Напоминание

"Занятие по опытно–экспериментальной деятельности для детей старшей группы."


Автор: Смирнова Любовь Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – детский сад "Сказка"
Населённый пункт: р.п.Красные Баки, Нижегородская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Занятие по опытно–экспериментальной деятельности для детей старшей группы."
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ ЦРР-детский сад «Сказка», р. п. Красные Баки

воспитатель Смирнова Любовь Сергеевна

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей

старшей группы.

Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности

как экспериментирование.

Задачи: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха и воды,

продолжать учить проводить несложные опыты с использованием подручных

средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с

научной точки зрения;

Развивать любознательность, память, познавательный интерес.

Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость

открытий.

Оборудование и материалы:

столы, заколки и бантики, одноразовые шапочки, 3 баночки водой, платочек,

ведерко с водой, тазик с водой, резиновые игрушки и кубики, 2 мандарина,

воздушные шарики с сюрпризом, растительное масло, таблетки аспирина,

краски, колонка со спокойной музыкой.

Предварительная работа: рассматривание объектов живой и неживой

природы, знакомство со свойствами воздуха, магнита, закрепление знаний о

свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой,

воздухом, магнитом.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам гости пожаловали. (Дети здороваются с

воспитателями). Интересно, зачем? Может поиграть?

Воспитатель: Ребята, я кое-что придумала…(собираются в кружок, педагог

предлагает детям превратиться во взрослых, а воспитателей гостей

превратим в ребят). Уважаемые, взрослые, чтобы вам не скучно было сидеть,

мы предлагаем вам с нами поиграть.

Эмоциональный настрой:

Вставайте вместе с нами в дружный круг, (все встают в круг)

справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг

повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, а

воспитателей в ребяток. А теперь на три, два, раз - повернемся в круг сейчас.

Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, получилось!

Ребята, присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые, пройдите

сюда. Что-то мне этот стол, баночки, вода и другие предметы напоминают

маленькую лабораторию. Значит, вы сейчас не только взрослые, а настоящие?

Дети «взрослые»: Настоящие ученые! (надевают на головы шапочки).

Воспитатель: Ребята, сегодня вы попали в настоящую лабораторию. А вы,

слышали, кто там работает?

Воспитатели «дети»: Там работают ученые.

Воспитатель: Молодцы. Правильно. А, что же делают ученые в лаборатории?

Не знаете? Давайте спросим ученых. Вадим Алексеевич, может, вы сообщите

детям, что же делают ученые в лаборатории?

В.А: Ученые проводят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, для чего проводят опыты и эксперименты?

Нет? Давайте спросим другого ученого лаборатории. Ярослав Евгеньевич,

для чего вы проводите опыты и эксперименты?

Я.Е: опыты мы проводим, что бы узнать что-то новое или проверить, или что

ни будь придумать и увидеть новое...

Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то

интересное? - Да.

Воспитатель: Только для начала вспомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Воспитатель: ученые хотят разгадать загадки природы. Ребята, а вы любите

загадки? Тогда слушайте.

Загадка: Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без ... (Вода)

Воспитатель: Отгадку вы сможете увидеть на столе. Ребята, какая вода по

цвету? –Прозрачная. Сейчас с водой вы увидите настоящие фокусы.

Уважаемые лаборанты, кто из вас желает показать фокус с водой и превратить

её в цветную?

1.Фокус с водой. Вода обычная становится разноцветной!

Секрет фокуса: Для проведения фокуса необходимо взять 3 банки с

закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта

акварельной краской (красной, зеленой, синей). В банки заранее наливается

вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит

слова: Я бутылку подниму и немножко потрясу. Теперь платочек поднимаем,

какого цвета вода? Называем..(красная). Ребята, я вижу, Катя так хочет

попробовать изменить цвет воды вместе с ученым. Кто из вас товарищи

взрослые поможет показать фокус еще раз с Катей.

Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники, какой мы сделаем вывод?

-Вода может растворять краску и изменять цвет.

2. Ребята, в нашей лаборатории есть разные предметы, многие из них вам

знакомы. Сейчас, вы увидите, что может произойти с предметами, если их

отпустить в воду. Подойдите и возьмите по одному предмету, положите в

тазик. Что вы увидели? – Мяч, уточки и кубики плавают. А сможете назвать

из какого материала предметы? Правильно из резины и дерева.

Товарищи ученые объясните ребятам, почему предметы плавают, ведь они из

разного материала? Мария Сергеевна, пожалуйста. Вывод: Предметы из

дерева не тонут, а в резиновых предметах есть дырочка, значит в них

воздух. Воздух легче воды.

