Напоминание

"Повышение учебной мотивации учащихся, находящихся на домашнем обучении"


Автор: Кашерникова Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа–интернат №3
Населённый пункт: г. Тольятти Самарская обл
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение учебной мотивации учащихся, находящихся на домашнем обучении"
Раздел: начальное образование





Назад




Кашерникова Вера Ивановна

учитель домашнего обучения

ГБОУ школы-интерната №3

г.о.Тольятти Самарской обл.

Повышение учебной мотивации учащихся,

находящихся на домашнем обучении.

Мотивация учебной деятельности в школьном возрасте является одной из приоритетных задач

современной школы. Ее актуальность обусловлена

и обновлением содержания обучения, и

решением задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний,

осуществления

трудового,

нравственного

воспитания

школьников,

формированию

у

них

активной жизненной потребности.

Из

авторитарного

стиля

педагогического

общения

школа

переходит

к

гуманному,

обращенному к личности каждого ребенка.

Заботясь о мотивации обучения, учителю нужно ориентироваться не только на то, что нужно

усвоить детям, но и на то, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в

свои силы, дать толчок к саморазвитию.

Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание доброжелательной

атмосферы

общения

с

применением

методов

и

приемов,

работающих

на

мотивационный

компонент урока. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий:

Обогащение мышления эмоциями, интеллектуальными чувствами;

Стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей;

Гуманное отношение к детям;

Удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем;

Воспитание ответственного отношения к учебному труду;

Формирование правильной оценки своих возможностей.

Как солнце нужно всему живому миру, так и ребенку для развития мотивации учения,

прежде всего, нужна уверенность в том, что его учит добрый и справедливый учитель, который

понимает все его трудности, терпеливо относится к его незнанию, проявляет к нему интерес как

к человеку.

Гуманное отношения должны утверждать человеческое достоинство каждого ребенка,

способного

и

неспособного,

красивого

и

некрасивого,

предупреждать

страх

перед

другим

человеком и наказанием.

На

протяжении

начального

обучения

динамика

в

развитии

учебной

мотивации

умственно

отсталых

у

школьников

крайне

незначительна.

Доминирующими

мотивами

остаются

узколичные, связанные с желанием получить хорошие отметки, похвалу взрослого. Игровые

интересы у учащихся преобладают над познавательными. Следовательно, учителю необходимо

включать на уроках игровой и занимательный материал.

Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов обучения

умственно отсталых школьников.

Дидактическая игра наряду с упражнениями нацелена на

закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности учащихся. Однако в

отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка.

Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой

мотивации и отработки необходимых умений и навыков.

Дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через

реализацию которых и достигается основная цель обучения. Игра как бы маскируют сложную

мыслительную деятельность, делает ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный

на картинке, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем

изучаемого звука, затем помещают картинку в домик того или иного цвета. Мыслительные

операции,

которые

осуществляются

умственно

отсталыми

учениками,

должны

быть

четко

дозированы. Иначе игра становится для детей утомительной, либо вообще недоступной. Роль

учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом

зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах.

Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно

модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные

обозначения, наглядный материал) или введения новых правил.

Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором

она

проводится.

Так

же

как

сам

урок,

игра

реализует

познавательные,

воспитательные

и

коррекционные задачи обучения.

Мотивация

умственно

отсталых

учащихся

протекает

успешнее

на

основе

использования

игровых ситуаций, наглядно-дидактического материала, использования ИКТ (практически у

всех детей есть дома компьютер), создания загадочности ситуации, что вызывает у детей

любопытство, удивление и живой интерес у уроку, к получению новых знаний.

Для мотивации учения велика роль контрольно-оценочной деятельности учителя.

Учителя нередко контролируют знания детей раньше, чем научили, считая, что чем чаще

контроль, тем лучше, чем строже оценивание, тем сильнее стимул. Содержание проверочных

заданий

не

должно

нервировать

детей,

подавлять

их

психику,

вызывать

у

них

страх

и

скованность. В системе уроков необходимо не часто, но своевременно использовать разные

виды проверок (предварительную, текущую, тематическую). Комментировать оценку нужно

так, чтобы ученик был уверен в ее справедливости, в заинтересованности учителя в его успехе.

Дети с ОВЗ, особенно в младших классах, ждут оценки своего труда. У большинства

учеников младших классов

преобладает средний уровень направленности на приобретение

знаний. Для большинства детей отметка важнее, чем приобретаемые знания.

Многие дети

говорят, что после получения хорошей отметки они старательнее выполняют домашнее задание.

После

получения

неудовлетворительной

отметки

лишь

некоторые

дети

(чаще

в

старших

классах)

стараются

разобраться

в

том,

что

сделали

неправильно.

