Автор: Богданова Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г.Анива, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Детский праздник как средство формирования мира отношений
Раздел: дополнительное образование
Детский праздник как средство формирования мира отношений.
Богданова Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ДДТ» г. Анива Сахалинской области.
«Мы учимся у тех, кого любим. Мы равны тем, кого понимаем»,- сказал
когда-то великий Гёте. Новая педагогика – педагогика понимания – заявляет о
себе множеством
разнообразных подходов с самыми разными научными
основаниями, но с единой психологической основой: с любовью и вниманием
к
каждому ребенку, с уважением к его особым чувствам, способностям,
стремлениям и отношениям.
Отношение (в психологии) – в самом общем виде – взаиморасположение
объектов и их свойств. Отношение к людям и деятельности – субъективная
сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со
средой.
Отношения
бесконечно
разнообразны.
Можно
выделить
отношения
пространственные,
временные,
причинно-следственные,
внешние,
внутренние, логические, отношения формы и содержания, отношения части и
целого и другие.
Особый
тип
отношений
составляют
отношения
общественные
как
взаимосвязи
между
социальными
общностями
и
их
свойствами,
возникающими в ходе совместной деятельности.
Согласно
концепции
отношений
личности
психологическим
ядром
личности
является
индивидуально-целостная
система
еёсубъективно-
оценочных,
сознательно-избирательных
отношений
к
действительности,
представляющая
собой
интериоризированный
опыт
взаимодействия
и
взаимоотношений
с другими людьми в условиях социального окружения.
Система
отношений
определяет
характер
переживаний
личности,
особенности
восприятия
действительности,
характер
поведения.
Все
составляющие
психики
человека
–
от
самых
низших
до
высших
ее
подструктур-
связываются
так
или
иначе
с
отношениями.
Факт,
что
функциональные возможности человека в организации деятельности могут
быть определены лишь на уровне активно положительного отношения к её
задаче.
Положительный
или
отрицательный
опыт
взаимоотношений
с
людьми
однозначно
формирует
и
соответствующую
систему
внутренних
отношений личности.
Данные
положения,
выдвинутые
А.Ф.
Лазурским,
а
позднее
разработанные
В.
М.
Мясищевым,
А.И.
Захаровым,
Б.Д.
Карсаварским,
С.В.Лебедевым и другими отечественными психологами, конкретизируются в
концепции неврозов и психотерапевтической практике. Данные Всемирной
Организации здоровья говорят о том, что число неврозов за последние годы
наблюдается у 36% детей в старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте. Неврозы отражают многие проблемы
человеческих отношений,
прежде всего, понимания и общения между людьми, поиска своего «я»,
оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.
Дети
и
родители,
с
которыми
работаем
мы
в
учреждении
дополнительного
образования,
не
являются
исключением
из
общего
правила. В семьях встречаются и нарушенные отношения ребенка с матерью;
не менее патогенную роль играют отношения и с отцом, если он не способен
своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Есть
семьи, где оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами
страдают
неврозом
и
придерживаются
догматически
воспринятых
или
исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без
учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей.
Процесс
формирования
личности
ребенка
и
нарастание
нервно-
психического напряжения у родителей зависит от ряда факторов: социально-
экономических, социально-культурных, социально-психологических.
Из
социально-психологических
факторов
заслуживают
внимание
наличие одного ребенка в семье или
эмоциональная изоляция одного из
детей, если их несколько; недостаточная психологическая несовместимость
родителей
и
детей;
конфликты;
доминирование
одного
из
взрослых;
перестановка
семейных
ролей;
низкая
продуктивность
совместной
деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в
сфере внешних контактов.
Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении их
числа у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который
можно
только
одновременным
оказанием
эффективной
и
доступной
профилактической помощи его участникам – и родителям, и детям.
Для детей нами была продумана система коррекционно-развивающих
занятий, лечебных игр, тренингов, которые развивают уверенность в своих
силах
и
возможностях,
учат
контролировать
чувства
и
владеть
собой.
