Автор: Сильнова Алла Анатольевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин, заведующая отделением теории музыкии
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств "г.Кузнецка
Населённый пункт: город Кузнецк Пензенской области
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Преподавание сольфеджио в школе искусств»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г.Кузнецка
Методический доклад
«Преподавание сольфеджио в школе искусств»
Подготовила:
преподаватель теоретических дисциплин
МБОУ ДО «Детская школа искусств» г.Кузнецка
Сильнова Алла Анатольевна
г.Кузнецк 2018г.
2
Содержание:
Вступление
с. 3
Глава I
с. 4
Глава II
с. 7
Глава III
с. 13
Заключение
с. 15
Список литературы
с. 16
Приложения
с. 20
3
Вступление
Предмет
сольфеджио
- обязательная дисциплина учебного плана
детской школы искусств, детской музыкальной школы, которая закладывает
основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых обучающимися в
разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен
на развитие музыкальных и общих способностей детей.
На уроках сольфеджио сильно возрастает активность музыкального
слуха,
т.к.
он
развивается
в
ходе
учебного
процесса путем специальных
упражнений. Недаром
Н.А.Римский
-
Корсаков
называл
сольфеджио
«гимнастикой слуха» [1, 73], считал сольфеджио могущественным средством
развития музыкальности.
Сольфеджио
является универсальной
по
своей
з н ач и м о с т и
дисциплиной, велико его значение и для занятий по другим музыкальным
дисциплинам. Гармоничное сочетание занятий на инструменте с уроками
сольфеджио
становится
основой
музыкального
воспитания,
которая
способствует
выработке
качеств
настоящего
музыканта.
Вместе
со
специальностью
сольфеджио
формирует
у
обучающегося
умение
самостоятельно
работать
над
музыкальным
произведением,
активно
контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-
выразительного и осмысленного исполнения.
На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков,
формируется творческое
начало,
проявляющееся
в
изобретательности,
находчивости,
сообразительности.
Творческое
мышление
необходимо
каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем. Привитые желания и
умение желать и творить скажутся в любой сфере будущей деятельности
детей, когда они станут взрослыми.
Цель методического доклада: познакомить с личным педагогическим
подходом,
направленным
на
преодоление
сложностей
и
устранение
психологического барьера – страха у обучающихся в процессе преподавания
предмета сольфеджио в школе искусств.
Задачи:
1)
показать свой взгляд на преподавателя - теоретика, как на личность,
индивидуальность и человека высокого педагогического мастерства;
2)
поделиться
опытом
работы
-
использование
традиций
и
некоторых
методических находок и приёмов;
3)
представить
предмет
сольфеджио,
не
только
как
обучающий,
но
и
играющий важную роль в сложном психолого - педагогическом процессе
воспитания ребёнка, формировании его личности.
4
Глава I
Преподаватель в музыкально - воспитательном процессе
В любой учебно-воспитательной деятельности решающим фактором
является личность
педагога,
его
индивидуальность.
Прежде
всего,
он
должен быть хорошим музыкантом, справедливым, творческим и в меру
требовательным
человеком.
Он
должен
знать
основы
психологии
и
особенности детской психологии. И конечно любить детей!
Сложный комплекс знаний и навыков, определенный программой по
сольфеджио,
требует
от
преподавателя
высокого педагогического
мастерства, большой творческой инициативы, любви к своей работе,
терпения, настойчивости, педагогического такта, глубоких знаний детской
психологии.
Преподаватель
должен
умело
использовать
в
процессе
обучения
технические
средства.
ИКТ
на
уроках
сольфеджио
применяются
для
создания своих наглядных пособий, методических пособий и разработок, для
ознакомления
и
использования
пособий
других
преподавателей,
для
быстрого
распространения
учебного
материала
среди
обучающихся.
Существует много компьютерных обучающих игр по начальному сольфеджио
или элементарной теории музыки, в частности
«Компьютерные игры для
обучения музыке» составителя И.В. Бурского и др.
Задача
преподавателя
по
сольфеджио,
так
же
как
и
преподавателя
других дисциплин, защитить ребёнка от травмирующих факторов, поэтому
применение здоровьесберегающих технологий помогает сделать обучение
эффективным с точки зрения сохранности здоровья.
