Напоминание

Развивающая предметно – пространственная среда в ДОО


Автор: Растрыгина Наталья Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: филиал " Березка" МБДОУ детского сада " Колокольчик "
Населённый пункт: Кирсановский район Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка ( из опыта работы)
Тема: Развивающая предметно – пространственная среда в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Растрыгина Наталья Михайловна, старший воспитатель

филиала « Березка » МБДОУ детского сада « Колокольчик »

Тамбовская область , Кирсановский район

Предметно – развивающая среда является основным средством формирования личности

ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть

организована так чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать

способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-

эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Кроме

того,

предметно

развивающая

среда,

в

детском

саду,

должна

обеспечивать

безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма

каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей,

поскольку

каждая

возрастная

группа

обладает

своими

специфическими

психолого-

педагогическими характеристиками.

Важно,

чтоб

предметно-развивающая

среда

имела

характер

открытой,

незамкнутой

системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не

только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир,

окружающий

ребенка,

необходимо

пополнять

и

обновлять,

приспосабливая

к

новообразованиям определенного возраста.

Образовательная

среда

совокупность условий,

целенаправленно

создаваемых

в

целях

обеспечения

полноценного

о б р а з о в а н и я

и

развития

детей.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

часть

образовательной

среды,

представленная

специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами,

оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с

особенностями

каждого

возрастного

этапа,

охраны

и

укрепления

их

здоровья,

учёта

особенностей и коррекции недостатков их развития.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей

среды в группе:

-пространство;

-время;

-предметное окружение.

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование

среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности

жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка

обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса

предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде выделяются следующие зоны для

разного вида активности:

- рабочая;

- активная;

- спокойная.

Основываясь на требованиях

ФГОС, СанПиН, примерного

перечня игрового оборудования

для учебно-материального

обеспечения дошкольных

образовательных учреждений, в

филиале «Березка» МБДОУ

детского сада «Колокольчик» создана развивающая предметно- пространственная среда,

ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми,

использование образовательных технологий деятельностного подхода, эффективную

организацию совместной и самостоятельной деятельности детей. Оборудование групп

отвечает требованиям по безопасности, является здоровьесберегающим, эстетически

привлекательным, доступным детям. Мебель соответствует возрасту и росту детей,

закреплена. Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий

эффект, обеспечивают психологическую комфортность пребывания каждого ребенка в

группах. Обстановка в группах приближена к домашней. Предметы мебели в группах

расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их

двигательной активности. Пространство группы организовываются в виде разграниченных

центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная

организация позволяет детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в

течение дня. Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с

учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии

с тематическим планированием образовательного процесса.

Характеристика групп:

От 2-х до 4-х – 20 человек

От 4-х до 7-ми -28 человек

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований

ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Центр сюжетно-ролевой игры: Основной целью этого направления является позитивная

социализация детей старшего дошкольного возраста,

приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства. В связи с этим стоит задача создания

условий для усвоения общепринятых моральных и

нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в

приобретении ребенком социального опыта является семья,

именно там ребенок приобретает свой первый социальный

опыт. Основные этапы формирования личностных качеств

ребенка

закладываются именно в

дошкольном возрасте и

преимущественно посредством

игры. В

группах постарались создать

среду и

условия для развития именно игровых качеств у детей.

Центр сюжетно- ролевой игры

представлен куклами разного пола и профессий, наборами мебели, посуды, игрушками –

предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и

диких животных, муляжами овощей и фруктов. Большим спросом пользуются коробка для

девочек и коробка для мальчиков, в которых хранится бросовый материал, отходы бумаги,

ткани, кожи, меха и пр. для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, там же

дети находят детали военной формы,

военные атрибуты, детали одежды

рыцарей, богатырей, космонавтов,

мужские аксессуары, предметы

женской одежды, кружевные

накидки, банты, сумочки, украшения,

шляпки, зонтики и большое

разнообразие «подручных» материалов. Используются разные виды игр: дидактические,

подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Сюжетно-ролевые игры: «Салон

красоты», «Поликлиника», «Семья», «Гараж», «Мастерская», «Кафе». Основываясь на

требованиях ФГОС, в старшей группе были добавлены такие сюжетно-ролевые игры как

«Школа», «Почта». Для всех игр приготовлены костюмы, пособия, материалы,

оборудование, для повышения интереса детей к играм.

Центр дежурства: Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд.

Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью

образовательного процесса. Для дежурства по столовой в группах

есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся

специальные фартуки и колпачки для дежурства.

Центр безопасности: Создавая развивающую среду в группах,

немало внимания было уделено созданию комфортных условий для развития навыков

безопасного поведения

детей. В

уголке имеется

разнообразный материал

по

правилам безопасного

поведения

на дорогах, во время

пожара:

сюжетные иллюстрации,

раздаточный и

демонстративный

материал,

игры, папки–передвижки,

картотека по ОБЖ, настольно- печатные игры.

Уголок уединения: для обеспечения эмоционального благополучия детей, оборудовали

место в группе, где они могут побыть одни, посмотреть на свои фото и фото своей семьи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Центр «Физического развития»: Одной из основополагающих областей развития

ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой

области в группах, сделали акцент на охрану жизни и укрепления физического и

психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики,

профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по

видам спорта.

