Автор: Смирнова Любовь Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР – детский сад "Сказка"
Населённый пункт: р.п.Красные Баки, Нижегородская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Занятие по опытно–экспериментальной деятельности для детей старшей группы."
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ ЦРР-детский сад «Сказка», р. п. Красные Баки
воспитатель Смирнова Любовь Сергеевна
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей
старшей группы.
Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности
как экспериментирование.
Задачи: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха и воды,
продолжать учить проводить несложные опыты с использованием подручных
средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с
научной точки зрения;
Развивать любознательность, память, познавательный интерес.
Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость
открытий.
Оборудование и материалы:
столы, заколки и бантики, одноразовые шапочки, 3 баночки водой, платочек,
ведерко с водой, тазик с водой, резиновые игрушки и кубики, 2 мандарина,
воздушные шарики с сюрпризом, растительное масло, таблетки аспирина,
краски, колонка со спокойной музыкой.
Предварительная работа: рассматривание объектов живой и неживой
природы, знакомство со свойствами воздуха, магнита, закрепление знаний о
свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой,
воздухом, магнитом.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам гости пожаловали. (Дети здороваются с
воспитателями). Интересно, зачем? Может поиграть?
Воспитатель: Ребята, я кое-что придумала…(собираются в кружок, педагог
предлагает детям превратиться во взрослых, а воспитателей гостей
превратим в ребят). Уважаемые, взрослые, чтобы вам не скучно было сидеть,
мы предлагаем вам с нами поиграть.
Эмоциональный настрой:
Вставайте вместе с нами в дружный круг, (все встают в круг)
справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг
повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых, а
воспитателей в ребяток. А теперь на три, два, раз - повернемся в круг сейчас.
Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, получилось!
Ребята, присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые, пройдите
сюда. Что-то мне этот стол, баночки, вода и другие предметы напоминают
маленькую лабораторию. Значит, вы сейчас не только взрослые, а настоящие?
Дети «взрослые»: Настоящие ученые! (надевают на головы шапочки).
Воспитатель: Ребята, сегодня вы попали в настоящую лабораторию. А вы,
слышали, кто там работает?
Воспитатели «дети»: Там работают ученые.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. А, что же делают ученые в лаборатории?
Не знаете? Давайте спросим ученых. Вадим Алексеевич, может, вы сообщите
детям, что же делают ученые в лаборатории?
В.А: Ученые проводят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Ребята, а вы, знаете, для чего проводят опыты и эксперименты?
Нет? Давайте спросим другого ученого лаборатории. Ярослав Евгеньевич,
для чего вы проводите опыты и эксперименты?
Я.Е: опыты мы проводим, что бы узнать что-то новое или проверить, или что
ни будь придумать и увидеть новое...
Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то
интересное? - Да.
Воспитатель: Только для начала вспомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
• вставать с места.
• трогать оборудование и приборы.
• засовывать что-либо в нос, рот, уши.
Воспитатель: ученые хотят разгадать загадки природы. Ребята, а вы любите
загадки? Тогда слушайте.
Загадка: Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без ... (Вода)
Воспитатель: Отгадку вы сможете увидеть на столе. Ребята, какая вода по
цвету? –Прозрачная. Сейчас с водой вы увидите настоящие фокусы.
Уважаемые лаборанты, кто из вас желает показать фокус с водой и превратить
её в цветную?
1.Фокус с водой. Вода обычная становится разноцветной!
Секрет фокуса: Для проведения фокуса необходимо взять 3 банки с
закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта
акварельной краской (красной, зеленой, синей). В банки заранее наливается
вода. Фокусник показывает всем, что вода обыкновенная, затем говорит
слова: Я бутылку подниму и немножко потрясу. Теперь платочек поднимаем,
какого цвета вода? Называем..(красная). Ребята, я вижу, Катя так хочет
попробовать изменить цвет воды вместе с ученым. Кто из вас товарищи
взрослые поможет показать фокус еще раз с Катей.
Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники, какой мы сделаем вывод?
-Вода может растворять краску и изменять цвет.
2. Ребята, в нашей лаборатории есть разные предметы, многие из них вам
знакомы. Сейчас, вы увидите, что может произойти с предметами, если их
отпустить в воду. Подойдите и возьмите по одному предмету, положите в
тазик. Что вы увидели? – Мяч, уточки и кубики плавают. А сможете назвать
из какого материала предметы? Правильно из резины и дерева.
Товарищи ученые объясните ребятам, почему предметы плавают, ведь они из
разного материала? Мария Сергеевна, пожалуйста. Вывод: Предметы из
дерева не тонут, а в резиновых предметах есть дырочка, значит в них
воздух. Воздух легче воды.
Воспитатель: Молодцы и «взрослые - ученые» и ребятки, загадаю еще вам
загадку:
Оранжевого цвета он зимой и летом.
