Напоминание

«Преподавание сольфеджио в школе искусств»


Автор: Сильнова Алла Анатольевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин, заведующая отделением теории музыкии
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств "г.Кузнецка
Населённый пункт: город Кузнецк Пензенской области
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Преподавание сольфеджио в школе искусств»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г.Кузнецка

Методический доклад

«Преподавание сольфеджио в школе искусств»

Подготовила:

преподаватель теоретических дисциплин

МБОУ ДО «Детская школа искусств» г.Кузнецка

Сильнова Алла Анатольевна

г.Кузнецк 2018г.

2

Содержание:

Вступление

с. 3

Глава I

с. 4

Глава II

с. 7

Глава III

с. 13

Заключение

с. 15

Список литературы

с. 16

Приложения

с. 20

3

Вступление

Предмет

сольфеджио

- обязательная дисциплина учебного плана

детской школы искусств, детской музыкальной школы, которая закладывает

основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых обучающимися в

разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет нацелен

на развитие музыкальных и общих способностей детей.

На уроках сольфеджио сильно возрастает активность музыкального

слуха,

т.к.

он

развивается

в

ходе

учебного

процесса путем специальных

упражнений. Недаром

Н.А.Римский

-

Корсаков

называл

сольфеджио

«гимнастикой слуха» [1, 73], считал сольфеджио могущественным средством

развития музыкальности.

Сольфеджио

является универсальной

по

своей

з н ач и м о с т и

дисциплиной, велико его значение и для занятий по другим музыкальным

дисциплинам. Гармоничное сочетание занятий на инструменте с уроками

сольфеджио

становится

основой

музыкального

воспитания,

которая

способствует

выработке

качеств

настоящего

музыканта.

Вместе

со

специальностью

сольфеджио

формирует

у

обучающегося

умение

самостоятельно

работать

над

музыкальным

произведением,

активно

контролировать этот процесс на всех его стадиях, добиваться художественно-

выразительного и осмысленного исполнения.

На уроках сольфеджио, кроме узкоспециальных музыкальных навыков,

формируется творческое

начало,

проявляющееся

в

изобретательности,

находчивости,

сообразительности.

Творческое

мышление

необходимо

каждому человеку, кем бы он ни стал в дальнейшем. Привитые желания и

умение желать и творить скажутся в любой сфере будущей деятельности

детей, когда они станут взрослыми.

Цель методического доклада: познакомить с личным педагогическим

подходом,

направленным

на

преодоление

сложностей

и

устранение

психологического барьера – страха у обучающихся в процессе преподавания

предмета сольфеджио в школе искусств.

Задачи:

1)

показать свой взгляд на преподавателя - теоретика, как на личность,

индивидуальность и человека высокого педагогического мастерства;

2)

поделиться

опытом

работы

-

использование

традиций

и

некоторых

методических находок и приёмов;

3)

представить

предмет

сольфеджио,

не

только

как

обучающий,

но

и

играющий важную роль в сложном психолого - педагогическом процессе

воспитания ребёнка, формировании его личности.

4

Глава I

Преподаватель в музыкально - воспитательном процессе

В любой учебно-воспитательной деятельности решающим фактором

является личность

педагога,

его

индивидуальность.

Прежде

всего,

он

должен быть хорошим музыкантом, справедливым, творческим и в меру

требовательным

человеком.

Он

должен

знать

основы

психологии

и

особенности детской психологии. И конечно любить детей!

Сложный комплекс знаний и навыков, определенный программой по

сольфеджио,

требует

от

преподавателя

высокого педагогического

мастерства, большой творческой инициативы, любви к своей работе,

терпения, настойчивости, педагогического такта, глубоких знаний детской

психологии.

Преподаватель

должен

умело

использовать

в

процессе

обучения

технические

средства.

ИКТ

на

уроках

сольфеджио

применяются

для

создания своих наглядных пособий, методических пособий и разработок, для

ознакомления

и

использования

пособий

других

преподавателей,

для

быстрого

распространения

учебного

материала

среди

обучающихся.

Существует много компьютерных обучающих игр по начальному сольфеджио

или элементарной теории музыки, в частности

«Компьютерные игры для

обучения музыке» составителя И.В. Бурского и др.

