Напоминание

«Традиции семейного чтения, или как вырастить читающего и мыслящего человека?»


Авторы: Турусина Елена Викторовна, Махиянова Нажия Ишбулдыевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБОУ Школа №69 г.о. Самара, дошкольное отделение
Населённый пункт: г.о Самара
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания
Тема: «Традиции семейного чтения, или как вырастить читающего и мыслящего человека?»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

общеобразовательное

учреждение

«Школа №69 имени Героя Советского Союза А.С. Бойцова»

городского округа Самара

Адрес учреждения: 443067, г. Самара, ул. Гагарина, 123

Телефон

262-80-88

Методическая разработка

«Традиции семейного чтения, или как вырастить читающего и мыслящего человека?»

Концепция

родительского

собрания.

Одним

из

важнейших

факторов,

влияющих

на

приобщение

к

чтению

современных

дошкольников,

является

состояние

речевой

культуры.

Как

известно,

черты

языковой

личности

определяются не только количеством, но качеством прочитанного. В настоящее

время говорят о сужении и обеднении пассивного словаря личности, поскольку

именно он определяет глубину восприятия текста и свободу коммуникации.

Поэтому данная разработка родительского собрания является очень значимой и

полезной в педагогической практике.

Главная

цель

разработки

убедить

родителей

в

возможности

семейного

литературного образования и воспитания у детей интереса к чтению и любви к

книге. Предлагаемые методы и тема разработана в соответствии с наиболее

актуальными проблемами детей дошкольного возраста. Это позволяет добиться

положительных

результатов

во

взаимодействии

с

родителями,

повысить

их

педагогическую

культуру,

интерес

к

вопросам

воспитания

«читающего

человека»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«НА ПУТИ К ЧТЕНИЮ…»

Автор: Турусина Елена Викторовна, воспитатель

Махиянова Нажия Ишбулдыевна, воспитатель

План родительского собрания

1.

Приветствие. Выступление Турусиной Е.В. «Процесс восприятия речи на

слух»

2.

Выступление

Махияновой

Н.И.

«Развитие воображения в процессе

осмысления посредством творчества»

3.

«Вот что надо делать дома!» (составление рекомендаций родителями на

основании полученных знаний на родительском собрании)

4.

Заключительное

слово.

Домашнее

задание

родителям

для

создания

альбома из рисунков к литературным произведениям рекомендованных

детям старшего дошкольного возраста.

Цель: убедить родителей в возможности семейного литературного образования

и воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге.

Задачи:

- приобщать родителей к участию в образовательном процессе, расширить

педагогическую компетентность по теме «На пути к чтению…»;

- познакомить с приемом беседа в литературном произведении как средством

вовлечения детей в чтение художественных произведений;

- о б о г а т и т ь

р о д и т е л е й

н о в ы м и

з н а н и я м и

п о

т е м е

«Развитие воображения в процессе осмысления посредством творчества»

-

предложить

совместную

работу

по

обогащению

читательского

уголка

иллюстрациями к литературным произведениям.

Форма проведения: семинар-практикум

Инструментарий педагога по достижению цели: презентация по данной теме.

Ход собрания

1.

Приветствие. Выступление Турусиной Е.В.

- Мы рады приветствовать всех вас.

- Прошу взглянуть на экран (слайд 1. трудные слова без описания). Перед вами

слова, которые каждому встречаются в повседневной жизни.

- Давайте я вам прочитаю эти слова: дисания, апория, атихифобия,

мимесис,

жовиальность.

- Какая ассоциация у вас возникает при восприятии данных слов? (Ответы

родителей). Хорошо, я вас услышала. Давайте посмотрим на экран и увидим их

значение.

Дисания

-

состояние

практически

невозможно

встать

с

постели

и

заняться

обычными

делами.

Апория – логическое затруднение, непреодолимая проблема, вступающая в противоречие с

очевидными фактами.

Атихифобия – боязнь совершить ошибку.

