Автор: Подюкова Татьяна Николаевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Детско–юношеский центр Ворошиловского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: Конспект занятия «Развеселый самовар – расписной красавец!»
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия «Развеселый самовар – расписной красавец!»
в рамках реализации программы «Волшебный мир красок»
Программа: «Волшебный мир красок»
Возраст: 6 лет
Тема занятия: «Развеселый самовар – расписной красавец!»
Тип
занятия: Занятие отработки навыков пошаговой техники рисования и закрепления знаний создания рисунков объемной
формы
Цель занятия: научиться рисовать предмет посуды – самовар с применением пошаговой техники рисования, развитие воображения и
творческих способностей воспитанников.
Задачи занятия:
–
продолжить овладение навыками изображения рисунка на плоскости;
–
закрепить навыки создания рисунка с использованием пошаговой техники рисования;
–
продолжать овладение навыками создания рисунков восковыми мелками;
–
пополнить знания воспитанников о способах передачи объема на плоскости;
–
развивать воображение и аналитические возможности глаза
Оборудование к занятию: магнитная доска, дидактические карточки «Самовар», «Пошаговые» карточки техники рисования на заданную
тему; индивидуальные инструкции пошаговой техники рисования «Самовара», простой карандаш, ластик, восковые мелки.
Используемые методы:
–
практические:
выполнение
основы
рисунка
«по
шагам»
простым
карандашом
под
руководством
педагога;
выполнение
завершающей стадии создания рисунка восковыми мелками;
–
наглядные: выполнение рисунка с опорой на индивидуальные и демонстрационные схемы данной техники; просмотр вариантов
построения сюжета с использованием рисунка;
–
словесные: проговаривание понятий «объем», «размер», «форма», «симметрия», «контур»; словесное построение концептуальной
основы создания рисунка «Самовар».
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть занятия.
Выполнение основы рисунка самовара с применением пошаговой техники рисования.
Выполнение заключительной части создания рисунка с применением восковых мелков.
3. Подведение итогов занятия.
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1.
Организационный момент,
включающий:
•
постановку цели,
которая должна быть
достигнута учащимися
на данном этапе урока
(что должно быть
сделано учащимися,
чтобы их дальнейшая
работа на уроке была
эффективной)
•
определение целей и
задач, которых учитель
хочет достичь на
данном этапе урока;
•
описание методов
организации работы
учащихся на начальном
этапе урока, настроя
учеников на учебную
деятельность, предмет
и тему урока (с учетом
реальных
особенностей класса, с
которым работает
педагог)
1. Организационный момент.
Приветствие.
Цели и задачи:
1. Создание благоприятного эмоционального климата на занятии.
2. Обсуждение с воспитанниками предполагаемых результатов данного занятия.
3. Дать посыл на положительный результат и общение на занятии.
2.
Опрос учащихся по
заданному на дом материалу,
включающий:
•
определение целей,
которые учитель ставит
перед учениками на
данном этапе урока
(какой результат
должен быть достигнут
учащимися);
•
определение целей и
задач, которых учитель
2. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся
Работа над закреплением знаний воспитанников о понятиях «объема» и «формы» изображаемых
предметов. Научение воспитанников отличию посуды по размеру и ее назначению.
–
Демонстрация предметных картинок с изображением различной посуды.
–
Диалог с воспитанниками о назначении различных предметов посуды в быту.
Работа над закреплением основ применения пошаговой техники рисования конкретно предметов
посуды
хочет достичь на
данном этапе урока;
•
описание методов,
способствующих
решению
поставленных целей и
задач;
•
описание критериев
достижения целей и
задач данного этапа
урока;
•
определение
возможных действий
педагога в случае, если
ему или учащимся не
удается достичь
поставленных целей;
•
описание методов
организации
совместной
деятельности учащихся
с учетом особенностей
класса, с которым
работает педагог;
•
описание методов
мотивирования
(стимулирования)
учебной активности
учащихся в ходе
опроса;
•
описание методов и
критериев оценивания
ответов учащихся в
ходе опроса.
–
Проговаривание понятия «симметрия» в рисунке с целью закрепления знания
–
Демонстрация примеров двусторонней симметрии в рисунках посуды
–
Ориентация воспитанников на тему занятия и применения знаний симметрии и пошаговой техники
выполнения рисунка с учетом темы.
Педагог:
- Ребята, давайте вспомним, рисунки какой тематики мы выполняли на последних занятиях рисования?
Воспитанники предлагают варианты ответов (рисование вазы, кувшина, чайной чашечки, тарелочки и
ложечки).