Программа предполагает применение следующих методов и приёмов:
Обеспечение
достаточного
уровня
освещения,
освещения
с
левой
стороны, чистоты и свежести помещения.
Чередование разнообразной деятельности на уроке.
Составление удобного расписания с целью исключения перегрузки.
Планомерное распределение учебного материала для работы на уроке и
для
домашнего
задания,
тщательная
подготовка
преподавателя
к
каждому уроку.
Проявление
уважительного
отношения
к
индивидуальным
особенностям личности ребёнка, понимание и учитывание в работе
разной
скорости
восприятия
детьми
информации
и
готовности
к
деятельности.
Основные требования к уроку
5
Урок
сольфеджио,
имея сложную
структуру,
представляет
собой
единый
комплекс,
в
котором
рационально
переплетаются
и
сочетаются
различные виды занятий: п е н и е
п о н о т а м
с соблюдением чистоты
интонирования,
анализ
и
запись
услышанной
музыки,
теоретические
сведения, слушание музыкальных произведений, распевание обучающихся в
начале каждого урока.
В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие
между интонированием и музыкальным
слухом,
который сам активно
совершенствуется
под воздействием
чистого
пения.
Поэтому
привитие
обучающимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших
задач предмета сольфеджио. Основные причины отставания и затруднений
обучающихся
при
интонировании
–
это
слабость
их
внутренних
музыкально-слуховых
представлений,
неспособность
оперировать
ими
и,
наконец,
неподготовленность
голосового
аппарата.
Необходимо
уделять
внимание, особенно на начальном этапе обучения, выработке правильных
певческих
навыков:
дыхание,
звукоизвлечение,
фразировка,
посадка при
пении, сознательное отношение к нотному тексту.
На уроках сольфеджио очень важно научить детей верно петь с листа,
то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно
поется в
данный
момент. Поэтому
чтение
с
листа
необходимо
проводить регулярно и систематически.
Слуховой
анализ,
воспроизведение
и
запись
услышанного
музыкального
материала
являются доминирующим разделом работы на
уроках
сольфеджио.
Причем,
эти
спо собно сти
р а з в и в а ю т с я
предшествующей тренировкой памяти путем пения вслед за слушанием.
В
этой
части
занятий
по
сольфеджио
запись
музыкального
диктанта
представляют собой самую сложную форму работы над развитием слуха и
п а м я т и .
Е с л и
п р и
п е н и и
п о
н о т а м
п о м о г а е т
з р и т е л ь н ы й
фактор, то диктант воспринимается только на слух. Этим и объясняется вся
сложность
записи
мелодии.
В
диктанте
как
бы
обобщаются
все
знания,
умения и слуховые навыки обучающихся.
Уроки сольфеджио должны приносить удовлетворение, как детям, так и
педагогу.
Они
должны
вызывать
интерес
и
яркие
эмоциональные
впечатления.
Очень важно учитывать в учебном процессе, насколько правильно
отобран учебный материал не только с точки зрения дидактики, но и с
точки зрения его воздействия на эмоциональную сферу детей. Если учебный
материал подается педагогом в интересной форме, если он затрагивает не
6
только ум, но и чувства обучающихся, усвоение будет легким, а знания будут
более прочными.
Занимаясь
музыкальным
воспитанием
и
обучением
детей,
педагог-
теоретик
должен
также
помнить
и
о
формировании
личности. Весь
проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и
интересам обучающихся, быть доступным их восприятию, иметь широкое
воспитательное значение.
Глава II
7
Из личного опыта работы – традиции и некоторые методические
находки и приёмы
Эти методические находки на самом деле очень просты, но именно
доступность формулировок теоретических понятий максимально облегчают
их восприятие и усвоение. И важно не только объяснить эти понятия,
н о
и
дать их почувствовать.
Теоретические сведения
Обязательное требование для моих обучающихся – тетрадь (лучше
общая в клеточку) для записи правил, которая ведётся с 1-го до выпускного
класса. В 1-ом классе, если дети ещё не умеют писать, я сама им записываю
правила
или
помогают
дети
постарше.
