Автор: Разина Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 29"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Организация НОД в ДОУ с использованием ИКТ (из опыта работы воспитателя логопедической группы)
Раздел: дошкольное образование
Разина
Наталья
Вячеславовна,
воспитатель
высшей
квалификационной
категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» г. Иванова
Организация НОД в ДОУ с использованием ИКТ
(из опыта работы воспитателя логопедической группы)
В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями.
Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со
сверстниками и взрослыми; затрудняют социальное и личностное развитие детей;
способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной
тревожности, внутреннего дискомфорта.
Следовательно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути
обучения данной категории детей. Использование современных компьютерных технологий
является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ, поэтому проблема
использования ИКТ в организации НОД с детьми с речевыми нарушениями актуальна,
перспективна и имеет большую практическую значимость. Однако изучение
специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме
фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения ИКТ в коррекционный
процесс.
Педагоги МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» г. Иванова тщательно
проанализировали, обобщили и систематизировали имеющийся опыт по данной теме. В
своей работе они используют:
1.Возможности глобальной сети Интернет. Электронная почта, поисковые системы,
электронные
конференции
–
вебинары
стали
неотъемлемой
частью
воспитательно-
образовательного процесса ДОУ. Возможности Интернета позволяют решать многие задачи:
найти дополнительную информацию, которой по каким-то причинам нет в
печатных изданиях;
использовать современный иллюстрационный материал, в том числе анимацию
и видеоматериалы;
принять
участие
в
профессиональных
конкурсах
разного
уровня
(международных, всероссийских, региональных);
возможность разместить методические разработки педагогов ДОУ на сайтах.
2.Использование компьютера для ведения документации: электронное портфолио
детей и педагогов, ведение планов воспитательно-образовательной работы в электронном
виде; издание буклетов по лексическим темам, памяток и рекомендаций для родителей и
многое другое.
3.Использование обучающих и развивающих компьютерных программ в строгом
соответствии с действующими СанПиН.
Преимущества этих программ несомненны:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у
детей огромный интерес к деятельности с ним;
программы несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам,
которые
пока
не
умеют
читать
и
писать.
Движения,
звук,
мультипликация
надолго
привлекают внимание ребенка;
у
воспитанников
задействуются
все
каналы
восприятия
информации:
визуальный, аудиальный, кинестетический;
компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя
увидеть
в
повседневной
жизни
(движение
транспорта,
полет
ракеты
или
спутника,
превращение куколки в бабочку, другие неожиданности и необычные эффекты); [4]
дети, оперируют на экране символами и образами, благодаря этому у них
быстрее осуществляется переход от наглядно-образного к абстрактному мышлению.
Педагоги МБДОУ используют готовые программы: компьютерные тренажеры («Игры
для тигры», БОС «Здоровье»); тесты, обучающие и развивающие игры («Занимательная
логика для малышей») электронные энциклопедии (Современная энциклопедия Кирилла и
Мефодия).
4.Использование мультимедийных презентаций.
Цель использования
презентаций в организации НОД
- создание положительной
мотивации к обучению воспитанников логопедической группы; активизация познавательной
деятельности детей; повышение качества коррекционно-развивающей работы.
Общение с компьютером всегда вызывает у дошкольников живой интерес, сначала
как игровая, а затем как учебная деятельность, что способствует росту их достижений,
формированию
их
коммуникационной
компетентности.
Этот
интерес
и
лежит
в
основе
формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память
и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность к обучению в
школе.
Авторские презентации, созданные педагогами ДОУ, направлены на расширение,
уточнение
и
активизацию
словаря
на
основе
систематизации
и
обобщения
знаний
об
окружающем
мире
в
рамках
изучаемых
лексических
тем.
Они
используются
как
на
подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных, в зависимости от поставленных задач и
психофизиологических
возможностей
детей.
При
этом
реализуется
принцип
интерактивности обучения – ребёнок и компьютер вместе решают поставленные задачи,
осуществляется обратная связь – оценка результатов деятельности. Это позволяет обеспечить
дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку. Компьютер очень «терпелив»,
никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, что создает в процессе
обучения необходимую «ситуацию успеха». Выполняя задания разных уровней сложности,
ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может, тем самым снимается
такой отрицательный фактор как «ответобоязнь».
НОД с использованием компьютера организуемая совместно с детьми, не изолирована
от всего педагогического процесса. Она проводится в сочетании с традиционными играми и
обучением, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя
в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Мультимедийные презентации используются не только в работе с детьми, но и с
родителями. Родителям всегда интересно знать, чем занимается ребенок в течение дня. Но
словами это передать трудно. А вот презентация на родительских собраниях дает родителям
возможность «заглянуть» в детский сад и в группу в любое время.
Таким
образом,
информационные
технологии
стали
неотъемлемой
частью
нашей
жизни. Разумно используя их в работе, мы выходим на современный уровень общения с
детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.