Автор: Антонова Елена Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №122"
Населённый пункт: город Чебоксары,Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого–педагогические условия развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические условия развития предпосылок учебной
деятельности у старших дошкольников.
Учебная деятельность не дается ребенку в готовой форме, и потому
должны
быть
сформированы
ее
предпосылки
в
старшем
дошкольном
возрасте.
Это
обусловливает
проблему
создания
наиболее
благоприятных
психолого-педагогических условий для формирования предпосылок учебной
деятельности
у
старших
дошкольников,
обеспечивающих
принятие
роли
ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к обучению
в начальной школе.
Формирование полноценной учебной деятельности у детей старшего
дошкольного возраста происходит только в том случае, когда она строится в
строгом
соответствии
с
имеющимися
в
ней
основными
структурными
компонентами и всем комплексом умений.
Д.Б. Эльконин предполагал, что для формирования у детей старшего
дошкольного возраста учебной деятельности необходимо:
чтобы они овладели учебными действиями;
чтобы
их
деятельность
становилась
деятельностью
по
решению
учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют
задания
учителя,
не
просто
пишут,
рисуют,
считают,
а
именно
решают
очередную
учебную
задачу.
«Самое
главное
при
формировании
учебной
деятельности,
отмечал
Д.Б.
Эльконин,
это
перевести
ученика
от
ориентации на получение правильного результата при решении конкретной
задачи
к
ориентации
на
правильность
применения
усвоенного
общего
способа действий»
необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы
постепенно
элементы
самообучения,
самодеятельности,
саморазвития,
самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее
место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на
принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это
означает,
что
постепенно
многие
функции
учителя
должны
передаваться
ученическому
самоуправлению.
«Формирование
учебной
деятельности,
писал
Д.Б.
Эльконин,
есть процесс постепенной передачи выполнения
отдельных
элементов
этой
деятельности
самому
ученику
для
самостоятельного выполнения без вмешательства учителя». И дальше: «Есть
основание
думать,
что
рациональнее
всего
начинать
с
формирования
самостоятельного
контроля.
Дети,
прежде
всего,
должны
научиться
контролировать друг друга и самих себя» .
Данные
А.Н.
Давидчук
свидетельствуют
о
том,
что
в
условиях
экспериментального
обучения,
направленного
на
формирование
общих
способов
решения
определенного
круга
конкретно-практических
задач,
у
детей
вырабатывается
умение
более
рационально
анализировать
условия
новой задачи и самостоятельно находить способы ее решения .
Как
показало
исследование
А.П.
Усовой,
для
развития
учебной
деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать
воспитателя,
смотреть
и
видеть
то,
что
он
показывает,
следовать
его
инструкциям
при
выполнении
учебного
задания.
Важным
показателем
развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка
к оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную
или
отрицательную
оценку
выполнения
учебной
задачи,
значит,
у
него
отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить
успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его
обучения .
А.П.
Усова
подтвердила,
что
успешное
формирование
учебной
деятельности
зависит
от
того,
какими
мотивами
она
побуждается.
Если
ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на
занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма
разная.
Часто
она
побуждается
внешними
мотивами,
не
связанными
с
усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Внутренняя мотивация
вызвана
познавательным
интересом
ребенка:
«интересно»,
«хочу
знать
(уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то
другой
цели
(«чтобы
не
ругали»,
«нужно
подарить
бабушке»),
а
целью
деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше,
если она побуждается внутренними мотивами .
По
мнению
А.Н.Леонтьева,
в
дошкольных
учреждениях
подготовка
детей к учебной деятельности осуществляется прежде всего на занятиях. В
связи
с
этим
основным
условием
развития
предпосылок
учебной
деятельности является специально организованное содержание обучения и
соответствующие
этому
содержанию
методы
и
формы
обучения.
Таким
образом, объектом усвоения должны быть не только сами знания и умения в
готовом виде, но и способы, средства их обнаружения .
Л.С. Выготский
отмечает, что усвоение детьми способов действий,
направленных на познание предметов окружающей действительности, может
проходить по-разному, в зависимости от путей, предлагаемых педагогом. В
одних случаях познавательные задачи ставятся перед детьми изолированно от
практических,
в
других
—
изолированно
предлагаются
практические
задания,
возможно
и
сочетание
практических
и
познавательных
задач .
Исследования А.П.Усовой показывают, что дети дошкольного возраста
плохо воспринимают задачу на усвоение общего способа действий, если она
дается
им
непосредственно
(научиться
измерять,
считать
и
т.
д.).
Для
обоснования необходимости усвоения новых способов действий, раскрытия
их
смысла
требуется,
чтобы
познавательные
задачи
сочетались
с
практическими. Познавательные задачи при этом выделяются и осознаются
лучше,
если
они
являются
условием
достижения
понятных
для
детей
практических
целей.
Когда
новые
способы
действий
усвоены,
можно
сблизить эти задачи так, чтобы способ действия выступал в качестве средства
достижения заданной практической цели. Именно на этой основе у детей
возникает интерес к самому процессу познания неизвестного, интерес к
решению задач, не связанных прямо с практическими целями .
Е.О.Смирнова выделила, что наиболее эффективным путем усвоения
общих
способов
действий
являются
проблемно-практические
или
проблемно-игровые
ситуации,
в
которых
практическая
(игровая)
задача
ставится
как
воображаемая,
перспективная.
