Напоминание

Социализация обучающихся с ОВЗ


Автор: Куликова Наталья Павловна
Должность: Заместитель директора по УВР, учитель истории
Учебное заведение: МОУ "Школа–интернат для обучающихся с ОВЗ Городского округа Подольск Московской области"
Населённый пункт: г.о.Подольск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Социализация обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




«Социализация обучающихся с ОВЗ»

МОУ «Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ Городского округа Подольск Московской

области» ориентировано на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с ОВЗ с

учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических,

интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей,

личных склонностей путем создания адаптивной педагогической системы и максимально

благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического

развития личности каждого ребенка.

Программа развития и Общеобразовательная программа школы-интерната – целостная

система мер по дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников

с ОВЗ, учитывающая потребности обучающихся, коррекцию отклонений в развитии и

нарушении эмоционально-личностной сферы, коррекцию отдельных сторон психической

деятельности, медико-психологическую реабилитацию, адаптацию в социум.

Обучение в школе-интернате имеет практическую направленность. Практика служит, с

одной стороны, необходимым условием осознания учебного материала, его применения и

закрепления в процессе учебной и трудовой деятельности, а с другой - для ребёнка с ОВЗ

участие в ней является наиболее доступным и одним из важнейших путей познания.

Цель школы-интерната: обучение и воспитание детей с ОВЗ с целью коррекции

отклонений в их развитии средствами образования и профессионально- трудовой

подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей

интеграции в общество.

Задачи:

- обеспечение равных условий для реализации конституционного права детей с ОВЗ на

получение доступного качественного образования;

-

создание

образовательной

и

развивающей

среды,

способствующей

реализации

возможностей детей с ОВЗ;

- охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка с ОВЗ

(создание

климата

психологического

комфорта,

физического

закаливания,

занятия

спортом, общеукрепляющая и лечебно- профилактическая терапия);

- развитие личностных компонентов познавательной деятельности, формирование

самостоятельности, формирование и закрепление умений и навыков;

- социально – трудовая адаптация и интеграция обучающихся с ОВЗ в социум.

Первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного

процесса, позволяющего

обучающемуся с ОВЗ включиться в социальную среду, активно действовать в различных

ситуациях,

является

создание

оптимальных

условий

для

социализации

том

числе

обеспечение реальной возможности получения профессионально-трудовой подготовки) в

условиях школы-интерната.

Поставленные цели и задачи определяют направления развития школы-интерната:

- компетентностный и личностно-ориентированный подход к изменению содержания

образования с учетом социального заказа (усложнение, расширение дефектов развития

учащихся)

- подготовка педагогов к внедрению в образовательный процесс программ и методик

нового

поколения

с

обязательным

соблюдением

здоровьесберегающих

принципов

построения образовательного процесса;

- повышение мотивации педагогов к инновационной деятельности;

- формирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

-

создание

условий

для

реабилитации

каждого

учащегося

школы,

независимо

от

сложности структуры дефекта;

- создание в школе атмосферы толерантности ко всем участникам образовательного

процесса;

-

социализация

образовательного

процесса,

совершенствование

профориентационной

работы, основанной на ранней диагностике возможностей каждого ребенка;

- расширение блока дополнительного образования, как средства реабилитации детей с

ограниченными

возможностями

здоровья,

помогающего

сформировать

стартовые

возможности ученика для профессионального обучения и вхождения в социум;

-

продолжение

взаимодействия

с

учреждениями

начального

профессионального

образования (колледжи и техникумы, имеющие коррекционные группы), для обеспечения

выпускникам

школы-интерната

возможного

выбора

профессии

в

соответствии

с

их

потребностями

и

возможностями

и

получения

доступного

профессионального

образования;

- включение в структуру образовательного процесса современных здоровьесберегающих

технологий;

- совершенствование материально-технической базы;

- повышение роли семьи в воспитательно - образовательном процессе.

Подход к созданию условий социализации учащихся с ОВЗ – системный ( интеграция

коррекционного компонента в систему планирования всех служб учреждения, в каждое

конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе

взятых служб). Он включает различные направления и объединяет как традиционные, так

и новые формы педагогической работы, предполагает определение целей и задач процесса

подготовки

обучающихся

к

самостоятельной

жизни,

создание

необходимых

для

реализации условий, учитывая специфику интеллектуального дефекта детей, особенности

социального окружения.

Основное содержание социальной коррекции распределено между субъектами

реализации работы в школе-интернате.

Направления социализации, реализуемые в школе-интернате: социально – бытовая,

социально – нормативная и социально – трудовая адаптация учащихся с ОВЗ с

последующей интеграцией их в общество.