Мимесис – творчество, как подражание реальности.

Жовиальность – веселье и жизнерадостность.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о словах и их значении). -

Тема нашего родительского собрания: «На пути к чтению…». А говорить мы

будем о процессах восприятия речи на слух.

- Сейчас я проведу отрывок из занятия по ознакомлению с литературой. Все как

у

ваших

детей.

Структура

занятия

по

чтению

художественной

литературы

зависит от возраста воспитанников и содержания материала. Традиционно в

организационно-образовательной деятельности выделяют три части:

I.

Знакомство

с

произведением,

цель

которого

правильное

и

эмоционально насыщенное восприятие (слайд 2). Данный отрывок выбран по

возрасту «воспитанников». Слушаем: ...На парадной дощатой террасе, вблизи

конопляника,

жена

подьячего

Апполинария

Савична

потчевала моллюсками,

винегретом, можжевеловым вареньем и мороженым крем-брюле отставного

коллежского асессора Акакия Акакиевича под аккомпанемент аккордеона и

виолончели.

II.

Беседа о прочитанном, направленная на уточнение содержание, языковых

средств выразительности (слайд 3).

- Кто является главным героем? (Жена)

- Чья жена? (Подьячего)

- А подьячий это кто? (Это см.примечание)

- Вспомните, как зовут жену? (Апполинария)

Примечание:

Подьячий, поддьячий («под»

+«дьяк»)

низший административный

чин в Русском

государстве в XVI —

начале XVIII

века.

Иван

Черкасов

начинал

карьеру

подьячим

П о д

руководством дьяков подьячие

выполняли

основную

делопроизводственную

работу

в

центральных

и

местных государственных учреждениях. Составляли особую группу служилого неподатного населения.

Делились на старших, средней статьи и младших. Получали денежное, хлебное, а иногда и поместное

жалованье.

В

20-е

годы XVIII

века в

государственных

учреждениях

их

заменили

канцеляристы,

подканцеляристы и копиисты, которых однако в обиходной речи продолжали называть «подьячими» вплоть

до XIX века.

- А что она делала? (Потчевала)

- Как можно заменить это слово? (Угощать, кормить)

-

Чем?

(моллюсками,

винегретом,

можжевеловым

вареньем

и

мороженым

крем-брюле)

- Кого угощала? (отставного коллЕжского асЕссора)

Примечание: Колле́

жский асе́

ссор — с 1717 по 1917 год гражданский чин в Русском царстве и в Российской

империи,

соответствовавший

с

24

января

1722

года

8-му

классу

Табели

о

рангах[1].

До

1884

года

соответствовал армейскому чину майор[2], а после отмены майорского чина в армии соответствовал чину

капитана.

К

чину

применялся

общий

титул

«Ваше

высокоблагородие»[3].

До

1845

года

давал

потомственное

дворянство,

затем

только

личное[4].

Обладатели

обычно

служили

в

должности

регистратора, секретаря или советника. Знаком различия служили две звезды на двухпросветных петлицах.

- Кто помнит, как его зовут? (Акакий Акакиевич)

- Где происходило событие? (на террасе) А она какая? (дощатая, парадная)

-

В какое время года? (Ответы родителей) А как вы догадались? (Ответы

родителей)

- Что значит для вас парадная терраса? (ответы родителей)

III.

Повторное чтение текста (либо его ключевых эпизодов) для углубления

восприятия и закрепления впечатления. (слайд 4)

Слушаем:

...На

парадной

дощатой

террасе,

вблизи

конопляника,

жена

подьячего

Апполинария

Савична

потчевала моллюсками,

винегретом,

можжевеловым вареньем и мороженым крем-брюле отставного коллежского

асессора Акакия Акакиевича под аккомпанемент аккордеона и виолончели.

-

Предлагаю

пересказать

рассказ

и

получить

звездочку

за

самое

удачное

выполнение задания.

Пересказы родителей и награждение родителей.

