Автор: Язикова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: Архангельская область п. Савинский
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода проектов в деятельности воспитателя детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
2
Содержание
Введение
3
Глава 1. Сущность проектной деятельности в образовании
1.1 Понятие и принципы проектного обучения 5
1.2 История появления проектной деятельности
7
1.3 Виды проектов
10
Глава 2. Особенности организации проектной деятельности в дошкольной
организации
2.1
Этапы
работы
над
проектом
в
дошкольной
образовательной
организации
13
2.2
Особенности
внедрения
проектного
метода
в
дошкольной
образовательной организации
14
2.3
Специфика
использования
метода
проектов
в
дошкольной
образовательной организации
16
Глава
3.
Исследование
применения
метода
проектов
в
деятельности
воспитателей детей дошкольного возраста
3.1 Описание процедуры исследования, направленной на выявление
уровня
знаний
и
умений
воспитателей
в
области
организации
проектной деятельности
21
3.2 Анализ результатов исследования
23
Заключение
28
Список информационных источников
29
Приложения………………………………………………………………………
3
Использование метода проектов в деятельности
воспитателя детей дошкольного возраста.
Быстрое
изменение oкружающей жизни, интенсивное проникнoвение
научно-технического
прогресса
во
все
её
сферы
диктуют
педагогу
необходимость
выбирать
самые
эффективные
средства
воспитания
и
обучения
на
основе
современных
методов
и
новых
интегрированных
технологий.
Одним из самых перспективных методов, спосoбствующих решению
данной
проблемы
является
метод
прoектной
деятельности.
На
данный
момент
он
получает
широкое
распрострaнение
в
дошкольных
образовательных
организациях,
так
как
пeдагоги
для
повышения
эффективности
процесса
обучения
всё
чаще
обращаются
к
проектному
методу [15, с.20].
В
соответствии
с
ФГОС,
работа
над
проектами
начинается
уже
в
дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю дошкольной образовательной
организации следует знать теоретические основы проектной деятельности, а
также
особенности
организации
такой
работы
с
детьми
дошкольного
возраста.
Изучению данной проблемы посвящены труды таких ученых, как Н.А.
Виноградова, Т. А. Данилова, Е. С. Зуйкова, Е. С. Евдокимова, Л.С. Киселёва,
Т. С. Лагода, Е.П. Панько. В своих работах они солидарны в значимости
проектной деятельности для интеллектуального развития детей, организации
их
продуктивного
взаимодействия,
в
использовании
возможностей
привлечения родителей воспитанников, различные социальные институты к
работе детского сада [7, с.4].
Цель: выявление специфики использования метода проектов в процессе
обучения и воспитания дошкольников.
Задачи:
4
-
раскрыть
теоретические
аспекты
проектной
деятельности
как
структурной единицы процесса образования;
- определить понятие и принципы проектной деятельности;
- представить метод проектов как средство внедрения педагогических
инноваций в дошкольной образовательной организации;
-
выделить
специфику
использования
метода
проектов
в
условиях
дошкольного образования.
Глава 1. Сущность проектной деятельности в образовании
1.1 Понятие и принципы проектного обучения
Слово «проект» взято из латыни, и означает «выброшенный вперёд,
выступающий, бросающийся в глаза» [17, с.6]. Проект – это специально
организованный,
и
самостоятельно
выполняемый
детьми
комплекс
определённых действий, направленных на решение проблемных ситуаций, и
заканчивающийся созданием творческого продукта.
Метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной
областью
практического
или
теоретического
знания,
той
или
иной
деятельности, способ организации процесса познания [3, c. 45].
Метод
проектов
понимается
как способ,
в
основе
которого
лежит
развитие познавательных навыков обучающихся, критического и творческого
мышления,
умения
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
увидеть
и
сформулировать проблему. Способ достижения дидактической цели через
детальную
разработку проблемы,
которая
должна
завершиться
вполне
реальным
осязаемым
практическим
результатом,
оформленным
определенным образом [17, с. 24].
Проектная
деятельность
–
это
направленная
деятельность
по
конкретному
плану
для
решения
поисковых,
исследовательских,
5
практических задач по разным направлениям содержания образовательного
процесса [3, c. 46].
Цель
проектной
деятельности
состоит
в
развитии
свободной
творческой
личность
в
ребёнке.
