Напоминание

Детский праздник как средство формирования мира отношений


Автор: Богданова Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г.Анива, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Детский праздник как средство формирования мира отношений
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детский праздник как средство формирования мира отношений.

Богданова Наталья Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ДДТ» г. Анива Сахалинской области.

«Мы учимся у тех, кого любим. Мы равны тем, кого понимаем»,- сказал

когда-то великий Гёте. Новая педагогика – педагогика понимания – заявляет о

себе множеством

разнообразных подходов с самыми разными научными

основаниями, но с единой психологической основой: с любовью и вниманием

к

каждому ребенку, с уважением к его особым чувствам, способностям,

стремлениям и отношениям.

Отношение (в психологии) – в самом общем виде – взаиморасположение

объектов и их свойств. Отношение к людям и деятельности – субъективная

сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со

средой.

Отношения

бесконечно

разнообразны.

Можно

выделить

отношения

пространственные,

временные,

причинно-следственные,

внешние,

внутренние, логические, отношения формы и содержания, отношения части и

целого и другие.

Особый

тип

отношений

составляют

отношения

общественные

как

взаимосвязи

между

социальными

общностями

и

их

свойствами,

возникающими в ходе совместной деятельности.

Согласно

концепции

отношений

личности

психологическим

ядром

личности

является

индивидуально-целостная

система

еёсубъективно-

оценочных,

сознательно-избирательных

отношений

к

действительности,

представляющая

собой

интериоризированный

опыт

взаимодействия

и

взаимоотношений

с другими людьми в условиях социального окружения.

Система

отношений

определяет

характер

переживаний

личности,

особенности

восприятия

действительности,

характер

поведения.

Все

составляющие

психики

человека

от

самых

низших

до

высших

ее

подструктур-

связываются

так

или

иначе

с

отношениями.

Факт,

что

функциональные возможности человека в организации деятельности могут

быть определены лишь на уровне активно положительного отношения к её

задаче.

Положительный

или

отрицательный

опыт

взаимоотношений

с

людьми

однозначно

формирует

и

соответствующую

систему

внутренних

отношений личности.

Данные

положения,

выдвинутые

А.Ф.

Лазурским,

а

позднее

разработанные

В.

М.

Мясищевым,

А.И.

Захаровым,

Б.Д.

Карсаварским,

С.В.Лебедевым и другими отечественными психологами, конкретизируются в

концепции неврозов и психотерапевтической практике. Данные Всемирной

Организации здоровья говорят о том, что число неврозов за последние годы

наблюдается у 36% детей в старшем дошкольном и младшем школьном

возрасте. Неврозы отражают многие проблемы

человеческих отношений,

прежде всего, понимания и общения между людьми, поиска своего «я»,

оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.

Дети

и

родители,

с

которыми

работаем

мы

в

учреждении

дополнительного

образования,

не

являются

исключением

из

общего

правила. В семьях встречаются и нарушенные отношения ребенка с матерью;

не менее патогенную роль играют отношения и с отцом, если он не способен

своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Есть

семьи, где оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами

страдают

неврозом

и

придерживаются

догматически

воспринятых

или

исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без

учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей.

Процесс

формирования

личности

ребенка

и

нарастание

нервно-

психического напряжения у родителей зависит от ряда факторов: социально-

экономических, социально-культурных, социально-психологических.

Из

социально-психологических

факторов

заслуживают

внимание

наличие одного ребенка в семье или

эмоциональная изоляция одного из

детей, если их несколько; недостаточная психологическая несовместимость

родителей

и

детей;

конфликты;

доминирование

одного

из

взрослых;

перестановка

семейных

ролей;

низкая

продуктивность

совместной

деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в

сфере внешних контактов.

Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении их

числа у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который

можно

только

одновременным

оказанием

эффективной

и

доступной

профилактической помощи его участникам – и родителям, и детям.

Для детей нами была продумана система коррекционно-развивающих

занятий, лечебных игр, тренингов, которые развивают уверенность в своих

силах

и

возможностях,

учат

контролировать

чувства

и

владеть

собой.