Воспитатель: Молодцы и «взрослые - ученые» и ребятки, загадаю еще вам

загадку:

Оранжевого цвета он зимой и летом.

Круглый, но не апельсин, очень сочный…( мандарин).

Воспитатель достает два мандарина и предлагает провести интересный опыт

с мандаринами: один очищенный, другой, с кожурой. Бросает их в банку с

водой.

- Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем это можно объяснить

? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах мандариновой

корки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).

А теперь предлагаю всем встать и немного поиграть.

Игра "Бывает - не бывает".

Дети и ученые становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети и

взрослые отвечают, если «Бывает»-то делают хлопок в ладоши и говорят

«да», если «не бывает»- то качают головой и говорят «нет».

•Воздух бывает теплый? (Да).

• Воздух бывает чистый? (да).

• Воздух бывает пушистый? (Нет).

• Воздух бывает легкий? (да).

• Воздух бывает грязный? (да).

• Воздух бывает сердитый? (Нет).

. Воздух прозрачный? (да)

Воспитатель: Молодцы и «взрослые - ученые» и ребята, все ответили

правильно.

А вы знаете ребята, воздух мы не видим, но его можно поймать. И сейчас

наши специалисты лаборанты вас научат ловить воздух. Кто из вас,

уважаемые лаборанты научит детей ловить воздух в пакет? Пожалуйста,

Валерия Дмитриевна, проходите. Артем Романович, помогите, раздайте

ребятам пакетики.

3.Опыт с воздухом№1.

В.Д: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нѐм?

Дети: Он пуст.

В.Д: Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух, вот

так и закрутите пакет. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон

воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всѐ место в мешке. Теперь

разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

Почему?

Дети: В нѐм нет воздуха.

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Воспитатель: И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в

мешочке, а потом выпустили его.

Уважаемые работники лаборатории, а как еще мощно поймать воздух?

Ученые: Воздушным шариком.

Детям предлагается посмотреть, как шарики надуваются воздухом.

Опыт с воздухом №2

Воспитатель: Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель

предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и

запираем его в воздушном шарике.

Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не

поместится. Так что главное - не перестараться. Шарики в лаборатории не

простые, с сюрпризом.

Воспитатель: посмотрите «взрослые», как рады «дети», значит, не зря они

сегодня попали в нашу лабораторию. Вижу, что вам «взрослым – ученым»

тоже захотелось стать детьми…

Воспитатель: Ребята, наши «ученые – взрослые» тоже захотели стать детьми

и хотят тоже увидеть что- ни будь интересное…

Давайте снова встанем в круг.

(все встают в круг)

Справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг

повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых-

воспитателей, а ученых- в ребят. А теперь на три, два, раз - повернемся в

круг сейчас.

Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, опять все получилось! Ребята,

присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые со своими

шариками, можете пройти сюда.

Воспитатель: Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как

взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Но

мне показалось, что вам захотелось снова стать детьми. Ведь дети хотят все

знать и им интересно все новое. Согласны? Я для вас сегодня приготовила

интересный опыт. Вы готовы увидеть, что-то новое и интересное?

Дети: Да. Готовы.

Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку и тогда догадаетесь, что нам

понадобиться для опыта.

Загадка:

От него — здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода.

Дети : Молоко.

Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей.

Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться

палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться,

а цвета — перемешиваться.

Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира

в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит

обезжиренное молоко.

Загадка:

Рыбу мы на нем пожарим,

Пожарим и котлетки.

Что же это? Отгадали? Назовите детки. (Растительное масло)

4.Опыт с водой , растительным маслом и красками

Для этого нам потребуется:

- пластиковая бутылка (или прозрачная ваза или колба, пустая банка тоже

подойдет)

- растительное масло

- вода

- пищевой краситель

- таблетки аспирина

В самом начале заполняем нашу бутылку (банку или вазу) на 2/3

растительным масло.

Потом доливаем холодную воду, капаем несколько капель пищевого

красителя. А теперь самое интересное, чтобы «оживить» нашу лавовую

лампу, мы кидаем таблетку аспирина и …Наслаждаемся чудом!

Воспитатель: Ребята, вам интересно было наблюдать, что происходит?

Дети: Очень интересно.

Воспитатель: А какой можно сделать вывод из этого опыта?

Что произошло с маслом, когда добавили воду в стакан?

Дети: Масло поднялось вверх, а вода опустилась вниз.

Воспитатель: значит масло легче, чем вода. Ребята, вам сегодня понравилось

наша деятельность? А что вам показалось самым интересным? А вам,

уважаемые воспитатели?

Воспитатель: Ну, что ж до новых встреч и новых открытий.



В раздел образования