Автор: Кукушкина Эмма Захитовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 47
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Практический материал для логоритмических занятий"
Раздел: начальное образование
Кукушкина Эмма Захитовна
2018
Практический материал
для логоритмических
занятий
Учебно-методическое пособие
Практический материал
для логоритмических
занятий
Учебно-методическое пособие
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - Гимназия № 47
620067, г. Екатеринбург, ул. Советская, 24а, тел. (343) 341-08-00, факс (343) 365-50-08
e-mail:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях
Это средство логопедической ритмики В.А. Гринер
1
называет «вводными
упражнениями».
Они
должны
научить
детей
первоначальным
навыкам
ходьбы
по
кругу
в
одиночку,
парами
и
группой,
обходить
различные
предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное
направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния
между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Ребёнок
учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем
направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом к
центру и т.п. Пространственная характеристика движения включает исходное
положение, положение тела и его частей в движении, траекторию движения.
С
самого
начала
занятий
вводные
упражнения
дают
установку
на
разнообразный темп движения и речи, поэтому следует направлять внимание
детей на руководящую роль музыки.
Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом
движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с
нарушениями
речи,
особенно
у
первоклассников,
отмечается
иногда
отставание
в
координации
движений
во
время
ходьбы.
Они
широко
расставляют
ноги,
шаркают
ими,
наблюдается
неустойчивость
в
ходьбе,
замедленность движений. Поэтому с первых дней занятий формируем у детей
устойчивость, умение ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая тем
самым боковые раскачивания, приподнимать ноги при ходьбе. Для этого
используются упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат,
кубики, рейки лестницы, положенной на пол, и т.п. Тренировка устойчивости
позволяет более направленно воспитывать ориентировку в ходьбе между
предметами, что необходимо в практической жизни. На занятиях можно
использовать следующие виды ходьбы:
• отдельно по дорожке, обозначенной двумя канатами;
• группой;
• группой под барабан к противоположной стене класса;
• друг за другом, держась левой рукой за веревку. Под звуки барабана
педагог (затем ребёнок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать
звуками [«у-у-у»];
• друг за другом, держась за руки;
• с перешагиванием через палки, параллельно положенные на пол;
• друг за другом по кругу с остановками;
• на носках;
• друг за другом с флажками в руках;
• друг за другом между стульями;
• друг за другом «змейкой», с перешагиванием через канат, положенный
на пол.
• на носках и на пятках с изменением положения рук;
1
Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958 г.
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
1
• друг за другом с высоко поднятыми коленками (до 15сек.);
Различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и со словом.
Например, ходьба:
а) на внутренней, внешней сторонах ступни:
Лёд да лёд, Скользкий лёд,
Лёд да лёд, Скользкий лёд,
А по льду Но пингвин
Пингвин идёт. Не упадёт.
б) на равновесие:
Цапля важная, носатая.
Целый день стоит, как статуя.
в) на носках:
Маме надо отдыхать, Я на цыпочках хожу,
Маме хочется поспать. Я её не разбужу.
г) на пятках:
Тук, тук, тук, тук, Мои пяточки идут,
Тук, тук, тук, тук, Меня к мамочке ведут.
Моих пяток слышен стук.
Упражнения
•
Выставление
ноги
на
пятку
(эстонская
народная
танцевальная
мелодия, автор упражнения Н. Сорокина).
Упражнение
развивает
чёткость
движений
голеностопного
сустава,
подготавливает детей к исполнению элементов народной пляски, развивает
чувство музыкальной формы (различие двух неконтрастных частей мелодии).
•
Бег
с
остановками
(прыжки
через
воображаемое
препятствие)
(венгерская народная мелодия, автор упражнения Е. Дубянская).
Упражнение развивает ритмическую чёткость и ловкость движений, даёт
ощущение музыкальной фразы, конец которой отмечается чётким прыжком.
Итак,
какие
метапредметные
умения
формируются
у
младших
школьников с ОВЗ, выполняя упражнения, ходьбу и маршировку в различных
направлениях?
Метапредметные умения:
1)
умение
ставить
ноги
ближе
к
средней
линии, уменьшая тем самым боковые раскачивания, приподнимать ноги при
ходьбе;
2) умение перешагивать через предметы; 3) ориентироваться в
ходьбе
между
предметами,
что
необходимо
в
практической
жизни;
4)
ориентироваться
в
пространстве
и
коллективе,
в
право-левостороннем
направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом к
центру и т.п.; 5) выполнять прыжки через воображаемое препятствие; 6)
различать на слух две неконтрастные мелодии; 7) различать виды ходьбы,
сочетающиеся не только с музыкой, но и со словом; 8) выражать интерес к
уроку через двигательные умения и навыки.
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
2
2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
Упражнения проводятся в полном соответствии с этапами и задачами
логоритмической работы. В большем количестве они включаются в занятия,
проводимые
в
начале
учебного
курса.
По
мере
успешного
устранения
речевого
нарушения,
количество
их
в
середине
и
конце
учебного
курса
сокращается, но не исключается, так как в использовании логоритмического
материала должна быть преемственность.
Цель
упражнений
—
способствовать
нормализации
деятельности
речевого аппарата.
