Автор: Шаньгина Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАУЗ Павловский детский санаторий РБ
Населённый пункт: с. Павловка, Нуримановский р–н., респ. Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Организация досуга подростков в детском санатории"
Раздел: дополнительное образование
Организация досуга подростков в детском санатории
Детский санаторий - место для оздоровления детей. И роль педагога в таком учреждении
очень важна. Помочь ребёнку в период адаптации, сделать его жизнь в санатории не
скучной, чтобы ему захотелось приехать сюда не однажды - эти и другие задачи решают
педагоги в каждом заезде. Ведь хорошее настроение тоже залог здоровья.
Досуговую деятельность в санатории можно классифицировать по пяти группам: отдых,
развлечения, праздники, самообразование, творчество.
Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы.
Развлечения - просмотр кинофильмов, театральные постановки, концерты, экскурсии, и
т.п., и активное участие в них - обеспечивают ребенку смену впечатлений.
Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют ребенку ощутить
эмоциональный подъём.
Самообразование - чтение, подготовка к выступлениям, праздникам, приобщает детей к
ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.
Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
На сегодняшний день проблема досуга подростков стоит очень остро. Зачастую дети
просто не знают чем себя занять. А чаще не хотят.
Подростки ещё не умеют оптимально использовать свободное время для своего
физического и личностного развития. Если детям в семье полноценно проводить досуг
помогают родители и другие члены семьи, то дети в санатории находятся в совершенно
другой ситуации.
Особую актуальность вопросы организации досуга детей и подростков приобретают
тогда, когда дети попадают в условия стационарного лечебного учреждения, которые
требуют от педагогов особого подхода к организации содержательного детского досуга.
Немного о проблеме содержательности компьютерных игр. Многочасовая
бессмысленная погоня за «условным противником», «уничтожение врага» нехитрыми
примитивными способами постепенно ведут к интеллектуальной деградации игрока.
Другая реальная опасность таких игр состоит в том, что неокрепшая детская психика
подсознательно воспринимает игровой девиз: «Убей всё, что движется» как некое
руководство к действию в реальной жизни. Но родители, отправляя ребенка в санаторий и,
оставляя ему мобильные телефоны, планшеты, игровые приставки – сами провоцируют
ребенка к играм.
Деятельность детского санатория строится на основе программ, в которых устраиваются
массовые представления, дискотеки, работают различныекружки спортивного и
творческого направления; проходят систематические репетиции, просмотры, конкурсные
программы, выступления.
Всякая деятельность строится на общих закономерностях ее развития. В нашей
практике мы используем следующие принципы:
1. Принцип «могучей кучки». Досуг в целом – дело коллективное. Даже радость удачи
обычно делится на всех. Как известно, радость в досуговой деятельности дети получают
от удачно проведенного мероприятия. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз
единомышленников. В «могучей кучке» всегда присутствует чувство взаимовыручки,
взаимопомощи, взаимодоверия.
2. Принцип «горы». В работе, в сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять
высоты. Принцип «горы» в досуговой деятельности также требует неторопливых, но
постоянных шагов к высоте.
3. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь
успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти
события, ничего не предпринимать. Досуг – это дело личное и добровольное. Необходимо,
чтобы жизнь детей в досуговой деятельности шла своим чередом, без подгонки
4. Принцип «антиканонов». У детей обычно энергия не стабилизирована, разбросана.
Принцип «антиканонов» ориентирован на то, чтобы дети учились выходить за стереотипы.
Принцип «антиканонов» способствует развитию у детей фантазии, выдумки.
5. Принцип «камня, брошенного в воду» (принцип всеобщности и доступности). Любой
ребенок должен реализоваться. Значит, каждого надо «бросить», как камень в воду, в дело,
в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.
6. Принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Существует старая мудрость: ищи в
ребенке хорошее, его всегда больше. Положительное и прекрасное рождает добро. Именно
в сфере досуга так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на
положительные эмоции ребенка.
7. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и
инициативе детей с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами
детского досуга, с другой.
8. Принцип индивидуального подхода – учет индивидуальных запросов, интересов,
склонностей, способностей, возможностей и социальной среды обитания детей при
обеспечении их досуга.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод. Сущность организации досуга
подростков в детском санатории имеет ряд специфических особенностей, обусловленных
условиями стационарного лечебного учреждения, в котором организация досуга идет
наравне с оздоровлением и лечением детей.
Шаньгина Наталия Юрьевна, воспитатель ГАУЗ Павловского детского санатория РБ.