Когда
обучающиеся
сами
пишут
новый материал – он запоминается легче. Запись ведётся аккуратно, для
запоминания главных понятий
рекомендуется их выделять, подчеркивать,
выделять
в
таблицу
разными
цветами,
т.к.
зрительная
память
облегчает
запоминание, а использование разной цветовой гаммы благоприятно влияет
на зрение, снимает напряжение и утомляемость.
1 класс. Определение лада, тональности.
Я
определяю
понятие
лада
–
это
когда
звуки ладят между собой,
дружат. И обязательно предлагаю детям послушать и определить «дружат
звуки
или
не
дружат?»,
«ладят
или
не
ладят?»
Исполняю
До
мажор,
например, а потом его же, но с включением «чужих» звуков. И далее уже
можно
рассказывать
про
настроение
мажора,
минора.
Мажор
–
звуки
-
человечки ладят между собой и им всегда весело. Это - когда
светит
солнышко и хочется улыбнуться. Минор - звуки - человечки ладят между
собой и им всегда грустно. Это - когда
пасмурно, идёт дождь, хочется
плакать. После того, как все определились с мажорным и минорным ладом –
говорим о тональности. Ведь мажорный или минорный лад можно начать от
любого
звука.
Тональность
-
это
начальный
звук
+
лад.
И
когда
мы
определяем тональность в любом музыкальном материале, я, задавая вопрос
«Какая тональность?», обязательно добавляю: «начальный звук + лад». Дети
успешно справляются с этим заданием.
Нотный период, ритмический рисунок.
Строение ноты имеет сходство с человечком – головка, ребро, флажок.
Звуки могут бежать (восьмые длительности Те-те Те-те, по-бе-жа-ли), шагать
(четвертная длительность Та, шаг).
Музыка, также как человек, дышит. У неё есть пульс, который бьётся ровно
(доля).
Дети
очень
любят
придумывать
ритмический
рисунок
к
стихам
и
его
прохлопывать. И мы приходим к выводу, что во всём, что нас окружает, есть
8
свой ритм – в шуме дождя, в шуме ветра, в стуке колёс поезда… В последние
годы
в
творческом
задании
итоговой
контрольной
работы
в
конце
1-го
класса, мы пишем ритмический рисунок на свои стихотворные строки:
«Как работу напишу,
Во второй класс перейду»
Дети в восторге и все успешно справляются с этим заданием.
Размер 4/4
При объяснении дирижёрского жеста размера 4/4 для лёгкости
восприятия и запоминания мы учим поговорку: «Виноград сорвали (1 и),
ягодку съели (2 и), косточку выбросили (3 и) … вкусно? И дальше стали
рвать (4 и)».
2 класс. Пунктирный ритм - четверть с точкой и восьмая.
При объяснении пунктирного ритма четверть с точкой и восьмая я
рассказываю сказочку: Жили – были 2 подружки, четверть и 2 восьмушки.
Вдруг, четверти захотелось звучать дольше. Она взяла верёвочку и набросила
её на ребро – перекладинку между 2-мя восьмыми и стала тянуть себе. Ребро
-перекладинка сломалось пополам и 1-ая восьмушка с частью перекладинки
превратились в точку, а вторая восьмушка осталась одна, заплакала, а остаток
перекладинки повис и превратился во флажок. Так и стали жить рядом –
эгоистка четверть с точкой и обиженная восьмушка с флажком.
3 класс. Обращения тонического трезвучия.
Что бы легче запомнить, что здесь только три ступени - I,
III,V,
сравниваем со светофором (только 3 цвета - красный, жёлтый, зелёный;
с жонглёром с 3-мя шариками – меняется порядок, но остаётся только 3
цвета, 3 шарика.)
Запись нотного материала.
Составная
часть
урока
–
это
запись
нотного
материала.
Как
при
объяснении нового материала, так и при опросе. Поэтому большое внимание
я обращаю на нотный почерк – скоропись. Это аккуратность записи и темп.
На начальном этапе обучения, а так же при работе с трудными темами, идёт
пошаговое объяснение
с записью на доске. Когда я чувствую, что дети
освоились, то даже новый материал мы записываем под диктовку. Это очень
полезно, т. к. активизируется мозговая деятельность обучающихся, а не идёт
пассивное списывание с доски.
