Автор: Меньшикова Ольга Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методический материал
Тема: Сценарий урока по окружающему миру
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока по окружающему миру.
Учитель: Меньшикова Ольга Петровна
Класс: 1 «В»
Тема урока: В зоопарке.
Цель: формирование представления о зоопарке как просветительском и научном учреждении, изучающем животных;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
Задачи:
формировать у обучающихся навыки решения нестандартных задач;
формировать ключевые компетенции обучающихся:
умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую, проблемную и коммуникативную.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с классом.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Личностные:
осознание ценности знаний о нестандартной задаче;
умения составлять и читать таблицы, диаграммы;
ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять границу «знания-незнания»;
определять цель урока;
контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Задания каждого этапа
Примечания
Орг. момент
Создание условий для
включения учащихся в
деловой ритм,
установление
эмоционального
контакта.
Оценивают свою
готовность, общий
настрой на работу.
Л: Выражение внутренней
позиции на уровне
положительного отношения к
предмету; соблюдение
основных моральных норм
поведения.
К: Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Определение темы
урока.
Актуализация
знаний.
Организует учебную
деятельность учеников.
Введение в тему урока.
Выполняют
упражнения под
руководством учителя.
Зоопарк.(Отгадывают
- Отгадайте загадку:
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём?
Р: Участие в обсуждении и
формулировании цели
конкретного задания.
К: Формирование умения
слушать и понимать других;
строить речевое высказывание
в соответствии с
Организует работу по
развитию умения
анализировать,
сравнивать.
Сообщение учителя о
первых зоопарках.
загадку).
В зоопарке.
(Формулируют тему
урока).
Формулируют
собственное мнение и
аргументируют его.
Работа с
информацией,
представленной в
определении.
Оценивают уровень
своих знаний.
- Определите тему нашего урока.
- А что обозначает это слово?
На доске: (Слайд)
Зоопарк – это зоологический парк, т.е.
парк, где содержат животных.
Зоопарк – это «живой» музей для всех
любителей природы.
Зоопарк – это «живая» лаборатория для
ученых.
Зоопарк – убежище для редких
животных.
Зоопарк – музей живой природы.
Зачем нужны зоопарки?
Кто живет в зоопарке?
Где живут животные?
Как животные появляются в зоопарке?
поставленными задачами.
П: Самостоятельное «чтение»
и объяснение информации.
К: Готовность слушать
собеседника и вести диалог.
Л: Определение границ
собственного знания и
незнания.
Р: Формирование умения
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей; формирование
умения осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Организует самооценку
учащихся.
Физминутка
Организует
физкультминутку.
Выполнение
упражнений
Вы сегодня обезьянки,
По-английски просто манки,
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И пожмем соседу руку.
Сядем, встанем и прыжок,
Ты же манки, мой дружок!
Р: Формирование умения
действовать в учебном
сотрудничестве в
соответствии с принятой
ролью.
Открытие нового
знания.
Организует
фиксирование
индивидуального
Учащиеся
высказывают свои
предположения.
- Как вы думаете, давно ли появились
зоопарки? (Слайд)
Самый первый зоопарк в мире был
основан в 1150 году до н.э. одним из
Р: Участие в обсуждении и
формулировании цели
конкретного задания.
Участие в обсуждении и
затруднения.
Приходят к
пониманию проблемы.
китайских императоров. В нем
содержалось много видов оленей, птиц и
рыб. Хотя он чем-то походил на
современные зоопарки, было одно
существенное отличие: он был закрыт
для публики и содержался для
развлечения императора и его двора.
Первый в мире настоящий общественный
зоопарк был открыт в Париже в 1793 г.
Это был известный «Жардин де Планте».
А когда появился зоопарк в нашем
городе? Один из самых больших
зоопарков мира.(Слайд)
Годом создания зоопарка считается 1947
год. Хотя попытки были и раньше
(1933г.).
Летом 1969 года директором зоопарка
стал Ростислав Александрович Шило.
Сейчас дело всей его жизни продолжает
сын. (Слайд)
Как вы думаете, почему гостей зоопарка
встречают динозавры. (Слайд) В
переводе это слово означает ужасный,
громадный ящер.
Эмблемой Новосибирского зоопарка стал
снежный барс - уникальное по красоте и
грации животное, сохранившееся в
Сибири только на Алтае. (Слайд)
Проведем небольшую экскурсию по
Новосибирскому зоопарку.
формулировании алгоритма
выполнения конкретного
задания (составлении плана
действий).
Участие в оценке и
обсуждении результата,
полученного при совместной
работе группы.
Планирование своих действий
в соответствии с
поставленной задачей.
Л: Формирование личного
(эмоционального) отношения
к диким животным.
Следование в поведении
моральным нормам.
Определение границ
собственного знания и
незнания.
Формирование толерантного
отношения к чужим ошибкам
и другому мнению.
П: Формирование
представления о зоопарке как
образовательном и научном
учреждении.