Задача

преподавателя

по

сольфеджио,

так

же

как

и

преподавателя

других дисциплин, защитить ребёнка от травмирующих факторов, поэтому

применение здоровьесберегающих технологий помогает сделать обучение

эффективным с точки зрения сохранности здоровья.

Программа предполагает применение следующих методов и приёмов:

Обеспечение

достаточного

уровня

освещения,

освещения

с

левой

стороны, чистоты и свежести помещения.

Чередование разнообразной деятельности на уроке.

Составление удобного расписания с целью исключения перегрузки.

Планомерное распределение учебного материала для работы на уроке и

для

домашнего

задания,

тщательная

подготовка

преподавателя

к

каждому уроку.

Проявление

уважительного

отношения

к

индивидуальным

особенностям личности ребёнка, понимание и учитывание в работе

разной

скорости

восприятия

детьми

информации

и

готовности

к

деятельности.

Основные требования к уроку

5

Урок

сольфеджио,

имея сложную

структуру,

представляет

собой

единый

комплекс,

в

котором

рационально

переплетаются

и

сочетаются

различные виды занятий: п е н и е

п о н о т а м

с соблюдением чистоты

интонирования,

анализ

и

запись

услышанной

музыки,

теоретические

сведения, слушание музыкальных произведений, распевание обучающихся в

начале каждого урока.

В процессе пения по нотам происходит теснейшее взаимодействие

между интонированием и музыкальным

слухом,

который сам активно

совершенствуется

под воздействием

чистого

пения.

Поэтому

привитие

обучающимся чистой интонации во время пения – одна из важнейших

задач предмета сольфеджио. Основные причины отставания и затруднений

обучающихся

при

интонировании

это

слабость

их

внутренних

музыкально-слуховых

представлений,

неспособность

оперировать

ими

и,

наконец,

неподготовленность

голосового

аппарата.

Необходимо

уделять

внимание, особенно на начальном этапе обучения, выработке правильных

певческих

навыков:

дыхание,

звукоизвлечение,

фразировка,

посадка при

пении, сознательное отношение к нотному тексту.

На уроках сольфеджио очень важно научить детей верно петь с листа,

то есть мысленному, зрительному опережению того, что непосредственно

поется в

данный

момент. Поэтому

чтение

с

листа

необходимо

проводить регулярно и систематически.

Слуховой

анализ,

воспроизведение

и

запись

услышанного

музыкального

материала

являются доминирующим разделом работы на

уроках

сольфеджио.

Причем,

эти

спо собно сти

р а з в и в а ю т с я

предшествующей тренировкой памяти путем пения вслед за слушанием.

В

этой

части

занятий

по

сольфеджио

запись

музыкального

диктанта

представляют собой самую сложную форму работы над развитием слуха и

п а м я т и .

Е с л и

п р и

п е н и и

п о

н о т а м

п о м о г а е т

з р и т е л ь н ы й

фактор, то диктант воспринимается только на слух. Этим и объясняется вся

сложность

записи

мелодии.

В

диктанте

как

бы

обобщаются

все

знания,

умения и слуховые навыки обучающихся.

Уроки сольфеджио должны приносить удовлетворение, как детям, так и

педагогу.

Они

должны

вызывать

интерес

и

яркие

эмоциональные

впечатления.

Очень важно учитывать в учебном процессе, насколько правильно

отобран учебный материал не только с точки зрения дидактики, но и с

точки зрения его воздействия на эмоциональную сферу детей. Если учебный

материал подается педагогом в интересной форме, если он затрагивает не

6

только ум, но и чувства обучающихся, усвоение будет легким, а знания будут

более прочными.

Занимаясь

музыкальным

воспитанием

и

обучением

детей,

педагог-

теоретик

должен

также

помнить

и

о

формировании

личности. Весь

проходимый учебный материал должен соответствовать общему развитию и

интересам обучающихся, быть доступным их восприятию, иметь широкое

воспитательное значение.

Глава II

7

Из личного опыта работы – традиции и некоторые методические

находки и приёмы

Эти методические находки на самом деле очень просты, но именно

доступность формулировок теоретических понятий максимально облегчают

их восприятие и усвоение. И важно не только объяснить эти понятия,

н о

и

дать их почувствовать.