При
этом
проектом
может
быть
разная
деятельность: исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе
которой
ребёнок
знакомится
с
окружающим
миром
и
воплощает
новые
знания в реальные продукты. Использование данной технологии не только
подготавливает ребёнка к жизни в будущем, но и помогает организовать
жизнь в настоящем [21, с.68].
Основные принципы проектной деятельности:
-технологичность – достижение цели при меньших затратах;
-творческая
направленность
и
занимательность
-
предполагается
творческая деятельность и учет интересов детей;
-системность
-
содержание
проекта
должно
отражать
пройденный
материал;
-посильность - ребенок должен справляться с работой с минимальной
помощью;
-экономичность - предполагает минимум затрат;
-экологичность
–
проект
не
должен
противоречить
экологической
этике;
- б е з о п а с н о с т ь
–
д о л ж н а
п р и с у т с т в о в ат ь
с и с т е м а
м е р
предосторожности;
-эргономичность – предусматривает наименьшее затрачивание энергии;
-соответствие
требованиям
дизайна
–
должен
быть
красивым,
эстетичным и практичным;
-значимость – должен соответствовать заданной цели и быть полезным
в дальнейшем [17, с. 78].
Анализ проектной деятельности с точки зрения структуры учебной
деятельности показывает, что проектная деятельность представляет собой
такой вид учебной деятельности, качественное своеобразие которой состоит в
6
легкости
усвоения
и
осознания
структурных
элементов
учебной
деятельности.
В
то
время
как
традиционное
обучение
приводит
лишь
к
стихийному
формированию
структуры
учебной
деятельности,
проектная
деятельность самим своим содержанием и качественными особенностями
ставит ребёнка перед необходимостью полного усвоения всех структурных
компонентов учебной деятельности.
Проектная
деятельность
является
в
целом
субъективно
–
ориентированной
деятельностью.
Психологическая
ценность
учебного
процесса в целом состоит в развитии личности ребёнка, а не в изменении
предметов,
которые
лишь
служат
материалом
для
формирования
и
проявления
личностных
качеств
детей
в
их
широком
понимании,
включающем
и
формирование
познавательных
процессов,
и
интеллекта
ребенка [10, с.64].
Таким
образом,
проективная
деятельность
помогает развить
познавательные навыки обучающихся, критическое и творческое мышления.
При соблюдении принципов метода проектов дети учатся самостоятельно
решать и выполнять поставленные задачи.
1.2. История появления проективной деятельности
В
период
внедрения
инновационных
технологий
в
нашу
жизнь
к
ребёнку
поступает
огромное
количество
разной
информации.
Задача
образовательной
организации
–
помочь
ребёнку
научиться
находить
и
извлекать нужную информацию, усваивать её в виде новых умений и знаний.
Использование
интегрированных
педагогических
технологий
дает
новые
возможности
обучения
и
воспитания
детей.
Одной
из
самых
наиболее
эффективных в данный момент является технология проектной деятельности
[4, с.39].
Метод проектов возник ещё в 20-е годы прошлого века в США, когда
умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы выявить способы,
7
пути
развития
активного
самoстоятельного
мышления
ребёнка,
чтобы
научить ребёнка не только воспроизводить и запоминать знания, которые дает
им образовательная организация, но и уметь применять их
в жизни, на
практике.
Его
также
называли
методом
проблем,
и
связывали
с
идeями
гуманистического направления в образовании и философии, разработанными
американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х.
Килпатриком.
Метод проектов относят к педагогическим технологиям ХХI века. Этот
метод
предусматривает
умение
адаптироваться
в
стремительно
изменяющемся мире информационных технологий. Он является способом
организации
педагогического
процесса,
основанным
на
реализации
планируемой деятельности педагога и ребёнка для решения поставленной
задачи
или
проблемы,
а
также
для
выполнения
творческой
работы.
В
процессе
проектной
работы
речевое
общение
органично
и
естественно
входит
в
практическую
деятельность
(создание
плакатов,
коллажей,
изобразительная деятельность, анкетирование, игры) [1, с.8].
