Автор: Похило Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Родничок" п. Гирсово
Населённый пункт: Юрьянский район Кировской области
Наименование материала: НОД
Тема: Опытно – эксперимент. деят. с детьми и родителями по ЗОЖ : «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Родничок» п. Гирсово Юрьянского района Кировской
области
Опытно – экспериментальная деятельность с детьми и
родителями (законными представителями) по ЗОЖ
на тему: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
(возраст воспитанников 5-7 лет).
Из опыта работы воспитателя
высшей квалификационной категории
Похило Татьяны Леонидовны.
2018 год.
Цель: формирование у детей сознательной установки на здоровый
образ жизни.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению своего здоровья;
-
учить
самостоятельно
следить
за
своим
здоровьем,
знать
несложные приемы самооздоровления;
- воспитывать культуру здоровья, желание быть здоровым.
Оборудование:
- цветок «Здоровья»;
- картинки органов человека;
- дольки фруктов, овощей и трав в баночках;
- мнемотаблицы «Ухо», «Зуб»;
-
тактильные
дощечки: для
развития осязания и тактильной
памяти у детей родители изготовили «тактильные дощечки» из:
гречи; ракушек; макаронных изделий; веточек; меха; нождачной
бумаги; фасоли; пазлов; ваты;
- полиэтиленовые пакеты, волосы, лента скотч;
- развивающие игры «Валеология – 1», «Валеология – 2», «Зуб
Неболей-ка»;
- видеофильм «Моё тело».
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о здоровье.
- Кто хочет быть здоровым?
- Каждый человек может сам себе укрепить здоровье. Недаром
говорится:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.
- А что такое «здоровье»?
(это сила, это красота, это ум, это когда все получается)
- А как можно укрепить своё здоровье?
(заниматься физкультурой, правильно питаться, соблюдать режим
дня, закаляться…)
Дети читают стихотворение «Чтоб здоровье сохранить…»
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья -
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать -
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться –
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда,
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб,
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты -
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
-
Ребята,
я
изготовила «Цветок
здоровья».
Лепестками
цветка
являются наши органы. Если мы правильно будем ухаживать за
ними, то будем всегда здоровыми и проживем долгую и счастливую
жизнь.
- Про какой орган говорится в этой загадке:
«Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит: то заходит, то выходит» (нос)
- К какому органу чувств относится нос?
(орган обоняния)
- Для чего человеку нужен нос?
(чтобы дышать, различать запахи, не пускает микробы в организм)
- Расскажите по картине о строении носа человека.
(ноздри, носовые ходы, крылья носа, перегородка…)
- Давайте поиграем с вами в игру «Отгадай по запаху»:
(апельсин, лук, чеснок, яблоко, укроп, шоколад, туалетное мыло,
жевательная резинка)
- Какие правила ухода за носом вы знаете?
(нельзя ковырять в носу пальцем, тем более острым предметом;
нельзя
засовывать
в
нос
посторонние
предметы;
при
насморке
нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя – это
может привести к заболеванию среднего уха; нельзя пользоваться
чужим носовым платком)
- А сейчас отгадайте загадку про следующий орган:
«Два брата на одной голове живут,
Всё слышат, а друг друга не видят» (уши)
- К какому органу чувств относятся уши?
(орган слуха)
- Зачем человеку уши?
(слышать различные звуки)
- Расскажите о строении уха.
(наружное ухо, слуховой проход, барабанная перепонка, молоточек,
стремечко, наковальня…)
- Посмотрите на эту мнемотаблицу и расскажите, как она связана с
ушами.
Рассматривание и обсуждение мнемотаблицы: «Уши».
- Расскажите правила ухода за ушами:
игра «Валеология».
- А вот что бывает с людьми, у которых плохой слух. Они попадают
в смешные ситуации.
2 сценки «Плохой слух»:
- Здравствуй, баба Катерина!
- У меня яиц корзина.
- Как поживают домашние?
- Яйца свежие, вчерашние.
- Ничего себе вышла беседа!
- Авось распродам до обеда.
- Здорово, бабуля!
- Картошку копаю.
- Бабуль, ты глухая?
- Да есть и гнилая.
- Послушайте загадку про следующий орган:
«Я круглый, хрупкий и очень нежный.
Живу в дупле, люблю всё рассматривать
И всё всегда фотографирую. Угадайте, кто я?» (глаз)
- К какому органу чувств относится глаз?
(орган зрения)
- Зачем человеку нужны глаза?
(с помощью глаз человек видит предметы, цвет, размер, форму,
перемещение предметов; глаза помогают передвигаться в нужном
направлении,
ориентироваться
в
пространстве
и
во
времени;
благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире)
- Расскажите о строении глаза человека.
(веко, белочная оболочка, радужная оболочка, зрачок…)
- Расскажите правила по охране зрения:
игра «Валеология».
Физкультминутка:
Музыкальная игра «Оловянные солдатики» и «Горбуны».
- Послушайте загадку про следующий орган человека:
«Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю, температурой руковожу» (кожа)
- Зачем человеку нужна кожа?