Теоретические сведения

Обязательное требование для моих обучающихся – тетрадь (лучше

общая в клеточку) для записи правил, которая ведётся с 1-го до выпускного

класса. В 1-ом классе, если дети ещё не умеют писать, я сама им записываю

правила

или

помогают

дети

постарше.

Когда

обучающиеся

сами

пишут

новый материал – он запоминается легче. Запись ведётся аккуратно, для

запоминания главных понятий

рекомендуется их выделять, подчеркивать,

выделять

в

таблицу

разными

цветами,

т.к.

зрительная

память

облегчает

запоминание, а использование разной цветовой гаммы благоприятно влияет

на зрение, снимает напряжение и утомляемость.

1 класс. Определение лада, тональности.

Я

определяю

понятие

лада

это

когда

звуки ладят между собой,

дружат. И обязательно предлагаю детям послушать и определить «дружат

звуки

или

не

дружат?»,

«ладят

или

не

ладят?»

Исполняю

До

мажор,

например, а потом его же, но с включением «чужих» звуков. И далее уже

можно

рассказывать

про

настроение

мажора,

минора.

Мажор

звуки

-

человечки ладят между собой и им всегда весело. Это - когда

светит

солнышко и хочется улыбнуться. Минор - звуки - человечки ладят между

собой и им всегда грустно. Это - когда

пасмурно, идёт дождь, хочется

плакать. После того, как все определились с мажорным и минорным ладом –

говорим о тональности. Ведь мажорный или минорный лад можно начать от

любого

звука.

Тональность

-

это

начальный

звук

+

лад.

И

когда

мы

определяем тональность в любом музыкальном материале, я, задавая вопрос

«Какая тональность?», обязательно добавляю: «начальный звук + лад». Дети

успешно справляются с этим заданием.

Нотный период, ритмический рисунок.

Строение ноты имеет сходство с человечком – головка, ребро, флажок.

Звуки могут бежать (восьмые длительности Те-те Те-те, по-бе-жа-ли), шагать

(четвертная длительность Та, шаг).

Музыка, также как человек, дышит. У неё есть пульс, который бьётся ровно

(доля).

Дети

очень

любят

придумывать

ритмический

рисунок

к

стихам

и

его

прохлопывать. И мы приходим к выводу, что во всём, что нас окружает, есть

8

свой ритм – в шуме дождя, в шуме ветра, в стуке колёс поезда… В последние

годы

в

творческом

задании

итоговой

контрольной

работы

в

конце

1-го

класса, мы пишем ритмический рисунок на свои стихотворные строки:

«Как работу напишу,

Во второй класс перейду»

Дети в восторге и все успешно справляются с этим заданием.

Размер 4/4

При объяснении дирижёрского жеста размера 4/4 для лёгкости

восприятия и запоминания мы учим поговорку: «Виноград сорвали (1 и),

ягодку съели (2 и), косточку выбросили (3 и) … вкусно? И дальше стали

рвать (4 и)».

2 класс. Пунктирный ритм - четверть с точкой и восьмая.

При объяснении пунктирного ритма четверть с точкой и восьмая я

рассказываю сказочку: Жили – были 2 подружки, четверть и 2 восьмушки.

Вдруг, четверти захотелось звучать дольше. Она взяла верёвочку и набросила

её на ребро – перекладинку между 2-мя восьмыми и стала тянуть себе. Ребро

-перекладинка сломалось пополам и 1-ая восьмушка с частью перекладинки

превратились в точку, а вторая восьмушка осталась одна, заплакала, а остаток

перекладинки повис и превратился во флажок. Так и стали жить рядом –

эгоистка четверть с точкой и обиженная восьмушка с флажком.

3 класс. Обращения тонического трезвучия.

Что бы легче запомнить, что здесь только три ступени - I,

III,V,

сравниваем со светофором (только 3 цвета - красный, жёлтый, зелёный;

с жонглёром с 3-мя шариками – меняется порядок, но остаётся только 3

цвета, 3 шарика.)

Запись нотного материала.

Составная

часть

урока

это

запись

нотного

материала.

Как

при

объяснении нового материала, так и при опросе. Поэтому большое внимание

я обращаю на нотный почерк – скоропись. Это аккуратность записи и темп.