Универсальное использование метода проектов обусловило его новое
определение, которое дал коллега Дж. Дьюи профессор У. Х. Килпатрик. Под
проектом
он
понимает
любую
активность,
любую
деятельность
детей,
которая ими выбрана свободно, и поэтому выполняется охотно, «от всего
сердца». Ребёнку может принести пользу только та деятельность, которая
делается с очень большим увлечением. В связи с этим достоинство любого
проекта
определяется
уровнем
заинтересованности,
уровнем
сердечного
увлечения ребёнка при выполнении поставленной задачи [9, с.89].
Свою концепцию проектного обучения У. Килпатрик выстраивает на
основе теории опыта Дж. Дьюи и психологии обучения Э. Торндайка, выбрав
за
основу
его
утверждение
о
том,
что
деятельность,
к
которой
есть
склонность, вызывает удовлетворение, и поощряется чаще, чем та, которая
выполняется по принуждению, и вызывает раздражение. У. Килпарик делает
вывод
о
том,
что
решающим
фактором
в
процессе
обучения
является
8
психология
ребёнка.
Он
считает,
что
свободное
воспитание
формирует
самостоятельность, воображение, дееспособность – качества, необходимые
для
поддержки
и
развития
демократии.
Выделяет,
что
метод
проектов
характеризуется со стороны ребёнка целым актом, достижением в процессе
учения известной ближайшей цели. Его утверждение, что в основе любого
проектного обучения лежит основное решение проблемы, что только тогда,
когда ставится определённая цель, есть стимул разрешить её, и проблема
становится проектом - очень актуально для современного понятия проектной
деятельности [2, с.171].
Одной
из
самых
плодотворных
концепций
структуры
учебной
деятельности становится теория В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. В качестве
компонентов структуры учебной деятельности в этой концепции выделяются
и учебные ситуации, и
учебные действия, а так же учебный контроль и
оценка.
Проводя
анализ
проектной
деятельности
детей
посредством
понятийного
аппарата
этой
теории,
следует
отметить,
что
проектная
деятельность как вид учебной деятельности включает в себя все признаки, но
в
отличие
от
других
видов
учебной
деятельности
система
структурных
компонентов проектной деятельности воспитанников образуется открыто, в
процессе проведения проектной деятельности. В процессе этого воспитатель
имеет
возможность
абсолютно
контролировать
формирование
любого
из
компонентов структуры учебной деятельности.
Учебный
контроль
дает
возможность
проводить
корректировку
деятельности, выделены две его основные формы – контроль на основе
анализа
конечного
результата
учебных
действий
и
контроль
на
основе
анализа
хода
выполнения
учебных
действий.
Функции
структурного
компонента
учебной
деятельности
–
учебного
контроля
–
в
проектной
деятельности
реализует
заключительный
этап,
на
котором
происходит
корректировка объекта деятельности и его непосредственный контроль и
испытание[7, с.22].
9
Итак, как заметил У. Килпарик, что решающим фактором в процессе
обучения является психология ребёнка, отсюда следует, что метод проектов
помогает
вырастить
из
детей
всесторонне
развитую
личность
и
решить
одновременно несколько учебных задач в процессе обучения.
1.3.Виды проектов
Различают следующие виды проектной деятельности.
Исследовательские.
Эти
проекты
требуют
четко
продуманной
структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для
всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том
числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Должны быть логичными по структуре. Такой тип проектов предполагает
аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование
проблемы
исследования,
его
предмета
и
объекта,
обозначение
задач
исследования в последовательности принятой логики, определение методов
исследования,
выдвижение
гипотез
решения
обозначенной
проблемы,
разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных,
обсуждение
полученных
результатов,
выводы,
оформление
результатов
исследования,
обозначение
новых
проблем
для
дальнейшего
развития
исследования.
Творческие.
Творческие
проекты
предполагают
соответствующее
оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально
проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она
только
намечается,
и
далее
развивается,
подчиняясь
жанру
конечного
результата. Таким результатом могут быть совместная газета, сочинение,
видеофильм,
спектакль,
игра,
праздник,
экспедиция
и
т.п.
Однако
оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в
виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана
10
сочинения,
статьи,
репортажа
и
так
далее,
дизайна
и
рубрик
газеты,
альманаха, альбома и прочего.
Ролевые,
игровые.
В
таких
проектах
структура
также
только
намечается,
и
остается
открытой
до
завершения
работы.
