Автор: Дружинина Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д⁄с 21 "Незабудка"
Населённый пункт: г. Подольск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Занятие "Синичкин день"
Раздел: дошкольное образование
Задачи:
поддерживать
и
стимулировать
попытки
самостоятельного
познания
детьми
окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;продолжать учить детей
заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;использовать в продуктивных видах
деятельности экологические знания и практический опыт.
Материалы и оборудование: ноутбук, мольберт, картинки с изображениями зимующих и
перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной
жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки
и емкости, фартук.
Активизация
словаря:
зимующие
птицы,
«Синичкин
день»,
ингредиенты,
семечки
подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.
Ход мероприятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир,
посмотри!».
Именно
она
призывает
нас
остановиться
и
оглядеться
вокруг.
Да,
он
действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся
с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся
отгадать какую-нибудь загадку природы.
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все
уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением.
Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили
свой
пестрый
наряд
из
листвы.
Окружил
листопадом
сентябрь,
отшумел
дождями
октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.
И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал.
Почему это происходит?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки
Дети отвечают.
Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать
к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.
Проводится Игра «Найдите зимующих птиц».
Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.
Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку
зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая
стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.
Игра повторяется с обменом карточек.
Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин
день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки,
читали
стихи
про
птиц,
загадывали
загадки,
играли
и
просто
любовались
зимними
птахами.
Почему
этот
день
называется
«Синичкин
день»?
Да
потому
что
в
народе
говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали
крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в
доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток.
В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё
приметы, связанные с птицами вы знаете?
Дети отвечают.
Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы
тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам
зимой?
Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.
Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них
кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас
знает, какую?
Заранее подготовленные дети по очереди говорят
1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица
за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.
4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.
5
ребенок.
Птицы
склёвывают
семена
и
плоды
сорняков,
снижают
засорённость
местности.
6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.
Воспитатель.
А
мы
должны
сделать
всё,
чтобы
наши
пернатые
друзья
постоянно
чувствовали нашу заботу.
Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.
Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.
Воспитатель.
А
сейчас
забавная
задача
ожидает
вас.
Сосчитайте,
сколько
птичек
прилетело, в этот час?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
З. Александрова «Новая столовая»
Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в
необходимом количестве и посадить их в кормушку.
Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют
изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.
Воспитатель.
Посчитайте,
сколько
прилетело
на
нашу
кормушку
поползней,
синиц,
воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!
Воспитатель.
Раз
сегодня
Синичкин
праздник,
то
надо
именинницам
приготовить
угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?
Дети предлагают различные варианты ответов.
Проводится игра «Птичий концерт».
Каждой
группе
ребят
из
3-х
человек
даётся
название
птицы
и
предлагается
хором
продемонстрировать, как эти птицы поют:
Воробьи – чирик – чирик.
Синицы – тинь – тинь.
Ворона – кар – кар.
Дятел – тррр – тррр.
Снегирь – дю – дю – дю.
Клёст – цок – цок – цок.
Свиристель – тюр –тюр – тюр.
Воспитатель.
Вот и готов наш угощение. Ребята, будем помнить, что в зимнее время
нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны
только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим
друзьям. А вот и синичка прилетела.
Синица (заранее подготовленный ребенок).
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.
Ю. Синицын
Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и
подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и
повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте:
«Птичка,
птичка,
вот
тебе
крошки
с
моей
ладошкиКак
только
вы
начнете
регулярно
подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
А. Яшин.
Литература:
Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.
Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.
«Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о
жизни птиц).
В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г.
Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.
Журнал «Юный натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, - №2
Журнал «Обруч» - 2011.- №2