- Подведем вывод: Восприятие — сложный и интересный процесс, требующий

от человека сосредоточенной работы всех психических процессов и, главным

образом, мыслительной деятельности.

2.

«Вот что надо делать дома!» (составление рекомендаций родителями

на основании полученных знаний на родительском собрании)

- Для того что бы привить ребенку желание любить читать, надо:

Примерные

рекомендации

родителей

родителям

с

дополнением

от

воспитателя, если родители затрудняются:

1.

Дома чаще читать ребенку (В.: сказки, рассказы, стихи)

2.

Беседовать с детьми об услышанном произведении

(В.: для развития

эмоционального

фона.

Именно

в

беседе

люди

обнаруживают

друг

в

друге

источник знаний, который лучше усваивается посредством звучащей речи).

3.

Расширять словарный запас детей (В.: поиск значения данного слова).

Связь

понимания

с

содержательностью

высказывания.

Понимание

смысла

речевого высказывания формируется, прежде всего, на основе информации.

Знакома она или нет, приятен ли собеседник – все это имеет колоссальное

значение. Чем более содержательна информация, тем легче и интереснее ее

усваивать.

4.

В: Обязательно проверить ребенка у специалистов - на исключения

физических отклонений. Сюда относится способность адекватно воспринимать

звуки из окружающего пространства. Если человек страдает тугоухостью или

абсолютной глухотой, то развитие речи и восприятие речи на слух делается

затруднительным, а во втором случае практически невыполнимой задачей.

5.

В.:

А

если

ребенок

спросил

о

новом

слове,

но

при

проговаривании

исказил

его.

Что

делаете? (Ответы

родителей).

Правильно

развитие

фонематического слуха включает в себя развитие способности отличать друг от

друга близкие по звучанию слова, формирование правильного произношения

слов,

выговаривание

окончаний.

Если

фонематический

слух

развит

в

достаточной степени, то эти знания способствуют выстраиванию связной речи,

пониманию смысла высказывания, быстрому овладению чтением и письмом.

6.

В: Развитие речевого слуха. Данная способность состоит из нескольких

компонентов, тесно связанных между собой: способность понимать звучащую

речь,

выстраивать

логические

связи

между

предметами

и

явлениями,

самостоятельно

моделировать

предложения

и

смысловые

отрезки

текста,

пользоваться родным языком в соответствии с литературной нормой, понимать

интонацию, значение слов и отдельных фраз. Для достижения лучшего эффекта

рекомендуется давать задания на составление и пересказ текста.

3.

Выступление Махияновой Н.И. « Развитие воображения в процессе

изучения литературных произведений» 10 мин

- Я бы хотела поговорить о воображении. Почему это так важно в развитии

ребенка? (Ответы родителей)

-

Благодаря

воображению

человек

творит,

разумно

планирует

свою

деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовая

культура является продуктом воображения и творчества людей.

- Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что

не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое

зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли,

будущее представлено в мечтах и фантазиях (слайд 5).

Воображение человека выражается:

-

в

построении

образа

средств

и

конечного

результата

предметной

деятельности;

- в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется

неопределенностью;

-

в

продуцировании

образов,

которые

не

программируют,

а

заменяют,

симулируют действительность;

- в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет аналитико-

синтетический

характер,

как

и

другие

психические

процессы

(мышление,

память, восприятие).

Виды воображения:

- активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному

желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;

- пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и

желания человека;

-

продуктивное

-

в

нем

действительность

сознательно

конструируется

человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;

- репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в

каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение

больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Этапы развития воображения у детей:

До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических

процессов,

в

них

закладывается

его

фундамент.

В

три

года

происходит

становление

словесных

форм

воображения.

Здесь

воображение

становится

самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план

предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы

выступают

в

различных

ситуациях,

характеризуясь

содержательностью

и

специфичностью. Появляются элементы творчества.

Для развития воображения необходимо наличие определенных

условий:

- эмоциональное общение с взрослыми;

- предметно-манипулятивная деятельность;

- необходимость разных видов деятельности.

