиций ;

овладеть понятиями «что такое добро и зло» ; « красота и

совершенство».

овладеть правилами личной и коллективной деятельности .

использовать разнообразные информационные источники;

Развивающие:

развивать интерес к истории своего края;

развивать смекалку и сообразительность;

приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умственные способности.

Воспитательные:

воспитывать культуру труда, трудолюбие и старание;

воспитывать эстетический вкус

воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества.

воспитывать уважение к старшим

Основные методы и технологии:

информационно-коммуникативные;

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии;

технология обучения в сотрудничестве;

технологии интерактивного обучения.

Основные принципы:

1.

научность, доступность;

2.

сознательность и активность;

3.

наглядность;

4.

занимательность; принцип позитивного восприятия образовательной

среды;

5.

связь теории с практикой;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать свое предположение (версию);

Учиться работать с планом, сверяя свои действия с целью,

корректировать свою работу, вносить необходимые дополнения в работу;

формировать умение объективно оценивать свою работу в диалоге с

учителем и одноклассниками;

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя различные источники, выполнять индивидуальные задания;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы с классом;

Пользоваться словарями, справочниками.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге на занятиях ;

Учиться высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,

быть готовым корректировать свою точку зрения;

Задавать вопросы,

Создавать атмосферу эмоционально-позитивного отношения к

процессу сотрудничества;

Уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения;

Учиться выполнять различные роли в группе (осваивать ролевые игры).

Личностные УУД (регулятивный компонент):

Формировать способность адекватно судить о причинах успеха или

неуспеха своей работы, связывая это с усилиями, трудолюбием и стараниями;

Формировать познавательный мотив - интерес к новому;

Формировать чувство прекрасного и эстетических чувств на основе

знакомства с образцами отечественной художественной культуры.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30

минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-х классов

и составляет 33 часа.

Тематический план (1 час в неделю).

п\п

Название темы

Всего

часов

Ауди-

торные

Внеа-

удиторные

Форма

контроля

1

Моя маленькая Родина.

5

3

2

Выставка

рисунков,

мини-сочинение,

презентация,

проект,

фотовыставка.

2

Нравственные правила и

привычки.

5

2

3

Анкета,

диагностика,

выставка

рисунков,

выпуск

стенгазеты.

3

Уважайте труд ребята,

приучайтесь труд

любить.

5

2

3

Отзывы

родителей,

фотовыставка,

выставка

рисунков,

отзывы

работников

библиотеки,

мини-

сочинение.

4

Ты и твое здоровье.

6

2

4

Выпуск газеты,

выставка

рисунков,

отзывы детей,

фотовыставка,

выставка

рисунков,

мини-сочинение

5

Ты и природа.

6

2

4

Презентация,

выставка

рисунков,

анкета,

отзывы

одноклассников,

фотовыставка.

6

Красота спасет мир.

6

-

6

Фотовыставка,

выставка

рисунков,

беседа,

выставка работ,

фотовыставка,

выставка

рисунков

Итого:

33ч.

11ч.

22ч.

1 класс.

Разделы:

1.

Моя маленькая Родина.

Моя страна, мой город. Моя семья.

2.

Нравственные правила и привычки.

Правила поведения в обществе .Что такое хорошо и что такое плохо.

Я и мои друзья.

3.

Уважайте труд ребята, приучайтесь труд любить.

Всякая вещь создана трудом. Профессия моих родителей.

Труд – основа жизни.

4.

Ты и твое здоровье.

Слагаемые здоровья. Здоровье физическое и духовное.

История спорта.

5.

Ты и природа.

Природа и ты. Охрана природы. Природа и творчество.

6.

Красота спасет мир.

Красота вокруг нас. Путь к искусству – путь к милосердию.

