Автор: Сироткина Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад «Огонёк»
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область город Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Рассказы цепной структуры»
Раздел: дошкольное образование
«Рассказы цепной структуры»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Актуальность
изучение
проблемы
развития
речи
обусловлена
тем,
что
в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она
нужна
везде,
и особенно,
на
этапе
обучения.
От
качества
речи
зависит
успешность
обучения.
При
помощи
речи,
общения,
ребёнок
легко
и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового,
интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Коррекция
связной
речи
особенно
актуальна
по
отношению
к
детям
с
ограниченными возможностями здоровья,
поскольку формирование связной
речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется
определёнными качественными особенностями.
В связной речи детей с ограниченными возможностями отмечаются:
- нарушение логического построения связного высказывания;
- пропуск важного смыслового звена и рассмотрение второстепенных
деталей;
- неумение передать последовательность событий;
- недостаточная сформированность основных этапов построения речевого
высказывания (замысел, внутреннее программирование, грамматическое
структурирование);
- низкая линейная протяжённость фразы;
- нарушение нормативного порядка слов в предложении;
- ошибки в выборе нужной грамматической формы слова.
Из вышеизложенного следует, что детям с ограниченными возможностями
здоровья
необходимы облегчающие процессы становления развёрнутого
речевого высказывания вспомогательными средствами.
Таким
вспомогательным
средством
является метод
наглядного
моделирования.
Метод наглядного моделирования - мнемотаблицы (от греч. ) искусство
запоминать, это система методов и приемов, которые обеспечивают успешное
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение
информации.
В ходе
использования
приема
наглядного
моделирования
дети
знакомятся
с графическим способом предоставления информации - моделью.
В качестве
условных
заместителей
выступают
символы
разнообразного
характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов
(условные
обозначения,
силуэты,
контуры,
пиктограммы);
силуэтные
и предметные картинки; планы и условные обозначения, используемые в них.
В. К. Воробьева
предложила
систему
обучения
связной
речи,
в основе
которой
- прием
моделирования,
который
используется
для
навыка
составления
повествовательных
рассказов
с помощью
картинно-
графического плана.
Данная методика включает необходимый материал, с
помощью которого
ребенок
освоит, как по смыслу строится рассказ, как в нем связываются
предложения, с помощью чего происходит смена мыслей предложения от
одного
к
другому.
Как
все
это
можно
объединить
в
такое
понятие,
как
«цепной рассказ».
Методика проведения занятия:
1 этап: Воспитатель читает детям рассказ.
В процессе прослушивания рассказа предлагает детям запомнить, о каких
предметах, (о ком! или о чем!) сообщается в нем.
2 этап: После прочтения рассказа детям дается задание:
из предметных картинок, которые лежат на столе,
отобрать только те, о
которых говорится в нашем рассказе.
3 этап: Составляется предметно - графический план.
На этом этапе занятия детям предлагается «записать» рассказ, «но только
записывать его мы будем не словами, а картинками».
первый квадрат — это первое слово в предложении (субъект) ,
далее стрелка — это тоже слово, которое обозначает действие,
второй квадрат — это еще одно слово .(предсубъект)
Все это вместе составляет одно предложение.
Далее
педагог
предлагает
найти
предметные
картинки
к
первому
п р е д л о ж е н и ю
и
п р а в и л ь н о
з а п о л н и т ь
и м и
с т р о ч к у .
В качестве проверки правильности выполнения задания дети «прочитывают»
д а н н о е
п р е д л о ж е н и е
и
п е р е х о д я т
к
п о с л е д у ю щ е м у .
Так подбирая предметные картинки ко всем предложениям, дети постепенно
заполняют всю схему (предметно - графический план).
4 этап: Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
Предлагаем детям соединить цветными стрелками одинаковые картинки двух
соседних
предложений,
устанавливая
тем
самым
определённую
цепочку.
Так, в сознании детей постепенно закрепляется представление о том, что
важной
единицей
в
рассказе
является
то
место,
где мысль
одного
предложения
перетекает в мысль другого, что
именно
за счет такого
повтора
предметных
картинок
осуществляется
связь
отдельных
предложений в единое целое — рассказ.
5 этап: на данном этапе предлагается детям наполнить, украсить рассказ,
сделать его более ярким и насыщенным с помощью специальных значков -
символов.
желтый треугольник - обозначает признак предмета, отвечает на вопрос
(Какой, какая, какое?).
красный круг - наречие, отвечает на вопрос (когда?)
прямоугольник, значок запрета - другое слово, близкое по значению.
6 этап: завершающий - пересказ рассказа с опорой на план, включающий
задания, связанные с изменением.
Актуальность использования
данного
метода
в работе
с дошкольниками
состоит
в том,
что: во-первых,
для
детей
с ОВЗ
характерна
быстрая
утомляемость и потеря интереса к занятию, а
использование наглядного
моделирования
вызывает
интерес
и помогает
решить
эту
проблему; во-
вторых,
использование
символической
аналогии
облегчает
и ускоряет
процесс
запоминания
и усвоения
материала,
формирует
приёмы
работы
с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь —
записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; в-третьих, применяя
графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, и систематизировать
полученные знания.
В ы в од : Применение
метода
наглядного
моделирования
существенно
облегчает
процесс
овладения
детьми
навыкам
связной
речи,
позволяет
успешно преодолевать недостатки в её развитии, добиться значительных
результатов,
повышает
интерес
детей
к
данному
виду
деятельности.
Модель даёт возможность успешно развивать у детей все познавательные
процессы,
оптимизировать
процесс
перехода
наглядно
-
действенного
мышления к образному, формировать словесно - логическое мышление.
Изучив
уже
имеющиеся
методики
формирования
связной
речи
(Л.Н.
Ефименковой,
Т.А.
Ткаченко, Т.Ю. Бардышева, Н.Е. Арбекова О.Ю.
Дорошенко
О.Ю.,
С.А.
Комиссарова),
я
разработала
комплексно
-
тематическое
планирование
согласно
лексическим
темам
по
формированию умений и навыков связной речи у детей с ОВЗ, взяв за основу
методику В.К.Воробьёвой
«Обучение
детей
первоначальному
навыку
опис ательно
-
пове ствовательной
речи
с
и с п ол ь зов а н и е м
моделирования».
На
основание
КТП
мною
составлены
картинно
-
графические
схемы
(модели) и подобран соответствующий материал (картинки) для составления
повествовательных рассказов.