Автор: Куликова Наталья Павловна
Должность: Заместитель директора по УВР, учитель истории
Учебное заведение: МОУ "Школа–интернат для обучающихся с ОВЗ Городского округа Подольск Московской области"
Населённый пункт: г.о.Подольск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование
«Социализация обучающихся с ОВЗ»
МОУ «Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ Городского округа Подольск Московской
области» ориентировано на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с ОВЗ с
учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических,
интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей,
личных склонностей путем создания адаптивной педагогической системы и максимально
благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического
развития личности каждого ребенка.
Программа развития и Общеобразовательная программа школы-интерната – целостная
система мер по дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников
с ОВЗ, учитывающая потребности обучающихся, коррекцию отклонений в развитии и
нарушении эмоционально-личностной сферы, коррекцию отдельных сторон психической
деятельности, медико-психологическую реабилитацию, адаптацию в социум.
Обучение в школе-интернате имеет практическую направленность. Практика служит, с
одной стороны, необходимым условием осознания учебного материала, его применения и
закрепления в процессе учебной и трудовой деятельности, а с другой - для ребёнка с ОВЗ
участие в ней является наиболее доступным и одним из важнейших путей познания.
Цель школы-интерната: обучение и воспитание детей с ОВЗ с целью коррекции
отклонений в их развитии средствами образования и профессионально- трудовой
подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей
интеграции в общество.
Задачи:
- обеспечение равных условий для реализации конституционного права детей с ОВЗ на
получение доступного качественного образования;
-
создание
образовательной
и
развивающей
среды,
способствующей
реализации
возможностей детей с ОВЗ;
- охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка с ОВЗ
(создание
климата
психологического
комфорта,
физического
закаливания,
занятия
спортом, общеукрепляющая и лечебно- профилактическая терапия);
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности, формирование
самостоятельности, формирование и закрепление умений и навыков;
- социально – трудовая адаптация и интеграция обучающихся с ОВЗ в социум.
Первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного
процесса, позволяющего
обучающемуся с ОВЗ включиться в социальную среду, активно действовать в различных
ситуациях,
является
создание
оптимальных
условий
для
социализации
(в
том
числе
обеспечение реальной возможности получения профессионально-трудовой подготовки) в
условиях школы-интерната.
Поставленные цели и задачи определяют направления развития школы-интерната:
- компетентностный и личностно-ориентированный подход к изменению содержания
образования с учетом социального заказа (усложнение, расширение дефектов развития
учащихся)
- подготовка педагогов к внедрению в образовательный процесс программ и методик
нового
поколения
с
обязательным
соблюдением
здоровьесберегающих
принципов
построения образовательного процесса;
- повышение мотивации педагогов к инновационной деятельности;
- формирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
-
создание
условий
для
реабилитации
каждого
учащегося
школы,
независимо
от
сложности структуры дефекта;
- создание в школе атмосферы толерантности ко всем участникам образовательного
процесса;
-
социализация
образовательного
процесса,
совершенствование
профориентационной
работы, основанной на ранней диагностике возможностей каждого ребенка;
- расширение блока дополнительного образования, как средства реабилитации детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
помогающего
сформировать
стартовые
возможности ученика для профессионального обучения и вхождения в социум;
-
продолжение
взаимодействия
с
учреждениями
начального
профессионального
образования (колледжи и техникумы, имеющие коррекционные группы), для обеспечения
выпускникам
школы-интерната
возможного
выбора
профессии
в
соответствии
с
их
потребностями
и
возможностями
и
получения
доступного
профессионального
образования;
- включение в структуру образовательного процесса современных здоровьесберегающих
технологий;
- совершенствование материально-технической базы;
- повышение роли семьи в воспитательно - образовательном процессе.
Подход к созданию условий социализации учащихся с ОВЗ – системный ( интеграция
коррекционного компонента в систему планирования всех служб учреждения, в каждое
конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе
взятых служб). Он включает различные направления и объединяет как традиционные, так
и новые формы педагогической работы, предполагает определение целей и задач процесса
подготовки
обучающихся
к
самостоятельной
жизни,
создание
необходимых
для
реализации условий, учитывая специфику интеллектуального дефекта детей, особенности
социального окружения.
Основное содержание социальной коррекции распределено между субъектами
реализации работы в школе-интернате.
Направления социализации, реализуемые в школе-интернате: социально – бытовая,
социально – нормативная и социально – трудовая адаптация учащихся с ОВЗ с
последующей интеграцией их в общество.
