Напоминание

«Рассказы цепной структуры»


Автор: Сироткина Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад «Огонёк»
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область город Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Рассказы цепной структуры»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Рассказы цепной структуры»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Актуальность

изучение

проблемы

развития

речи

обусловлена

тем,

что

в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она

нужна

везде,

и особенно,

на

этапе

обучения.

От

качества

речи

зависит

успешность

обучения.

При

помощи

речи,

общения,

ребёнок

легко

и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового,

интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

Коррекция

связной

речи

особенно

актуальна

по

отношению

к

детям

с

ограниченными возможностями здоровья,

поскольку формирование связной

речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется

определёнными качественными особенностями.

В связной речи детей с ограниченными возможностями отмечаются:

- нарушение логического построения связного высказывания;

- пропуск важного смыслового звена и рассмотрение второстепенных

деталей;

- неумение передать последовательность событий;

- недостаточная сформированность основных этапов построения речевого

высказывания (замысел, внутреннее программирование, грамматическое

структурирование);

- низкая линейная протяжённость фразы;

- нарушение нормативного порядка слов в предложении;

- ошибки в выборе нужной грамматической формы слова.

Из вышеизложенного следует, что детям с ограниченными возможностями

здоровья

необходимы облегчающие процессы становления развёрнутого

речевого высказывания вспомогательными средствами.

Таким

вспомогательным

средством

является метод

наглядного

моделирования.

Метод наглядного моделирования - мнемотаблицы (от греч. ) искусство

запоминать, это система методов и приемов, которые обеспечивают успешное

запоминание,

сохранение

и

воспроизведение

информации.

В ходе

использования

приема

наглядного

моделирования

дети

знакомятся

с графическим способом предоставления информации - моделью.

В качестве

условных

заместителей

выступают

символы

разнообразного

характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов

(условные

обозначения,

силуэты,

контуры,

пиктограммы);

силуэтные

и предметные картинки; планы и условные обозначения, используемые в них.

В. К. Воробьева

предложила

систему

обучения

связной

речи,

в основе

которой

- прием

моделирования,

который

используется

для

навыка

составления

повествовательных

рассказов

с помощью

картинно-

графического плана.

Данная методика включает необходимый материал, с

помощью которого

ребенок

освоит, как по смыслу строится рассказ, как в нем связываются

предложения, с помощью чего происходит смена мыслей предложения от

одного

к

другому.

Как

все

это

можно

объединить

в

такое

понятие,

как

«цепной рассказ».

Методика проведения занятия:

1 этап: Воспитатель читает детям рассказ.

В процессе прослушивания рассказа предлагает детям запомнить, о каких

предметах, (о ком! или о чем!) сообщается в нем.

2 этап: После прочтения рассказа детям дается задание:

из предметных картинок, которые лежат на столе,

отобрать только те, о

которых говорится в нашем рассказе.

3 этап: Составляется предметно - графический план.

На этом этапе занятия детям предлагается «записать» рассказ, «но только

записывать его мы будем не словами, а картинками».

первый квадрат — это первое слово в предложении (субъект) ,

далее стрелка — это тоже слово, которое обозначает действие,

второй квадрат — это еще одно слово .(предсубъект)

Все это вместе составляет одно предложение.

Далее

педагог

предлагает

найти

предметные

картинки

к

первому

п р е д л о ж е н и ю

и

п р а в и л ь н о

з а п о л н и т ь

и м и

с т р о ч к у .

В качестве проверки правильности выполнения задания дети «прочитывают»

д а н н о е

п р е д л о ж е н и е

и

п е р е х о д я т

к

п о с л е д у ю щ е м у .

Так подбирая предметные картинки ко всем предложениям, дети постепенно

заполняют всю схему (предметно - графический план).

4 этап: Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе.

Предлагаем детям соединить цветными стрелками одинаковые картинки двух

соседних

предложений,

устанавливая

тем

самым

определённую

цепочку.

Так, в сознании детей постепенно закрепляется представление о том, что

важной

единицей

в

рассказе

является

то

место,

где мысль

одного

предложения

перетекает в мысль другого, что

именно

за счет такого

повтора

предметных

картинок

осуществляется

связь

отдельных

предложений в единое целое — рассказ.

5 этап: на данном этапе предлагается детям наполнить, украсить рассказ,

сделать его более ярким и насыщенным с помощью специальных значков -

символов.

желтый треугольник - обозначает признак предмета, отвечает на вопрос

(Какой, какая, какое?).

красный круг - наречие, отвечает на вопрос (когда?)

прямоугольник, значок запрета - другое слово, близкое по значению.

6 этап: завершающий - пересказ рассказа с опорой на план, включающий

задания, связанные с изменением.

Актуальность использования

данного

метода

в работе

с дошкольниками

состоит

в том,

что: во-первых,

для

детей

с ОВЗ

характерна

быстрая

утомляемость и потеря интереса к занятию, а

использование наглядного

моделирования

вызывает

интерес

и помогает

решить

эту

проблему; во-

вторых,

использование

символической

аналогии

облегчает

и ускоряет

процесс

запоминания

и усвоения

материала,

формирует

приёмы

работы

с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь —

записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; в-третьих, применяя

графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, и систематизировать

полученные знания.

В ы в од : Применение

метода

наглядного

моделирования

существенно

облегчает

процесс

овладения

детьми

навыкам

связной

речи,

позволяет

успешно преодолевать недостатки в её развитии, добиться значительных

результатов,

повышает

интерес

детей

к

данному

виду

деятельности.

Модель даёт возможность успешно развивать у детей все познавательные

процессы,

оптимизировать

процесс

перехода

наглядно

-

действенного

мышления к образному, формировать словесно - логическое мышление.

Изучив

уже

имеющиеся

методики

формирования

связной

речи

(Л.Н.

Ефименковой,

Т.А.

Ткаченко, Т.Ю. Бардышева, Н.Е. Арбекова О.Ю.

Дорошенко

О.Ю.,

С.А.

Комиссарова),

я

разработала

комплексно

-

тематическое

планирование

согласно

лексическим

темам

по

формированию умений и навыков связной речи у детей с ОВЗ, взяв за основу

методику В.К.Воробьёвой

«Обучение

детей

первоначальному

навыку

опис ательно

-

пове ствовательной

речи

с

и с п ол ь зов а н и е м

моделирования».

На

основание

КТП

мною

составлены

картинно

-

графические

схемы

(модели) и подобран соответствующий материал (картинки) для составления

повествовательных рассказов.



В раздел образования