Участники
принимают
на
себя
определенные
роли,
обусловленные
характером
и
содержанием
проекта.
Это
могут
быть
литературные
персонажи
или
выдуманные
герои,
имитирующие
социальные
или
деловые
отношения,
осложняемые
придуманными
участниками
ситуации.
Результаты
этих
проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в
самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим
видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные
(информационные).
Этот
т ип
проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте,
явлении;
предполагается
ознакомление
участников
проекта
с
этой
информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой
аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо
продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу
работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим
образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение
«мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление
с
известными
фактами,
аргументированные
выводы),
результат
(статья,
реферат,
доклад,
видео
и
прочее).
Презентация.
Такие
проекты
часто
интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной
частью, модулем.
Практико-ориентировочные (прикладные). Эти проекты отличает четко
обозначенный
с
самого
начала
результат
деятельности
его
участников.
Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы
самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры,
даже сценария всей деятельности его участников с определением функций
каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной
11
деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь
особенно
важна
хорошая
организация
координационной
работы
в
плане
поэтапных
обсуждений,
корректировки
совместных
и
индивидуальных
усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных
способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки
проекта.
Основной целью этой многоплановой педагогической работы является
переход
к
внедрению
новых
ФГОС,
а
с
ними
и
новых
компетенций,
технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы,
который
и
будет
востребован
в
связи
с
реализацией
федеральных
государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных
образовательных учреждений.
Таким образом, в первой главе нашей работы мы рассмотрели понятие,
принципы,
виды
и
историю
возникновения
проектной
деятельности,
и
пришли к следующим выводам:
-
проектная
деятельность
–
это
направленная
деятельность
по
конкретному
плану
для
решения
поисковых,
исследовательских,
практических задач по разным направлениям содержания образовательного
процесса;
- метод проектов относят к педагогическим технологиям ХХI века, и он
решает не только учебные, но и воспитательные задачи, поэтому является
эффективным методом работы в образовании.
Далее мы рассмотрим специфику применения проектного метода в
условиях дошкольного образования.
12
Глава 2. Особенности организации проектной деятельности в
дошкольной образовательной организации
2.1 Этапы работы над проектом в дошкольной образовательной
организации
Основной целью проектного метода в ДОО является развитие детской
инициативы, свободной творческой личности. Работа над проектом проходит
в несколько этапов.
Первый этап - организационно – подготовительный:
- определение умений и знаний воспитанников;
- подборка программно – методического оборудования для реализации
проекта:
- изучение опыта педагогов новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно - развивающей среды.
Второй этап - рефлексивно – диагностический:
-
воспитатель
проводит
анализ
резерва
своих
профессиональных
возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности
коллег темой проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компетенции в
вопросах обозначенной темы;
- выявление интереса и уровня знаний, обучающихся по теме проекта.
Третий этап - практический:
-
определение
содержания
работы
как
базового
компонента
в
приоритетном направлении деятельности воспитателя;
-
исправление
индивидуальных
планов
педагогов,
участвующих
в
проекте;
- реализация проекта через взаимодействие с другими воспитателями и
родителями детей, в том числе проектно – игровую деятельность ребёнка;
- участие в городском конкурсе педагогических проектов;
13
- обобщение и распространение опыта работы воспитателя.
Четвёртый этап – заключительный:
- проанализировать достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой
в
проекте
проблемы
в
воспитательно
-
образовательном
процессе
дошкольной образовательной организации[14, с.99].
Только
с
помощью
системы
этапов
можно
достичь
цели
проектирования
и реализовывать
две
основные
функции:
осуществлять
мониторинг
проектной
деятельности
и
способствовать
формированию
личной философии профессиональной деятельности педагогов.
2.2 Особенности внедрения проектного метода в дошкольной
образовательной организации.
Метод проектов можно представить как особый способ организации
педагогического
процесса,
основанный
на
взаимодействии
воспитателя
и
ребёнка.
Последовательная
практическая
деятельность
по
достижению
поставленной цели, способ взаимодействия с окружающей средой. Работа в
данном
направлении
проводится,
в
первую
очередь,
через
обучение
воспитателей, просветительскую работу с родителями, создание предметно
пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов [16,
с.59].
