Напоминание

Использование техники "нитотерапия" для снижения тревожности у дошкольников старшего возраста


Автор: Большакова Татьяна Владимировна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 38
Населённый пункт: г.Муром Владимирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование техники "нитотерапия" для снижения тревожности у дошкольников старшего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования администрации округа Муром

МБДОУ «Детский сад №38»

Развитие психических процессов у детей

старшего дошкольного возраста посредством

авторской технологии

«Волшебная нить»

Педагог-психолог

Большакова Т.В.

округ Муром 2018г.

Содержание

1.

Условия возникновения опыта

2.

Актуальность проблемы

3.

Теоретические предпосылки проблемы

4.

Новизна

5.

Технологии опыта

6.

Результативность

7.

Адресная направленность

8.

Литература

9.

Приложения

Условия возникновения опыта

В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся уровнем

развития

познавательных

психических

процессов

у

дошкольников.

Этот

дисбаланс может обусловливать трудности в обучении и приводить к поиску

неадекватных

способов

компенсации.

Рефлексивно-деятельный

подход

позволяет решать задачи развития психических функций через использование

различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Поэтому для

улучшения развития познавательных психических процессов я разработала и

применила в работе авторскую технологию «Волшебная нить».

Актуальность проблемы

Инновационная

технология

позволяет

решать

сразу

несколько

дидактических

задач.

Слуховая

память

в

процессе

выполнения

рисунка

нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелы

пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь,

но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития

тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве.

Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в

работе

с

детьми,

чей

ведущий

канал

восприятия

не

слуховой,

а

кинестетический

или

зрительный.

Возможность

с

помощью

движения

и

зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на

слух, позволит детям лучше усвоить, а затем воспроизвести.

Занимаясь

этой

техникой,

дети

учатся

внимательно

вглядываться

в

предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия.

Работая,

ребёнок

приобретает

уверенность

и

усидчивость,

у

него

формируются

настойчивость,

аккуратность,

умение

доводить

начатое

до

конца,

развиваются

глазомер,

воображение,

фантазия,

математические

способности.

Цель:

создание

условий

для

естественного

психологического

развития

ребенка.

Задачи

1.

Создать условия для формирования произвольности

психических процессов детей.

2.

Поддерживать и создавать условия для развития творческого

потенциала.

3.

Побуждать детей к проявлению инициативы и

самостоятельности мышления.

4.

Способствовать формированию самосознания и адекватной

самооценки.

5.

Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать

совместную деятельность детей.

6.

Способствовать формированию учебно-познавательного

мотива.

Теоретические предпосылки проблемы

Изонить – техника, напоминающая вышивание, произведения которой

создаются

с

помощью

уложенных

на

поверхность

шероховатого

или

ворсистого материала ниток, образующих контур изображения или путем

пересечения цветных нитей на картоне.

Для работы необходима бархатная бумага, картон, нить,

чтобы лучше

воспринимать изображения нитка должна быть контрастной по цвету к фону

бумаги.

Можно

использовать

нитки

разных

цветов,

разной

длины

и

количества.

Освоение техники доступно каждому. Положите на лист бархатной бумаги

тонкую шерстяную нитку, слегка прижимая её пальцем по всей длине. При

вертикальном положении листка нитка сохранит своё исходное положение,

она

не

упадёт

и

не

сместится.

Нитка

удерживается

за

счёт

сцепления

волосков двух материалов, поэтому дополнительные средства крепления ей

не нужны. В другом случае можно использовать картон с отверстиями от

дырокола. В каждое из них попадает нить, которой дети вышивают нужный

рисунок.

Новизна

«Изонить» – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в

создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на

картоне. Занятия способствуют развитию у ребенка мелкой моторики

пальцев

рук,

снятие

симптомов

тревожности,

оказывают

положительное влияние на речевые зоны головного мозга.

Систематическая

работа

улучшает

внимание,

память,

слух,

зрение, снимает мышечное и эмоциональное напряжение.

Все упражнения выполняются спокойно, не прилагая особых усилий.

Прежде, чем приступить к работе, необходимо заинтересовать детей

этим видом искусства. С этой целью надо рассказать им о разных

способах изображения. Далее надо познакомить детей с инструментами

и материалами для работы и как ими пользоваться. Определив правила

работы

с

нитью,

можно

перейти

к

самостоятельному

выполнению

детьми сначала простейших, затем более сложных моделей.

Современные исследования физиологов показали, что нервные

окончания пальцев рук, да и всей ладони, связаны с корой больших

полушарий. На руке находится много точек зон, обладающих общим

успокаивающим действием на организм.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети

всей площади двигательной проекция коры головного мозга занимает

проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Поэтому

развитие

речи

ребенка

неразрывно

связано

с

развитием

мелкой моторики. В быту человеку ежеминутно требуется совершать

какие-нибудь

действия

мелкой

моторики:

застегивание

пуговиц,

манипулирование

мелкими

предметами,

письмо,

рисование

и

т.д.,

поэтому от развития напрямую зависит его качество жизни.

Начинать «вышивать» нужно с самых простых изделий. Далее можно

будет перейти к более сложным моделям. «Вышивая», просчитывайте

дырочки (заодно изучаем счет), обращайте внимание на расположение

нитки

по отношению к картону – вверху, внизу, слева, справа, в

середине.

Таким

образом,

мы

закрепляем

местоположение

и

увеличиваем словарный запас.

Технология опыта

Данная программа реализуется в три этапа:

1-й этап – диагностический

2-й этап – активизация и развитие познавательных процессов

3-й этап – контрольный

Методические приемы

1.