Содержание процесса социализации как ряд взаимосвязанных компонентов:
коммуникативный компонент – овладение языком и речью;
познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об
окружающей действительности;
поведенческий компонент – усвоение модели поведения;
ценностный компонент – отношение к ценностям общества.
Работа по социализации учащихся с ОВЗ проходит на протяжении всех лет обучения и
осуществляется с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности
школьников. Конечным результатом является интеграция в общество.
В начальной школе формируются первые представления об окружающей
действительности, формируются навыки общения в совместной деятельности.
Внеурочный процесс даёт возможность реализовать индивидуальный подход к ребёнку.
В результате работа в начальном звене по социализации помогает ребенку приобрести:
четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
чувство ответственности и понимания других людей;
приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как
условию духовно- нравственного развития человека;
умение увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
В среднем звене большую роль для успешной социальной адаптации учащихся
играют уроки социально бытовой ориентировки (СБО), на которых прививаются
морально-этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, необходимые при
посещении различных учреждений, организаций.
Учащиеся получают теоретические
знания и практические умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, приобретают
навыки по самообслуживанию.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ дает возможность
увидеть как положительные, так и отрицательные моменты их развития . С учетом
полученных данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно –
развивающая работа. Таким образом, образовательный процесс детей с ОВЗ организован
с учетом возрастных и психофизических особенностей развития ребёнка, уровня
индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний,
уровня сформированности знаний, умений, навыков, доверительных отношений с
педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное
изучение, тем самым, обеспечивает возможность систематизировано формировать и
совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального
поведения, ориентировки в окружающем мире
Особое место отводится коррекционно-развивающим занятиям, занятиям на развитие
психомоторики
и
сенсорных
процессов,
логопедии,
ритмики,
лечебно-физической
культуры. Развитие и коррекция высших психических функций одна из составляющих
успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся.
Работа по коррекции поведения, воспитанию учебной и поведенческой дисциплины,
гуманного отношения к окружающим людям, по формированию социально-нормативных
моделей поведения способствует социализации и социальной адаптации, профилактике
правонарушений несовершеннолетних.
Одно из основных направлений социальной адаптации – трудовое, которое реализуется
по направлениям: столярное дело, слесарное дело, швейное дело.
Учащиеся овладевают
знаниями, навыками и умениями по определенной профессии .
Дополнительное образование создает условия и предоставляет возможность каждому
ребенку выбор кружка в зависимости своего индивидуального пути для:
- развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся,
их самовыражения и самоопределения;
- повышения и поддержания познавательного интереса детей;
- создание ситуаций для успешной деятельности и социализации каждого ученика.
Значительное внимание уделяется развитию индивидуальных
творческих способностей
детей в организации досуговой
деятельности (различные праздники – календарные и
спортивные, концерты и т.п.). Непременным остается создание ситуации успеха, путем
выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка.
Расширению области общения и социального опыта содействует широкий круг
экскурсий.
Обеспечение успешной социализации воспитанников находит свое отражение в
реализации проектов, позволяющих учащимся активно взаимодействовать с социумом,
формируя навыки социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужными
другим людям, быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для
детей данной категории:
- «Развивающее и обучающее значение изготовления и использования коррекционной
игрушки для учащихся с ограниченными возможностями здоровья» (пилотная площадка
ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» КБУ);
- «Деревянная и текстильная игрушка как способ реализации образовательных,
воспитательных и коррекционных задач обучения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
- «Роль трудовой деятельности в социализации детей с различными по степени
выраженности и сложности дефектами умственного развития» ;
-
«Социальная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
условиях МОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья городского округа Подольск Московской области»
Знания и умения, полученные в ходе образовательного процесса и дополнительного
образования, учащиеся реализуют на конкурсах различного уровня.
Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой -интернатом это
профориентационная работа, которая, в конечном результате, позволяет правильно
сориентироваться выпускнику с ОВЗ в выборе будущей профессии.
В процессе работы по социализации обучающихся с ОВЗ за последние три года получены
следующие результаты:
- обучающиеся стали призерами и победителями 12 Международных, 10 Всероссийских,
17 Областных и 27 городских конкурсов.
- успешная социализация выпускников с 2016 г. по 2018 г. (ежегодно продолжают
дальнейшее обучение в ГБПОУ «Подольский промышленно-экономический колледж им.
А.В.Никулина» от 75 до 78% выпускников )