Наглядные пособия
Наглядных пособий у меня не очень много, все они составлены по
моим
лекциям.
Это
таблица
простых
интервалов
(Приложение
№1),
интервалы от звука с разрешениями (Приложение №2), аккорды от звука с
9
разрешениями
(Приложение
№;3),
таблица
аккордов
на
ступенях
лада
(Приложение №4), клавиатура.
Трудности.
Трудности,
естественно
есть
всегда.
Я
всегда
своим
обучающимся
привожу
такие
примеры:
Маленький
ребёнок
учится
ходить,
говорить,
читать. Все вы знаете свой адрес, день рождения и т.д. Так и материал по
сольфеджио, чтобы запомнить – нужно учить и учить систематически.
Кроме
того,
многие
теоретические
понятия,
например
ключевые
знаки
тональностей,
изучаются
и
закрепляются
на
уроках
по
специальному
инструменту. А есть обучающиеся, которые пришли к очень правильному
выводу, что в музыкальной школе все предметы одно целое.
Сольфеджирование и интонационная работа
Очень
важно
научить
детей
осознанно
ориентироваться
в
нотных
примерах.
При исполнении интонационных примеров, музыкальных номеров я
использую:
приём
«пение
с
кулачком»
-
«графическое»
изображение
мелодического рисунка. Обучающиеся «рисуют» мелодический рисунок по
вертикальной линии, соблюдая поступенное и скачкообразное, восходящее и
нисходящее
движение;
пение
на
слог
«да»
или
любой
слог
другой
нейтральный слог, с дирижированием, с кулачком и т. д.
Прежде чем перейти к исполнению знакомых музыкальных номеров, к
чтению
и
транспонированию
с
листа
мы
обязательно
предварительно
анализируем нотный текст (тональность, лад, размер, количество частей-
предложений и их характеристика, количество фраз, количество тактов
-
общее, в каждой части-предложении, в каждой фразе, диапазон мелодии –
самый
высокий
и
низкий
звуки,
начальный
и
завершающий
звук,
ритмические
особенности,
повторность
и
т.д.)
что
обеспечивает
более
высокий результат и непроизвольно развивает умения и навыки написания
музыкального
диктанта.
Вырабатываем
приём
пение
с
опережением
–
исполняя такт, уже смотреть в следующий.
В отношении к детскому голосу соблюдаю щадящий режим – негромко
и
невысоко,
т.е.
избегаю
высокой
тесситуры
и
широкого
диапазона в
м е л о д и я х ,
т р е б у ю щ и х
б о л ь ш о й
г и б к о с т и
г о л о с а
и
настоящих вокальных данных, навыков и умений. Особенно при подборе
э к з а м е н а ц и о н н о го
м у з ы ка л ь н о го
м ат е р и а л а .
О т р а б а т ы в а е м
профессиональный
приём
–
октавный
перенос
фрагментов
музыкальных
номеров со слишком высокими или слишком низкими звуками.
Слуховой анализ
10
Эта форма работы на уроках у многих обучающихся вызывает чувство
неприятия.
Почему?
Потому
что
не
получается.
Не
нравится
то,
что
не
получается. В работе над слуховым анализом непроизвольно с годами у меня
выработалась своя система, основанная на мотивацию успеха.
1 класс. Определение на слух ступеней.
Я
играю
на
инструменте I ступень, затем ступень, которую нужно
определить. Для этого нужно спеть про себя (а на начальном этапе и вслух)
ступени
на
слог
«да»
или
любой
другой
нейтральный
слог
(развитие
внутреннего слуха) и одновременно считать
на пальчиках (активизация
мозговой
деятельности).
Обучающиеся
успешно
справляются
с
этим
заданием. Сначала с помощью преподавателя, а затем самостоятельно (устно
и письменно).
2 класс. Определение на слух гармонического вида минора.
Образное восприятие. Напоминает восточную музыку.
Определение на слух простых интервалов.