Упражнения
на развитие
дыхания
помогают
выработать
правильное
диафрагмальное
дыхание,
продолжительность
выдоха,
его
силы
и
постепенности. Их можно сочетать с движениями рук (вверх — вниз, вверх
— в стороны, вверх — на пояс, вверх — на голову и т.д.), туловища (вправо
— влево, наклоны вперед, круговые вращения), головы (к плечу, на грудь,
круговые повороты). Например, подняться на носки, руки вытянуть вверх —
вдох,
опуститься
на
полную
ступню,
руки
на
пояс
—
выдох.
Поворот
туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо — вдох,
возвращение в исходное положение: туловище — прямо, руки опущены вниз
— выдох. Поднять голову вверх — вдох, опустить медленно на грудь —
выдох.
В
упражнения
на
развитие
дыхания
включается
речевой
материал,
произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки потянуть
вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на поясе длительно
тянуть
сначала
глухой
звук
[с]
(или
[ш],
[ф],
[х]),
затем
гласные
звуки
изолированно
и
в
различных
сочетаниях,
затем
гласные
в
сочетании
с
согласными звуками. Далее — на выдохе — произносить слова с открытыми
слогами, закрытыми, двух- и трехсложные; фразы, состоящие из 3-5 слов.
Удлинение фразы требует более длительного выдоха.
Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и
согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и
без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это
упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или
«гудение» (как звукоподражание кошке, гудку парохода), чтобы добиться
изменения
в
высоте
голоса.
Сила
голоса
воспитывается
при
произнесении
гласных
более
громким
или
более
тихим
голосом,
с
соответствующим
усилением
или
ослаблением
музыкального
аккомпанемент а.
Длительно сть
звуч ания
голо с а
зависит
о т
продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезна
мелодекламация: чтение стихотворений с вопросительной, восклицательной,
побудительной и другими интонациями под соответствующую музыку.
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
3
Работа над дикцией проводится с помощью дыхательных, голосовых и
артикуляторных упражнений. Вначале под ритмическую музыку или счёт
педагога
занимающиеся
обозначают
гласные
немой
артикуляцией,
затем
произносят на шёпоте и громко, изолированно и в ряду из 2-4 гласных, всего
ряда. Далее на выдохе произносятся слоги, слова произносятся на шепоте со
звуками [п], [т], [к], [ф], [ш] («па-по-пу-пы», «паф-поф-пуф-пыф» и т.д.) и
громко,
четверостишья,
пословицы,
поговорки
произносятся
со
сменой
ударения и темпа речи.
К середине учебного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные
упражнения включаются в подвижные игры, игры драматизации, в ходьбу с
замедлением, в упражнения с хлопками, счётом, пением. Полезно пение
вокализов — мелодии без слов. Гласные пропеваются в последовательности
[у], [о], [а], [и]. Затем поются гаммы, вводится другой вид связного пения —
звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что
развивает гибкость, высоту голоса.
Необходимо развивать диапазон голоса. В звонком голосе выражены
высокие
(2000—3000
Гц)
и
низкие
(700—800
Гц)
частоты.
Повышение
уровня высокой форманты (2300—2700 Гц) увеличивает силу и полётность
звучания. Начинать упражнения следует с произношения звуков [м], [н] с
гласными.
Голос
звучит
на
среднем
регистре,
в
одной
тональности:
ммуммоммэммиммамм. Далее: повышение и понижение голоса на сонорных
согласных [м], [н] с паузами и без пауз при произношении слов и фраз.
В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается
пение
и
произношение
междометий,
которые
экспрессивно
окрашены,
выражают эмоции, волевые побуждения человека — радость, боль, гнев,
страх:
«А!
0!
Ах!
0x!
Ух!
Ой!
Ай-ай-ай!»
и
т.д.
Затем
междометия
включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска
звука
в
них
была
разной:
минорной
или
мажорной,
с
соответствующей
музыкой. Полезны распевания на материале артикуляторной гимнастики с
одновременным развитием мелкой моторики.
Формирование метапредметных умений у младших школьников с ОВЗ,
выполняя упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Метапредметные
умения:
1)
произносить
на
выходе
гласные
и
согласные
звуки;
2)
чтение
стихотворений
с
вопро сительной,
восклицательной,
побудительной
и
другими
интонациями
под
соответствующую
музыку;
3)
выполнять
дыхательные,
голосовые
и
артикуляторные упражнения для работы над дикцией; 4) играть в подвижные
игры, игры драматизации; 5) ходить с замедлением, выполнять упражнения с
хлопками, счётом, пением; 6) громко и чётко произносить четверостишья,
пословицы,
поговорки
со
сменой
ударения
и
темпа
речи;
7)
выполнять
артикуляционную и пальчиковую гимнастику.
3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
4
Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами,
научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит
усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или
меньшей силы мускульного напряжения. Младшие школьники знакомятся с
громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении
стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения флажками вниз — на
тихое звучание и более сильные взмахи флажками над собой — при громком
звучании. Вместо флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту.
Затем упражнение усложняется. Дети выполняют задания с предметами в
процессе
ходьбы,
бега,
подскоков.
Например,
при
сильном
звучании
инструмента
дети
идут
по
кругу,
размахивая
флажками,
при
тихом
—
останавливаются, прячут их за спину. Различное звучание можно обозначить
и шагами: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое — на
носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое — для рук,
связанное
со
сменой
силы
звучания.
Даются
упражнения
с
разными
построениями. Это приучает детей работать в коллективе.
