Напоминание

Организация НОД в ДОУ с использованием ИКТ (из опыта работы воспитателя логопедической группы)


Автор: Разина Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 29"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Организация НОД в ДОУ с использованием ИКТ (из опыта работы воспитателя логопедической группы)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разина

Наталья

Вячеславовна,

воспитатель

высшей

квалификационной

категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» г. Иванова

Организация НОД в ДОУ с использованием ИКТ

(из опыта работы воспитателя логопедической группы)

В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями.

Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со

сверстниками и взрослыми; затрудняют социальное и личностное развитие детей;

способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной

тревожности, внутреннего дискомфорта.

Следовательно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути

обучения данной категории детей. Использование современных компьютерных технологий

является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ, поэтому проблема

использования ИКТ в организации НОД с детьми с речевыми нарушениями актуальна,

перспективна и имеет большую практическую значимость. Однако изучение

специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме

фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения ИКТ в коррекционный

процесс.

Педагоги МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» г. Иванова тщательно

проанализировали, обобщили и систематизировали имеющийся опыт по данной теме. В

своей работе они используют:

1.Возможности глобальной сети Интернет. Электронная почта, поисковые системы,

электронные

конференции

вебинары

стали

неотъемлемой

частью

воспитательно-

образовательного процесса ДОУ. Возможности Интернета позволяют решать многие задачи:

найти дополнительную информацию, которой по каким-то причинам нет в

печатных изданиях;

использовать современный иллюстрационный материал, в том числе анимацию

и видеоматериалы;

принять

участие

в

профессиональных

конкурсах

разного

уровня

(международных, всероссийских, региональных);

возможность разместить методические разработки педагогов ДОУ на сайтах.

2.Использование компьютера для ведения документации: электронное портфолио

детей и педагогов, ведение планов воспитательно-образовательной работы в электронном

виде; издание буклетов по лексическим темам, памяток и рекомендаций для родителей и

многое другое.

3.Использование обучающих и развивающих компьютерных программ в строгом

соответствии с действующими СанПиН.

Преимущества этих программ несомненны:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у

детей огромный интерес к деятельности с ним;

программы несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам,

которые

пока

не

умеют

читать

и

писать.

Движения,

звук,

мультипликация

надолго

привлекают внимание ребенка;

у

воспитанников

задействуются

все

каналы

восприятия

информации:

визуальный, аудиальный, кинестетический;

компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

увидеть

в

повседневной

жизни

(движение

транспорта,

полет

ракеты

или

спутника,

превращение куколки в бабочку, другие неожиданности и необычные эффекты); [4]

дети, оперируют на экране символами и образами, благодаря этому у них

быстрее осуществляется переход от наглядно-образного к абстрактному мышлению.

Педагоги МБДОУ используют готовые программы: компьютерные тренажеры («Игры

для тигры», БОС «Здоровье»); тесты, обучающие и развивающие игры («Занимательная

логика для малышей») электронные энциклопедии (Современная энциклопедия Кирилла и

Мефодия).

4.Использование мультимедийных презентаций.

Цель использования

презентаций в организации НОД

- создание положительной

мотивации к обучению воспитанников логопедической группы; активизация познавательной

деятельности детей; повышение качества коррекционно-развивающей работы.

Общение с компьютером всегда вызывает у дошкольников живой интерес, сначала

как игровая, а затем как учебная деятельность, что способствует росту их достижений,

формированию

их

коммуникационной

компетентности.

Этот

интерес

и

лежит

в

основе

формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память

и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность к обучению в

школе.

Авторские презентации, созданные педагогами ДОУ, направлены на расширение,

уточнение

и

активизацию

словаря

на

основе

систематизации

и

обобщения

знаний

об

окружающем

мире

в

рамках

изучаемых

лексических

тем.

Они

используются

как

на

подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных, в зависимости от поставленных задач и

психофизиологических

возможностей

детей.

При

этом

реализуется

принцип

интерактивности обучения – ребёнок и компьютер вместе решают поставленные задачи,

осуществляется обратная связь – оценка результатов деятельности. Это позволяет обеспечить

дифференцированный и индивидуальный подход к ребенку. Компьютер очень «терпелив»,

никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, что создает в процессе

обучения необходимую «ситуацию успеха». Выполняя задания разных уровней сложности,

ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может, тем самым снимается

такой отрицательный фактор как «ответобоязнь».

НОД с использованием компьютера организуемая совместно с детьми, не изолирована

от всего педагогического процесса. Она проводится в сочетании с традиционными играми и

обучением, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя

в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Мультимедийные презентации используются не только в работе с детьми, но и с

родителями. Родителям всегда интересно знать, чем занимается ребенок в течение дня. Но

словами это передать трудно. А вот презентация на родительских собраниях дает родителям

возможность «заглянуть» в детский сад и в группу в любое время.

Таким

образом,

информационные

технологии

стали

неотъемлемой

частью

нашей

жизни. Разумно используя их в работе, мы выходим на современный уровень общения с

детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.



В раздел образования