Развивая воображение ребенка, важно помнить, что материалом для его

фантазий

служит

вся

окружающая

жизнь,

все

впечатления,

которые

он

получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.

Надо сказать, что развитие воображения таит в себе и некоторые

опасности.

Одна

из

них

это появление детских страхов. Все родители

замечают, что у детей уже с четырех-пяти лет появляются самые различные

страхи: дети могут бояться темноты, потом уже более определенно – скелетов,

чертей и пр. Появление страхов является спутником и своего рода показателем

развивающегося воображения. Это явление очень нежелательное, и когда страх

появляется, надо помочь ребенку поскорее избавиться от него. Что делать,

постараться

не

допустить

тех

воздействий,

которые

могут

травмировать

ребенка, вызвать в его воображении болезненные образы. Часто страхи детей

появляются после фильмов и книг, очень безобидных и забавных на наш взгляд.

Но надо помнить, что воображение ребенка достраивает то, что он еще не знает,

заменяет ему те сведения о действительности, которых у него нет и которыми

располагаем мы, взрослые. Это для нас очевидно, что Вий – это выдумка, что

Бабы-Яги не существует, а Кащей Бессмертный очень даже мил в фильме-

сказке. Но представьте себя на месте ребенка, попробуйте посмотреть на все его

глазами.

Для

него

все

это

может

быть

реальностью,

причем

такой,

что

воображение помогает ему видеть эту реальность в своей жизни, переносить ее

в свой мир. Поэтому надо очень внимательно относиться к тем впечатлениям,

которые

получает

ребенок,

отбирать

их

в

соответствии

с

возрастом

и

особенностями нервной системы малыша. Ведь возникший страх может стать

навязчивым, перерасти в невроз, и тогда вам уже потребуется помощь детского

невропатолога или психиатра.

Но если страх уже возник, то, конечно, надо попробовать как можно

скорее

избавить

от

него

ребенка.

Характерно,

что

нередко

наиболее

действенным оказывается следовать не логике реальности, а перейти в логику

воображения ребенка. Далеко не всегда поможет приговаривание о том, что

чертей не бывает, что бояться темноты глупо, что никаких скелетов нет, и т. п.

Психолог 3.Н. Новлянская приводит пример с девочкой, которая боялась, что в

ее комнату залетит черный цветок. Никакие уговоры не помогали, но когда мама

по совету психолога сказала, что кактус на окне охраняет девочку и не пустит к

ней черный цветок, ребенок успокоился и страх исчез.

Вторая опасность, таящаяся в развитии воображения, состоит в том, что

ребенок может полностью уйти в мир своих фантазий. Ведь действительно,

уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок

может проигрывать про себя, никак не сопровождая это внешними действиями.

И именно здесь таится опасность ухода от действительности в фантазию, грезу,

мечту, что особенно часто происходит в подростковом и юношеском возрасте.

Жить

без

мечты

невозможно,

но

если

ребенок

живет

только

мечтами

и

фантазиями, не воплощая их в жизнь, то он может превратиться в бесплодного

мечтателя.

Рекомендуем вам: начиная уже со старшего дошкольного возраста важно

помочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение

определенным

целям,

сделать

его

продуктивным.

Приучайте

ребенка

реализовывать задуманное, и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать

радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя

все полнее и полнее в творческом созидании.

Богатейшим

источником

развития

фантазии

ребёнка

является

сказка.

Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления

маленького ребенка.

- Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует

память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным

тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

-

Сказка

-

это

удивительное

по

силе

психологического

воздействия

средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

-

Сказка

в

определенной

степени

удовлетворяет

три

естественные

психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):

·Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой

действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

·Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается

способным

преодолеть

самые

невероятные

препятствия,

оказывается

победителем, достигает успеха.

·Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией, но с

полным неумением использовать ее для решения конкретного задания. Такой

ребенок долго не может сосредоточится на объекте действия; его все отвлекает,

начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не заканчивая первого

действия. В результате происходит сумбурное нагромождение одних событий

на

другие.

При

этом

ребенок

может

забыть

и

о

первоначальном

замысле.

Поэтому воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условие

развития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком,

каким должен быть конечный результат его творчества. В изобразительной или

конструкторской

деятельности

целенаправленность

будет

развиваться

в

ситуациях,

когда

ребенку

будут

заранее

заданы

требования

к

желаемому

рисунку

или

конструкции.

Длительность

работы

ребенка

над

своим

произведением может свидетельствовать о развитии целенаправленности.

4.

Заключительное слово. Домашнее задание родителям для создания

альбома из рисунков к литературным произведениям рекомендованных

детям старшего дошкольного возраста.

-

А

сейчас

мы

вас

просим

выбрать

карточку

с

названием

литературного

произведения, к которому вам необходимо нарисовать иллюстрацию, работать

вам предстоит в течения летних каникул для обогащения читательского уголка

в группе на следующий учебный год.

Спасибо!

КАРТОЧКА НА ЛЕТО

Подготовить иллюстрацию к данному

произведению. А. Митяев. «Сказка про

трех пиратов».

Подготовить

иллюст рацию

к

д а н н о м у

п р о и з в е д е н и ю .

Л .

Петрушевская. «Кот, который умел

петь»

Подготовить иллюстрацию к данному

произведению. «Шляпа волшебника»,

пер. В. Смирнова

Подготовить

иллюст рацию

к

данному произведению. Т. Янссон.

«О

самом

последнем

в

мире

драконе», пер. со швед. Л. Брауде

Подготовить иллюстрацию к данному

п р о и з в е д е н и ю .

Д ж .

Р о д а р и .

«Волшебный

барабан»

(из

книги

«Сказки, у которых три конца»), пер. с

итал. И. Константиновой

Подготовить

иллюст рацию

к

данному произведению. Б. Заходер.

«Приятная встреча»

Подготовить иллюстрацию к данному

произведению. Д. Чиарди. «О том, у

кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа

Подготовить

иллюст рацию

к

данному

произведению.

Д.

Хармс.

«Уж я бегал, бегал, бегал…»

Подготовить иллюстрацию к данному

произведению. Ю. Мориц. «Домик с

трубой»

Подготовить

иллюст рацию

к

данному

произведению.

Я.

Аким.

«Жадина»

Подготовить иллюстрацию к данному

произведению .А. Митяев. «Сказка про

трех пиратов»

Подготовить

иллюст рацию

к

данному

произведению

.«Желтый

аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Подготовить иллюстрацию к данному

произведению . «Как братья отцовский

клад нашли», молд., обр. М. Булатова

Подготовить

иллюст рацию

к

д а н н о м у

п р о и з в е д е н и ю .

« О

мышонке,

который

был

кошкой,

собакой

и

тигром»,

инд.,

пер.

Н.

Ходзы

Подготовить иллюстрацию к данному

п р о и з в е д е н и ю .

Э .

Ус п е н с к и й .

«Разгром».

Подготовить

иллюст рацию

к

данному произведению. Р. Киплинг.

«Слоненок»,

пер.

с

англ.

К .

Чуковского,

стихи

в

пер.

С .

Маршака

Подготовить иллюстрацию к данному

произведению. Х. Мякеля. «Господин

Ау» (главы из книги), пер. с финск. Э.

Успенского

Подготовить

иллюст рацию

к

данному

произведению.

«Шумный

Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой

«На

Горизонтских

островах»,

пер.

с

польск. Б. Заходера

«Про

летающую

корову»,

пер.

с

англ. Б. Заходера

«Баллада о королевском бутерброде»,

пер. с англ. С. Маршака

Н. Телешов. «Крупеничка»;

В. Бианки. «Сова»

Б. Заходер. «Серая звездочка»



В раздел образования