Расширение опыта поведения
в природной и социальной
среде с точки зрения
Показ слайдов с комментариями.
Совсем недавно открылся дельфинарий.
(Слайд), пингвинарий, тропический мир.
(Слайд)
важнейших компонентов
культуры, таких как норма,
ценность.
П: Осознание важности
зоопарка в процессе познания
окружающего мира.
Осмысление взаимосвязи
человека и животного мира.
Формирование логических
действий сравнения,
классификации объектов
живой природы на основе
внешних признаков.
Самостоятельное «чтение» и
объяснение информации,
заданной с помощью
рисунков, схематических
рисунков и схем.
Составление, понимание и
объяснение простейших
алгоритмов (план действий)
при работе с конкретным
заданием.
Физкультминутка
Организует
физкультминутку.
По зоопарку мы шагаем (Маршируют на
месте)
И медведя там встречаем (Раскачивание
туловища)
Этот мишка косолапый
Широко расставил лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
(Руки полусогнуты в локтях, ноги на
ширине плеч. Переступание с ноги на
ногу)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
(Дети всматриваются вдаль, держа
ладонь над бровями, повороты)
Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим. (Бег на месте на
носках)
Вот волчата спинку выгнули (Прогнуться
в спине вперед)
И легонечко подпрыгнули.(Легкий
прыжок вверх)
Р: Формирование умения
действовать в сотрудничестве
в соответствии с принятой
ролью.
Подражаем мы зайчишке (Ладони на
голову, подскоки)
Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра
Заниматься нам пора.
(Вернуться на места)
Усвоение новых
знаний.
Организует усвоение
учениками новых
знаний с
проговариванием во
внешней речи.
Обеспечивает контроль
за выполнением
заданий
Работа по учебнику.
Работа в группах
Понравилось
вам
путешествие
в
зоопарк? Всех ли животных я показала?
Я вам показала только 3 слайда. А если
бы мне захотелось бы показать вам всех
ж и в о т н ы х ,
п р о ж и в а ю щ и х
в
Новосибирском
зоопарке,
то
мне
пришлось
бы
сделать
еще
около
1000
слайдов, потому что в нашем зоопарке
проживают более 11000 особей.
Для чего же нужны зоопарки?
- Откройте учебники на странице 26.
На какие группы можно разделить этих
животных?
А хотите создать свой зоопарк?
В группе каждый занят делом.
Распределите работу:
одни члены группы расселяют
К: Оформлять свои мысли в
устной форме.
Л: Формирование личного
(эмоционального) отношения
к диким животным.
Следование в поведении
моральным нормам.
П: Формирование
представления о зоопарке как
образовательном и научном
учреждении.
Расширение опыта поведения
в природной и социальной
среде с точки зрения
важнейших компонентов
культуры, таких как норма,
ценность.
Организует составление
совместного плана
действий.
Вольер -площадка для
содержания животных
Люди постарались,
чтобы животные
чувствовали себя как
дома.
зверей в вольеры (Что это такое?),
другие – из пазлов составляют
картинку животного и готовят
небольшой рассказ,
третьи – вырезают пингвинят.
Какие правила поведения в зоопарке
должны соблюдать все посетители?
П: Осознание важности
зоопарка в процессе познания
окружающего мира.
Осмысление взаимосвязи
человека и животного мира.
Формирование логических
действий сравнения,
классификации объектов
живой природы на основе
внешних признаков.
Подведение итогов.
Показ работ.
Обсуждение.
Дополнительный материал.
-Закончить сегодняшний урок мне
хотелось бы словами великого
французского писателя Антуана де Сент
– Экзюпери:
«Природа – это раскрытая книга,
П: Умение применять новые
знания, накапливать
жизненный опыт
которую мы читаем всю жизнь и всю
жизнь пытаемся понять».
- Какие знания вы сегодня получили? Где
они вам могут пригодиться?
- О чём вы хотели бы рассказать
родителям, когда придёте домой?
- Кого из одноклассников вы хотели бы
поблагодарить за активную работу на
уроке?
Рефлексия.
Проводят рефлексию
Отвечают на вопросы
и проводят
самооценку.
- Что такое зоопарк?
- Нужны ли нам зоопарки?
- Оцените свои достижения на уроке.
На уроке мы немножко касались
ж и з н и
п и н г в и н о в
в
н а ш е м
Н о в о с и б и р с ком
п и н г в и н а р и и .
С
помощью
этих
забавных
животных
вы
о ц е н и т е
с в о и
д о с т и ж е н и я
н а
сегодняшнем уроке. Раскрасьте животик
соответствующим цветом:
ЗЕЛЕНЫЙ – доволен результатом своей
работы;
ЖЕЛТЫЙ - хотелось бы лучше;
КРАСНЫЙ – Не доволен!
Р: Уметь оценивать
правильность выполнения
действия на уровне
адекватной ретроспективной
оценки.
Личностные: Способность к
самооценке, к взаимооценке.
Посадите своего пингвинчика на льдину.
СПАСИБО!