В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно
выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения.
Общеразвивающие упражнения, помимо всестороннего воздействия на
организм, развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, ног, рук. Эти
упражнения многообразны. По характеру выполнения их можно разделить на
упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В
упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, чёткость,
быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям
с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании
подвешенного
мяча),
средние
(при
перекатывании
и
ловле),
малые
(при
выполнении
бросков,
передаче
по
ряду
и
переносе).
В
этих
движениях
чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с
мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.
Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и
туловища,
для
развития
равновесия,
формирования
правильной
осанки.
Чувство равновесия развивается при ходьбе, беге, прыжках, метании и в ходе
других упражнений. В качестве специальных средств тренировки равновесия
используется следующее: кружение на месте переступанием, с последующим
приседанием по звуковому сигналу, а также остановка во время ходьбы и бега
по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание
через предметы (кубики, палки и др.).
Метапредметные
умения: 1)
управлять
своими
движениями;
2)
определять на слух громкое и тихое звучание музыкальных инструментов; 3)
взаимодействовать с педагогом и детьми; 4) выполнять задания с предметами
в процессе ходьбы, бега, подскоков; 5) выполнять упражнения с разными
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
5
построениями,
помогающие
детям
работать
в
коллективе;
6)
выполнять
упражнениям
с
мячами
(отталкивать,
перекатывать
и
ловить,
бросать,
передавать и т.д.); 7) оценивать достигнутые результаты.
4. Упражнения, активизирующие внимание
Эти
упражнения
воспитывают
быструю
и
точную
реакцию
на
зрительные
и
слуховые
раздражители,
развивают
все
виды
памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Занимающиеся учатся сосредотачиваться
и
проявляют
волевые
усилия.
Организуя
двигательную
сферу,
педагог
формирует у занимающихся готовность действовать определенным образом в
определенном
направлении.
Воспитание
такой
готовности
способствует
устойчивости внимания; формирует умение воспроизводить заданный ряд
последовательных действии, способность переключаться с одного движения
на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.
Воспитывать внимание помогают слово, музыка, жест. Особенно широко
используется
музыка.
Смена
музыкальных
отрывков,
темпов,
ритмов,
контрастность
регистров,
характер
и
сила
звука,
форма
музыкального
произведения
позволяют
регулировать
смену
движений,
составляющих
упражнение, и привлекают внимание занимающихся к изменению музыки, а
значит, — и движению.
На логоритмическом занятии проводится обычно одно-два упражнения
на
активизацию
внимания.
Педагог
продумывает,
следует
ли
выбирать
подвижное
задание,
связанное
с
бегом
или
маршировкой,
или
задание
статического характера. Этот выбор зависит от психомоторного напряжения
предыдущего и последующего упражнений по схеме занятия.
Метапредметные
умения: 1) сосредотачиваться и проявлять волевые
усилия; 2) быть готовым действовать определённым образом в определённом
направлении; 3) воспроизводить заданный ряд последовательных действии;
4) переключаться с одного движения на другое; 5) удерживать в памяти
последовательный ряд движений; 6) выполнять учебные действия в качестве
слушателя,
понимать
цель
выполняемых
действий,
подбирать
слова,
отражающие
содержание
музыкальных
произведений;
7)
проявлять
активность во взаимодействии, слушать собеседника.
5. Счётные упражнения
Эти
упражнения
используются
на
логоритмических
занятиях
для
организации поведения детей при выполнении заданий, особенно сложных
построений, серий движений.
В
начале
учебного
курса
счётные
упражнения
включаются
в
организационный
момент:
дежурный
говорит,
сколько
детей
пришло
на
занятие. Затем занимающиеся пересчитываются по порядку, рассчитываются
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
6
на первый и второй, первый, второй и третий и т.д., в зависимости от цели
упражнения.
Счёт
помогает
детям
правильно
встать
парами,
построиться
в
две
колонны, в две шеренги, встать по трое, четверо и т.д.
Счётные упражнения включаются в зарядку. Например, дежурный дает
задание: на счёт «раз» — поднять руки вверх («сноп»), на счет «два» — руки
в стороны («ёлка»), на счёт «три» — присесть («пенёк»). Причём дежурный
говорит или цифры, или слова, обозначающие разные движения.
Счётные упражнения проводятся и в стихотворной форме как сигнал для
выполнения очередного упражнения. Например, «Раз — дрова, два — дрова,
раскололся ствол едва! Бух — дрова, бах — дрова, вот уже полена два» — в
упражнении, имитирующем рубку дров. Или: «...Пляска кончается, кружки
собираются. Мальчики — к Ивану, девочки — к Катюше. Раз, два, три!».
Метапредметные
умения: 1)
контролировать
поведения
при
выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений; 2)
правильно встать парами, построиться в две колонны, в две шеренги, встать
по трое, четверо и т.д.; 3) выполнять задания творческого и поискового
характера;
4)
умения
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Эти упражнения, впервые предложенные для работы сзаикающимися
В.А.
Гринер,
представляют
интерес
для
учителя,
не
владеющего
музыкальным
инструментом.
Такие
задания
можно
использовать
при
проведении
утренней
зарядки
или
физкультминутки
во
время
логоритмических
занятий,
с
проговариванием
стихотворных
строк
как
с
движениями, так и без них. Движения не должны быть механическими.
