Напоминание

"Организация досуга подростков в детском санатории"


Автор: Шаньгина Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАУЗ Павловский детский санаторий РБ
Населённый пункт: с. Павловка, Нуримановский р–н., респ. Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Организация досуга подростков в детском санатории"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Организация досуга подростков в детском санатории

Детский санаторий - место для оздоровления детей. И роль педагога в таком учреждении

очень важна. Помочь ребёнку в период адаптации, сделать его жизнь в санатории не

скучной, чтобы ему захотелось приехать сюда не однажды - эти и другие задачи решают

педагоги в каждом заезде. Ведь хорошее настроение тоже залог здоровья.

Досуговую деятельность в санатории можно классифицировать по пяти группам: отдых,

развлечения, праздники, самообразование, творчество.

Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы.

Развлечения - просмотр кинофильмов, театральные постановки, концерты, экскурсии, и

т.п., и активное участие в них - обеспечивают ребенку смену впечатлений.

Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют ребенку ощутить

эмоциональный подъём.

Самообразование - чтение, подготовка к выступлениям, праздникам, приобщает детей к

ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.

Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

На сегодняшний день проблема досуга подростков стоит очень остро. Зачастую дети

просто не знают чем себя занять. А чаще не хотят.

Подростки ещё не умеют оптимально использовать свободное время для своего

физического и личностного развития. Если детям в семье полноценно проводить досуг

помогают родители и другие члены семьи, то дети в санатории находятся в совершенно

другой ситуации.

Особую актуальность вопросы организации досуга детей и подростков приобретают

тогда, когда дети попадают в условия стационарного лечебного учреждения, которые

требуют от педагогов особого подхода к организации содержательного детского досуга.

Немного о проблеме содержательности компьютерных игр. Многочасовая

бессмысленная погоня за «условным противником», «уничтожение врага» нехитрыми

примитивными способами постепенно ведут к интеллектуальной деградации игрока.

Другая реальная опасность таких игр состоит в том, что неокрепшая детская психика

подсознательно воспринимает игровой девиз: «Убей всё, что движется» как некое

руководство к действию в реальной жизни. Но родители, отправляя ребенка в санаторий и,

оставляя ему мобильные телефоны, планшеты, игровые приставки – сами провоцируют

ребенка к играм.

Деятельность детского санатория строится на основе программ, в которых устраиваются

массовые представления, дискотеки, работают различныекружки спортивного и

творческого направления; проходят систематические репетиции, просмотры, конкурсные

программы, выступления.

Всякая деятельность строится на общих закономерностях ее развития. В нашей

практике мы используем следующие принципы:

1. Принцип «могучей кучки». Досуг в целом – дело коллективное. Даже радость удачи

обычно делится на всех. Как известно, радость в досуговой деятельности дети получают

от удачно проведенного мероприятия. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз

единомышленников. В «могучей кучке» всегда присутствует чувство взаимовыручки,

взаимопомощи, взаимодоверия.

2. Принцип «горы». В работе, в сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять

высоты. Принцип «горы» в досуговой деятельности также требует неторопливых, но

постоянных шагов к высоте.

3. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь

успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти

события, ничего не предпринимать. Досуг – это дело личное и добровольное. Необходимо,

чтобы жизнь детей в досуговой деятельности шла своим чередом, без подгонки

4. Принцип «антиканонов». У детей обычно энергия не стабилизирована, разбросана.

Принцип «антиканонов» ориентирован на то, чтобы дети учились выходить за стереотипы.

Принцип «антиканонов» способствует развитию у детей фантазии, выдумки.

5. Принцип «камня, брошенного в воду» (принцип всеобщности и доступности). Любой

ребенок должен реализоваться. Значит, каждого надо «бросить», как камень в воду, в дело,

в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.

6. Принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Существует старая мудрость: ищи в

ребенке хорошее, его всегда больше. Положительное и прекрасное рождает добро. Именно

в сфере досуга так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на

положительные эмоции ребенка.

7. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и

инициативе детей с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами

детского досуга, с другой.

8. Принцип индивидуального подхода – учет индивидуальных запросов, интересов,

склонностей, способностей, возможностей и социальной среды обитания детей при

обеспечении их досуга.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод. Сущность организации досуга

подростков в детском санатории имеет ряд специфических особенностей, обусловленных

условиями стационарного лечебного учреждения, в котором организация досуга идет

наравне с оздоровлением и лечением детей.

Шаньгина Наталия Юрьевна, воспитатель ГАУЗ Павловского детского санатория РБ.



В раздел образования