Автор: Сумина Галина Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ ГСОШ
Населённый пункт: п. Гари, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Приёмы организации рефлексии на уроке."
Раздел: среднее образование
Совещание «Рефлексия»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной
деятельностью учащихся.
Задачи:
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.
Дать представление о классификации рефлексии.
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс
и участников мастер-класса.
Ход совещания:
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых стандартов,
предлагает педагогу по-новому решать вопросы организации деятельности
обучающихся на уроке, постановки целей обучения, осуществлять
процессы оценивания и рефлексии. Из большого количества задач,
стоящих перед педагогом, мы сегодня обратим внимание на одну –
организация рефлексии на уроке.
В
ФГОС
основного
общего
образования
термин
«рефлексия»
упоминается в таких разделах:
1.3.2 Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов
В
этом
разделе
сказано,
что
Основным объектом и предметом оценки
метапредметных результатов являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность работать с информацией;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур
В пункте, где поясняется
Текущая
оценка сказано
:
В текущей оценке
используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные
опросы,
практические
работы,
творческие
работы,
индивидуальные
и
групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и
др.)
1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП
В
пункте
«Познавательные
УУД»
среди
других
УУД
указано
Умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет: анализировать/рефлексировать опыт разработки и
реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического)
на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или
заданных критериев оценки продукта/результата.
Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio – обращение
назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о
своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского
языка трактует рефлексию как самоанализ. Рефлексия – размышление
человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных
состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина
рефлексии зависит от степени образованности человека, развитости
морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом
определении, – это «разговор с самим собой».
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке
является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать
получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы,
скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с
формированием личностных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
Для подведения итогов урока в рамках ФГОС, учитель планирует
задания для этапа рефлексии. Основной целью этого этапа урока является
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание
учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей
коррекционной деятельности (а если, ошибок не было, самостоятельной
работы), соотнесение цели и результатов своей учебной деятельности
намечаются цели дальнейшей деятельности.
Для реализации этих задач обучающиеся:
используют эталон исправления ошибок;
указывают на способы действий, вызвавшие затруднение;
определяют степень соответствия цели и результатов
деятельности;
дают оценку собственной работы на занятии;
определяют цели дальнейшей учебной деятельности;
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель
урока,
содержание
и
трудности
учебного
материала,
способы
и
методы
обучения,
возрастные
и
психологические
особенности
обучающихся,
необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
Рефлексия
может
осуществляться
не
только
в
конце
урока,
как
это
принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться
по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы,
учебной четверти, года и т.п.
Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей
своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию
– осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом
случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной
деятельности и постановки целей.
Однако,
процесс
целеполагания
и
рефлексии
должен
быть
многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью
самой себя, но и окружающими людьми.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
саморазвитие всех участников педагогического процесса
диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между
участниками
педагогического
процесса,
уровня
эффективности
данного
взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную
–
моделирование,
проектирование
предстоящей
деятельности;
организаторскую
–
выявление
способов
и
средств
организации
продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения
педагога и воспитанника;
смыслотворческую
–
формирование
в
сознании
участников
педагогического
процесса
смысла
их
собственной
деятельности,
смысла
взаимодействия;
коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к
корректировке своей деятельности, взаимодействия .
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение рефлексии настроения и эмоционального
состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с
классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного
исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является
материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения,
отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков,
стихотворения, проза, картины.
Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс.
Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным
материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в
повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии
позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на
этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида
рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого
ребенка на разных этапах урока.
Рефлексия содержания учебного предмета
Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не
только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного
занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны
оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи
знаний,
увлекательность
урока,
коллективную
работу. Оптимальный
для
этого вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала. Она
помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом
случае
используются
самые
разные
приёмы,
основанные
на
слиянии
имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия
содержания
учебного
материала
используется
для
выявления
уровня
осознания
содержания
пройденного. В
этом
случае
используются
самые
разные приёмы.