Стихотворный материал должен иметь:
• разную направленность: для нормализации темпа и ритма детям с
ДЦП; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с аутизмом; для
автоматизации звукопроизношения у детей с синдромом Дауна и т.д.;
•
определённый
динамичный
размер,
чтобы
можно
было
соотнести
движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
• среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать
соответствующее движение;
•
насыщенность
глагольной
лексикой,
чтобы
проиллюстрировать
движения;
•
сюжетную
линию
или
действующее
лицо,
чтобы
исключить
механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и
движением;
•
стихотворения
следует
подбирать,
учитывая
возраст,
речевые
и
двигательные возможности занимающихся.
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
7
Не все речевые упражнения можно выполнять двигаясь и одновременно
произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому лучше
разделить занимающихся на две группы: одна выполняет движения, другая
произносит текст.
Метапредметные умения: 1)проговаривание стихотворных строк как с
движениями, так и без них; 2) проговаривать последовательность действий на
уроке; 3) делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; 4)
слушать и понимать речь других; 5) выразительно читать стихотворный текст.
7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера или
метра
Музыкальный метр представляет собой систему соотношений акцентов
и неакцентированных долей различных рангов. Эта система определяется
количеством
метрических
уровней
и
конкретным
рисунком
различных
в
метрическом
отношении
временных
долей.
Смена
метра
приводит
к
перенесению акцента. Школьникам необходимо дать первоначальное понятие
об
акценте
как
об
ударном
моменте
в
звучании.
Они
научатся
прислушиваться к музыке и различать отдельные ударные моменты на фоне
звучания равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным
движением.
Сначала проводится специальная работа над неожиданным акцентом,
затем
—
над
метрическим
(равномерно
повторяющимся)
и
переходным.
После первоначального усвоения этих понятий занятия проводятся также, как
и занятия на развитие внимания.
Акцент выделяется аккордом в любом регистре фортепиано или ударом
по барабану, в бубен, в тарелки. Сначала занимающиеся, стоя или сидя на
месте, дают условную двигательную реакцию хлопком, движением ноги,
передачей предмета, ловлей мяча и т.п. Затем педагог показывает различные
перестроения, связанные с акцентом как с условным сигналом к перестройке.
Неожиданный акцент играет роль сигнала к действию, к переходу на другое
действие, прекращению действия или поочередному исполнению задания по
группам.
Упражнения
на
неожиданный
акцент
подготавливают
занимающихся к работе над акцентом — метрическим и переходным.
Метапредметные
умения: 1)
прислушиваться
к
музыке
и
различать
отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, давать на них
ответную
реакцию
условным
движением;
2)
уметь
слушать
и
слышать
мнение
учителя
и
одноклассников,
излагать
свои
мысли;
3)
применять
знаково-символические и речевые средства для решения познавательных и
коммуникативных задач.
8. Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
8
Темп
музыки
—
это
скорость
музыкального
исполнения,
которая
определяется
прежде
всего
частотой
чередования
основных
метрических
долей,
обозначая
число
ударов
в
минуту,
и
абсолютной
длительностью
ритмической единицы.
Темповый
диапазон
делится
на
три
области:
область
медленных,
умеренных (средних) и быстрых темпов. Диапазон частот, который человек в
состоянии оценить и воспроизвести как ритмические, расположен между 5—
10 и 720—960 ударами в минуту (на музыкальном материале) и между 20—
40 и 480—500 ударами в минуту (на немузыкальном материале).
Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, ударах по
барабану, взмахах руками и т.д. Затем включаются движения ногами на месте,
в ходьбе и беге. Вначале берутся две темповые скорости: нормальная ходьба
и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа.
Усвоив понятия «скоро» и «медленно» в движении, занимающиеся начинают
правильно
сопоставлять
разный
темп
движения
с
соответствующими
терминами.
Для отработки темпа движения в коллективе педагогу нужно знать темп
движения каждого ребёнка. Это поможет педагогу умело направить в нужный
темп того, у кого слишком быстрое движение или слишком замедленное.
Коррекция нарушений темпа особенно важна для детей с заиканием,
спотыканием,
дизартрией
и
т.д.
Нормализация
темпа
общих
движений
содействует воспитанию правильного речевого темпа.
С детьми младшего школьного возраста темп движений отрабатывается
во время шага и бега, при построениях, в упражнениях с предметами.
Метапредметные
умения: 1)выполнять
простые
движения:
хлопки,
удары по барабану, взмахи руками и т.д.; 2) выполнять движения ногами на
месте, в ходьбе и беге; 3) правильно сопоставлять разный темп движения с
соответствующими
терминами;
4)
выполнять
в
различном
темпе
шаги,
построения,
упражнения
с
предметами;
5)
участие
в
совместной
деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и ролей.
9. Ритмические упражнения
Звучащий ритм служит для воспитания и развития у детей с ОВЗ чувства
ритма в движении для включения его в речь.
В музыковедении имеются два понятия и два определения музыкального
ритма: широкое и узкое. В широком понимании музыкальный ритм — это
развертывание
во
времени
конструкции
музыкального
произведения
как
строителя
формы
во
времени.
В
узком
понимании
—
это
временная
закономерность, организация звуков по их длительностям, т.е. образование
ритмического
рисунка
за
счёт
сочетания
одинаковых
или
различных
длительностей,
определённым
образом
акцентированных
и
звучащих
в
некоторых темповых рамках.
