Автор: Щербакова Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ЦО №26"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока русского языка по теме "Корень слова", 2 класс по прогамме "Школа России"
Раздел: начальное образование
Предмет: Русский язык
Урок открытия нового знания по теме «Корень слова»
Учитель: Щербакова Татьяна Петровна
Класс: 2 класс
УМК " Школа России"
Цель: знакомство с понятиями «однокоренные» (родственные) слова, «корень».
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Самоопре-
деление к
деятельнос
-ти
- Ребята, посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, у, сегодня, получится!
- Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
- У нас сегодня всё получится! Что такое предложение?
- Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.
Посмотри! Покраснели осины,
В шалях жёлтых берёзки стоят…
У лесной примадонны рябины
Бусы алым рубином горят.
-О каком времени года идёт речь? В гости к нам пожаловала Волшебница
Осень. Она приготовила для нас задания и сюрпризы.
Приветствуют учителя,
проверяют свою готовность к
уроку, составляют из слов девиз
урока.
Личностные результаты
Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Коммуникативные
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
Регулятивные: целеполагание.
Чистописание
На партах её помощники листочки. Выполните 1 задание – пропишите
красиво буквы Кк
Переверните листик и прочитайте загадку:
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту.
-Запишем слово в тетрадь, сделаем транскрипцию.
О т г а д ы в а ю т
з а г а д к у .
В ы с к а з ы в а ю т
с в о и
предположения,
выполняют
транскрипцию.
Познавательные
1. Развиваем умение извлекать
информацию .
2. Выявлять сущность.
Коммуникативные
1.Развиваем умение слушать и
понимать других.
Актуализа
Слово корень – многозначное. О его значении нам расскажут знатоки
Выявляют затруднение
ция знаний
и фиксация
затрудне-
ний
в деятель-
ности
русского языка.
Я прочитала в толковом словаре, что корень - это
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
Что общего в значении этого слова?
- Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа
знаний.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Какова тема нашего урока?
Познавательные
1. Развиваем умение извлекать
информацию .
2. Выявлять сущность,
особенности объектов.
3. На основе анализа объектов
делать выводы.
4. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
Коммуникативные
1.Развиваем умение слушать и
понимать других.
Постанов-
ка учебной
задачи
Аукцион вопросов
- Какие вопросы мы зададим корню?
Формулируют задачи урока.
Уточняют тему урока
Регулятивные
1.Прогнозирование,
целеполагание
Построени
е проекта
выхода
из затрудне
ния
Как красиво нарядила деревья Волшебница осень!
И мы тоже нарядим дерево.
- Послушайте сказку и скажите, зачем нужен корень слова?
- Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил посадить его.
Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем
слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
(На доске появляется “дерево”, на нем однокоренные слова.)
-Так зачем нужен корень?
-
Хотите
сами
стать
такими
садовниками?
Попробуйте
подобрать
однокоренные слова к слову сад (записывают в тетрадь). – Это слово –
корень, на письме выделяют дугой.
- Прочитайте только корень -сад-. Вы поняли, что означает это слово?
Проведём эксперимент:
- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли
смысл слова?
Вывод:В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него
Выводят понятия «корень слова»,
«однокоренные слова».
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их
обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и
последовательности действий.
“растут” другие слова
Физминут-
ка
Я называю пары слов. Если вы слышите однокоренные слова, то жмёте
друг другу руки. Если эти слова не являются однокоренными, то делаете
наклон.
Осень – осина, дождь- дождинка, гриб – грибочек, туча –облако, холод-
хохолок, мороз – стужа, дерево-деревня.
-Как можно назвать слова мороз и стужа?
Познавательные:
1. Развиваем умение извлекать
информацию .
2. Выявлять сущность,
особенности объектов.
3. На основе анализа объектов
делать выводы.
4. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
Первичное
закрепле-
ние
Работа в парах
- Волшебница Осень предлагает провести исследование в парах, чтобы
понять: как найти корень в слове?
Подумайте: какое задание можно выполнить?
- Найдите у них общую часть и подумайте: все ли они родственники.
Докажите.
Ель, ельник, еловый, ела.
Сосна, сосновый, сосняк, соска.
Перелесок, лесник, леска, лес, Лесовичок.
Учащиеся работают парах.
- Теперь попрошу представить результаты исследования.
-Давайте вспомним всё, что мы узнали о корне.
Регулятивные:
- умение действовать по плану
и планировать свою
деятельность
Познавательные:
- поиск и выделение
необходимой информации
Личностные:
- готовность к сотрудничеству.
Коммуникативные:
- планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Самостояте
льная
работа с
самопровер
кой по
эталону
Вставь в текст слова, выдели в них корень
Под сосной ____________ нора. В ней живёт _________. Весной
родились ___________.
Слова: лисята, лисья, лисица.
Проверка по эталону на экране. Оцените свою работу смайликом.
Самостоятельная работа с целью
выявления пробелов в знаниях,
рефлексия, контроль.
Регулятивные:
- умение действовать по плану
и планировать свою
деятельность
Личностные:
- оценивание усваиваемого
содержания.
Коммуникативные:
- умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Рефлексия
деятельнос
ти на уроке
Выходите к доске. Если у вас всё получалось на уроке, и всё было
понятно, крепите свой листок на дерево, если было трудно и не всё
понятно, то под дерево.
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и
уровня освоения и владения
теми или иными учебными
действиями;
- осуществлять итоговый
контроль
Личностные:
- оценивать собственную
учебную деятельность: свои
достижения, степень
самостоятельности,
инициативности, причины
неудач.