Словесные и подвижные игры.

2.

Практическая деятельность изонитью.

3.

Проигрывание этюдов и передачу различных эмоций.

Алгоритм занятия:

1.

Приветствие

2.

Беседа или проблемная ситуация

3.

Развивающая игра, психогимнастический этюд, творческая работа

4.

Релаксация

5.

Прощание

Необходимое

оборудование:

картон,

нити

разных

цветов,

тонкие

атласные ленты, крючок, бархатная бумага.

Учебно-тематический план занятий

№ Наименование мероприятий

Форма контроля

месяц

1

Диагно стика

детей

с т а р ш е го

дошкольного возраста

Выявление

проблем ребенка

октябрь

2

Психокоррекционные подгрупповые

занятия

Тема1: «Путешествие веревочки»

Практический

метод

Ноябрь

Тема:2 «Цветочная клумба»

Практический

метод

Декабрь

Тема:3

«Калейдоскоп

музыкальных

настроений»

Практический

метод

Январь

Т е м а : 4

« Б а л

в

с к а з о ч н о м

королевстве»

Практический

метод

Февраль

Тема:5 «Вода,вода, кругом вода»

Практический

метод

Март

Тема:6 «Воздушные шары»

Практический

метод

апрель

Тема:7 повторение

Практический

метод

апрель

3

Контрольная диагностика

Сравнение

результатов

май

Результативность

С целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы,

была проведена диагностика, которая позволила отследить динамику

развития детей.

Для диагностики использовались:

С педагогами:

Беседы,

с

целью

выявления

детей-группы

риска,

наблюдения

за

взаимоотношениями в группе взрослый-ребенок,

С родителями:

анкетирование

по

изучению

социально-эмоциональной

сферы

личности ребенка (автор Матвеева Л.Г.)

круглые столы, тренинги

С детьми:

Тест развития познавательных психических процессов ( автор Павлова,

Руденко)

Социометрический тест «Секрет»(автор Репина Т.А.)

Рисуночный тест «Нарисуй человека» (автор В.Вульф)

По результатам диагностики: у 63% детей повысился уровень развития

познавательных

психических

процессов(из

27

обследуемых

дошкольников).

Адресная направленность

Программа

составлена

для

работы

с

детьми

старшего

дошкольного возраста. Общее число занятий: 20, один раз в неделю.

Продолжительность занятия: 30 минут. Занятия проводятся во второй

половине дня. Количество детей в группе: 6-8 человек.

Отбор детей производится на основе диагностического обследования. В

занятиях принимают участие все дети, нуждающиеся в коррекции.

Приложение

Занятие №1. Ознакомление. «Путешествие веревочки»

Цель:

1. Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное внимание.

2. Формировать обобщающее понятие «игрушки».

3. Учить составлять рассказ описание на предложенную тему.

Оборудование : листы бархатной бумаги, цветные веревочки, схемы.

1.

Рассказ психолога о путешествии веревочки.

Давным - давно в давние времена жили - были две подружки иголка и веревочка. Жили

они дружно, никогда не ссорились, весь день трудились от восхода до заката. Куда

иголочка туда и веревочка. Много они сшили красивых нарядов, много связали теплых

шарфиков и носков, но вот однажды как-то ночью веревочка упала на пол и увидела много

игрушек: «Какие они красивые, и я хочу быть похожей на них». Свернулась клубочком и

превратилась в мяч ( дефектолог показывает схему мяча).

В комнате было много игрушек они понравились веревочке. (дети рассматривают схемы)

.

2.

Показ методики работы с нитками на бархатной бумаге.

Ниточка крепко держится своими ворсинками за бархатную бумагу, не падает

(показ). Важно придерживать её пальчиками и пробовать выкладывать рисунок или

линию

дальше.

«Взбодрить»

бархатную

бумагу

можно

обыкновенной

зубной

щёткой (показ).

Игра может проводиться по разным темам : игрушки, насекомые животные, растения.

С детьми старшего дошкольного возраста можно создавать коллективные работы.

3.

Самостоятельные работы детей.

Психолог помогает детям создавать свои работы на бумаге.

4.

Итог. Показ изделий.

Занятие № 2 «Цветочная клумба

Педагог: Посмотрите, какие я принесла вам картинки. Что на них

нарисовано? Как они называются? Какие цветы вы знаете? Зачем они

нужны?

Дети отвечают

П: Цветы украшают землю, делают праздничным самый обычный день,

Цветами любовались и восторгались многие поэты. (читаю стихи).

Цветы бывают разные, но каждый по-своему прекрасен и необходим на

этой земле. Давайте мы сегодня на занятии вырастим свою цветочную

клумбу. Пусть каждый из вас подумает, какой цветок ему хотелось бы

сделать.

Каждый

ребенок

берет

заготовку

и

нити

и

приступает

к

«раскрашиванию»

Работа проводится под спокойную музыку.

Педагог предлагает украсить клумбу цветами.

П: Все цветы жили на одной клумбе очень дружно. Об этом узнал злой

волшебник. Ему это не понравилось, и он заколдовал цветы. Они стали

ссориться друг с другом. Давайте разыграем ссору.

Дети под характерную музыку разыгрывают сцену ссоры цветов

П: После ссоры все цветы загрустили.

Дети мимикой и движениями выражают названные эмоции.

П:

Цветы

решили

помириться

и

больше

никогда

не

поддаваться

колдовству.

Дети разыгрывают сцену примирения

Релаксация



В раздел образования