Выделяют
три
уровня
восприятия
музыкального
ритма:
на
первом
уровне воспринимаются временные отношения звуков, мотивов, коротких
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
9
фраз. На втором уровне отражается временная структура более крупных
музыкальных отрезков — фраз, предложений, периодов. На третьем уровне
воспринимается структура произведения в целом.
Чувство ритма формируется в процессе жизни путём усвоения системы
сенсорных ритмических эталонов, которое происходит на основе процесса их
двигательного
моделирования
и
дальнейшей
интерпретации,
свёртывания
моторных звеньев этого процесса.
Простейшими
эталонами
тактового
метра
являются
двух-,
трёх-
и
четырёхдольный метры. Эталонами темпа являются средний (умеренный),
быстрый
и
медленный
темпы.
Однако
в
развитом
чувстве
ритма
музыкальный ритм отражён в единстве всех компонентов, и в качестве его
эталонов выступают комплексные, синтетические ритмические структуры.
Для
правильного
воспроизведения
воспринятых
эталонов
в
двигательных структурах необходимо, чтобы:
а) скорость движения совпадала с темпом музыки;
б) мускульное напряжение в движении совпадало с силой звучания всей
музыки или её акцента;
в)
передаваемый
движением
ритмический
рисунок
совпадал
с
музыкальным ритмом.
Детям
с
ОВЗ
различные
ритмы
целесообразно
давать
в
форме
игр,
драматизации,
подражаний.
Содержание
и
формы
драматизации
должны
соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям
детей.
В
младшем
возрасте
ритмы
оформляются
лёгкими
движениями,
производимыми сидя, стоя и в действиях.
Ритмические игры строятся по двум принципам:
1.
Отражающий
порядок
и
беспорядок,
т.е.
быстрый
переход
от
неорганизованного,
свободного
движения
к
организованному,
заранее
предусмотренному.
2. «Третий лишний», создающий возможность различных построений и
изменений в процессе игры.
Ритмические
пляски
представляют
собой
сочетание
естественных
движений — шагов, бега, поскоков на месте, боковых прыжков, поворотов и
т.д. — и музыки. В ритмическое упражнение обязательно включается речь.
Работа над речью проводится комплексно: над звуком, мимикой, жестом.
Речевой материал можно разделить на три группы:
1. Движение со словом и жестом.
2. Называние действия группой участников или одним участником.
3. Диалоги, когда: а) говорит только один из участников, а второй,
слушая, действует молча; б) речевое общение ведётся двумя участниками или
группами.
Чувство музыкального ритма, как и чувство ритма в целом, необходимо
рассматривать
вместе
со
всеми
другими
средствами
музыкальной
выразительности. Внимание занимающихся обращается на эмоциональное
содержание музыки и её построение. Чтобы двигаться в соответствии с
характером
музыки
и
передавать
в
движениях
не
только
ритмический
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
10
рисунок,
но
и
такие
элементы
музыкальной
выразительности,
как
фразировку,
динамику,
темп,
необходимо
иметь
определённый
запас
движений, которые заимствуют из физкультуры, сюжетной драматизации,
танца.
Из
физкультуры:
ходьба,
бег,
прыжки.
Используются
также
гимнастические
упражнения:
движения
с
мячами,
обручами,
лентами,
флажками
и
без
них.
Из
сюжетной
драматизации
взяты
инсценирование
песни, программной музыки. Дети, передавая музыкально-игровые образы,
используют мимику, характерные жесты. Из области танца заимствованы
элементы народных плясок, бального танца; шаг польки, шаг галопа, шаг
вальса, различные повороты, движения кистями рук, хлопки, притопы и т.д.
Метапредметные
умения: 1)
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
её
решения;
2)
выполнять
гимнастические
упражнения:
движения
с
мячами,
обручами,
лентами, флажками и т.д.; 3) передавать в движениях не только ритмический
рисунок,
но
и
элементы
музыкальной
выразительности:
фразировку,
динамику, темп; 4) в играх и упражнениях передавать музыкально-игровые
образы, используя мимику, характерные жесты; 5) выполнять шаг польки,
шаг галопа, шаг вальса, различные повороты, движения кистями рук, хлопки,
притопы и т.д.
10. Пение
Пение
—
сложный
процесс
звукообразования,
в
котором
важна
координация
слуха
и
голоса,
т.е.
взаимодействие
певческой
интонации,
слухового
и
мышечного
ощущений.
Человек
не
просто
переживает,
вспоминая
музыкальное
звучание,
но
всегда
поёт
эти
звуки
про
себя
с
мышечным напряжением.
Пение
и
движение
на
фоне
музыки
оказывают
положительное
воздействие на детей с ОВЗ. Органическим элементом песни является слово.
Музыка
и
слово
вырабатывают
чувство
организованности.
Ребёнок
подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после
одного
слога
—
другой
слог
и
т.д.
Воспринимая
последовательность,
организованность мелодии и речи, он чувствует себя увереннее, в большей
безопасности. Особенно важным лечебным средством является пение хором.
Тексты песен должны стимулировать интерес, возбуждать поющих, делать
богаче их переживания. В таком психологическом состоянии уменьшаются
отрицательные комплексы, а благодаря этому легче преодолеваются речевые
затруднения.
У
детей
воспитывается
певческая
установка,
т.е.