Хорошей
моделью
взаимодействия
служат
группы
детей,
состоящие
из
сверстников: «Развитие» (2-3года), «Погружение в сказку» (4-5 лет), «Школа
гномов» (5-6 лет), «Дошкольник» (6-7 лет).
Родителям предлагались ежемесячные встречи в Школе практической
психологии,
цель
которых
–
психолого-педагогическое
просвещение.
Индивидуальные и групповые консультации проводились систематически по
мере запроса родителей.
Мы предположили, что эти два параллельно существующие два блока в
нашей работе можно объединить, создать обучающую модель адаптивного
взаимодействия – группу, состоящую из детей и их родителей. Цели были
определены следующим образом: снять зафиксированные в прошлом опыте
страхи
и
тревоги;
выработать
уверенность
в
себе;
развить
способность
соответствовать другим и быть среди них. В этом плане особое значение
приобретала коррекция недоверия родителей к детям, недоверия детей к себе,
недоверия
к
другим.
Вот
таким
образом
семейная,
групповая
и
индивидуальная психотерапия стала хозяйкой наших совместных праздников.
Первые
мероприятия
стали
для
многих
родителей
шоком:
они
не
узнавали своих детей, были не готовы взаимодействовать с ними в играх и
парных действиях. Постепенно менялось их отношение к слову «праздник».
Мы договорились, что главный подарок к празднику – не традиционное
чаепитие или набор сладостей, а то, что больше всего требуется ребенку –
взгляд, прикосновение, общее дыхание. Мы убеждали родителей сделать
дома полочку для души (или отдельную папку), куда ребенок мог бы сложить
подарки и любоваться ими не один год. На свой день рождения ребенок
может
принести
вещицу
под
условным
названием
«Запах
детства».
Это
может быть его пинетка, соска, пеленочка, бирочка из роддома, фотография.
В такие моменты он уверен – его любят, помнят день появления на свет,
радуются
прожитому
времени
и
его
развитию.
Не
менее
важен
данный
момент
и
для
родителей
–
это
их
память,
эмоции,
чувства.
Все
учатся
бережному прикосновению к чужому миру, в который впустили, пониманию
временных отношений. И если раньше в день рождения родители приносили
угощение и этим ограничивалось их участие в празднике, то сейчас они
заранее
думают
об
умном
и
нужном
подарке,
встают
в
общий
круг,
наблюдают за детьми, поражаются их искренности и вновь учатся говорить
«глаза в глаза».
Праздник
–
это
всегда
подарки
пространства.
Мы
не
придумываем
специального
оформления
зала,
дорогостоящего
и
требующих
особых
условий для хранения. Пространство дарит нам окна – напишем и нарисуем;
потолок
–
спустим
с
него
цветные
нити,
самодельные
цепи,
летучие
привидения, птицу счастья; на шторы – банты и ленты; на подоконники –
любимые куклы, мягкие игрушки; на пол – чистые ковры, на которых можно
и сидеть целый праздник, и танцевать, и собирать цветы, вырезанные всей
семьей накануне.
Мы
понимаем,
что
саморазвитие
ребенка
невозможно
вне
организованного
предметно-пространственного
мира.
«Помещение,
в
котором
находятся
дети,
является
их
тайным,
скрытым
воспитателем»,-
говорил Лорис Малагуцци, автор
реджо-педагогики, стремящийся связать
воедино ребенка, его семью и его окружение.
Среда
действует
на
все
органы
чувств,
на
сознательные
и
подсознательные
сферы
психики
человека.
Ценность
среды
определяется
реальными возможностями свободной, творческой, активной деятельности
детей. Очень важно, чтобы дети научились видеть, что к ним идет. Этому
помогает праздник ожидания праздника: подсчет дней, оставшихся до его
наступления, празднование и загадывание будущего. Существует формула,
принадлежащая Антону Семеновичу
Макаренко, - «завтрашняя радость».
Хлопоты
по
подготовке,
предвкушение
встречи
с
друзьями,
ожидание
радостных событий – все это продлевает праздник во времени, вернее, делает
его
бесконечным.