Планируемые результаты

представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых

результатов освоения всех компонентов, составляющих основу данной

программы. А именно:

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,

делать выбор, какой поступок совершить;

Оценивать результаты своей работы;

Уметь соблюдать условия здорового образа жизни и культуры поведения;

Расширить представления об истории своего края;

Пользоваться информационными источниками ;

Перерабатывать полученную информацию;

Работать по составленному учителем плану;

Совместно договариваться о правилах общения;

Участвовать в диалоге на занятиях ;

Пытаться высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Давать эмоциональную оценку своей деятельности совместно с учителем и

другими учениками;

Выполнять правила поведения в общественных места

Календарно – тематическое планирование

п\п

Тема

занятия

Кол-

во

ча-

сов

Характеристика деятельности

Форма

прове-

дения

Форма

контро-

ля

Личностные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникатив

ные

УУД

Регулятив

ные

УУД

1

«Моя

маленькая

Родина»

Мой родной

город.

Я город свой

люблю.

Моя

родословная.

«Здесь живут

мои

родственники»

Наша история

в семейном

альбоме.

5

Формировать

познавательный

мотив - интерес к

новому;

Принятие и

освоение новой

социальной роли

обучающего;

Добывать новые

знания: находить

ответы на вопросы,

используя различные

источники, выполнять

индивидуальные

задания;

Умение сотрудничать

с педагогом и

сверстниками при

решении учебных

проблем

Учиться

работать по

предложен-

ному учителем

плану ;

Учиться

совместно с

учителем и

другими

учениками

давать

эмоциональную

оценку

деятельности.

Экскурсия

по городу.

Викторина.

Устный

журнал.

Заочное

путешествие

Конкурс

Выставка

рисунков

Мини-

сочинение

Презентация

Проект

Фото

выставка

2

Нравственны

е правила и

привычки.

5

Твои

гражданские

права.

Что значит

быть хорошим

сыном или

дочерью.

Твори добро

Рыцарский

турнир.

Вредные

привычки.

В предложенных

ситуациях,

опираясь на общие

для всех правила

поведения, делать

выбор, какой

поступок

совершить

Перерабатывать

полученную

информацию: делать

выводы в результате

совместной работы с

классом;

Совместно

договариваться о

правилах общения;

Участвовать в диалоге

на занятиях ;

Учиться высказывать

и обосновывать свою

точку зрения;

Учиться

совместно с

учителем и

другими

учениками

давать

эмоциональную

оценку

деятельности.

Игра

Беседа

Праздник

Турнир,

состязание

Презентация

Анкета

Диагностика

Диагностика

Выставка

рисунков

Выпуск

стенгазеты

3

Уважайте

труд ребята,

приучайтесь

труд любить.

Я люблю

трудиться

дома.

Дедушкина

мастерская.

Мамины руки

не знают

скуки.

Вылечи книгу.

Все профессии

важны, все

профессии

нужны.

5

Формировать

способность

адекватно судить о

причинах успеха

или неуспеха своей

работы, связывая

это с усилиями,

трудолюбием и

стараниями;

Преобразовывать

информацию из одной

формы в другую;

Пользоваться

словарями,

справочниками.

Уметь с помощью

вопросов получать

необходимые

сведения;

Учиться выполнять

различные роли в

группе (осваивать

ролевые игры).

Учиться

технологии

оценивания

своих

достижений,

Ролевые

игры

Интервью

Праздник

Акция в

библиотеке

Презентация

Отзывы

родителей

Фото

выставка

Выставка

рисунков

Отзывы

работников

библиотеки

Мини-

сочинение

Ты и твое

здоровье.

6

4

Режим дня в

жизни

школьника.

Русские

богатыри.

Игры бабушек

и дедушек.

Веселый

зоопарк

Один за всех и

все за одного.

Великие

спортсмены

моей страны.

Уметь соблюдать

условия здорового

образа жизни и

культуры

поведения

Уметь выполнять

режим дня,

планировать свои

действия,

анализировать

поступки

Создавать атмосферу

эмоционально-

позитивного

отношения к процессу

сотрудничества;

Уметь работать

группами;

Учиться

совместно с

учителем и

другими

учениками

давать

эмоциональную

оценку

деятельности.