правильная
поза
в
пении. Во время пения можно сидеть или стоять прямо, не поднимая плеч,
положив руки на колени или опустив вдоль туловища.
На занятии воспитываются хоровые навыки — взаимодействие ансамбля
и строя. Песню можно исполнять хором, дуэтом или подгруппами, и с неё
лучше начинать занятия.
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
11
Существуют такие приёмы обучения пению: перед слушанием песни
проводить беседу о её содержании. Даже голос педагога при пояснении
музыкально
окрашивается,
в
зависимости
от
характера
произведения.
Например, тепло, ласково рассказывается о колыбельной песне; радостно, с
подъёмом — о праздничном, торжественном марше; бойко, весело — о
пляске. Затем педагог выразительно исполняет песню. Показывает отдельные
певческие
моменты
(как
петь
протяжно
или
отрывисто,
как
точно
воспроизвести нужную интонацию и т.д.), используя мимику, дирижёрский
жест.
Педагог
обращает
внимание
на
свою
артикуляцию,
подвижность
нижней
челюсти
при
пении.
При
работе
над
ансамблем
раскрывается
смысловое
значение
оттенков
песни.
Работая
над
строем
песни,
педагог
развивает у поющих слуховое внимание, слуховой самоконтроль. Напевая
тихо мелодию песни, педагог как бы настраивает поющих, затем с этой же
ноты
начинает
петь
вместе
с
детьми.
На
следующем
занятии
педагог
предлагает прослушать песню в записи и исполнить её самостоятельно.
При
использовании
пения
в
коррекционных
целях
следует
придерживаться требований, имеющихся в логопедической работе с детьми,
страдающими различными нарушениями.
Метапредметные
умения: 1) планировать свои действия с творческой
задачей и условиями её реализации; 2) участвовать в коллективном пении,
вовремя
начинать
и
заканчивать
пение,
слушать
паузы,
понимать
дирижерские жесты.
11. Игра на музыкальных инструментах
Игра
на
детских
музыкальных
инструментах
также
используется
на
занятиях по логоритмике. Ей отводится особая роль, поскольку она вовлекает
ребёнка
в
сферу
музыки,
помогает
развить
его
творческие
способности.
Некоторые
музыкальные
игрушки
используются
как
наглядные
дидактические
пособия.
Они
помогают
педагогу
не
только
развивать
музыкально-сенсорные способности младших школьников, но и знакомить их
с отдельными элементами музыкальной грамоты.
На логоритмических занятиях музыкальные инструменты используют
для развития звуковысотного слуха; для развития ритмического чувства; для
развития тембрового слуха; для развития динамического слуха.
Школьникам
можно
предложить
музыкальные
игры
в
«концерт»,
«музыкальное
занятие»,
«оркестр»,
основанные
на
опыте
детей.
В
игре
«концерт»
дети
исполняют
ряд
номеров
под
руководством
ведущего,
включают
в
свой
концерт
и
пение,
и
танцы,
и
игру
на
музыкальных
инструментах. Играя, дети распределяют роли, а затем объединяют в своей
игре несколько видов деятельности. В игре «оркестр» выбирают дирижёра и
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
12
музыкантов, определяют музыкальные инструменты для исполнения песни
или пляски.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений
кисти
руки;
развитию
дыхания;
развитию
голоса,
артикуляции
при
исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен,
прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; при
импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле,
соблюдая
общую
динамику,
темп,
своевременное
вступление
в
игру
и
окончание игры.
Метапредметные
умения: 1) участвовать в коллективной творческой
деятельности
при
игре
на
музыкальных
инструментах;
2)
узнавать
музыкальные инструменты по изображениям, понимать дирижёрские жесты.
12. Музыкальная самостоятельная деятельность
Музыкальная
самостоятельная
деятельность
способствует
развитию
координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства;
воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни
детей с ОВЗ. Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с
музыкальной
игрой.
Дети
по
своей
инициативе
поют,
водят
хороводы,
исполняют
пляски,
подбирают
мелодии
на
детских
музыкальных
инструментах.
Музыкальная самостоятельная деятельность школьников с ОВЗ имеет
различные источники: это музыкальные занятия, на которых дети разучивают
песни,
игры,
танцы.
Полученные
на
занятиях
знания
дети
переносят
в
самостоятельную
деятельность:
это
праздники,
развлечения,
школьные
события. На них дети незамедлительно откликаются в своих играх. Чем ярче
полученные впечатления, тем интереснее детям музицировать. Разнообразны
источники самостоятельной музыкальной деятельности и в семье. Самые
распространенные из них — это детские музыкальные радио- и телепередачи.
Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, слушание
аудиозаписей и т.д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей.
Мультфильмы
с
музыкальным
сопровождением,
с
занимательными
персонажами вызывают у детей желание повторять полюбившиеся песни.
Осуществляющему
логоритмическое
воздействие,
я
учитываю
источники
музыкальной деятельности детей и руковожу развитием этой деятельности
таким
образом,
чтобы
использовать
её
для
нормализации
двигательной,
сенсорной и речевой функций.
На
занятиях
дети
импровизируют
однотипные
действия.
Например,
наездники едут на лошадях, лётчики ведут самолеты, дровосеки рубят дрова,
трактористы заводят мотор, портнихи шьют иглой и т.д. Затем музыкально-
игровой
образ
создаётся
в
развитии.