Педагог
приклеят
на
магнитной
доске
демонстрационные
картинки
называемых
воспитанниками
предметов посуды
- Хорошо. Давайте вспомним, ребята, как эти предметы можно использовать в быту?
Воспитанники предлагают варианты ответов (ваза – хранение букета цветов; кувшин – хранение жидкостей:
молока, компота и т.п.; чайная чашка – употребление чая и т.д.)
- С использованием какой техники рисования мы научились с вами изображать эти предметы посуды?
Воспитанники предлагают варианты ответов (рисование по образцу и применение пошаговой техники
рисования)
- Верно.
Ребята, а как называется «волшебная» линия, с которой мы начинали рисовать все предметы
посуды при помощи пошаговой техники рисования?
Воспитанники предлагают варианты ответов (линия симметрии)
- Молодцы ребята. Верно, наша «волшебная линия», помогающая изображать двустороннее симметричные
предметы, называется линией симметрии.
- Ребята, давайте вспомним, что означает понятие «двусторонне симметричный» предмет?
Воспитанники предлагают варианты ответов (предметы, у которых при проведении линии симметрии левая
и правая стороны одинаковы)
- Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили материал прошлых уроков. А чтобы узнать какой предмет посуды мы
научимся рисовать сегодня, я вам предлагаю отгадать загадку.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Он шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Воспитанники предлагают варианты ответов. Верный ответ - самовар
3.
Изучение нового учебного
материала. Данный этап
предполагает:
•
постановку конкретной
учебной цели перед
учащимися (какой
результат должен быть
достигнут учащимися
на данном этапе
урока);
•
определение целей и
задач, которые ставит
перед собой учитель на
данном этапе урока;
•
изложение основных
положений нового
учебного материала,
который должен быть
освоен учащимися (на
основе содержания
данного пункта эксперт
выносит суждение об
уровне владения
педагогом предметным
материалом);
•
описание форм и
методов изложения
(представления) нового
учебного материала;
•
описание основных
форм и методов
организации
индивидуальной и
групповой
деятельности учащихся
с учетом особенностей
класса, в котором
Работа над созданием основы рисунка карандашом.
1. Педагог рассказывает об этапах (шагах пошаговой техники) создания рисунка карандашом.
2. Педагог обращает внимание воспитанников на правильное положение листа для рисования; расположение
рисунка на нём; движение руки при выполнении шагов техники рисования.
3. Педагог раздает индивидуальные схемы пошаговой техники рисования самовара.
4. Педагог ориентирует воспитанников на выполнение каждого из шагов создания рисунка, прикрепляя к
магнитной
доске,
демонстрационный
материал.
Воспитанники,
не
испытывающие
затруднений
в
выполнении рисунка, самостоятельно при помощи индивидуальных схем выполняют рисунок карандашом.
5. Педагог при необходимости оказывает индивидуальную помощь воспитанникам.
Работа над созданием завершающей стадии рисунка восковыми мелками.
1.Педагог рассказывает о завершающем этапе создания рисунка восковыми мелками; о способах выражения
объема при штриховке.
2.Воспитанники самостоятельно заканчивают выполнение рисунка восковыми мелками, добавляя рисунки
по своему усмотрению.
3.Педагог при необходимости индивидуально оказывает помощь.
работает педагог;
•
описание критериев
определения уровня
внимания и интереса
учащихся к
излагаемому педагогом
учебному материалу;
•
описание методов
мотивирования
(стимулирования)
учебной активности
учащихся в ходе
освоения нового
учебного материала;
4.
Закрепление учебного
материала, предполагающее:
•
постановку конкретной
учебной цели перед
учащимися (какой
результат должен быть
достигнут учащимися
на данном этапе
урока);
•
определение целей и
задач, которые ставит
перед собой учитель на
данном этапе урока;
•
описание форм и
методов достижения
поставленных целей в
ходе закрепления
нового учебного
материала с учетом
индивидуальных
особенностей
учащихся, с которыми
работает педагог.
•
описание критериев,
позволяющих
определить степень
усвоения учащимися
3. Подведение итогов.
1. Обсуждение с воспитанниками того, что удалось на занятии, над чем ещё необходимо работать; какой из
шагов создания рисунка больше всего запомнился ребятам.
2.
Обсуждение
с
воспитанниками
вариантов
построения
сюжетных
рисунков
в
дальнейшем
с
использованием навыка рисования самовара.
Краткий вывод занятия.
Основные поставленные задачи выполнены. Нарисовать сюжетные рисунки с использованием навыков
рисования различных предметов посуды.
нового учебного
материала;
•
Описание возможных
путей и методов
реагирования на
ситуации, когда
учитель определяет,
что часть учащихся не
освоила новый
учебный материал.