На начальном этапе обучения, а так же при работе с трудными темами, идёт

пошаговое объяснение

с записью на доске. Когда я чувствую, что дети

освоились, то даже новый материал мы записываем под диктовку. Это очень

полезно, т. к. активизируется мозговая деятельность обучающихся, а не идёт

пассивное списывание с доски.

Наглядные пособия

Наглядных пособий у меня не очень много, все они составлены по

моим

лекциям.

Это

таблица

простых

интервалов

(Приложение

№1),

интервалы от звука с разрешениями (Приложение №2), аккорды от звука с

9

разрешениями

(Приложение

№;3),

таблица

аккордов

на

ступенях

лада

(Приложение №4), клавиатура.

Трудности.

Трудности,

естественно

есть

всегда.

Я

всегда

своим

обучающимся

привожу

такие

примеры:

Маленький

ребёнок

учится

ходить,

говорить,

читать. Все вы знаете свой адрес, день рождения и т.д. Так и материал по

сольфеджио, чтобы запомнить – нужно учить и учить систематически.

Кроме

того,

многие

теоретические

понятия,

например

ключевые

знаки

тональностей,

изучаются

и

закрепляются

на

уроках

по

специальному

инструменту. А есть обучающиеся, которые пришли к очень правильному

выводу, что в музыкальной школе все предметы одно целое.

Сольфеджирование и интонационная работа

Очень

важно

научить

детей

осознанно

ориентироваться

в

нотных

примерах.

При исполнении интонационных примеров, музыкальных номеров я

использую:

приём

«пение

с

кулачком»

-

«графическое»

изображение

мелодического рисунка. Обучающиеся «рисуют» мелодический рисунок по

вертикальной линии, соблюдая поступенное и скачкообразное, восходящее и

нисходящее

движение;

пение

на

слог

«да»

или

любой

слог

другой

нейтральный слог, с дирижированием, с кулачком и т. д.

Прежде чем перейти к исполнению знакомых музыкальных номеров, к

чтению

и

транспонированию

с

листа

мы

обязательно

предварительно

анализируем нотный текст (тональность, лад, размер, количество частей-

предложений и их характеристика, количество фраз, количество тактов

-

общее, в каждой части-предложении, в каждой фразе, диапазон мелодии –

самый

высокий

и

низкий

звуки,

начальный

и

завершающий

звук,

ритмические

особенности,

повторность

и

т.д.)

что

обеспечивает

более

высокий результат и непроизвольно развивает умения и навыки написания

музыкального

диктанта.

Вырабатываем

приём

пение

с

опережением

исполняя такт, уже смотреть в следующий.

В отношении к детскому голосу соблюдаю щадящий режим – негромко

и

невысоко,

т.е.

избегаю

высокой

тесситуры

и

широкого

диапазона в

м е л о д и я х ,

т р е б у ю щ и х

б о л ь ш о й

г и б к о с т и

г о л о с а

и

настоящих вокальных данных, навыков и умений. Особенно при подборе

э к з а м е н а ц и о н н о го

м у з ы ка л ь н о го

м ат е р и а л а .

О т р а б а т ы в а е м

профессиональный

приём

октавный

перенос

фрагментов

музыкальных

номеров со слишком высокими или слишком низкими звуками.

Слуховой анализ

10

Эта форма работы на уроках у многих обучающихся вызывает чувство

неприятия.

Почему?

Потому

что

не

получается.

Не

нравится

то,

что

не

получается. В работе над слуховым анализом непроизвольно с годами у меня

выработалась своя система, основанная на мотивацию успеха.

1 класс. Определение на слух ступеней.

Я

играю

на

инструменте I ступень, затем ступень, которую нужно

определить. Для этого нужно спеть про себя (а на начальном этапе и вслух)

ступени

на

слог

«да»

или

любой

другой

нейтральный

слог

(развитие

внутреннего слуха) и одновременно считать

на пальчиках (активизация

мозговой

деятельности).

Обучающиеся

успешно

справляются

с

этим

заданием. Сначала с помощью преподавателя, а затем самостоятельно (устно

и письменно).

2 класс. Определение на слух гармонического вида минора.

Образное восприятие. Напоминает восточную музыку.

Определение на слух простых интервалов.