Например,
садовник
копает
землю,
сажает растения, поливает их, белит забор, ухаживает за растениями (рыхлит
вокруг землю, обрезает засохшие веточки, подкармливает удобрениями и
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
13
т.п.),
собирает
плоды,
угощает
друзей.
Далее
музыкальное
действие
усложняется
за
счёт
ввода
в
игру
нескольких
персонажей.
И,
наконец,
играющие сами строят композицию действия.
В творческие композиции включаются пляски, танцы, хороводы, песни,
игра на музыкальных инструментах. Пляски могут быть комбинированные,
т.е. имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Для
них подбираются двухчастные произведения ярко выраженным контрастным
построением
или
две
самостоятельные
пьесы
различного
характера.
Свободные пляски носят творческий характер и исполняются под народные
плясовые
мелодии.
Хороводы
плясового
характера
также
связаны
с
народными
песнями
и
представляют
собой
инсценировку
сюжета
песни.
Включаются в игры бальные танцы: полька, галоп, вальс и др.
В
сюжетно-ролевой
игре
дети
исполняют
песни
в
соответствии
с
игровым замыслом. Например, играя в «Парад», мальчики под песню М.
Красева «Барабан» барабанят и маршируют, меняя построение в каждом
куплете песни: ходят по кругу, змейкой, парами. Девочки под песню М.
Красева «Баю-баю» укачивают кукол.
В самостоятельную деятельность
младшие
школьники
часто
включают
музыкально-дидактические
игры:
«Музыкальное
лото»,
«Догадайся,
кто
поёт»,
«Два
барабана»,
«Тише
—
громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др., например, в игре
«Два барабана» один отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой
точно его воспроизводит или один исполняет мелодию на металлофоне,
другой
выкладывает
ноты-кружочки
на
доске,
изображая
направление
мелодии и её ритм. В самостоятельной деятельности дети часто используют
игру на детских музыкальных инструментах: исполняют попевки, песенки,
могут
сочинить
свои;
сопровождают
игрой
на
инструментах
действия
персонажей, отмечая: «Про лису надо играть мягко, про медведя сильнее: он
сердитый».
Музыкальная
деятельность
детей
проявляется
на
школьных
мероприятиях,
в
выступлениях
кукольного
театра,
в
праздниках
и
развлечениях, в индивидуальных занятиях.
Метапредметные
умения: 1)использовать
музыкальную
речь,
как
способ
общения
между
людьми
и
передачи
информации,
выраженной
в
звуках;
2)
приобретать
(моделировать)
опыт
музыкально-творческой
деятельности через сочинение, исполнение, слушание; 3) самостоятельно
выполнять
упражнения;
4)
участвовать
в
коллективной
творческой
деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
13. Игровая деятельность
Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в
сочетании
с
различными
ритмическими,
логоритмическими,
музыкально-
ритмическими комплексами. Игры вносят разнообразие и эмоциональность
на уроках музыки и во внеурочной деятельности детей с ОВЗ (хоровое пение,
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
14
игра
в
оркестре).
Игровой
метод
находит
всё
большее
применение
на
практике. Соответственно психофизическому развитию дети легко поддаются
посредством игр. Но у ребёнка с ОВЗ внимание неустойчивое, он с трудом
задерживается на одном предмете длительное время, забывает правильно
дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении
двигательных заданий. Поэтому для детской практики не подходят игры со
сложной
методикой,
с
движениями,
требующими
большой
затраты
сил,
быстроты и сложной координации.
О
положительном
влиянии
игр
на
организм
здоровых
детей
писали
многие авторы. А.Н. Зимина, Е.В. Конорова, А.Н. Леонтьев исследовали
положительное
влияние
подвижных
игр
на
сердечно-сосудистую
и
дыхательную
системы.
Ребёнок
под
влиянием
подвижных
игр
хорошо
физически развивается: у него увеличиваются масса тела, рост, окружность,
дыхательная
экскурсия
грудной
клетки,
повышается
мышечный
тонус,
уменьшаются дефекты осанки, улучшаются аппетит и сон. Музыкальное
сопровождение
игр
ведёт
к
еще
более
эффективному
развитию
и
закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений
по
скорости,
продолжительности,
воспитывает
чувство
ритма,
благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей
координации
и
регуляции
мышечных
усилий
с
функциями
различных
анализаторов
организма
ребёнка.
Столь
же
благотворно
игры
влияют
на
организм детей с ОВЗ.
Игры положительно влияют на детей младшего школьного возраста. В
играх
у
них
воспитываются
такие
качества,
как
внимание,
инициатива,
смелость,
чувство
товарищества,
дисциплина,
умение
действовать
в
коллективе,
быстрота,
сила,
выносливость,
ловкость,
гибкость.
Игры
используются в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, физической
подготовленностью,
психическим
развитием,
индивидуальными
особенностями личности ребёнка.
Поскольку единой классификации игр нет, то существуют различные
классификации. Так, М.М. Конторович и Л.И. Михайлова, помимо деления
игр по возрастным группам, распределяют их по степени вызываемого у
детей мышечного напряжения: игры большой, средней и малой подвижности.
Н.Н.
Кильпиоосновывает
набор
подвижных
игр
на
используемых
физкультурных пособиях (флажки, мячи, палки, обручи) и гимнастических
снарядах (гимнастическая скамейка и стенка). Л.В. Страковская рекомендует
все игры разделить на четыре группы с учётом примерной психофизической
нагрузки: 1 группа — с незначительной нагрузкой; 2 группа — с умеренной;
3 группа — с тонизирующей; 4 группа — с тренирующей.
Игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся
на сюжетные и несюжетные игры, с элементами спортивных игр.
Сюжетные
игры
отражают
в
условных
формах
жизненные
или
сказочные
эпизоды.
Школьники
с
увлечением
передают
игровой
образ,
перевоплощаются в волка и гусей, обезьянок и ловца, и т.д.
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
15
Несюжетные игры содержат двигательные задания, в зависимости от
них подразделяются на игры типа перебежек, ловушек, пятнашек и т.д.; игры
с элементами соревнования: «Чьё звено скорее построится?», «Кто скорее к
флажку прибежит?» и т.п.; не сложные игры-эстафеты: «Кто скорее передаст
мяч?»; игры с предметами: мячами, обручами, скакалками, кеглями.
Игры
с
элементами
спорта
требуют
большей
ловкости,
силы,
собранности, организованности, наблюдательности от учеников.
Во всех перечисленных играх совершенствуются движения играющих,
развивается
зрительное
и
слуховое
внимание,
быстрота
двигательной
реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точность при расчёте
своих сил, ловкость, быстрота, координация движений; воспитываются такие
качества
личности,
как
решительность,
настойчивость,
отзывчивость,
дружеское отношение к участникам игр, коллективизм.
На
логоритмиче ских
занятиях
полезно
и с п ол ь з о ват ь игры-
драматизации стихотворного или прозаического текстов на самые различные
темы
и
сюжеты.
Движениями,
пантомимикой,
мимикой,
выразительной
речью играющие передают содержание игры и образов. Игры-драматизации
проводятся
с
музыкальным
сопровождением
в
течение
всей
игры
(или
музыка даётся как аккомпанемент к отдельным частям её) и без музыкального
сопровождения.
Эти
игры
представляют
интерес
для
разных
возрастов:
усложняются, в зависимости от возраста и этапа коррекционной работы,
речевой материал игры и двигательное оформление образа.
Метапредметные умения: 1) участвовать в коллективной творческой
деятельности при воплощении различных музыкальных образов; 2) выражать
собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в
пении, движении, игре.
14. Упражнения для развития творческой инициативы
К
этим
упражнениям
относятся
дирижирование,
свободные
двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен,
двигательно-музыкальные
упражнения,
в
которых
на
первый
план
выдвигается
творчество.
Важно
проводить
их
в
облегчённых
вариантах,
стимулируя воображение и фантазию детей с ОВЗ, обращая внимание на
различный характер музыки, который по-разному должен быть оформлен в
движении;
на
особенности
тех
или
иных
персонажей
песен,
игр-
драматизаций,
хороводов
и
т.п.,
которые
для
своего
выражения
требуют
особых, индивидуальных движений.
Метапредметные
умения:
1)
самостоятельно
различать
двухчастную
музыку,
менять
движения
со
сменой
характера
музыки;
2)
начинать
и
заканчивать движения под музыку; 3) выразительно передавать танцевально-
игровые
движения,
правильно
ориентируясь
в
пространстве;
4)
импровизировать в паре или индивидуально, отражая в движениях смысл
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
16
этюда;
5)
приобретать
(моделировать)
опыт
музыкально-творческой
деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
Все
виды
игр
подбираются
достаточно
подвижные,
с
чёткими
правилами, с текстами, отвечающими требованиям логоритмической работы,
с учётом речевого нарушения и отклонений в двигательной сфере детей с
ОВЗ.
15. Заключительные упражнения
Цель этих упражнений — успокоить детей, переключить их внимание на
другие занятия. Эти упражнения могут проводиться в различной форме:
обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с
последующим определением характера произведения или слушание музыки и
последующий
рассказ
о
тех
образах
и
представлениях,
которые
она
пробудила.
Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но какова
бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в
комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу детей с
ОВ З ,
их
д е я т е льно с т ь,
положит е льно
влия ют
на
л и ч н о с т ь .
Координированные, целенаправленные и экономные движения вызывают у
человека чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами
перцепции — кинестетическими ощущениями, тактильными, зрительными,
слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к
исправлению речи. Важно то, что у ребёнка нормализуется двигательная
сфера и речь осуществляется неосознанно, естественно. Это способствует
расслаблению
и
предупреждает
возникновение
п с и х и ч е с ко го ,
эмоционального
и
мышечного
напряжения.
Общая
м ото р н а я
подготовленность всех и отдельных групп мышц положительно влияет на
нормализацию
дыхательных
и
артикуляторных
мышц.
Выполнение
ритмических
упражнений
на
фоне
положительного
эмоционального
возбуждения
способствует
воспитанию
правильной
речи,
активизирует
деятельность детей с ОВЗ в общении, в игре, в двигательных импровизациях.
Использование всего многообразия логоритмических средств в различных
сочетаниях
обусловлено
конечными
целями
социализации
детей
с
особенностями здоровья.
Метапредметные умения: 1) переключаться с одного вида деятельности
на другой; 2) использовать музыкальную речь, как способ общения между
людьми и передачи информации, выраженной в звуках; 3) видеть взаимосвязь
всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных
явлениях жизни.
Э
.
З
.
Кукушкина
Практический
материал
для
логоритмических
занятий
Страница
17