Образное восприятие. У каждого интервала – свой портрет. Чистая
прима - «дятел», малая секунда – «оса», большая секунда – «ёжик», малая
терция – «грустная кукушка», большая терция «весёлая кукушка», чистая
кварта
–
«петушок»,
чистая
квинта
–
«ослик»,
малая
секста
–
«пенёк»,
большая секста – «ёлочка», малая септима – «мальчик на санках», большая
септима – «сугроб», чистая октава – «жираф». У каждого образа-интервала –
своя попевка. Детям нравится такое сравнение интервалов, они запоминают
сначала образ-портрет интервала, а затем название, поэтому при определении
на слух часто в устных ответах и в контрольных работах они называют образ
интервала.
3 класс. Определение на слух главных трезвучий лада.
Легко запомнить, выучив попевку «В роще зелёной запел соловей» - это
мелодия
по
звукам
главных
трезвучий
лада.
Ассоциация
следующая:
в
мажоре соловей поёт в солнечную погоду, в миноре - в пасмурную (развитие
интонационное,
внутреннего
слуха
и
образного
мышления).
Дети
любят
фантазировать и придумывают свои варианты.
4 класс. Определение на слух тритонов.
Обучающиеся не любят эту тему, она вызывает трудности в построении
и
записи
этих
интервалов
и
их
разрешений.
Для
облегчения
понятия
и
запоминания - попевка «Тритон закрыт, тритон раскрыт» и иллюстрация с
изображением
«колючих
цветков»,
«закрытого»
(уменьшённая
квинта)
и
«раскрытого» (увеличенная кварта) (развитие интонационное, внутреннего
слуха и образного мышления).
5 класс. Определение на слух вводных септаккордов.
11
Образное
восприятие.
Уменьшённый
вводный
септаккорд
–
трагический,
мрачный,
ассоциируется
с
выстрелом;
малый
вводный
септаккорд – «безоблачный», «наивный», «лунтик» – герой мультфильма
(детям это очень нравится).
6 класс. Определение на слух Д
7
и его обращений.
Образное восприятие.
Д
7
и
его
обращения
отличаются
«ярким»,
«пёстрым»,
запоминающимся
звучанием.
В
обращениях
Д
7
образуется
секунда
(б2),
она
ассоциируется
с
«виноградинками».
В
Д
6 / 5
секунда
-
«виноградинки» - наверху и при разрешении аккорда тянет вверх; в Д
4/3
секунда
-
«виноградинки»
-
в
середине
и
при
разрешении
в
полное
тоническое трезвучие идёт равномерное тяготение вверх и вниз, аккорд и его
разрешение
напоминают
«раскрывающийся
цветок»;
в
Д
2
секунда
-
«виноградинки» - внизу и при разрешении аккорда тянет вниз.
Иногда слуховой анализ я сравниваю с приёмом врача (игровой приём)
– преподаватель и обучающиеся – «врач», инструмент – «больной». «Врач
слушает
больного»
–
мягким
прикосновением
я
играю
музыкальные
построения (один раз в умеренном темпе), а обучающиеся называют их, т.е.
определяем «диагноз больного». Делаем выводы о «грамотности врача» -
хороший или нужно подучиться, т.е. учить предмет сольфеджио.
Слуховой
анализ
–
обязательная
форма
работы
на
каждом
уроке
(рабочем и итоговом, т.е.
в контрольной работе). Затрачивается немного
времени,
с
каждым
уроком
результат
заметно
улучшается
–
у
детей
появляется уже мотивированный интерес к слуховому анализу. В итоге эта
форма работы становится любимой. Постепенно многие дети приходят к
выводу: «Это же так легко!»
Музыкальный диктант
Запись
музыкального
диктанта,
как
уже
упоминалось
выше,
представляет собой самую сложную форму работы над развитием слуха и
памяти.
Более
менее
обучающиеся
начинают
осознанно,
но
с
предварительным разбором, с помощью преподавателя писать небольшие
(4 такта) мелодические диктанты в 3-ем классе, а диктанты 8-тактовые –
период, относительно самостоятельно в 6 классе. К этому выводу я пришла
самостоятельно , проработав в школе несколько лет и поняла, что права,
услышав эту информацию от преподавателей ДМШ №1 г.Пензы на курсах
повышения квалификации.
Диктанты
мы
пишем,
используя
«Музыкальные
занимательные
диктанты»
Г.Ф.Калининой.