Круглый, но не апельсин, очень сочный…( мандарин).
Воспитатель достает два мандарина и предлагает провести интересный опыт
с мандаринами: один очищенный, другой, с кожурой. Бросает их в банку с
водой.
- Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем это можно объяснить
? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах мандариновой
корки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).
А теперь предлагаю всем встать и немного поиграть.
Игра "Бывает - не бывает".
Дети и ученые становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети и
взрослые отвечают, если «Бывает»-то делают хлопок в ладоши и говорят
«да», если «не бывает»- то качают головой и говорят «нет».
•Воздух бывает теплый? (Да).
• Воздух бывает чистый? (да).
• Воздух бывает пушистый? (Нет).
• Воздух бывает легкий? (да).
• Воздух бывает грязный? (да).
• Воздух бывает сердитый? (Нет).
. Воздух прозрачный? (да)
Воспитатель: Молодцы и «взрослые - ученые» и ребята, все ответили
правильно.
А вы знаете ребята, воздух мы не видим, но его можно поймать. И сейчас
наши специалисты лаборанты вас научат ловить воздух. Кто из вас,
уважаемые лаборанты научит детей ловить воздух в пакет? Пожалуйста,
Валерия Дмитриевна, проходите. Артем Романович, помогите, раздайте
ребятам пакетики.
3.Опыт с воздухом№1.
В.Д: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нѐм?
Дети: Он пуст.
В.Д: Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух, вот
так и закрутите пакет. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон
воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всѐ место в мешке. Теперь
разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
Почему?
Дети: В нѐм нет воздуха.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель: И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в
мешочке, а потом выпустили его.
Уважаемые работники лаборатории, а как еще мощно поймать воздух?
Ученые: Воздушным шариком.
Детям предлагается посмотреть, как шарики надуваются воздухом.
Опыт с воздухом №2
Воспитатель: Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель
предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и
запираем его в воздушном шарике.
Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не
поместится. Так что главное - не перестараться. Шарики в лаборатории не
простые, с сюрпризом.
Воспитатель: посмотрите «взрослые», как рады «дети», значит, не зря они
сегодня попали в нашу лабораторию. Вижу, что вам «взрослым – ученым»
тоже захотелось стать детьми…
Воспитатель: Ребята, наши «ученые – взрослые» тоже захотели стать детьми
и хотят тоже увидеть что- ни будь интересное…
Давайте снова встанем в круг.
(все встают в круг)
Справа друг и слева друг. Мы друг другу улыбнемся и спиной в круг
повернемся. Раз, два, три, четыре, пять превращаю всех ребят во взрослых-
воспитателей, а ученых- в ребят. А теперь на три, два, раз - повернемся в
круг сейчас.
Воспитатель: Ой, смотрите, кажется, опять все получилось! Ребята,
присаживайтесь на стульчики, а вы, уважаемые взрослые со своими
шариками, можете пройти сюда.
Воспитатель: Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как
взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Но
мне показалось, что вам захотелось снова стать детьми. Ведь дети хотят все
знать и им интересно все новое. Согласны? Я для вас сегодня приготовила
интересный опыт. Вы готовы увидеть, что-то новое и интересное?
Дети: Да. Готовы.
Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку и тогда догадаетесь, что нам
понадобиться для опыта.
Загадка:
От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода.
Дети : Молоко.
Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей.
Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться
палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться,
а цвета — перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира
в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит
обезжиренное молоко.
Загадка:
Рыбу мы на нем пожарим,
Пожарим и котлетки.
Что же это? Отгадали? Назовите детки. (Растительное масло)
4.Опыт с водой , растительным маслом и красками
Для этого нам потребуется:
- пластиковая бутылка (или прозрачная ваза или колба, пустая банка тоже
подойдет)
- растительное масло
- вода
- пищевой краситель
- таблетки аспирина
В самом начале заполняем нашу бутылку (банку или вазу) на 2/3
растительным масло.
Потом доливаем холодную воду, капаем несколько капель пищевого
красителя. А теперь самое интересное, чтобы «оживить» нашу лавовую
лампу, мы кидаем таблетку аспирина и …Наслаждаемся чудом!
Воспитатель: Ребята, вам интересно было наблюдать, что происходит?
Дети: Очень интересно.
Воспитатель: А какой можно сделать вывод из этого опыта?
Что произошло с маслом, когда добавили воду в стакан?
Дети: Масло поднялось вверх, а вода опустилась вниз.
Воспитатель: значит масло легче, чем вода. Ребята, вам сегодня понравилось
наша деятельность? А что вам показалось самым интересным? А вам,
уважаемые воспитатели?
Воспитатель: Ну, что ж до новых встреч и новых открытий.