Авторы: Разина Ирина Анатольевна, Хасанова Флюра Зарифовна
Должность: Учитель – дефектолог, Учитель – логопед
Учебное заведение: МДОУ Чердаклинский детский сад № 5 "Рябинка"
Населённый пункт: р.п. Чердаклы Ульяновская область
Наименование материала: Конспект коррекционно – развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей с ОВЗ
Тема: "Все профессии важны, все профессии нужны"
Раздел: дошкольное образование
Коррекционно
–
образовательные
задачи:
уточнить
и
расширить
представления
детей
о
разнообразии
профессий,
конкретных
трудовых
действиях;
формировать обобщенное понятие «профессия», активизировать
словарь по данной теме, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять
предложения, подбирать слова-признаки, слова-действия, слова – антонимы;
совершенствовать
грамматический
строй
речи,
учить
образовывать
качественные
прилагательные,
существительные
с уменьшительно
-
ласкательными
суффиксами,
совершенствовать
навыки
употребления
предложно-падежных конструкций.
Коррекционно – развивающие задачи: развивать у детей познавательный
интерес, зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление,
связную речь, словарь по данной теме.
Коррекционно
–
воспитательные
задачи: формировать
навыки
сотрудничества,
взаимодействия,
доброжелательности,
самостоятельности,
ответственности, инициативности.
Словарная работа: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, па-
рикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, води-
тель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик,
крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, трак-
торист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург,
невропатолог,
медсестра;
добрый,
внимательный,
заботливый,
ответствен-
ный,
профессиональный,
умелый,
знающий,
добросовестный,
дисципли-
нированный; лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит,
стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, лета-
ет, водит, возит, выдает, принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает,
кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, копает, строгает, стек-
лит, сваривает, сеют, сажают, копают.
Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки (врач,
повар, учитель, продавец и др.); предметы – молоток, нитки с иголкой, ки-
сточка, ножницы, шприц, фотоаппарат; руль, градусник, очки, шприц и др.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы В. Мая-
ковский «Кем быть», Е. Пермяк «Мамина работа. Д. Родари «Чем пахнут
ремёсла».
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог: Ребята скажите мне, куда отправляются ваши родители, после того
как отвели вас в детский сад? (Ответы детей).
Педагог: Правильно, на работу. Ваши папы и мамы имеют разные профес-
сии.
А что такое профессия?
Педагог: Профессия- это дело, которому человек учится, потом работает, за-
частую посвящая выбранной профессии всю жизнь.
И как вы уже поняли, бе-
седовать мы с вами будем о профессиях.
А о какой первой профессии вы
узнаете, если отгадаете загадку:
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит...
(шофёр).
Он в автобусе сидит,
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли.
(кондуктор).
Педагог: Что делает кондуктор?
Дети: Кондуктор продает билеты.
Педагог: Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты.
Все завтраки, обеды?
Дети: повар.
Педагог: Правильно, ребята, это повар.
Что делает повар?
Ответы детей: варит, готовит, режет, разогревает, жарит, кипятит и т. д.
Педагог: Правильно! Повар готовит разные вкусные блюда. Я больше всего
люблю сладкие блинчики. А что любите кушать вы?
Ответы детей:
-Какое у вас любимое блюдо? Начните свой ответ со слов: “Я люблю…”
Каждый ребенок называет свое любимое блюдо.
Педагог: Молодцы ребята, а сейчас поиграем в игру «Какой компот?»
А для нас повар приготовил вкусный компот из яблок. Какой компот пригото-
вил повар?
Дети: Повар приготовил яблочный компот
Педагог: А если бы он приготовил компот из малины (из груши, из вишни, из
абрикоса, из клубники, из сливы), какой бы он получился?
Дети: ответы детей.
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять
Дети: Врач
Педагог: Совершенно, верно, это врач.
Как по-другому можно назвать врача?
Дети: доктор.
Педагог: Ребята, а что делает доктор?
Дети: Доктор лечит людей.
Педагог: Где он работает?
Дети: Доктор работает в больнице, поликлинике.
2. Физминутка «Профессии»
Мы в профессии играли (ходьба на месте)
В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)_
В самолёте полетали (покружиться вокруг себя)
И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)
Руль теперь в руках у нас (руки перед собой, «держим руль»)
Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)
А теперь на стройке мы (ходьба на месте)
Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)
Раз- кирпич и два, и три – Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые
руки над головой)
Педагог: Молодцы, ребята, послушайте следующую загадку:
Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный ...
(Продавец).
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит...
(Пожарный).
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит...
(Строитель).
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья...
(плотник).
Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а...
(машинист).
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок...
(учитель).
Педагог:
«Молодцы,
правильно
отгадали
все
загадки,
но ещё
существует
много разных профессий.
А кем работают ваши мамы и папы? Расскажите (Ответы детей)
3. Игра «Кому, что нужно для работы?»
Педагог: Люди разных профессий используют разные предметы для своей ра-
боты. У меня есть «чудесный мешочек», в котором лежат много интересных
вещей. Чтобы узнать, что там лежит, нужно достать предмет из мешочка и
сказать, как он называется и люди какой профессии им пользуются». Дети по
о д н о м у
п о д х о д я т
к
в о с п и т а т е л ю
и
в ы п о л н я ю т
з а д а н и е .
Педагог:
Молодцы, ребята, все предметы и профессии вы назвали правильно.
А вы знаете пословицы о труде?
4. Пословицы о труде:
Труд человека кормит, а лень – портит.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
Всякое уменье трудом дается.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Педагог: А как вы считаете, должны трудиться только взрослые? (Ответы де-
тей) Конечно, дети тоже должны трудиться (помогать взрослым, учиться).
5. Игра с мячом «Что делает?»
Цель: Продолжать знакомить детей с действиями людей разных профессий.
Я называю профессию, а вы отвечаете, что делает человек данной профессии.
Врач – лечит
Учитель – учит
Продавец – продает
Повар – варит
Воспитатель – воспитывает детей
Шофер – водит машину
Строитель – строит дома
Все профессии нужны, все профессии важны. Главное – нужно выполнять хо-
рошо любимую работу.
6. Динамическая пауза «Делай как я!»
Детям предлагается выполнить упражнение по словесной инструкции (дети
имитируют движения).
-Что делает швея? (шьет).
-Что делает сапожник (чинит обувь)
-Что делает водитель? (управляет машиной)
- Что делает дворник? (убирает двор)
- Что делает маляр? (красит стены)
- Что делает лесоруб? (рубит лес).
7. Игра «Один — много»
Учитель — учителя — учителей,
врач — врачи — врачей,
продавец — продавцы — продавцов,
пекарь — пекари — пекарей,
фотограф — фотографы — фотографов,
портной — портные — портных,
доярка — доярки — доярок,
почтальон — почтальоны — почтальонов.
8. Итог занятия.