Своеобразие
этого
музыкального
пособия
заключается
в
том,
что
оно
состоит
из
2-х
сборников:
один
адресован
обучающимся (в нём даны музыкальные «заготовки» диктантов), а другой
12
является нотным приложениям для преподавателей. Материалом для издания
послужили
произведения
зарубежных
и
отечественных
композиторов,
образцы народного творчества. Предлагаемые задания:
- определить размер, разделить мелодию на такты и указать
длительность нот;
- поставить необходимые знаки альтерации;
- найти ошибки и исправить их;
- вставить в мелодии пропущенные знаки;
- дописать мелодии;
- дописать верхний голос;
- дописать нижний голос.
В настоящее время, учитывая рекомендации, полученные на зональных
и
областных
методических
семинарах,
даже
на
экзамене
допускается
написание одного из знакомых диктантов с целью снятия психологического
напряжения, страха.
Глава III
13
Контроль и оценивание учебной работы обучающихся
Уроки сольфеджио, так же как и любые другие предметы, нуждаются в
такой организации, чтобы педагог мог наблюдать за продвижением своих
обучающихся на каждом этапе работы.
Главное
–
это
систематически
выявлять
уровень
музыкального
мышления
обучающихся
и
соответствующим
образом
оценивать
его,
установить, что именно освоено недостаточно и найти причину этого. Чтобы
в дальнейшей работе устранить недостатки.
За все годы работы, систематически оценивая работы обучающихся,
можно отметить характерные ошибки, которые допускают разные дети
одного возраста:
Счёт ступеней - по До мажору (особенно в 1-ом классе).
Называя заданный интервал устно правильно, письменно пишут его с
точностью наоборот.
После того, как правильно - дали понятие интервала малая терция,
построили его, спели, определили на слух, на вопрос что такое м3
дают ответ: «Мы это ещё не проходили».
Слуховой анализ – путают взаимообратимые интервалы; путают
интервалы м3, ч5, м7 и т.д.
Проверять и оценивать знания обучающихся на уроках сольфеджио
можно в самых различных формах: и в текущей работе, и в подведении
итогов
в
конце
четверти,
полугодия или года.
Систематический
опрос
побуждает
обучающихся к
регулярной работе.
Проверку и
оценку
знаний
важно
проводить
так,
чтобы
и
при
индивидуальном
опро се
активно работала вся группа.
В текущей работе для проверки и оценивания знаний мы регулярно
используем
рабочие
тетради
Г.Ф.Калининой,
где
предусмотрены
разнообразные
виды
практических
и
творческих
заданий,
что
позволяет
добиться
эффективности
в
освоении
учебной
программы
и
значительно
повышает интерес к изучаемому предмету.
Довольно большую сложность представляет собой опрос домашнего
задания, на который уходит практически весь урок. Подтверждение чему я
услышала тоже от преподавателей ДМШ г.Пензы на очередном методическом
семинаре.
В подведении итогов в конце четверти, года проводятся контрольные
работы,
которые
включают
в
себя
задания
по
написанию
теоретических
построений,
творческие
задания,
слуховой
анализ.
Дети
очень
боятся
оставаться
«один
на
один»
с
чистым
нотным
листом,
но
задача
14
преподавателя помочь им преодолеть страх и справиться с таким видом
работы.
При
оценивании
учебной
работы
обучающихся,
нужно
помнить
психологический принцип – «страх парализует знания» [6, 302] , поэтому
стараться создать благоприятный климат на уроке. Отметки должны быть
хорошими и отличными.
Важно давать возможность почувствовать успех на
каждом уроке. При оценивании контрольной работы, я ставлю отметки за
каждое задание, т.о. обучающийся получает возможность увидеть не только
свои недостатки, но и успешно выполненные задания. Я сторонница хороших
отметок,
часто
их
завышаю
с
целью
-
психологически раскрепостить
обучающегося, дать возможность поверить в свои силы и возможности.
Именно
такое
оценивание
предпочитают
преподаватели
ДМШ
и
ДШИ
г.Саратова.
Оценивая
работу своих обучающихся,
я придерживаюсь
педагогического
принципа
– никогда
не
сравнивать
разных
детей,
сравнивать ребёнка только с самим собой в разные возрастные периоды. В
результате
такого
сравнения
ребёнок
не
обижается,
не
комплексует,
а
реально оценивает свои возможности и результаты.