Внедрение
в
практику
указанной
технологии
предъявляет
к
воспитателю определённые требования как к творческой личности, и требует
специального обучения для повышения педагогического профессионализма,
так как научить ребёнка проектировать
может воспитатель, владеющий
методом
проектов
как
определённой
технологией,
как
деятельностью
по
самоорганизации профессионального пространства.
Педагог
–
основной
руководитель
проекта
и
последующей
деятельности:
исследовательской,
игровой,
художественной,
практико
-
14
ориентированной.
Также
педагог
является
основным
координатором
индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы[18, с.14].
Воспитатель
выступает
как
организатор
детской
продуктивной
деятельности. Педагог – это источник информации, консультант, эксперт для
ребёнка. Поэтому внедрение в практику проектного метода начинается с
организации
работы
с
педагогическими
работниками.
Это
могут
быть
следующие методы и формы работ – консультации и семинары, коллективные
просмотры занятий, методические выставки, беседы, презентации проектов,
практикумы, круглые столы, работа с методическим материалом. Главной
целью
внедрения
проектного
метода
в
дошкольную
образовательную
организацию
является
развитие
свободной
творческой
личности
ребёнка,
которая определяется задачами исследовательской деятельности и задачами
развития воспитанников.
Цель
даёт
возможность
определить
задачи
обучения,
сформировать
предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии
с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:
- экспериментировать, применять на практике полученные знания;
- развивать творческие возможности и коммуникативные навыки, это
дает ему успешно адаптироваться в жизни.
Метод
проектов
может
использоваться
с
детьми
разного
возраста.
Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста различны. Они
позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных
и исследовательских умений ребёнка[20, с.12].
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации,
продумывает
содержание
деятельности
и
осуществляет
подбор
практического
материала.
При
этом
при
планировании
проектной
деятельности воспитателю следует помнить об этапах в развитии проектной
деятельности [18. с,14].
На основании выше перечисленного можно сделать вывод о том, что
успешность проективной деятельности во многом зависит от компетенции
15
педагога.
Именно
воспитатель
организовывает
детей
на
этот
вид
деятельности.
2.3. Специфика использования метода проектов в дошкольной
образовательной организации
Метод
проектов
как
педагогическая
технология
–
это
набор
определённых методов, исследовательских, поисковых действий и приёмов
воспитателя в определённом порядке для достижения поставленной цели –
решения проблемы, лично важной для воспитанника, оформленной в виде
определённого конечного продукта. Иными словами проектный метод – это
осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с
прохождением
определённых
и
последовательных
этапов
деятельности.
Ведущей
деятельностью
воспитанника
дошкольной
образовательной
организации
является
игра.
Поэтому,
начиная
с
младшего
возраста,
используются ролевые игры и игровые и творческие проекты [5, с.15].
Темы проектов могут быть совершенно разными, и касаться проблем
формирования культуры семейной жизни с учётом интересов и способностей
воспитанников. В некоторых случаях темы проектов предлагаются самими
воспитанниками,
при
этом
последние
ориентируются
на
собственные
творческие силы и прикладные интересы. Но чаще всего темы проектов
определяются
актуальностью
вопроса,
его
практической
значимостью,
а
также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников
из
разных
областей
наук.
Отсюда
следует,
что
при
этом
практически
достигается интеграция знаний [6, с.4].
Проектная деятельность предполагает:
- практическую, теоретическую, познавательную значимость конечного
результата;
-
структурное
содержание
части
проекта
с
указанием
каждого
последующего этапа и всех его результатов;
16
-
наличие
проблемы,
требующей
инновационных
знаний
и
исследовательского поиска её решения;
- самостоятельную деятельность дошкольника;
- обсуждение методов исследования, использование исследовательских
методов, то есть, определение данной проблемы и вытекающих из неё задач
исследования и их решения, а так же оформление конечных результатов и
анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка и выводы [21,
с.69].
Основное
значение
метода
проектов
–
это
предоставление
дошкольникам
возможности
самостоятельного
получения
знаний
при
решении определённых задач в практике, требующих интеграции умений и
знаний во всех областях. Отсюда следует, что проектная деятельность даёт
шанс воспитать «деятеля», а не «исполнителя», воспитывать и развивать
волевые качества личности ребёнка, навыки его партнёрского взаимодействия
с окружающим его миром.