В
условиях
проблемно-
практической ситуации задачи надо предлагать таким образом, чтобы их
решение
было
невозможно
без
усвоения
соответствующих
способов
действий.
После
этого
путем
подробного
объяснения
и
показа
детям
раскрываются
все
операции
способа,
который
они
должны
усвоить
и
применить впоследствии при решении однотипных задач. Дошкольник не в
состоянии сразу обнаружить отношения равенства и неравенства. Для этого
ему
необходимо
овладеть
целой
системой
действий,
направленных
на
выяснение данных отношений .
По мнению С. Субботиной, способ деятельности по их обнаружению
часто приобретает символическую и знаковую форму, поэтому наглядные
модели, схемы, отражающие существенные связи и отношения предметов и
используемые в качестве средств обобщенного познания действительности,
приобретают особое значение. Именно выполнение детьми особых действий,
моделируемых
в
предметной
или
знаковой
форме,
некоторые
простые
и
общие
отношения
реальных
предметов,
объектов
являются
одним
из
важнейших условий полноценного усвоения детьми знаний обобщенного
характера.
А.А. Люблинская отмечает, что моделирование является всеобщим
методом
опосредствованного
изучения
любых
объектов
и
их
свойств.
В
детском возрасте оно имеет важное значение при усвоении элементарных
математических представлений. Необходимо подвести ребенка к пониманию
того, что именно моделируется и зачем нужна такая деятельность. Важно,
чтобы он понимал, что совокупность зеленых и желтых кружков показывает
отношение
реальных
предметов
по
величине.
В
детском
саду
нужно
специально
учить
детей
тому,
что
через
кружки
и
фишки
моделируется
равенство
или
неравенство
любых
объектов.
Причем
при
обучении
построению модели общий способ будет восприниматься легче, если задача
по
его
усвоению
связывается
с
предметной
деятельностью,
а
вся
деятельность
по
моделированию
строится
в
проблемно-игровой
или
проблемно-практической ситуации .
В.С. Мухина утверждает, что постепенно дети начинают понимать, что
предметы-заместители
моделируют
отношения
неравенства
и
равенства
между двумя группами любых реальных предметов. И только после этого
можно
переходить
к
установлению
самих
отношений
равенства
и
неравенства:
одной
кукле
корзинку
принесли,
что
нужно
сделать,
чтобы
узнать, сколько корзинок осталось принести? Для этого нужно убрать один
красный кружок и т. д.
Таким
образом,
поскольку
подготовка
к
учебной
деятельности
осуществляется
в
детском
саду,
прежде
всего
на
занятиях,
основным
условием
ее
развития
является
специально
организованное
содержание
обучения и соответствующие этому содержанию формы и методы .
С.
Субботина
указывает,
что
для
эффективного
формирования
предпосылок
учебной
деятельности
старших
дошкольников
в
аспекте
преемственности дошкольного и начального общего образования необходимы
следующие психолого-педагогические условия:
интеграция
игровой
и
учебной
деятельности,
обеспечивающая
субъектную активность ребенка: специально организованная деятельность
старшего
дошкольника,
цель
которой
-
формирование
психолого-
педагогической
готовности
к
овладению
учебной
деятельностью,
должна
опираться
на
ведущую
деятельность
данного
возраст а
и г р у,
последовательно включая в нее основные элементы учебной деятельности;
основными
компонентами
психолого-педагогической
готовности
предпосылок
учебной
деятельности
является
принятие
учебных
задач,
овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями
контроля
и
оценки.
Формирование
отдельных
компонентов
учебной
деятельности в старшем дошкольном возрасте, как показали исследования
Т.С. Комаровой, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой, О.М. Анищенко и других,
успешно проходит на специально организованных учебных занятиях. Ими
выявлено,
что
у
детей,
проходивших
экспериментальное
обучение
(рисование,
лепка,
аппликация,
конструирование),
сформировались
такие
элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу,
умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу,
так и работы других детей;
сотрудничество (психолого-педагогическое взаимодействие) ребѐнка
и
взрослого,
направленное
на
социально-личностное
развитие
и
формирование готовности к учебной деятельности. Основу формирования
предпосылок
учебной
деятельности
составляют
принципы
воспитания
личности,
которые
включают
стимулирование
и
поощрение
со
стороны
другого
человека.
Наиболее
значимыми
в
системе
педагогического
взаимодействия
являются
ситуации
сотрудничества,
общения,
различных
типов межличностного взаимодействия, в том числе и взаимодействия с
педагогом,
основной
характеристикой
которых
выступает
личностно
ориентированный
подход,
поэтому
личностно
ориентированное
взаимодействие является необходимым психолого-педагогическим условием
обеспечения
преемственности
по
формированию
предпосылок
учебной
деятельности детей .
Таким образом, среди условий, требующих пристального внимания при
формировании
предпосылок
учебной
деятельности
стоит
обратить
на
необходимость использования игровой деятельности как основного средства
развития
предпосылок
учебной
деятельности;
создание
проблемных
ситуаций во время игровой деятельности; обеспечения ситуации успеха в
процессе
игры.
Кроме
того,
важно
организовать
поэтапное
развитие
предпосылок учебной деятельности;