Авторы: Бояршинова Наталья Павловна, Молодых Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "дс№1 пгт. Кировский"
Населённый пункт: пгт. Кировский Приморского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Детский фольклор"
Раздел: дошкольное образование
Дидактическое пособие лэпбук
«Детский фольклор»
Бояршинова Наталья Павловна
воспитатель
МБДОУ «д/с №1 пгт. Кировский»
Аннотация
Материалы статьи будут интересны воспитателям, детям и родителям дошкольных учреждений.
Дидактическое
пособие
лэпбук
«Детский
фольклор»
предназначено
для
детей
младшего
дошкольного возраста.
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности
дошкольника.
Фольклор
способствует
развитию
образного
мышления,
обогащает
речь
детей,
дает
прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным
языком.
Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное
народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах,
загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому творчеству; обогащению
словарного запаса детей.
Данное пособие является средством развивающего обучения. В доступной и интересной для детей
форме, представлена информация об устном народном творчестве.
Актуальность:
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован,
что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог ,
кому
близко
высказывание:
«
Ребенок
до
десятилетнего
возраста
требует
забав,
и
требует
его
биологически законно. Он хочет играть , он играет и познает окружающий мир лечче всего в игре». Это
говорит о том, что воспитатель хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный
процесс.
Работая с детьми , я заметила , что ребенок , который хорошо владеет речью – умеет реализовать
себя в любом виде деятельности. Я пришла к выводу : «Что детский фольклор имеет большое значение
в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и воспитательном». В этом я и увидела
актуальность темы: « Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного
возраста».
Цель: главная цель работы – развитие различных способностей детей в процессе знакомства с
малыми фольклорными формами; воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству; учить
вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий; побуждать детей эмоционально
откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.
Задачи:
Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору,
обогащение словарного запаса детей.
Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.
Методы и приемы работы :
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование пословиц, загадок, поговорок.
Чтение художественной литературы.
Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование настольного театра для обыгрывания сказок.
Свойства дидактического пособия лэпбук:
информативность;
возможность организации образовательной и развивающей деятельности как с одним ребенком,
так и с подгруппой детей ;
дидактические свойства;
вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);
доступность структуры и содержания детям младшего дошкольного возраста;
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности:
быстрое запоминание материала по теме;
проявление повышенного интереса к содержанию;
проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.
Содержание дидактического пособия лэпбук «Детский фольклор»
Дидактическое пособие лэпбука «Детский фольклор» представляет собой картонную папку форматом
А3. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация,
задания, игры.
Кармашек: «Скороговорки»
Цель: Познакомить детей со скороговорками . Учить детей отчётливо произносить скороговорки,
формировать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.
Такая форма обучения нужна для того, чтобы у ребёнка правильно развивалась дикция. При помощи
чистоговорок и скороговорок развиваются слух, словарный запас, мышление, память и многое другое
.
Кармашек: «Заклички»
Цель: Знакомить детей с содержанием и значением закличек. Учить запоминать временам года,
закрепить умение читать наизусть заклички .
Кармашек: «Хороводные игры»
Цель: Развивать ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать
над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно
двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
Кармашек: «Потешки в картинках»
Цель: Продолжать знакомить детей с потешками .
Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые
движения
и
соотносит
их
с
содержанием
песенки-потешки.
Они
помогают
приучить
ребенка
к
обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме.
Кармашек: «Большие и маленькие»:
Цель:Развивать внимание, логическое мышление. Закрепить внешний вид и названия животных.
Воспитывать любовь, интерес к жизни животных.
Кармашек: «Почиитаем малышам»
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и
последовательность действий.
Кармашек: «Назови сказку»
Цель: формировать умение отгадывать героев сказок, узнавать и называть сказки; развивать
внимание, память, коммуникативные навыки общения; прививать любовь к сказкам
Кармашек:
«Театр»
пробуждать
интерес
к
театрально-игровой
деятельности.
Развивать
умение
имитировать
характерные
действия
персонажей (зайка скачет, петушок высоко поднимает ноги).
Продолжать формировать элементарные представления, что такое «хорошо», «плохо».
Картотека:«В гостях у загадок»
Ц ель : Учить
детей
отгадывать
загадки,
построенные
на
описании
и
сравнении,
формировать
представления о жанре загадки.
Кармашек: «Дидактическая игра «Лото»
Цель: Учить
находить
соответствующую
картинку.
Развивать
логическое
мышление.
Закреплять
название домашних и диких животных.
Ведущий раздает карточки лото каждому игроку, берет по одной карточке с рисунком, показывает
игрокам и спрашивает, чья эта картинка. Игроки проверяют свои карточки лото. Игра продолжается до
тех пор, пока все окна на карточке лото не будут закрыты. Первый, кто справится с этим заданием,
становится победителем.
Кармашек: «Пальчиковые игры»
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых
игр. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Кармашек: «Дидактическая игра «Во дворе»
Цель: Продолжить знакомить детей с домашними птицами и животными, упражнять в звукоподражании,
развивать активный и пассивный словарь детей,.
Кармашек: «Давайте рисовать»
Цель: Вызвать интерес у детей к рисованию . Развивать внимание, мелкую моторику .
Заключение
В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает найти контакт с
детьми.
Свою
работу
по
ознакомлению
детей
с
фольклором
я
строю
на
принципах
тщательного отбора
художественных
текстов
для
детей
и
интеграции
фольклорных
произведений
в
различные виды детской
деятельности.
Ознакомление
детей
младшего
возраста
с
русским
фольклором
способствует
развитию
эмоциональной
сферы
ребенка,
развитию
речи,
памяти.
Лэпбук
направлен
на
ознакомление
младших
дошкольников
с
фольклорными
произведениями
и
в
нем
раскрыты
эффективные
методики
и
приемы,
использование которых на практике дают хорошие результаты. Дети быстро запоминают тексты загадок, потешек,
прибауток, сказок.
Таким образом, используя лэпбук в работе с детьми я решаю ряд образовательных, воспитательных и
развивающих задач.
Речь детей становится более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. У детей повысился интерес к
народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки.
Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуации полюбившихся потешек, песенок,
сказок
в
повседневную
деятельность,
в
игру,
отражают
полученный
опыт
и
знания в
изобразительной
деятельности. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.
Данное
пособие
может
быть
использовано
воспитателям
дошкольного
учреждения
в
индивидуальной работе с детьми, или для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, пособие
прекрасно «впишется» в развивающую предметно - пространственную среду группы.
Список используемой литератур:
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка – Синтез, 2010.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа –
СПб: Акцидент, 1997.
Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. – М.: “Карапуз –
Дидактика”, 2007
Васильева М.А., Гербова В.В. Комплексные занятия в ДОУ –Волгоград: «Учитель» ,2010.
Генералова, Н. Русские народные потешки в жизни малышей [Текст] /Н. Генералова //Дошкольное
воспитание. – 1985.– №11.- С. 11-14.