Преимущества проектного метода:
-
повышает
качество
образовательного
процесса
в
дошкольной
образовательной организации;
- служит развитию критического и творческого мышления каждого
ребёнка;
- проектный метод является одним из методов развивающего обучения,
в
виду
того,
что
в
его
основе
лежит
развитие
познавательных
навыков
ребёнка,
умение
его
самостоятельно
распределять
свои
знания,
видеть
нужное в информационном пространстве;
- способствует повышению уровня компетентность воспитателя.
Проектная деятельность представляет собой комплекс усвоения знаний
и
даёт
огромные
возможности,
их
использования
в
самых
различных
комбинациях, интеграции различных видов этапам:
- комплексные блочно - тематические знания;
17
-
занятия
с
внедрением
проблемных
ситуаций
д е т с ко го
экспериментирования;
- интеграция:
-
частичная
интеграция
(изобразительной
и
художественной
литературы);
-
полная
интеграция
(экологическое
воспитание
с
художественной
литературой,
изобразительная
деятельность,
музыкальное
воспитание,
физическое развитие).
В практике современных дошкольных образовательных организаций
используются следующие виды проектов:
-творческие,
- ролево – игровые,
- исследовательско – творческие [4, с.34].
По продолжительности они могут быть:
- краткосрочные (1-2 недели);
- долгосрочные (в течении всего учебного года).
Задачи развития:
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие коммуникативных навыков;
-
обеспечение
психологического
благополучия
и
здоровья
детей[3,
с.55].
Главной
задачей
проектного
метода
в
дошкольной
образовательной
организации
является
развитие
свободной
творческой
личности
ребёнка,
которое
определяется
задачами
исследовательской
деятельности
детей
и
задачами развития детей.
Задачи развития:
-развитие коммуникативных навыков;
-развитие творческого мышления;
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
18
-развитие познавательных способностей,
-развитие творческого воображения.
Задачи
исследовательской
деятельности
специфичны
для
каждого
возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);
-
формирование
начальных
предпосылок
исследовательской
деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
-
формирование
предпо сылок
поисковой
д е я т е л ь н о с т и ,
интеллектуальной инициативы [8. с,20].
Отсюда
следует,
что
освоение
воспитателями
дошкольных
образовательных организаций технологии проектирования даст возможность
повысить уровень их профессионального мастерства, и создать в дошкольной
образовательной организации условия для эффективной образовательной и
воспитательной работы с воспитанниками[12, с.25].
Выводы по главе 2
Проанализировав вторую главу, можно сделать вывод, что в проектной
деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка.
Раскрывается
индивидуальность
каждого
воспитанника.
Реализуются
интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному
развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном
этапе.
Спецификой
взаимодействия
с
использованием
метода
проектов
в
дошкольной
практике
является
то,
что
взрослым
необходимо
«наводить»
ребёнка,
помогать
обнаруживать
проблему,
или
даже
провоцировать
её
19
возникновение. Вызывать интерес и «втягивать» детей в совместный проект,
но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Метод проектов в работе с дошкольниками на сегодняшний день – это
самый
оптимальный
и
инновационный,
а
также
перспективный
метод,
который
обязательно
должен
занять
своё
достойное
место
в
системе
дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы
проектной
деятельности
дают
представления
о
высоком
уровне
адаптивности
инновационных
технологий
в
системе
дошкольных
образовательных организаций.
В
следующей
главе
мы
изучим
применение
метода
проектов
в
деятельности
воспитателей
МБДОО
«Детский
сад
«Солнышко»»
п.
Савинский
20
Глава 3. Исследование применения метода проектов в деятельности
воспитателей детей дошкольного возраста
3.1 Описание процедуры исследования, направленной на
выявление уровня знаний и умений воспитателей в области организации
проектной деятельности
Одним из важных условий успешного обучения и воспитания детей
дошкольного возраста является подбор эффективных методик обучения. На
основе проанализированной литературы, мы считаем, что метод проектов
относится к эффективным методикам.
Для выявления специфики использования метода проектов в процессе
обучения и воспитания дошкольников мы использовали анкетирование.
Анкетирование – это средство получения информации для социального
обследования,
применяется в социологических,
социально-психологических,
экономических,
демографических
исследованиях.