Образное восприятие. У каждого интервала – свой портрет. Чистая

прима - «дятел», малая секунда – «оса», большая секунда – «ёжик», малая

терция – «грустная кукушка», большая терция «весёлая кукушка», чистая

кварта

«петушок»,

чистая

квинта

«ослик»,

малая

секста

«пенёк»,

большая секста – «ёлочка», малая септима – «мальчик на санках», большая

септима – «сугроб», чистая октава – «жираф». У каждого образа-интервала –

своя попевка. Детям нравится такое сравнение интервалов, они запоминают

сначала образ-портрет интервала, а затем название, поэтому при определении

на слух часто в устных ответах и в контрольных работах они называют образ

интервала.

3 класс. Определение на слух главных трезвучий лада.

Легко запомнить, выучив попевку «В роще зелёной запел соловей» - это

мелодия

по

звукам

главных

трезвучий

лада.

Ассоциация

следующая:

в

мажоре соловей поёт в солнечную погоду, в миноре - в пасмурную (развитие

интонационное,

внутреннего

слуха

и

образного

мышления).

Дети

любят

фантазировать и придумывают свои варианты.

4 класс. Определение на слух тритонов.

Обучающиеся не любят эту тему, она вызывает трудности в построении

и

записи

этих

интервалов

и

их

разрешений.

Для

облегчения

понятия

и

запоминания - попевка «Тритон закрыт, тритон раскрыт» и иллюстрация с

изображением

«колючих

цветков»,

«закрытого»

(уменьшённая

квинта)

и

«раскрытого» (увеличенная кварта) (развитие интонационное, внутреннего

слуха и образного мышления).

5 класс. Определение на слух вводных септаккордов.

11

Образное

восприятие.

Уменьшённый

вводный

септаккорд

трагический,

мрачный,

ассоциируется

с

выстрелом;

малый

вводный

септаккорд – «безоблачный», «наивный», «лунтик» – герой мультфильма

(детям это очень нравится).

6 класс. Определение на слух Д

7

и его обращений.

Образное восприятие.

Д

7

и

его

обращения

отличаются

«ярким»,

«пёстрым»,

запоминающимся

звучанием.

В

обращениях

Д

7

образуется

секунда

(б2),

она

ассоциируется

с

«виноградинками».

В

Д

6 / 5

секунда

-

«виноградинки» - наверху и при разрешении аккорда тянет вверх; в Д

4/3

секунда

-

«виноградинки»

-

в

середине

и

при

разрешении

в

полное

тоническое трезвучие идёт равномерное тяготение вверх и вниз, аккорд и его

разрешение

напоминают

«раскрывающийся

цветок»;

в

Д

2

секунда

-

«виноградинки» - внизу и при разрешении аккорда тянет вниз.

Иногда слуховой анализ я сравниваю с приёмом врача (игровой приём)

– преподаватель и обучающиеся – «врач», инструмент – «больной». «Врач

слушает

больного»

мягким

прикосновением

я

играю

музыкальные

построения (один раз в умеренном темпе), а обучающиеся называют их, т.е.

определяем «диагноз больного». Делаем выводы о «грамотности врача» -

хороший или нужно подучиться, т.е. учить предмет сольфеджио.

Слуховой

анализ

обязательная

форма

работы

на

каждом

уроке

(рабочем и итоговом, т.е.

в контрольной работе). Затрачивается немного

времени,

с

каждым

уроком

результат

заметно

улучшается

у

детей

появляется уже мотивированный интерес к слуховому анализу. В итоге эта

форма работы становится любимой. Постепенно многие дети приходят к

выводу: «Это же так легко!»

Музыкальный диктант

Запись

музыкального

диктанта,

как

уже

упоминалось

выше,

представляет собой самую сложную форму работы над развитием слуха и

памяти.

Более

менее

обучающиеся

начинают

осознанно,

но

с

предварительным разбором, с помощью преподавателя писать небольшие

(4 такта) мелодические диктанты в 3-ем классе, а диктанты 8-тактовые –

период, относительно самостоятельно в 6 классе. К этому выводу я пришла

самостоятельно , проработав в школе несколько лет и поняла, что права,

услышав эту информацию от преподавателей ДМШ №1 г.Пензы на курсах

повышения квалификации.

Диктанты

мы

пишем,

используя

«Музыкальные

занимательные

диктанты»

Г.Ф.Калининой.