Очень часто обучающиеся
задают вопрос: «Зачем нужен предмет
сольфеджио?» А некоторые открыто говорят, что не любят его. Я даю им
такой ответ: «Вы можете не любить предмет, это ваше право, но уважать его,
уважать преподавателей, которые стараются помочь вам – ваша обязанность.
Жизнь
-
это
борьба,
в
ней
много
сложностей,
которые
нужно
уметь
преодолевать. Именно эти качества, наряду с другими, развивает предмет
сольфеджио.
Мне хотелось бы отметить результаты моей работы:
Это
успешные
выступления
и
призовые
места
обучающихся
моего
класса на предметных олимпиадах и конкурсах.
Это слова благодарности и успехи моих выпускников в профильных
учебных заведениях.
Выводы
выпускников,
которые
не
связали
свой
жизненный
путь
с
музыкой,
о
том,
что
преодолевание
сложности
предмета,
участие
в
конкурсах и олимпиадах дало им творческий импульс для успешных занятий
по другим профильным дисциплинам, развило у них чувство интуиции.
Заключение
15
В
заключении
хочу
ещё
раз
подчеркнуть
то,
что
сольфеджио
в
музыкальном
образовании
и
воспитании
занимает
главенствующее
положение среди всех прочих дисциплин музыкального цикла.
Способности слуха, развитые вследствие сложных многолетних его
тренировок,
позволяют
не
только
слышать,
воспроизводить
голосом
понравившуюся музыку, но и понимать ее, осознавать и переживать.
И
для
того,
чтобы
каждому
ребенку
было
интересно
на
уроках
сольфеджио
–
необходимо
очень
важное
условие:
независимо
от
его
способностей, верить в его успех и любить свою профессию. Не забывать
слова доктора педагогических наук Августа Соломоновича Белкина: «Если
ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее»
[2,53]. Помнить, что только успех ребенка мотивирует его деятельность.
И тогда каждый ребенок без страха, с надеждой, а возможно даже и с
удовольствием будет ждать нового урока и новой встречи с преподавателем.
Приложения
16
Приложение 1
«ТАБЛИЦА ПРОСТЫХ ИНТЕРВАЛОВ» Таблица №1
Название
(простого)
Интервала
Вид
Сокращённое
обозначение
Количество
ступеней
Количество
тонов
Попевка
Портрет
Прима
Чистая
Ч 1
1
0
«Андрей, воробей, не
гоняй голубей, гоняй
галочек из-под палочек».
«Дятел»
Секунда
Малая
М 2
2
1/2
«Ой, оса летит, жужжит,
нас ужалить норовит. Ой,
ой.»
«Оса»
Секунда
Большая
Б 2
2
1
«Ёжик, ёжик, ты хорош.
С нами песенки поёшь»
«Ёжик»
Терция
Малая
М 3
3
1 1/2
«Очень скучный,
грустный день».
«Грустная
кукушка»
Терция
Большая
Б 3
3
2
«Встало солнышко,
улыбнулось всё.»
«Весёлая
кукушка»
Кварта
Чистая
Ч 4
4
2 1/2
«Ку-ка-ре-ку, всех
разбужу».
«Петушок»
Квинта
Чистая
Ч 5
5
3 1/2
«И-а, и-а, уши хвостик,
голова».
«Ослик»
Секста
Малая
М 6
6
4
1 ) « С р у б и л и
н а ш у
ёлочку…»
2)«Вот
кто-то
с
горочки
спустился»
«Пенёк»
Секста
Большая
Б 6
6
4 1/2
«В лесу родилась ёлочка»
«Ёлочка»
Септима
Малая
М 7
7
5
«Я с горки качусь, никого
не боюсь»
«Мальчик
на санках»
Септима
Большая
Б 7
7
5 1/2
«В сугроб бух»
«Сугроб»
Октава
Чистая
Ч 8
8
6
«Жираф большой»
«Жираф»
Приложение 2
«ИНТЕРВАЛЫ ОТ ЗВУКА» Таблица №2
17
Тритоны
Ум 5 – 4 способа разрешения
1.– VII ст. – dur
одноимённые тональности
2. - VII# ст. moll г.