Практическая часть Работа в группах.
Каждой
группе
определен
вид
рефлексии.
Перед
Вами
приёмы
рефлексии (см. приложение 1). Выполните задания:
Определите, к какому виду относится этот приём рефлексии:
1 . по цели (рефлексия настроения, деятельности, содержания учебного
материала).
2. по содержанию (устная и письменная).
3
. по
функциям,
отражающим
сферы
человеческой
сущности:
физическая (успел - не успел, легко - тяжело),
сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно),
интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).
духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
ИТОГИ.
Безусловно,
рефлексия
является
обязательным
условием
саморазвития не только ученика, но и учителя.
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но
любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных
людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В
нашей
профессии
нет
предела
совершенству.
То,
что
ещё
вчера
казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.
Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески
работающий учитель находится в постоянном поиске.
Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он
начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его
профессиональный рост.
Поэтому желаю Вам, уважаемые коллеги, профессионального роста,
успешного достижения педагогических целей и задач, творческих успехов!
В заключение нашей работы предлагаю наклеить на доску
соответствующий листочек.
Розовый – взял для себя много полезного.
Желтый – кое-что пригодится в работе.
Зелёный – провёл время без пользы для себя
Приложение 1.
Приёмы организации рефлексии
Приём «Цепочка пожеланий»
Каждому ученику на каждом этапе урока (в определенной последовательности)
предлагается
обратиться
с
пожеланиями
к
себе
и
ученикам.
Пожелания
могут
быть
направлены
на
предстоящее
взаимодействие,
будущие
дела.
Заканчивает
цепочку
пожеланий педагог.
Приём «Смайлики»
Самый
простой
вариант:
показ
карточек
с
изображением
трех
лиц:
веселого,
грустного, нейтрального.
Приём «Букет настроения»
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске
изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы
узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, -
голубой».
Приём «Дерево чувств»
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета,
если нет, зелёного.
Приём « Солнышко и тучка»
В
руках
у
учителя
тучка
и
солнышко.
Он
предлагает
ребятам
сравнить
свое
настроение
с
тучкой
или
солнышком.
Поясняя,
если
хорошее
настроение
выбираете
солнышко, если не очень, то тучку.
Приём «Эмоционально-художественное оформление»
Учащимся
предлагаются
две
картины
с
изображением
пейзажа.
Одна
картина
проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики
выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Приём «Инсерт» (маркировка)
Пометки на полях – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом
тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать.
На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение маркировки текста, усвоенные
знания проговариваются.
Приём «Поляна».
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – вид деятельности (работа с
текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы
предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему
понравился больше всего.
Приём «Острова»
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островков»,
например:
остров Радости,
остров Грусти,
остров Недоумения,
остров Тревоги,
остров Ожидания,
остров Просветления
остров Воодушевления,
остров Удовольствия,
остров Наслаждения,
остров Разочарования,
остров Тревоги,
остров Гордости и др.
В конце урока обучающимся предлагается нарисовать, а лучше наклеить готовые
кораблики у того острова, который отражает их душевное, эмоционально-чувственное
состояние.
Приём «Кубик»
Данный прием используется на этапе осмысления.
Положительные стороны приема "Кубик":
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы,
задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется
одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким
образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия.
Приём «Выбери фразу»
-Урок полезен, все понятно.
-Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
-Еще придется потрудиться.
-Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по
окончании урока.
Приём «Анкета»
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить
самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно
варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое
внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
интересным / не
интересным
лёгким/трудным
Приём «Корзина идей»
Педагог прикрепляет к доске трафарет корзины ( или ставит корзину, коробку) и
предлагает: «Давайте соберем в эту корзинку, все то, что было интересным, на
сегодняшнем уроке»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение, листочки прикрепляются к
корзине, затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы.
Приём «Выбери утверждение»
Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
Приём «Моделирование и схематизация»
Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или
схемы.