При
анкетировании
каждому
лицу
из
группы,
выбранной
для
анкетирования,
необходимо
ответить на вопросы анкеты.
Вопросы бывают открытые (дается свободный
ответ)
и закрытые (ответ состоит в выборе из нескольких предлагаемых в
анкете
утверждений)
, а
также
объективные (об
образовании,
возрасте,
заработной плате и т.д. ) и субъективные (об отношении к условиям жизни
или
определенным
событиям
и
личностям)
. Обычно
анкетирование
проводится анонимно [26, с.230].
Для анкетирования была составлена анкета с учетом всех параметров.
В исследовании приняли участие 10 воспитателей разной возрастной
категории.
Целью
данного
исследования
является
изучение
организации
проектной
деятельности
в
условиях
дошкольной
образовательной
организации.
Задачи:
21
-подобрать вопросы для анкетирования;
- провести опрос воспитателей по теме исследования;
- описать и проанализировать полученные результаты.
В соответствии с изученной темой для исследования была подобрана
анкета
из
7
вопросов,
шесть
из
которых
являются
закрытыми,
и
один
открытый вопрос (Приложение 1).
Педагогам был предложен бланк с вопросами и вариантами ответов,
отвечать на которые можно было анонимно.
Инструкция: «Уважаемые коллеги! Просим вас ответить на вопросы
анкеты
по
организации
проектной
деятельности
в
условиях
дошкольной
образовательной организации».
По
результатам
исследования
можно
судить
об
организации
проективной
деятельности
в
условиях
дошкольной
образовательной
организации.
22
П о
вопро су основных
трудностей
при
организации
проектной
деятельности с детьми дошкольного возраста 30 % людей назвали, что у них
не
хватает
времени,
20
%
ответили,
что
нет
технических
средств
и
методической
литературы.
У
20
%
опрошенных
возникают
трудности
в
оформлении проектов, и лишь у 20 % не возникает трудностей в написании и
реализации проектов.
В
результате
анкетирования
были
выявлена
следующая
специфика
использования
метода
проектов
в
процессе
обучения
и
воспитания
дошкольников.
Все педагоги знают о методе проектов.
Большинство
воспитателей
самостоятельно
используют
проекты
и
считают необходимым в работе.
У
многих
возникают
трудности
при
оформлении
и
презентации
проекта, но тем не менее владеют всеми навыками для его создания.
На
основании
проанализированных
данных
исследования
можно
сделать вывод, что гипотеза о том, что большинство воспитателей владеют
методикой организации проектной деятельности и применяют её в своей
работе, подтвердилась. Проектный метод является эффективным средством
для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Выводы по третьей главе
Таким образом, в данной главе с помощью анкетирования мы изучили
организацию проектной деятельности в условиях дошкольной организации с
целью
выявления
знаний
и
умений
педагогов
по использованию метода
проектов в процессе обучения и воспитания дошкольников, и пришли к
выводу, что метод проектов относится к эффективным методикам. Наша
гипотеза нашла свое подтверждение в поведенном исследовании.
23
Заключение
Проективная
деятельность
является
материалом
для
выявления
взрослыми и детьми собственных творческих уникальностей как субъектов
развития
образования.
В
отличие
от
других
технологий
воспитания
и
обучения
совместное
проектирование
является
созидательной
формой
активности ребенка и взрослого.
В
своей
курсовой
работе
мы выявляли
специфику
использования
метода
проектов
в
процессе
обучения
и
воспитания
дошкольников.
Вследствие этого мы пришли к выводу, что проектная деятельность является
эффективным методом воспитания и обучения. Помогает выявить и развить
детский творческий потенциал, а также повысить профессионализм педагога.
Спецификой
взаимодействия
с
использованием
метода
проектов
в
дошкольной
практике
является
то,
что
взрослым
необходимо
«наводить»
ребёнка,
помогать
обнаруживать
проблему,
или
даже
провоцировать
её
возникновение. Вызывать интерес и «втягивать» детей в совместный проект,
но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Исходя из выше перечисленного, мы можем утверждать о достижении
цели данной работы и подтверждении гипотезы о том, что большинство
воспитателей владеют методикой организации проектной деятельности, и
активно применяют её в своей работе.
24