(чтобы нас защитить…)
- Расскажите о строении кожи человека.
(эпидермис,
дерма,
меланин,
кровеносные
сосуды,
волосяная
луковица)
- Одинаковая ли толщина кожи на разных участках тела человека?
(на ладонях рук и ступнях ног кожа толще)
- Одинаковый ли цвет кожи у людей, живущих в жарких и холодных
странах?
(у
людей
в
жарких
странах
цвет
кожи
темнее
из-за
красящего
вещества «меланина»)
- О чём вам могут рассказать эти 2 картинки?
1-ая (на ладонях рук и стопах ног нет сальных желез, поэтому, если
долго побыть в воде, кожа становится пупырчатая)
2-ая
(когда
человек
мерзнет
или
испугается,
волосики
на
коже
поднимаются…)
- К какому органу относятся волосы и ногти?
(к коже, только ороговевшей)
- Для того, чтобы кожа долгие годы могла защищать наш организм,
мы должны беречь её и ухаживать за ней. Что нужно сделать для
того, чтобы кожа была здоровой?
Правила для здоровой кожи: игра «Валеология».
Опыт с волосами: «Чей волос крепче: ребенка или взрослого» :
- Волосы человека относятся к органу: «Кожа». Чтобы выяснить,
какие волосы самые крепкие (крашеные, не крашеные, седые) и у
кого
(ребёнка,
взрослого,
пожилого
человека)
мы
провели
следующий
опыт:
1
самый
длинный
волос
у
испытуемых
приклеили скотчем к полиэтиленовому пакету. Испытуемый держал
пакет за волосок и клал в него 2-х рублёвые монеты. У кого волос
выдержал
наибольшее
количество
монет,
тот
и
победил.
Далее
подводили итоги и делали выводы.
-
На
коже
много
нервных
окончаний,
поэтому
мы
можем
чувствовать тепло, холод, боль. Кожа – это вторые глаза.
Упр. «Тактильные дощечки»:
дети
с
завязанными
глазами
обследуют
4
–
6
дощечек,
затем
дощечки
меняются
местами
и
ребёнок
с
завязанными
глазами
должен их разложить так, как они были разложены первоначально.
- Слушаем следующую загадку:
«Белые силачи рубят калачи» (зубы)
- Как называется врач, который лечит зубы? (стоматолог)
- Сколько зубов у взрослого человека?
(32 зуба: 16 вверху и 16 внизу)
- Сколько молочных зубов у детей? (20)
- В каком возрасте меняются молочные зубы? (от 6 до 12 лет)
- Как часто следует чистить зубы? (2 раза в день)
- Что нам расскажет о зубах эта таблица?
Рассматривание и обсуждение мнемотаблицы: «Зубы».
- Какие продукты полезные и неполезные для зубов?
Развивающая игра «Зуб Неболей - ка»: нужно выбрать картинки
полезных и вредных продуктов для зубов. Рассматриваем картинки
продуктов и классифицируем на полезные и неполезные для зубов
продукты.
- Расскажите правила, как сохранить зубы здоровыми:
игра «Валеология».
Опыт с яйцом.
1 Опыт: берём 2 варёных яйца. Одно яйцо помещаем в банку с
чистой водой. Второе яйцо предварительно помещаем в банку с
подкрашенной
водой
(воду
можно
подкрасить
зелёнкой,
йодом,
марганцем,
свёклой
или
другими
пищевыми
красителями)
и
уксусной кислотой. Далее достаём яйцо из первой банки с твёрдой
скорлупой (можно легонько постучать яйцом по столу, чтоб был
слышен звук), показываем его детям и делаем вывод: если мы
будем пить чистую воду и есть полезные продукты – эмаль наших
зубов будет всегда твёрдая и прочная, как скорлупа этого яйца, а
зубы будут крепкими и здоровыми! Затем достаём яйцо из второй
банки (скорлупа яйца стала мягкой и растрескалась), показываем её
детям
и
делаем
вывод: если мы
будем
пить
сладкую
цветную
газировку и есть неполезные продукты – зубы будут болеть и на
них появится кариес.
2 Опыт: берём пинцетом осколок нетолстого стекла, нагреваем его
над свечкой или зажигалкой и резко опускаем в банку с ледяной
водой – на стекле появились трещины. Показываем стекло детям и
делаем вывод: нельзя после горячей пищи есть холодное мороженое
и наоборот – после холодного нельзя есть сразу горячее, так как на
зубной эмали появятся трещинки, как на этом стекле, и зубы будут
болеть.
- Слушаем следующую загадку:
«Что милее всего на свете?» (сон)
- Зачем человеку сон?
(человек во сне растёт и отдыхает)
- Что отдыхает во время сна?
(тело человека, а мозг перерабатывает информацию дня)
- Сколько часов должен спать взрослый человек? (7-8 часов) А
ребёнок? (10 часов)
- Какие правила нужно выполнять, чтобы сон был здоровым?
Игра «Валеология».
- Вот и сорван последний лепесток нашего цветка «Здоровье».
Повторили мы советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить,
Научись его ценить!
- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Моё тело».