Хорошей

моделью

взаимодействия

служат

группы

детей,

состоящие

из

сверстников: «Развитие» (2-3года), «Погружение в сказку» (4-5 лет), «Школа

гномов» (5-6 лет), «Дошкольник» (6-7 лет).

Родителям предлагались ежемесячные встречи в Школе практической

психологии,

цель

которых

психолого-педагогическое

просвещение.

Индивидуальные и групповые консультации проводились систематически по

мере запроса родителей.

Мы предположили, что эти два параллельно существующие два блока в

нашей работе можно объединить, создать обучающую модель адаптивного

взаимодействия – группу, состоящую из детей и их родителей. Цели были

определены следующим образом: снять зафиксированные в прошлом опыте

страхи

и

тревоги;

выработать

уверенность

в

себе;

развить

способность

соответствовать другим и быть среди них. В этом плане особое значение

приобретала коррекция недоверия родителей к детям, недоверия детей к себе,

недоверия

к

другим.

Вот

таким

образом

семейная,

групповая

и

индивидуальная психотерапия стала хозяйкой наших совместных праздников.

Первые

мероприятия

стали

для

многих

родителей

шоком:

они

не

узнавали своих детей, были не готовы взаимодействовать с ними в играх и

парных действиях. Постепенно менялось их отношение к слову «праздник».

Мы договорились, что главный подарок к празднику – не традиционное

чаепитие или набор сладостей, а то, что больше всего требуется ребенку –

взгляд, прикосновение, общее дыхание. Мы убеждали родителей сделать

дома полочку для души (или отдельную папку), куда ребенок мог бы сложить

подарки и любоваться ими не один год. На свой день рождения ребенок

может

принести

вещицу

под

условным

названием

«Запах

детства».

Это

может быть его пинетка, соска, пеленочка, бирочка из роддома, фотография.

В такие моменты он уверен – его любят, помнят день появления на свет,

радуются

прожитому

времени

и

его

развитию.

Не

менее

важен

данный

момент

и

для

родителей

это

их

память,

эмоции,

чувства.

Все

учатся

бережному прикосновению к чужому миру, в который впустили, пониманию

временных отношений. И если раньше в день рождения родители приносили

угощение и этим ограничивалось их участие в празднике, то сейчас они

заранее

думают

об

умном

и

нужном

подарке,

встают

в

общий

круг,

наблюдают за детьми, поражаются их искренности и вновь учатся говорить

«глаза в глаза».

Праздник

это

всегда

подарки

пространства.

Мы

не

придумываем

специального

оформления

зала,

дорогостоящего

и

требующих

особых

условий для хранения. Пространство дарит нам окна – напишем и нарисуем;

потолок

спустим

с

него

цветные

нити,

самодельные

цепи,

летучие

привидения, птицу счастья; на шторы – банты и ленты; на подоконники –

любимые куклы, мягкие игрушки; на пол – чистые ковры, на которых можно

и сидеть целый праздник, и танцевать, и собирать цветы, вырезанные всей

семьей накануне.

Мы

понимаем,

что

саморазвитие

ребенка

невозможно

вне

организованного

предметно-пространственного

мира.

«Помещение,

в

котором

находятся

дети,

является

их

тайным,

скрытым

воспитателем»,-

говорил Лорис Малагуцци, автор

реджо-педагогики, стремящийся связать

воедино ребенка, его семью и его окружение.

Среда

действует

на

все

органы

чувств,

на

сознательные

и

подсознательные

сферы

психики

человека.

Ценность

среды

определяется

реальными возможностями свободной, творческой, активной деятельности

детей. Очень важно, чтобы дети научились видеть, что к ним идет. Этому

помогает праздник ожидания праздника: подсчет дней, оставшихся до его

наступления, празднование и загадывание будущего. Существует формула,

принадлежащая Антону Семеновичу

Макаренко, - «завтрашняя радость».

Хлопоты

по

подготовке,

предвкушение

встречи

с

друзьями,

ожидание

радостных событий – все это продлевает праздник во времени, вернее, делает

его

бесконечным.