Но
ожидать
праздник
могут
только
осчастливленный
подарками человек, а не задаренный.
Обычно ожидание идет в трех направлениях. Во-первых, это создание и
поддержание праздничного состояния, то есть эмоциональной готовности
действовать и реагировать на все так, чтобы испытывать подъем, искреннюю
радость. Во-вторых, обеспечение простора для самостоятельной, активной,
разнообразной
деятельности
детей.
В-третьих,
предоставление
ребенку
и
взрослому возможности насладиться игрой, вволю наобщаться. Это три кита
педагогики детского праздника.
Так мы строили встречи родителей и детей, убеждая взрослых, что самое
дорогое для них – это семейные праздники, а участие в них детей должно
стать семейной традицией. Слово «традиция» означает передачу, поэтому
нужно хорошо понять, что мы хотим передать детям, что хотим вернуть в
наши дома: смысл, любовь и радость.
Галина
Наумовна
Тубельская,
автор
замечательной
книги
«Детские
праздники в семье», пишет: «Когда я была маленькой, мой отец в день своего
рождения обязательно что-нибудь дарил мне и маме. Это запало мне в душу,
и я стараюсь поддерживать эту традицию и в своей семье: в свой день
рождения,
получая
подарки
от
родных,
обязательно
дарю
каждому
хоть
небольшой, но подарок».
Согласитесь,
умение
дарить
–
это
уже
уровень
духовного
развития.
Желание
делать
мир
и
людей
добрыми,
любящими,
умеющими
ценить
внимание и уважение к своей личности.
С помощью друг друга на наших праздниках дети усваивают нормы
социального
поведения:
умение
приветствовать,
поздравлять,
приглашать,
угощать,
просить,
оказать
помощь,
уладить
конфликт.
Хорошие
манеры
проявляются естественным путем, когда человек общается с любящими его
людьми, если все внимательны, добры, чутки друг к другу.
Главным на празднике является Слово. В общении мы используем «Я-
послание», в котором ребенок или взрослый принимает удар на себя ( все на
меня
смотрят,
слушают,
пытаются
понять).Он
честно
говорит
о
своих
чувствах, желаниях, делится ими с окружающими. Слово можно сказать по
кругу, услышать от кого-то по желанию, переложить на музыку, прошептать
на
ушко,
зашифровать
в
рисунке,
буквах,
символах.
Звучащее
слово
позволяет
развить
умение
слушать:
направлять
свое
внимание
на
собеседника, следить за его мимикой и пантомимикой, настраиваться на
волну соседа, почувствовать его состояние, предоставить свою поддержку
(поощрять свободные высказывания, даже если они кажутся неудобными,
неразумными),
проверять
свое
понимание,
откладывать
выводы
(не
высказывать оценок, радоваться факту общения).
А еще мы помним, что между праздником и игрой по природе вещей
существуют самые тесные отношения: выключение из обыденной жизни,
радостный тон деятельности (хотя и игра, и праздник одновременно могут
быть и серьезными), пространственное и временное ограничение, сочетание
строгой определенности и подлинной свободы.
Игры – это не только удовлетворительное структурирование времени,
некоторые
из
них
совершенно
необходимы
детям
и
взрослым
для
поддержания душевного здоровья. «У этих людей психическое равновесие
столь неустойчивое, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их
возможности играть. Как они впадут в безысходное отчаяние», - писал Эрик
Бёрн. Игры, удовлетворяющие потребность в признании, стали неотъемлемой
частью наших праздников.
Концепция
личностно-ориентированного
взаимодействия
помогает
свободнее
относиться
ко
всем
методикам,
к
методологии,
к
различным
психолого-педагогическим
дисциплинам.
Ведь
это
только
инструменты,
объединенные в целостный набор лишь одним – личностью ребенка, которая
развивается и не вмещается ни в какие рамки, как не делится в реальной
деятельности игра, слово, творчество, общение. И наши праздники – еще
одно тому подтверждение.