Приём «Кластер»
Что позволяет учителю определить анализ составленного кластера?
что ученик запомнил из пройденного материала;
содержит ли кластер какие-то принципиальные ошибки;
владеет ли ученик системным мышлением;
умеет ли выделять смысловые категории, слова;
устанавливать причинно-следственные связи;
умение систематизировать материал
собственное видение предложенной темы.
При организации рефлексии можно предложить ученикам составлять кластер по
изученному материалу. Можно организовать эту работу индивидуальную, в группах,
парах, чтобы в процессе дискуссии ученики активнее отобрали нужные аспекты нового
материала.
Примеры использования этого приема.
1. Педагог сам представляет кластер перед тем, как начинает рассказывать новый
материал. По окончании рассказа он просит дополнить этот кластер.
2. Педагог записывает на доске перечень ключевых слов, которые встретятся в новом
материале, а по окончании объяснения он просит представленные слова сформировать в
кластер.
Приём «Синквейн»
Знакомство с синквейном производят по следующей схеме:
объясняют правила написания синквейна;
в качестве примера приводятся несколько синквейнов;
задается тема синквейна;
фиксируется время на данный вид работы;
заслушивают варианты синквейнов по желанию учеников.
Правила написания синквейна.
1.
На первой строчке записывается одно слово. Обычно это существительное или
местоимение, обозначающее объект, о котором пойдет речь в синквейне. Объект является
темой синквейна.
2.
На второй строчке записывается два прилагательных или причастия. Они
необходимы для описания признаков и свойств выбранного в синквейне объекта.
3.
На третьей строчке записывается три глагола или глагольные формы, описывающие
характерные действия, совершаемые объектом.
4.
На четвертой строке размещается целая фраза из четырех слов, выражающая
личное отношение автора синквейна к описываемому объекту. Это может быть крылатое
выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
5.
Пятая – последняя строчка – это слово резюме, которое характеризует суть объекта,
дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Количество слов в строках может быть и другим, если от этого зависит красота
получаемого текста.
Примеры использования приема «синквейн»
1.
Педагог в начале изучения нового материала предлагает свой синквейн без одной
строчки и дает задание дописать ее в конце урока.
2.
Перед объяснением педагог предлагает ученикам свой синквейн с ошибкой и дает
задание найти эту ошибку после изучения нового материала.
3.
Перед изучением нового материала ученики (лучше работать в группе)
самостоятельно составляют синквейн, исходя из темы урока, а по окончании изучения
нового материала проверяют его правильность.
4.
В конце урока предложить учениками составить синквейн по основному понятию
темы. В этом случае редагогу можно определить, насколько понята и освоена тема урока.
5.
Каждый ученик за 5-7 мин. пишет свой синквейн, затем согласовывает с партнером
и из двух синквейнов составляют один.
6.
Ученикам дается домашнее задание составить синквейн по материалу,
изложенному в параграфе учебника. На следующем уроке педагог просит учеников
представить синквейны и предлагает остальным ученикам оценить эту работу. Не надо
думать, что все получат пятерки. При внимательном анализе синквейнов в различных
строчках ученики допускают фактические ошибки. Процессу оценивания синквейнов
должен обязательно предшествовать процесс знакомства или выработки критериев
оцениевания данного вида работы.
7.
Разделить класс на две группы. Предложить этим группам одну и ту же тему, но в
первом случае надо показать положительные стороны изучаемого объекта, а в другом
случае – отрицательные.
Прием «Использование рефлексивного экрана»
Закончи предложение (на выбор от 1 до 3):
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось… и др.
« Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются учителем в конце урока»
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова цель урока?
Чему посвятим следующий урок?
Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Приём "Благодарю…"
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят,
кому
хочется
сказать
спасибо
за
сотрудничество
и
пояснить,
в
чем
именно
это
сотрудничество
проявилось.
Учителя
из
числа
выбираемых
следует
исключить.
Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому
досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова
признательности и этому участнику событий.