Своеобразие

этого

музыкального

пособия

заключается

в

том,

что

оно

состоит

из

2-х

сборников:

один

адресован

обучающимся (в нём даны музыкальные «заготовки» диктантов), а другой

12

является нотным приложениям для преподавателей. Материалом для издания

послужили

произведения

зарубежных

и

отечественных

композиторов,

образцы народного творчества. Предлагаемые задания:

- определить размер, разделить мелодию на такты и указать

длительность нот;

- поставить необходимые знаки альтерации;

- найти ошибки и исправить их;

- вставить в мелодии пропущенные знаки;

- дописать мелодии;

- дописать верхний голос;

- дописать нижний голос.

В настоящее время, учитывая рекомендации, полученные на зональных

и

областных

методических

семинарах,

даже

на

экзамене

допускается

написание одного из знакомых диктантов с целью снятия психологического

напряжения, страха.

Глава III

13

Контроль и оценивание учебной работы обучающихся

Уроки сольфеджио, так же как и любые другие предметы, нуждаются в

такой организации, чтобы педагог мог наблюдать за продвижением своих

обучающихся на каждом этапе работы.

Главное

это

систематически

выявлять

уровень

музыкального

мышления

обучающихся

и

соответствующим

образом

оценивать

его,

установить, что именно освоено недостаточно и найти причину этого. Чтобы

в дальнейшей работе устранить недостатки.

За все годы работы, систематически оценивая работы обучающихся,

можно отметить характерные ошибки, которые допускают разные дети

одного возраста:

Счёт ступеней - по До мажору (особенно в 1-ом классе).

Называя заданный интервал устно правильно, письменно пишут его с

точностью наоборот.

После того, как правильно - дали понятие интервала малая терция,

построили его, спели, определили на слух, на вопрос что такое м3

дают ответ: «Мы это ещё не проходили».

Слуховой анализ – путают взаимообратимые интервалы; путают

интервалы м3, ч5, м7 и т.д.

Проверять и оценивать знания обучающихся на уроках сольфеджио

можно в самых различных формах: и в текущей работе, и в подведении

итогов

в

конце

четверти,

полугодия или года.

Систематический

опрос

побуждает

обучающихся к

регулярной работе.

Проверку и

оценку

знаний

важно

проводить

так,

чтобы

и

при

индивидуальном

опро се

активно работала вся группа.

В текущей работе для проверки и оценивания знаний мы регулярно

используем

рабочие

тетради

Г.Ф.Калининой,

где

предусмотрены

разнообразные

виды

практических

и

творческих

заданий,

что

позволяет

добиться

эффективности

в

освоении

учебной

программы

и

значительно

повышает интерес к изучаемому предмету.

Довольно большую сложность представляет собой опрос домашнего

задания, на который уходит практически весь урок. Подтверждение чему я

услышала тоже от преподавателей ДМШ г.Пензы на очередном методическом

семинаре.

В подведении итогов в конце четверти, года проводятся контрольные

работы,

которые

включают

в

себя

задания

по

написанию

теоретических

построений,

творческие

задания,

слуховой

анализ.

Дети

очень

боятся

оставаться

«один

на

один»

с

чистым

нотным

листом,

но

задача

14

преподавателя помочь им преодолеть страх и справиться с таким видом

работы.

При

оценивании

учебной

работы

обучающихся,

нужно

помнить

психологический принцип – «страх парализует знания» [6, 302] , поэтому

стараться создать благоприятный климат на уроке. Отметки должны быть

хорошими и отличными.

Важно давать возможность почувствовать успех на

каждом уроке. При оценивании контрольной работы, я ставлю отметки за

каждое задание, т.о. обучающийся получает возможность увидеть не только

свои недостатки, но и успешно выполненные задания. Я сторонница хороших

отметок,

часто

их

завышаю

с

целью

-

психологически раскрепостить

обучающегося, дать возможность поверить в свои силы и возможности.

Именно

такое

оценивание

предпочитают

преподаватели

ДМШ

и

ДШИ

г.Саратова.

Оценивая

работу своих обучающихся,

я придерживаюсь

педагогического

принципа

никогда

не

сравнивать

разных

детей,

сравнивать ребёнка только с самим собой в разные возрастные периоды. В

результате

такого

сравнения

ребёнок

не

обижается,

не

комплексует,

а

реально оценивает свои возможности и результаты.