3. - II ст. dur г.
одноимённые тональности
4.- II ст . moll
------------------------------------------ *** ---------------------------------------
ув 4 – 4 способа разрешения
1.– IV ст. – dur
одноимённые тональности
2. - IV ст. – moll г.
3. - VI ст. – moll
одноимённые тональности
4. - VIь ст. dur г.
------------------------------------------ *** ---------------------------------------
Характерные интервалы
Ум 7– 2 способа разрешения
1.– VII ст. – dur г.
одноимённые тональности
2. - VII# ст. moll г. –
----------------------------------------- *** ---------------------------------------
Ув 2 – 2 способа разрешения
1.– VIь ст. - dur г.
одноимённые тональности
2. - VI ст. – moll г.
------------------------------------------ *** ---------------------------------------
Ув 5 - 2 способа разрешения
1.– VIь ст. dur г.
2. – III ст. – moll г.
------------------------------------------ *** ---------------------------------------
Ум 4– 2 способа разрешения
1.– III ст.. – dur г.
2. - VII# ст. moll г. –
------------------------------------------ *** ---------------------------------------
Приложение 3
«АККОРДЫ ОТ ЗВУКА» Таблица №3
18
УМ 5/3 – 4 способа разрешения
(м3 + м3)
1. - VII ст. dur
одноимённые тональности
2.- VII ст. moll г.
3.- II ст. dur г.
одноимённые тональности
4.- II ст . moll
------------------------------------------ *** ---------------------------------------
УВ 5/3 – 2 способа разрешения
(б3 + б3)
1. - VIь ст. dur г.
2. – III ст. moll г.
------------------------------------------ *** ---------------------------------------
М VII7 – 1 способ разрешения
(м3 + м3 + б3); (ум 5/3 + б3)
1.- VII ст. dur
------------------------------------------ *** ---------------------------------------
УМ VII7 – 2 способа разрешения
(м3 + м3 + м3); (ум 5/3 + м3)
1.- VII# ст. moll г.
одноимённые тональности
2. - VII ст. dur г.
---------------------------------------- *** ---------------------------------------
Д 7 – 2 способа разрешения
(б3 + м3 + м3); (Б5/3 + м3)
1. -V ст. dur
одноимённые тональности
2. -V ст. moll г.
------------------------------------------ *** ---------------------------------------
Д 6/5 – 2 способа разрешения
(м3 + м3 + б2); (ум 5/3 + б2)
1.- VII ст. dur
одноимённые тональности
2. -VII# ст. moll г.
------------------------------------------ *** ---------------------------------------
Д 4/3 – 2 способа разрешения
(м3 + б2 + б3)
1.- II ст. dur
одноимённые тональности
2. - II ст. moll г.
------------------------------------------ *** ---------------------------------------
Д 2 - 2 способа разрешения
(б2 + б3 + м3); (б2 + Б 5/3)
1.- IV ст. dur
одноимённые тональности
2. - IV ст. moll г.
Приложение 4
«ТАБЛИЦА АККОРДОВ В ЛАДУ» Таблица №4
19
Ступень
Название аккорда
I
T(t)
5/3
; S
6/4;
II
2
II
D
6/4
; D
4/3
; умII
5/3
; II
7
III
T(t)
6
; ув II
5/3
(mollг.)
IV
S
5/3
; D
2
; II
6/5
V
T(t)
6/4
; D
5/3
; D
7
VI
S
6
; II
4/3
; ув
5/3
(dur г. -VIь)
VII
D
6
; D
6/5
; ум VII
5/3
; мVII
7
; умVII
7
(dur г.; mollг. – VII# )
Список литературы
1. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких
20
музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов,
сост. Л.Н. Логинова. - М., 1999. - 86 – 96с.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: «Просвещение», 1991.-
69с.
3. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1986.-
205с.
4. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочие тетради. 1 -7 класс. М.,2007
5. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты. Учебное пособие
по сольфеджио для учащихся ДМШ и ДШИ.М.,2002
6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:
«Владос», 1995.- 528с.
7. Синяева Л.С. Наглядное пособие на уроках сольфеджио. М.,2002
8. Ресурсы сети Интерент
9. Наглядные пособия (таблицы интервалов, аккордов)