Напоминание

Социализация детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ посредством творческого проекта


Автор: Ботов Анатолий Анатольевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДТСЗН города Москвы Центр содействия семейному воспитанию "Наш дом"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ посредством творческого проекта
Раздел: дополнительное образование





Назад




Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ОВЗ посредством творческого проекта

Ботов Анатолий Анатольевич

педагог дополнительного образования

ГБУ ЦССВ «Наш дом

Одной

из

главных

задач

организации

для

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

с

ограниченными

возможностями

здоровья является их социализация. Если для ребёнка из семьи социализация

представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому»

ребёнку

погружение

в

общество

-

это

кропотливая

работа,

процесс

и

результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для

этого взрослые.

Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны -

создать

условия

для

безопасного

и

комфортного

выхода

детей

с

ограниченными возможностями здоровья в большой социум; а с другой -

стимулировать

желание

детей-сирот

с

ОВЗ

находится

в

этом

социуме

и

сформировать доверие к нему.

С

каждым

годом

все

более

актуальными

становятся

вопросы,

связанные

с

подготовкой

подрастающего

поколения

к

самостоятельной

жизни.

Особого

подхода

в

этом

плане

требуют

дети

с

ограниченными

возможностями здоровья. Необходимость в оказании помощи в процессе

личностного

становления,

профессионального

выбора

и

самоопределения

детям, является чрезвычайно важной. Практика работы с воспитанниками из

числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает,

что

существует

объективная

необходимость

интеграции

таких

детей

в

социум,

их

социальная

и

профессиональная

адаптация

еще

на

этапе

подготовки к самостоятельной жизни в условиях учреждения.

В этой связи мы рассмотрим возможности творческих объединений

дополнительного

образования

для

социализации

и

профессиональной

ориентации воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения

родителей.

Так,

опыт

работы

педагогов

дополнительного

образования в Центре содействия семейному воспитанию показывает, что

воспитанники учреждения, в том числе воспитанники с ОВЗ, положительно

относятся к занятиям в творческих объединениях, с желанием занимаются в

творческих мастерских, гордятся результатами своего труда.

Выявить

интересы

каждого

воспитанника,

создать

условия,

при

которых ребенок станет более активным, проявит интерес к незнакомым ему

видам

деятельности,

задача

которую

стараются

реализовать

на

своих

занятиях педагоги дополнительного образования в ЦССВ «Наш дом».

Знакомство

детей

с

разными

видами

декоративно-прикладного

творчества

и

комплексная

подача

материала

по

этим

видам

творчества,

позволяет заинтересовать воспитанников и сделать процесс обучения более

доступным и социально значимым. Личностно-ориентированное обучение,

обучение

в

сотрудничестве,

уровневая

дифференциация

программы,

коллективные

способы

обучения

и проектные методики

в

определенной

степени

позволяют

повысить

интерес

к

обучению,

развивать

навыки,

творческие способности, а также способствуют созданию доброжелательной

атмосферы в коллективе.

Создание условий для реализации творческого развития на занятиях,

о с н о в а н н ы х

н а

а к т и в н о й деятельности воспитанников

в

тесном

сотрудничестве

с

педагогом,

создается

в

соответствии

со

следующими

принципами работы:

формирование

и

развитие

познавательного

интереса,

активизации

познавательной деятельности посредством успешности в работе (очевидно,

что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая

ситуацию успеха);

сотрудничество между педагогом и воспитанниками;

дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

использование методов, активизирующих процесс обучения, в том

числе ТСО и мультимедиа;

комплексного

воздействия

с

использованием:

читательской

деятельности; диалогов; эмоциональных, жестовых и мимических средства;

проговаривания и заучивания профессиональных терминов и др., с целью

развития речевых навыков воспитанников и расширение общего кругозора;

неразрывного единства обучения и воспитания.

Обучая

детей

разным

видам

декоративно-прикладного

творчества,

можно

прийти

к

выводу,

что

всех

одинаково

учить

нельзя.