Устный

журнал

Спартакиада

Игры на

свежем

воздухе

Спортивный

конкурс

Спортивный

праздник

Презентация

Выпуск

газеты

Выставка

рисунков

Отзывы

детей

Фото-

Выставка

Выставка

рисунков

Мини-

сочинение

5

Ты и природа.

Здоровье

природы – твое

здоровье.

Солнце, воздух

и вода –наши

6

Умение позитивно

относится к себе и

окружающему

миру, совершать

правильные

поступки;

Добывать новые

знания: находить

ответы на вопросы,

используя различные

источники, выполнять

индивидуальные

Умение опознавать,

анализировать,

наблюдать за

окружающей

обстановкой;

Объяснять и

оценивать

конкретные

поступки как

хорошие или

плохие;

Беседа

Игра

Презентация

Выставка

рисунков

лучшие друзья.

Что такое

экология?

Природа и

фантазия.

Озеленим наш

класс.

задания;

Учиться высказывать

и обосновывать свою

точку зрения;

Презентация

Выставка

творческих

работ

Акция

Анкета

Отзывы

одноклассни

ков

Фото-

выставка

6

Красота

спасет мир.

Что такое

красота в

искусстве?

Праздник

русской

березки.

В стране

мультфильмов.

Красота вокруг

нас.

Звуки,

живущие в

6

Формировать

чувство

прекрасного и

эстетических

чувств на основе

знакомства с

образцами

отечественной

художественной

культуры.

Перерабатывать

полученную

информацию,

сравнивать и

группировать

предметы и их

образы,

Задавать вопросы,

создавать атмосферу

эмоционально-

позитивного

отношения к процессу

сотрудничества;

слушать и слышать

других;

Выполнять

правила

поведения в

общественных

местах;

Учиться

совместно с

учителем и

другими

учениками

корректировать

план действий

Посещение

Выставочно-

го зала

Театрализов

анное

представлен

ие

Кинопоказ

Конкурс

поделок.

Посещение

музыкально

Фото-

Выставка

Выставка

рисунков

Беседа

Выставка

работ

Фото-

выставка

единстве.

Природа в

поэзии русских

поэтов.

й школы

Конкурс

стихов

Выставка

рисунков

Заключение.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из

ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и

государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в

вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких

положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое

ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад

культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение

физической подготовки подрастающего поколения. В настоящее время

существует противоречие между значимостью духовных ориентиров и

отсутствием программ, чтобы эти ориентиры и ценности формировать.

Целью данного проекта стало создание программы внеурочной

деятельности «Азбука нравственности» для учащихся 1-х классов . В

результате работы над проектом нами была изучена психолого-

педагогическая литература по данной теме. При составлении программы

внеурочной деятельности «Азбука нравственности» для учащихся 1-х

классов были достигнуты цель и задачи, которые были направлены на

обучение общаться друг с другом, изучение культуры и традиций родного

края, овладение понятиями «добро и зло, красота и совершенство»,

овладение правилами личной и коллективной деятельности, развитие

смекалки и сообразительности, приобщение к самостоятельной

исследовательской деятельности , воспитание культуры труда, уважения к

старшим, формирование эстетического вкуса. Данная программа

спроектирована в план график реализации проекта. Эту программу можно

рекомендовать для анализа на методическом объединение учителей

начальных классов и в дальнейшем внедрить в учебный план школы.

Список используемой литературы:

1.

Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. — М.: Издательский дом Шалвы

Амонашвили, 2000. — с. 144.

2.

Балясной Л.К. Воспитание школьников во внеурочное время. – М., 1980.

3.

Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Познавательная

активность. Проблемно-ценностное общение. М. Просвещение, 2011,с.96

4.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор. М. Просвещение,

2010, с.5

5.

Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина», - М.