Очень часто обучающиеся

задают вопрос: «Зачем нужен предмет

сольфеджио?» А некоторые открыто говорят, что не любят его. Я даю им

такой ответ: «Вы можете не любить предмет, это ваше право, но уважать его,

уважать преподавателей, которые стараются помочь вам – ваша обязанность.

Жизнь

-

это

борьба,

в

ней

много

сложностей,

которые

нужно

уметь

преодолевать. Именно эти качества, наряду с другими, развивает предмет

сольфеджио.

Мне хотелось бы отметить результаты моей работы:

Это

успешные

выступления

и

призовые

места

обучающихся

моего

класса на предметных олимпиадах и конкурсах.

Это слова благодарности и успехи моих выпускников в профильных

учебных заведениях.

Выводы

выпускников,

которые

не

связали

свой

жизненный

путь

с

музыкой,

о

том,

что

преодолевание

сложности

предмета,

участие

в

конкурсах и олимпиадах дало им творческий импульс для успешных занятий

по другим профильным дисциплинам, развило у них чувство интуиции.

Заключение

15

В

заключении

хочу

ещё

раз

подчеркнуть

то,

что

сольфеджио

в

музыкальном

образовании

и

воспитании

занимает

главенствующее

положение среди всех прочих дисциплин музыкального цикла.

Способности слуха, развитые вследствие сложных многолетних его

тренировок,

позволяют

не

только

слышать,

воспроизводить

голосом

понравившуюся музыку, но и понимать ее, осознавать и переживать.

И

для

того,

чтобы

каждому

ребенку

было

интересно

на

уроках

сольфеджио

необходимо

очень

важное

условие:

независимо

от

его

способностей, верить в его успех и любить свою профессию. Не забывать

слова доктора педагогических наук Августа Соломоновича Белкина: «Если

ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее»

[2,53]. Помнить, что только успех ребенка мотивирует его деятельность.

И тогда каждый ребенок без страха, с надеждой, а возможно даже и с

удовольствием будет ждать нового урока и новой встречи с преподавателем.

Приложения

16

Приложение 1

«ТАБЛИЦА ПРОСТЫХ ИНТЕРВАЛОВ» Таблица №1

Название

(простого)

Интервала

Вид

Сокращённое

обозначение

Количество

ступеней

Количество

тонов

Попевка

Портрет

Прима

Чистая

Ч 1

1

0

«Андрей, воробей, не

гоняй голубей, гоняй

галочек из-под палочек».

«Дятел»

Секунда

Малая

М 2

2

1/2

«Ой, оса летит, жужжит,

нас ужалить норовит. Ой,

ой.»

«Оса»

Секунда

Большая

Б 2

2

1

«Ёжик, ёжик, ты хорош.

С нами песенки поёшь»

«Ёжик»

Терция

Малая

М 3

3

1 1/2

«Очень скучный,

грустный день».

«Грустная

кукушка»

Терция

Большая

Б 3

3

2

«Встало солнышко,

улыбнулось всё.»

«Весёлая

кукушка»

Кварта

Чистая

Ч 4

4

2 1/2

«Ку-ка-ре-ку, всех

разбужу».

«Петушок»

Квинта

Чистая

Ч 5

5

3 1/2

«И-а, и-а, уши хвостик,

голова».

«Ослик»

Секста

Малая

М 6

6

4

1 ) « С р у б и л и

н а ш у

ёлочку…»

2)«Вот

кто-то

с

горочки

спустился»

«Пенёк»

Секста

Большая

Б 6

6

4 1/2

«В лесу родилась ёлочка»

«Ёлочка»

Септима

Малая

М 7

7

5

«Я с горки качусь, никого

не боюсь»

«Мальчик

на санках»

Септима

Большая

Б 7

7

5 1/2

«В сугроб бух»

«Сугроб»

Октава

Чистая

Ч 8

8

6

«Жираф большой»

«Жираф»

Приложение 2

«ИНТЕРВАЛЫ ОТ ЗВУКА» Таблица №2

17

Тритоны

Ум 5 – 4 способа разрешения

1.– VII ст. dur

одноимённые тональности

2. - VII# ст. moll г.