Необходим

индивидуальный

образовательный

маршрут,

учет

возможностей

и

социальной

ситуации

развития

каждого

ребенка.

Такую

возможность,

практически в полном объеме, представляет проектная деятельность.

Отечественные

ученые

связывали

проектный

метод

обучения

с

развитием личности, воспитанием творца, человека, который не равнодушен

к окружающему миру, способного сопереживать, созерцать, поставить себя

на

место

другого,

превращать

свои

желания,

мечты

в

реальность.

В

зарубежной педагогике проекты рассматривались с позиции целей обучения,

связанных с выполнением заданий в реальной жизненной обстановке.

Исследования показывают, что проектная деятельность способствует

повышению

факта

организации

обучения,

формирует

волевые

качества,

позволяет

воспитаннику

более

успешно

осуществить

социально-

психологический «вход» в профессию.

В

условиях

ЦССВ

«Наш

дом»

продуктивность

применения

проектного метода определяется следующими факторами:

технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых

заданий

по

принципу

“от

простого

к

сложному”,

“от

конкретного

к

абстрактному”, обязательно достигается желаемый результат;

достаточно высокой эффективностью занятий;

развитием и поддержанием интереса к различным видам творчества;

практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков

в новых ситуациях;

развитием коммуникативных навыков воспитанников;

созданием

благоприятного

морально-психологического

климата,

доброжелательной атмосферы во взаимодействии педагога и воспитанника.

Проектная

деятельность

позволяет

избежать

шаблонности

в

преподавании

материала,

побуждает

детей

к

фантазии,

развитию

познавательного

интереса

к

различным

видам

декоративно-прикладного

творчества.

Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности.

Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации. Так, к

характеристикам этапов учебного проектирования мы относим:

1 этап. Формулировка задачи, которая заключается в проектировании

и

выполнении.

Воспитанник

должен

хорошо

осознать,

что

он

хочет

выполнить и понять, что требуется от него.

2 этап. Конкретизируется объект (подарок). Воспитанник доказывает,

что он может сделать именно то, что он задумал. Исследует конкретного

потребителя,

материалы

(что

есть

в

наличии).

Исследует

условия

(оборудование, инструменты). Исследует самого себя (смогу ли? какой имею

опыт, и волевые качества?).

3 этап. Дизайн-спецификация. Иными словами, разработка документа,

включающего

перечень

требований

к

подобному

виду

изделий.

Экономические требования - дешевле, чем в магазине. Или пусть не дешевле,

даже дороже, чем в магазине, но это мой стиль. Эстетические требования.

Эргономические требования - на сколько приспособлено изделие по процессу

и

результату

к

потребителю,

удобство

в

эксплуатации.

Экологические

требования - обосновать, что изделие не приносит вреда.

4 этап. Выработка идей и их анализ. Здесь будет уместен «Штурм

идей». И только после того как проработаны идеи, воспитанникам предстоит

взглянуть на них через призму дизайна, то есть проанализировать их.

5 этап. Выбор одной идеи и ее проработка. Что имею для выполнения

задуманного? Что необходимо приобрести? Как буду делать?

6 этап. Планирование. План каждого этапа по времени. Общее время,

в которое требуется уложиться.

7 этап. Сравнение того, что получилось, с тем, что требовалось.

8

этап.

Самооценка.

Обязательная

оценка

друзей.

Включается

и

социальная сфера - воспитанник может утвердиться в своих возможностях. И

естественно, так называемая творческая сфера - « я творю».

Итак,

проектный

метод

формирует

у

воспитанника

следующие

навыки:

планирование

(прогнозирование),

организационные

навыки

(подобрать

материалы,

инструменты,

рационально

разместить),

навыки

исследования (наблюдение за материалами разного свойства).