Но

ожидать

праздник

могут

только

осчастливленный

подарками человек, а не задаренный.

Обычно ожидание идет в трех направлениях. Во-первых, это создание и

поддержание праздничного состояния, то есть эмоциональной готовности

действовать и реагировать на все так, чтобы испытывать подъем, искреннюю

радость. Во-вторых, обеспечение простора для самостоятельной, активной,

разнообразной

деятельности

детей.

В-третьих,

предоставление

ребенку

и

взрослому возможности насладиться игрой, вволю наобщаться. Это три кита

педагогики детского праздника.

Так мы строили встречи родителей и детей, убеждая взрослых, что самое

дорогое для них – это семейные праздники, а участие в них детей должно

стать семейной традицией. Слово «традиция» означает передачу, поэтому

нужно хорошо понять, что мы хотим передать детям, что хотим вернуть в

наши дома: смысл, любовь и радость.

Галина

Наумовна

Тубельская,

автор

замечательной

книги

«Детские

праздники в семье», пишет: «Когда я была маленькой, мой отец в день своего

рождения обязательно что-нибудь дарил мне и маме. Это запало мне в душу,

и я стараюсь поддерживать эту традицию и в своей семье: в свой день

рождения,

получая

подарки

от

родных,

обязательно

дарю

каждому

хоть

небольшой, но подарок».

Согласитесь,

умение

дарить

это

уже

уровень

духовного

развития.

Желание

делать

мир

и

людей

добрыми,

любящими,

умеющими

ценить

внимание и уважение к своей личности.

С помощью друг друга на наших праздниках дети усваивают нормы

социального

поведения:

умение

приветствовать,

поздравлять,

приглашать,

угощать,

просить,

оказать

помощь,

уладить

конфликт.

Хорошие

манеры

проявляются естественным путем, когда человек общается с любящими его

людьми, если все внимательны, добры, чутки друг к другу.

Главным на празднике является Слово. В общении мы используем «Я-

послание», в котором ребенок или взрослый принимает удар на себя ( все на

меня

смотрят,

слушают,

пытаются

понять).Он

честно

говорит

о

своих

чувствах, желаниях, делится ими с окружающими. Слово можно сказать по

кругу, услышать от кого-то по желанию, переложить на музыку, прошептать

на

ушко,

зашифровать

в

рисунке,

буквах,

символах.

Звучащее

слово

позволяет

развить

умение

слушать:

направлять

свое

внимание

на

собеседника, следить за его мимикой и пантомимикой, настраиваться на

волну соседа, почувствовать его состояние, предоставить свою поддержку

(поощрять свободные высказывания, даже если они кажутся неудобными,

неразумными),

проверять

свое

понимание,

откладывать

выводы

(не

высказывать оценок, радоваться факту общения).

А еще мы помним, что между праздником и игрой по природе вещей

существуют самые тесные отношения: выключение из обыденной жизни,

радостный тон деятельности (хотя и игра, и праздник одновременно могут

быть и серьезными), пространственное и временное ограничение, сочетание

строгой определенности и подлинной свободы.

Игры – это не только удовлетворительное структурирование времени,

некоторые

из

них

совершенно

необходимы

детям

и

взрослым

для

поддержания душевного здоровья. «У этих людей психическое равновесие

столь неустойчивое, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их

возможности играть. Как они впадут в безысходное отчаяние», - писал Эрик

Бёрн. Игры, удовлетворяющие потребность в признании, стали неотъемлемой

частью наших праздников.

Концепция

личностно-ориентированного

взаимодействия

помогает

свободнее

относиться

ко

всем

методикам,

к

методологии,

к

различным

психолого-педагогическим

дисциплинам.

Ведь

это

только

инструменты,

объединенные в целостный набор лишь одним – личностью ребенка, которая

развивается и не вмещается ни в какие рамки, как не делится в реальной

деятельности игра, слово, творчество, общение. И наши праздники – еще

одно тому подтверждение.



В раздел образования