Остальные

уверены

в

правильности своего ответа или работы, всегда довольны своим ответом «Учительница

поставила неправильную отметку»

Но не всегда детям удается выполнить задание на 5 или 4. Поэтому учителю очень важно

поддержать ученика словом, взглядом («У тебя всё получится!», «Ты молодец!», «Ты все

сможешь!», всегда найти

и отметить то, за что можно похвалить ученика, не оставить без

внимания его старания: « Ты сегодня постарался правильно написать это слово.» « Как красиво

у тебя получилось соединить буквы.» «Ты правильно решил этот пример, молодец» и т.п. Есть

дети, которые не принимают и не понимают, за что ему поставили три. Для таких детей важно

получить

положительную

оценку

за

малейшее

старание,

например,

нарисовать

в

тетради

солнышко, звездочку, смайлик с улыбкой.

Роль

отметки

в

младших

классах

достаточно

велика,

но

с

возрастом

она

снижается.

Практически у всех детей присутствуют учебные мотивы, но они не являются доминирующими

в мотивационной иерархии. Они плохо осознаются учащимися. Не критичность к себе, к

проделанной

работе,

пониженная

эмоциональность

не

позволяет

такому

побудительному

мотиву как получение отметок, быть столь значимым для умственно отсталых детей. Это

объясняется особенностями познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Нужно всячески поощрять и специально создавать такие ситуации, когда ученик рассуждает,

употребляя выражения «Я считаю, что это правильно, так как….». « Я сомневаюсь, потому

что…» Но этому нужно учить, задавая вопросы: «Как ты считаешь?» «Как ты думаешь?» Видя

задержку ответа, стоит спросить: «Ты сомневаешься? Почему?»

В работе с умственно отсталыми учащимися важнейшее значение играет личность учителя,

который

может

формировать

мотивацию

у

школьников

своими

способами

и

методами,

отличными от других. Учитель для детей, находящихся на домашнем обучении, часто является

единственным собеседником, помимо родителей. Поэтому, педагог должен обладать высокой

энергетикой,

артистизмом,

создавать

положительный

эмоциональный

настрой,

побуждать,

вдохновлять учеников к деятельности и добиваться результата.

Учитывая ограниченные интеллектуальные возможности детей, учитель может организовать

несложные ситуации личного выбора задачи или упражнения, такие как: темы задач (какую

задачу будешь решать: про грибы или про птиц?); степень сложности задач ( даются два

конверта с надписями «лёгкая задача», «интересная, но трудная задача»); количество задач

(сколько задач ты берёшься решить: одну или две?». Создаются ситуации активного влияния в

совместной деятельности или в игре «Я – учитель» (ученик ставится в положение учителя и

получает право проверить работу «другого ученика»(учитель специально пишет упражнение с

ошибками).

Одним из основных побудителей к учению является внешнее воздействие не только

учителя, но и родителей

и неосознанная привычка подчиняться школьным требованиям.

Позиция родителей имеет очень большое влияние на отношение школьников с нарушением

интеллекта

к

учению.

Если

поведение

родителей

является

поддерживающим,

а

не

контролирующим, то у детей в большей степени выражено положительное отношение к школе.

И наоборот, жёсткое, авторитарное поведение родителей подавляет инициативность детей.

Поэтому, учитель домашнего обучения часто является учителем не только для школьников, но и

для родителей. Важно найти подход, установить положительный контакт с родителями.

Подводя итоги, хочется еще раз сказать, что для формирования положительного отношения к

учению, учитель должен:

-

Создавать

положительную

атмосферу

на

уроке,

чтобы

снизить

тревожность

ученика,

исключить все оттенки отрицательного подкрепления (упрёки, иронию, выговор, насмешку,

угрозы и т.п.).

- Создавать у ребенка ситуацию успеха в учебной деятельности, которая, в свою очередь,

формирует удовлетворенность, уверенность в себе, высокую самооценку и радость.

- Насытить педагогический процесс интеллектуальными играми с правилами. -

Целенаправленно

использовать

эмоциональное

стимулирование

детей

на

уроке.

Для этого предупреждать опасные для учения чувства скуки, серости, монотонности за счёт

перемены видов работы, занимательности и личной эмоциональности.

-Постоянно возбуждать интеллектуальные эмоции удивления, новизны, сомнения, достижения,

формировать оптимистический настрой у детей, уверенность в себе.

Ученик всегда должен чувствовать, что учитель его друг и помощник

(«Нелегко было справиться с этой работой, но вместе у нас получилось» )

Для учителя важно сочетание разумной требовательности с педагогической зоркостью,

умением не пропустить момент, когда ребенок особенно нуждается в поддержке.

Учителю необходимо на деле реализовать совет В.А.Сухомлинского о том, что «обучение не

механическое

перекладывание

знаний

из

головы

учителя

в

голову

ребенка,

а

сложные

моральные

отношения,

в

которых

ведущей

чертой

является

воспитание

чувства

чести,

достоинства и на этой основе – желание быть хорошим»



В раздел образования