Воспитанники

ЦССВ

«Наш

дом»,

в

том

числе

воспитанники

с

интеллектуальной недостаточностью, испытывают трудности в выборе темы

проекта. Для решения этой проблемы педагог готовит “копилку проектов”,

реализуемых

как

внутри

творческих

объединений,

(например:

участие

в

оформлении

помещений

к

праздникам,

проходящим

внутри

учреждения;

проведение выставки-проектов

«Ярмарка урожая», «Новогодние чудеса»,

«Весенняя

капель»,

«Звездопад»;

проект

«Украшаем

свою

квартиру»,

«Сервировка праздничного стола», «Оформление праздничной колонны к

Дню

Победы»,

«Разработка

и

оформление

костюмов

к

Новому

году»,

«Разработка и изготовление декораций и костюмов к мюзиклу «Снежная

королева»,

«Разработка

и

изготовление

декораций

и

костюмов

к

дню

толерантности»,

«Давайте

вместе

благоустроим

наш

сад»),

так

и

за

пределами учреждения (художественно-творческий проект в Некрасовской

библиотеке

«Дети

и

взрослые»,

проект

в

доме

малютки

«Под

теплыми

лучами заботы и любви», проект «подарки нашим Ветеранам» Московского

комитета ветеранов войны, проект «Хрустальный перезвон», проект «Театр

для друзей» и др.

Так, направленность проекта «Театр для друзей»:

- продемонстрировать свои умения и достижения во многих видах

деятельности;

- показать большому числу зрителей творческие находки в работе;

-

поделиться

своими

представлениями

о

семейных

ценностях,

показать толерантное отношение к традициям и истории своего народа;

- формировать коммуникативные умения через совместное творчество

с

родителями

(законными

представителями),

значимыми

взрослыми,

педагогами дополнительного образования.

Содержание такого проекта разрабатывается творческим коллективом

педагогов

дополнительного

образования

и

специалистов

ЦССВ,

прорабатывается в формате творческих мастерских, где принимают участие

воспитанники центра, замещающие семьи с приемными детьми, специалисты

Центра.

План проекта «Театр для друзей» включает:

1. Обоснование проекта.

2. Написание сценария (сюжет сказки, герои которой учили бы детей

добру, взаимопомощи, дружбе, уважению к старшим).

3. Разработка эскизов и лекал мягкой игрушки.

4. Разработка эскизов декораций.

5. Подбор и характеристика применяемых материалов.

6. Подбор инструментов и оборудования для изготовления игрушек и

декораций.

7. Технология изготовления мягкой игрушки (раскрой, прошивание,

сборка, набивка, оформление).

8. Технология изготовления декораций (прорисовка деталей, выкраска

фона, вырезание, сборка конструкций)

9. Создание рекламного плаката.

10. Реализация проекта.

11. Оценка качества проекта.

Всем

детям

с

ОВЗ

необходимы

простые

вещи:

внимание,

любовь,

понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через

занятия дополнительного образования, так как зачастую это

прекрасная

возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального

общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора

ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает

пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает

ему “ситуацию успеха”.

Ожидаемые результаты от планомерной распределенной во времени

проектной

работы

успех

участников

проекта

в

виде

реализации

поставленных задач, успешной премьеры спектакля, признания зрителями и

оценки экспертов. Труд педагогов дополнительного образования не всегда на

виду.

Однако,

работа,

которую

проводят

эти

специалисты,

заслуживает

высокой оценки и внимания детей и взрослых, а также привлекает к участию

и получению положительных эмоций.

Список литературы

1.

Караманенко Т.Н., «Кукольный театр» - М., 2012г.

2.

Жукова Р.А., «Театральная деятельность». ИТД. «Корифей», 2011г.

3.

Технология реализации мониторинга развития личности обучающихся

в учреждениях дополнительного образования детей. Учебно-методическое

пособие. Калуга 2012г.

4.

Волков

И.П.

Цель

одна,

дорог

много:

Проектирование

процессов

обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2006г.

5.

Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э., Ручное

творчество/.- С. Федоров, 2004.

6.

Шевчук Н.Л. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через

нестандартные методы декоративно-прикладного творчества. //Эл. ресурс,

2015.



В раздел образования