3. - II ст. dur г.

одноимённые тональности

4.- II ст . moll

------------------------------------------ *** ---------------------------------------

ув 4 – 4 способа разрешения

1.– IV ст. dur

одноимённые тональности

2. - IV ст. moll г.

3. - VI ст. moll

одноимённые тональности

4. - VIь ст. dur г.

------------------------------------------ *** ---------------------------------------

Характерные интервалы

Ум 7– 2 способа разрешения

1.– VII ст. dur г.

одноимённые тональности

2. - VII# ст. moll г. –

----------------------------------------- *** ---------------------------------------

Ув 2 – 2 способа разрешения

1.– VIь ст. - dur г.

одноимённые тональности

2. - VI ст. moll г.

------------------------------------------ *** ---------------------------------------

Ув 5 - 2 способа разрешения

1.– VIь ст. dur г.

2. – III ст. moll г.

------------------------------------------ *** ---------------------------------------

Ум 4– 2 способа разрешения

1.– III ст.. dur г.

2. - VII# ст. moll г. –

------------------------------------------ *** ---------------------------------------

Приложение 3

«АККОРДЫ ОТ ЗВУКА» Таблица №3

18

УМ 5/3 – 4 способа разрешения

(м3 + м3)

1. - VII ст. dur

одноимённые тональности

2.- VII ст. moll г.

3.- II ст. dur г.

одноимённые тональности

4.- II ст . moll

------------------------------------------ *** ---------------------------------------

УВ 5/3 – 2 способа разрешения

(б3 + б3)

1. - VIь ст. dur г.

2. – III ст. moll г.

------------------------------------------ *** ---------------------------------------

М VII7 – 1 способ разрешения

(м3 + м3 + б3); (ум 5/3 + б3)

1.- VII ст. dur

------------------------------------------ *** ---------------------------------------

УМ VII7 – 2 способа разрешения

(м3 + м3 + м3); (ум 5/3 + м3)

1.- VII# ст. moll г.

одноимённые тональности

2. - VII ст. dur г.

---------------------------------------- *** ---------------------------------------

Д 7 – 2 способа разрешения

(б3 + м3 + м3); (Б5/3 + м3)

1. -V ст. dur

одноимённые тональности

2. -V ст. moll г.

------------------------------------------ *** ---------------------------------------

Д 6/5 – 2 способа разрешения

(м3 + м3 + б2); (ум 5/3 + б2)

1.- VII ст. dur

одноимённые тональности

2. -VII# ст. moll г.

------------------------------------------ *** ---------------------------------------

Д 4/3 – 2 способа разрешения

(м3 + б2 + б3)

1.- II ст. dur

одноимённые тональности

2. - II ст. moll г.

------------------------------------------ *** ---------------------------------------

Д 2 - 2 способа разрешения

(б2 + б3 + м3); (б2 + Б 5/3)

1.- IV ст. dur

одноимённые тональности

2. - IV ст. moll г.

Приложение 4

«ТАБЛИЦА АККОРДОВ В ЛАДУ» Таблица №4

19

Ступень

Название аккорда

I

T(t)

5/3

; S

6/4;

II

2

II

D

6/4

; D

4/3

; умII

5/3

; II

7

III

T(t)

6

; ув II

5/3

(mollг.)

IV

S

5/3

; D

2

; II

6/5

V

T(t)

6/4

; D

5/3

; D

7

VI

S

6

; II

4/3

; ув

5/3

(dur г. -VIь)

VII

D

6

; D

6/5

; ум VII

5/3

; мVII

7

; умVII

7

(dur г.; mollг. – VII# )

Список литературы

1. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких

20

музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов,

сост. Л.Н. Логинова. - М., 1999. - 86 – 96с.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: «Просвещение», 1991.-

69с.

3. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1986.-

205с.

4. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочие тетради. 1 -7 класс. М.,2007

5. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты. Учебное пособие

по сольфеджио для учащихся ДМШ и ДШИ.М.,2002

6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:

«Владос», 1995.- 528с.

7. Синяева Л.С. Наглядное пособие на уроках сольфеджио. М.,2002

8. Ресурсы сети Интерент

9. Наглядные пособия (таблицы интервалов, аккордов)



В раздел образования