Просвещение, 2009 ,с. 2

6.

Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя»М. 2007,с.30

7.

Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. –

М., 2006.

8.

Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2004 г.

9.

Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

10. Сухомлинский В.А. О воспитании.- М., 1988.- с.269.

11. «Федеральный государственный образовательный стандарт общего

образования», М.2011,с.5

Приложение

1. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности

учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает

исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента

нравственного

развития.

Исследование

когнитивного

компонента

предполагает

изучение

осознания

детьми

нравственных

норм

и

представлений

о

нравственных

качествах.

Исследование

эмоционального

компонента

предполагает

изучение

нравственных

чувств

ребенка,

эмоционального

отношения

к

моральным

нормам.

Исследование

поведенческого

компонента

предполагает

выявление

нравственного

поведения

в

ситуации

морального

выбора,

нравственной

направленности

личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа»

(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах

6-7 лет (1 класс)

Развиваются

обобщенные

представления

о

доброте,

че стно сти,

справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким

моральным

качествам,

как

хитрость,

лживость,

жестокость,

себялюбие,

трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют

соответствие

представлений

о

нравственно-волевых

качествах

возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты

был;

зла,

сделанного

тебе

другими;

справедливого

поступка

твоего

знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается

по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном

нравственном понятии;

2

балла

если

представление

о

нравственном

понятии

правильное,

но

недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление

Методика «Закончи историю»

Детям

читают

рассказ-ситуацию

из

школьной

жизни.

Задаются

вопросы:

«Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты

можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки»

(предназначена для детей 1–2 классов) (по Р.Р.Калининой)

Ребенку

предоставляются

картинки

с

изображением

положительных

и

отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так,

чтобы

с

одной

стороны

лежали

те,

на

которых

нарисованы

хорошие

поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке

картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные

реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать

свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои

действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы);

эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной

жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях»

(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них

хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой –

плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и

которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества.

Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную

оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным

нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных

реакций

ребенка

на

моральные

нормы:

положительная

эмоциональная

реакция

(улыбка,

одобрение

и

т.п.)

на

нравственный

поступок

и

отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на

безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к

нравственным

нормам

неустойчивое.

Неправильно

объясняет

поступки,

эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1

балл

нравственные

ориентиры

существуют,

но

соответствовать

им

ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно

оценивает

поступки,

однако

отношение

к

нравственным

нормам

неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2

балла

нравственные

ориентиры

существуют,

оценки

поступков

и

эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам

ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками;

эмоциональные

реакции

адекватны,

отношение

к

нравственным

нормам

активное и устойчивое.

Методика «Как поступать»

(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как

бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один

из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты

скажешь?

Почему? Вторая

ситуация:

одноклассники

сговорились

сорвать

урок. Как ты поступишь? Почему? Обработка результатов по вышеуказанной

шкале.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения

несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3.

Выбирая

между

интересным,

но

необязательным,

и

необходимым,

но

скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего

отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Незаконченные предложения, или моё отношение к людям».

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД

ЛТД», 1997, с. 37)

Приложение.

Анкета-опросник «Настоящий друг»

(

Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу,

а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств

дружбы.

Скорее

всего,

вы

не

доверяете

людям,

поэтому

с

вами

трудно

дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что

вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и

радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и

вы платите им тем же.

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в

начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «-»

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя

отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными

глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4.

Можешь

ли

ты

сразу,

никуда

не

заглядывая,

назвать

дни

рождения

родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5.

Свои

нужды

(купить

коньки,

мяч)

ты,

наверное,

знаешь

хорошо.

А

известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда

собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-

нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь,

досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в

кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не

уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или,

может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что

надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие

знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя

должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась

противоположная,

тебе

надо

всерьез

призадуматься,

каким

ты

растешь

человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне

можно поправить.



В раздел образования