Содержание процесса социализации как ряд взаимосвязанных компонентов:

коммуникативный компонент – овладение языком и речью;

познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об

окружающей действительности;

поведенческий компонент – усвоение модели поведения;

ценностный компонент – отношение к ценностям общества.

Работа по социализации учащихся с ОВЗ проходит на протяжении всех лет обучения и

осуществляется с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности

школьников. Конечным результатом является интеграция в общество.

В начальной школе формируются первые представления об окружающей

действительности, формируются навыки общения в совместной деятельности.

Внеурочный процесс даёт возможность реализовать индивидуальный подход к ребёнку.

В результате работа в начальном звене по социализации помогает ребенку приобрести:

четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

чувство ответственности и понимания других людей;

приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как

условию духовно- нравственного развития человека;

умение увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

В среднем звене большую роль для успешной социальной адаптации учащихся

играют уроки социально бытовой ориентировки (СБО), на которых прививаются

морально-этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, необходимые при

посещении различных учреждений, организаций.

Учащиеся получают теоретические

знания и практические умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, приобретают

навыки по самообслуживанию.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ дает возможность

увидеть как положительные, так и отрицательные моменты их развития . С учетом

полученных данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно –

развивающая работа. Таким образом, образовательный процесс детей с ОВЗ организован

с учетом возрастных и психофизических особенностей развития ребёнка, уровня

индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний,

уровня сформированности знаний, умений, навыков, доверительных отношений с

педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное

изучение, тем самым, обеспечивает возможность систематизировано формировать и

совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального

поведения, ориентировки в окружающем мире

Особое место отводится коррекционно-развивающим занятиям, занятиям на развитие

психомоторики

и

сенсорных

процессов,

логопедии,

ритмики,

лечебно-физической

культуры. Развитие и коррекция высших психических функций одна из составляющих

успешности восприятия учебного материала и социализации учащихся.

Работа по коррекции поведения, воспитанию учебной и поведенческой дисциплины,

гуманного отношения к окружающим людям, по формированию социально-нормативных

моделей поведения способствует социализации и социальной адаптации, профилактике

правонарушений несовершеннолетних.

Одно из основных направлений социальной адаптации – трудовое, которое реализуется

по направлениям: столярное дело, слесарное дело, швейное дело.

Учащиеся овладевают

знаниями, навыками и умениями по определенной профессии .

Дополнительное образование создает условия и предоставляет возможность каждому

ребенку выбор кружка в зависимости своего индивидуального пути для:

- развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся,

их самовыражения и самоопределения;

- повышения и поддержания познавательного интереса детей;

- создание ситуаций для успешной деятельности и социализации каждого ученика.

Значительное внимание уделяется развитию индивидуальных

творческих способностей

детей в организации досуговой

деятельности (различные праздники – календарные и

спортивные, концерты и т.п.). Непременным остается создание ситуации успеха, путем

выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка.

Расширению области общения и социального опыта содействует широкий круг

экскурсий.

Обеспечение успешной социализации воспитанников находит свое отражение в

реализации проектов, позволяющих учащимся активно взаимодействовать с социумом,

формируя навыки социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужными

другим людям, быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для

детей данной категории:

- «Развивающее и обучающее значение изготовления и использования коррекционной

игрушки для учащихся с ограниченными возможностями здоровья» (пилотная площадка

ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» КБУ);

- «Деревянная и текстильная игрушка как способ реализации образовательных,

воспитательных и коррекционных задач обучения учащихся с ограниченными

возможностями здоровья»;

- «Роль трудовой деятельности в социализации детей с различными по степени

выраженности и сложности дефектами умственного развития» ;

-

«Социальная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в

условиях МОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья городского округа Подольск Московской области»

Знания и умения, полученные в ходе образовательного процесса и дополнительного

образования, учащиеся реализуют на конкурсах различного уровня.

Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой -интернатом это

профориентационная работа, которая, в конечном результате, позволяет правильно

сориентироваться выпускнику с ОВЗ в выборе будущей профессии.

В процессе работы по социализации обучающихся с ОВЗ за последние три года получены

следующие результаты:

- обучающиеся стали призерами и победителями 12 Международных, 10 Всероссийских,

17 Областных и 27 городских конкурсов.

- успешная социализация выпускников с 2016 г. по 2018 г. (ежегодно продолжают

дальнейшее обучение в ГБПОУ «Подольский промышленно-экономический колледж им.

А.В.Никулина» от 75 до 78% выпускников )



В раздел образования