В

центрах

«физического

развития»

находятся:

многофункциональный

спортивный

к о м п л е к с ,

о с н а щ е н н ы й

п е р е к л а д и н о й ,

к о л ь ц а м и ,

веревочной

лестницей,

качелями,

канатом;

шведская

стенка;

гимнастические

лестница,

скамейки;

наборы

мячей

разного

диаметра,

набивные

мячи,

мячи-

хоппы;

обручи,

кегли,

кольцеброссы;

гимнастические

палки;

набор «Кузнечик» (для прыжков в высоту); спортивные

маты;

предметы

для

гимнастических

упражнений

(погремушки,

флажки,

ленты,

султанчики,

платочки,

мешочки

с

песком,

кубики);

шарики-массажеры,

массажеры для профилактики сколиоза и плоскостопия,

игра «Поймай рыбку», настольная игра «Бадминтон»,

игры детский дартс, мишени для метания, «Городки»,

«Кольцеброс»;

иллюстративный

материал

«Виды

спорта», «Олимпиада».

Руками

педагогов

и

родителей

созданы

пробковые

коврики,

гантели,

цветные

лесенки

для

прыжков,

сухие

бассейны,

индивидуальные

коврики,

дорожки

для

профилактики

плоскостопия, коврик для растягивания.

Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках

дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми используются

различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая после

дневного сна.

На участке филиала «Берёзка» находится площадка для проведения спортивных игр

(волейбол, футбол, различные подвижные игры с мячом, обручем и д.р.), спортивный

комплекс с горкой, баскетбольные кольца, шведская стенка, спортивное бревно, лесенки

для лазания, «дорожки здоровья» (для летне-оздоровительного периода).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Театрально-музыкальный центр: Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на

фланелеграфе, би-ба-бо, , теневой. Также в

группах имеется уголок «Ряжение», где дети

очень любят надевать разнообразные наряды.

Театральные уголки часто

пополняются новыми атрибутами,

сделанными своими руками.

Имеются разнообразные детские

музыкальные инструменты,

иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами,

дидактические игры на развитие музыкального слуха, магнитофон, аудио записи

музыкальных произведении соответствующих возрастной группе.

Центр творческой и проектной деятельности: В данном центре имеется

разнообразный демонстрационный материал.

Различные материалы для рисования: краски,

кисточки разной величины, карандаши, мелки,

трафареты, фломастеры, раскраски, бумага

разной фактуры. В старшей группе, в

соответствии с ФГОС, появляется проектная

деятельность. Здесь мы с детьми и родителями

выполняем различные проекты и проводим выставки готовых работ.

Центр народно-прикладного

искусства:

литература по народно -

прикладному

искусству, настольно- печатные

игры,

глиняные игрушки, малые

скульптуры,

керамическая посуда, детские

работы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Центр «Познание»: Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики,

мышления,

внимания. Счётный

наглядный и

раздаточный материал,

магнитная доска,

дидактические игры,

развивающие

игры, игры на плоскостное

моделирование,

игрушки для сенсорного

развития детей,

звуковые коврики, для

изучения букв и цифр, все в соответствии с возрастной группой.

Центр конструирования: в большом разнообразии представлены различные виды и

формы конструкторов: напольный

конструктор (деревянный и

пластмассовый), к нему для

обыгрывания крупные транспортные

игрушки, настольный конструктор

(деревянный и лего), к ним для

обыгрывания мелкие транспортные

игрушки, сюжетные фигурки. Также

добавлен конструктор по ПДД (светофор, фигурки людей, для обыгрывания жизненных

ситуаций)

Центр природы и экспериментирования: имеется : календарь погоды, инвентарь за

уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей. Различные емкости для воды и

сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы.

Материалы для посадки «Зеленого огорода», семена цветов, кормушки и корм для птиц.

Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал

для проведения экспериментов;

знакомство с растениями и

животными различных климатических

зон, живая и неживая природа. В

младшей группе «Центр игр с водой и

песком».

Центр ИКТ:

В группах мы добавили в предметно -

пространственную среду

телевизор, ноутбук, портативный DVD плеер. Все это используется для показа наглядного

материала в организованной образовательной деятельности и для показа сказок,

мультфильмов, как для развлечения детей, так и для закрепления пройденного материала.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Центр «Развитие речи». В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой

культуры речи, грамматического строй речи, формирования словаря, мнемотаблицы.

Сделаны пособия, раздаточный материал для развития устной речи, игры на

звукоподражание, игры и пособия для развития речевого дыхания, игры и пособия для

развития фонематического слуха и звукопроизношения. Картотека артикуляционных игр и

упражнений, игры для развития связной речи. Художественная литература соответственно

возрасту и тематического планирования.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В работе с родителями используем следующие формы

работы, собрания, беседы, папки-передвижки,

анкетирование, открытые занятия,

музыкальные и спортивные

праздники и досуги, конкурсы

семейных рисунков, поделок, театрализованные развлечения с родителями, совместная

работа с детьми.

В

приемной групп помещен

родительский уголок, в котором

размещаются консультации педагогов.

Вниманию родителей на стенде представлена информация о расписании занятий, меню,

объявления и т.д. Для родителей на информационном стенде размешен материал «Правила

безопасности». Родители привлекаются к подготовке совместных досугов, участвуют в

конкурсах детского сада, помогают на субботниках.

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда выстроена в соответствии с

требованиями ФГОС, она содержательно-насыщена, трансформируема,

полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.



В раздел образования